Лекции по "Архитектуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 14:43, курс лекций

Описание работы

Именно этот «высший предел» развития литературного творчества, представленный в драмах великих трагиков классического периода и пьесах Аристофана, в философских трактатах Платона и Аристотеля, сентенциях Эпикура, в архитектуре и ваяниях школы Фидия, работах Скопаса, Праксителя и многих других является бесценным созданием эллинского духа. Но от тех времен, когда кто-то из тех, кого Лукреций Кар именовал первобытными людьми, нанес на стены пещерного жилища свое первое виденье реально существующего или какой-то символ, прошли многие столетия. Последовательно-хронологическая картина самого раннего периода развития творчества не поддается воссозданию, как и для того периода, который представлен памятниками Кносса или Акротири, Трои или Микен. Однако в изделиях мастеров по металлу и камню или керамистов, в росписи сосудов, а позднее фресках на стенах дворцов представлены наиболее характерные этапы развития: ритмическое построение орнамента и антропомирфизированные изображения богов, отражение реалий действительности (животный мир, пейзаж, религиозные процессии).

Работа содержит 1 файл

1_MIKEN_-TIRINF-KIKLAD.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

Насколько масштабной была Троянская война, описанная в  «Илиаде» (или в памяти слились воедино неоднократные набеги в Троаду) трудно судить. Столь же сложно представить хронику событий, однако некоторые данные сказаний эллинов находят подтверждение в восточных источниках и данных раскопок, которые свидетельствуют, что уже в XV в. до н. э. ахейцы начинают проникать на побережье Малой Азии, устанавливают контакты с финикийцами и испытывают влияние финикийской культуры. От финикийцев они унаследовали способы приготовления красной краски и красных чернил – «пурпур», получаемый из желез морского моллюска. Не без влиянием финикийской письменности сложилось линейное письмо Б, в котором впервые встречаются знаки для обозначения отдельных звуков – гласных. Линейное письмо Б дешифровал М. Вентрис в 1952 г., доказавший, что язык этого письма был уже греческим.

______________________________

¹ Немировский А. И. Древнее Гомера (вместо послесловия) // Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991. С. 302.

2 Так называемый клад Приама состоял из слитков серебра, золотых украшений (браслеты, серьги, диадемы), тончайшей работы, медных и глиняных сосудов и оружия, в том числе изготовленного из яшмы, нефрита (полированные топоры). В литературе отношение к «Кладу Приама» неоднозначно. Некоторые исследователи полагали, что Г. Шлиман собрал него все то, что было обнаружено в различные дни раскопок, скрывая изделия из благородных металлов от работавших, чтобы находки не привлекли их внимания. Косвенным основанием для подобного предположения стало то, что свыше 8 тысяч мелких золотых вещей обнаружены в последний день работ. Как показало изучение артефактов из клада (доступных для изучения), они относятся к близкому хронологическому периоду и, возможно, в данном случае следует говорить об археологической удаче первого исследователя холма Гиссарлык.

3 Мифы свидетельствуют не только о набегах ахейцев на территорию Малой Азии, но и переселениях их. Так Беллерофонт, внук которого Главк участвовал в Троянской войне, бежал из Коринфа в Ликию, где стал соправителем царя Иобата.

 

 

2. Раскопки Микен и  Тиринфа

 

Появление новых источников о Микенском  мире, все более и более роняет авторитет Гомера как историка, но нисколько не принижает его величие как поэта.

А. И. Немировский [1]

 

После Трои внимание Г. Шлимана привлекли руины Микен (1874 г.). Микены расположены на господствующем над плодородной долиной холме и имели две линии стен вокруг дворца, которые относятся к различным хронологическим периодам; ниже – по склону – в последний этап существования Микен располагались мастерские, жилища ремесленников и торговцев (образы 1–10). Во II в. н. э. историк и путешественник Павсаний Периегет, рассказывая о памятниках Арголиды, отметил циклопическую кладку опустевших Микен и Тиринфа.

Рядом с монументальными воротами, которые украшали плиты с изображением львов (Львиные ворота, возведены в XIV–XIII вв. до н. э.) находился некрополь – это могильный круг «А» с шахтовыми гробницами (образы 11–13), которые даруются 1650–1550 гг. до н. э. Во время раскопок Микенского холма Г. Шлиман раскопал несколько погребений [2], которые представляли собой ямы, облицованные в нижней части каменной кладкой (до 1,0 м высотой). На пол из гальки ставились многочисленные погребальные дары, сопровождавшие усопшего в потустороннее царство, затем все перекрывалось деревянными балками, засыпалось землей; сверху ставилась стела. Среди инвентаря уникальными находки являются погребальные маски из золота (образы 17–21).

С середины XVI в. до н. э. сооружались купольные гробницы – толосы. Более ранние из них вырубались в скале и частично облицовывались камнем. Купольные гробницы XIV в. до н. э. являются монументальными сооружениями, сложенными из плит, с ведущим на поверхность длинным коридором – дромосом (образы 57–60). Г Шлиман, раскопавший два толоса, полагал, что одна из гробниц принадлежала Агамемнону. Высота ее 13,0 м, диаметр 14,5 м, купол состоял из 34 концентрических кругов кладки. Дромос имеет длину в 36,0 м. Во второй, расположенной неподалеку, по его мнению, была похоронена супруга правителя Клитемнестра.

 

Исследование  сооружений «нижнего города» в ХХ в. привело к обнаружению табличек с линейным письмом Б в так  называемом «Доме торговца маслом», где находились многочисленные сосуды с пробками и пифосы.

 

Удача сопутствовала Г. Шлиману и во время раскопок Тиринфа, родины Геракла. С южной стороны дворцового комплекса он открыл внутренний дворик, окруженный колоннадой с прямоугольным помещением с четырьмя колоннами (мегарон), в центре его располагался круглый очагом и кресло правителя (мегарон называют также тронным залом). Раскопки Тиринфа были кратковременными. В последующем здесь была открыты ванная комната, атриум и пропилеи, остатки росписи стен, близкие по сюжетам к микенским (сцены охоты, сражений, изображение воинов, а также могучего быка со «всадником»; из Тиринфа происходит фреска, именуемая «Выезд на охоту»). Находки керамики свидетельствовали о связях Тиринфа со странами Востока (папка «Тиринф», образы 1–11).

 

Г. Шлиман стремился исследовать и остатки фундаментальных построек Кносского дворца. Он вел переговоры с владельцем земли, чтобы купить участок, где были расположены руины, но ему не удалось договориться о цене. Раскопки на Крите принесли славу другому исследователю древнейшей цивилизации – Артуру Эвансу.

____________________________

¹ Немировский А. И. Древнее Гомера (вместо послесловия) // Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991. С. 305.

² В 1952–1954 было изучено еще несколько погребений, расположенных на площадке в виде круга (диаметр ок. 28 м) и огороженных стеной циклопической кладки – могильный круг Б.

 

 

 

3. Исследования Кносского дворца (образы 1–112)

 

Некоторые рассказывают, что Дедал посетил Египет и, восхищенный увиденным там замечательным сооружением, построил для царствовавшего в то время на Крите Миноса лабиринт по подобию египетского. В этом лабиринте и обитал согласно преданиям Минотавр. Однако, если критский лабиринт исчез бесследно, разрушенный то ли каким-то правителем, то ли временем, египетский лабиринт сохранился до наших дней в полной целости и сохранности.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, I, 61

 

Древнейшим  очагом цивилизации Эгеиды является гористый остров Крит, обращенный в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря. С глубокой древности здесь перекрещивались морские дороги, ведущие на Балканы, к побережью Малой Азии, в Сирию и Северную Африку. Возникшая на оживленном перекрестке цивилизация не могла не испытывать влияние культур Востока. Наиболее ранние археологические памятники относятся к 7 тыс. до н. э. (эпоха неолита: 7000–3300 гг. до н. э.); период же, когда жители острова овладели искусством изготовлять вооружение, инструментарий и предметы быта – эпоха бронзы – Минойская эра – подразделяется на следующие периоды: преддворцовый (3300–2100 гг. до н. э.), время существования ранних дворцов (2100–1700/1650 гг. до н. э.), период «новых дворцов» (1700–1480/1430 гг. до н. э.). Существование «новых дворцов» завершилось катастрофой [1], о причинах которой среди историков не существует единого мнения: возможно, сильное землетрясение, сопровождаемое пожарами, или междоусобные войны привели к разрушениям – устоял или же в последующем возродился только Кносский дворец [2]. Для следующего – Третьего дворцового периода (1430–1370 гг. до н. э.) выявлены существенные ремонтные работы, приведшие к изменению планировки комплекса. Предполагается, что это являются свидетельством прихода к власти новой Крито-микенской династии (именно этот период современные греческие историки именуют Крито-микенским). Одним из новых наиболее существенных элементов в планировке дворца стало появление Тронного зала; в искусстве наблюдается отход от минойского натурализма, появление военных сюжетов. Завершением стал Постдворцовый период (1190–1000 гг. до н. э.), который как и Третий дворцовый относится к Позднеминойскому времени по периодизации А. Эванса.

Принято считать, что в середине III тысячелетия до н. э. на острове появились новые племена, принесшие с собой орудия труда и вооружение из бронзы. Основным занятием их стало земледелие: выращивание ячменя, возделывание оливы и виноградной лозы. Благоприятный климат острова позволял получать избыточный продукт и обеспечивать тех, кто не был занят в земледелии – ремесленников, к этому времени относится и появление гончарного круга, освоение резьбы по камню, в том числе изготовление печатей, развитие ювелирного искусства. Одно из раних поселений открыто в 1967 г. английской экспедицией (П. Уоррен) под Кносским дворцом. В ходе раскопок выявлено 9 строительных периодов, последовательное разрушение которых и новое строительство привели к тому, что на этом месте вырос холм, где и был возведен Кносский дворец. В эпоху ранней бронзы появляются поселения с плотной застройкой, состоявшие из хаотично расположенных небольших помещений, примыкавших друг к другу (см. образы в папке «Рядовые поселения»). Признаков, которые позволили бы судить об имущественном расслоении, не обнаружено. На Кносском холме выявлено 90 жилищ неправильной формы, в которых имелись кладовые, возможно, кухня и рабочие помещения.

Конец III тысячелетия до н. э. – XVII в. до н. э. – это время формирования самостоятельных государств и «ранних дворцов» в Кноссе, Фесте, Маллии, Закросе (см. образы папки «Дворцы»). Большая часть их расположена на побережье и после возвышения Кносского они были соединены с ним и друг с другом дорогами. Для керамических изделий данного времени характерно появление росписи в виде спиралей, пальметт, различных геометрических фигур (стиль Камарес; папка «Кносс», образы 20–29), некоторые сосуды «украшены» изображением священной секиры – лабриса); встречаются среди ранних находок сакральные фигурки (образы 13, 15–19). В XVII–XVI вв. до н. э. начинается использование пиктографических знаков (см. папку «Фест», образы 2–4; в настоящее время диск датируется широких пределах: 1600–1450 гг. до н. э.).

Центральное место  среди дворцов о. Крита со временем стало принадлежать Кносскому, для которого характерно наличие многочисленных помещений, освещаемых с помощью световых колодцев, кладовых с пифосами и сокровищниц, расположенных в нижнем (подвальном) этаже (см. папку «Кносс). В это время дороги от дворцов и поселений вели уже в Кносс и, как полагают исследователи, наступил Миносский мир, обусловивший расцвет Минойской цивилизации (папка «Кносс», образы 1–11). Около 1700 г. до н. э. Кносский дворец, как и другие дворцы, был превращен в руины, возможно, из-за мощного землетрясения, правда, существует и иное мнение «старые дворцы» были разрушены пришельцами с севера – предполагается, что это были предки ахейцев (пеласги), которые смешались с этеокритянами. Мифическим отражением этого события считается рассказ об экспедиции Тесея на Крит, где он убил Минотавра и смог выйти из лабиринта, воспользовавшись клубком ниток, врученным ему дочерью Миноса Ариадной, полюбившей пришельца. Легенда о предыстории данного события такова: Андрогей, сын Миноса, участвовал в спортивных играх в Афинах и одержал победу над афинским правителем Эгеем, убившим его из зависти. Минос, снарядивший против афинян флот, принудил афинян посылать на растерзание Минотавру ежегодно по 7 юношей и девушек, наконец, среди «жертв» Минотавру оказался и Тесей, сын Эгея, покончивший с зависимостью Афин от Кносса. Воссоздание истории дворца принадлежит Артуру Эвансу и многим исследователям, которые исследовали его руины во второй половине ХХ в.

 

Артур Эванс (1851–1941) родился в состоятельной семье, получил образование в лучших университетах Англии и Германии и, в отличие от Г. Шлимана, являлся признанным специалистом по истории Греции. Но и в его жизни большую роль сыграл случай. Эванс увлекался собиранием древностей и однажды к нему попала печать с изображением головы волка, барана и птиц. Узнав, что она куплена в Афинах, Эванс решил выяснить ее происхождение. Оказалась, что печать найдена на Крите. В 1893 г. А. Эванс выступил с докладом, посвященным иероглифам Крита, а в 1894 г., впервые посетил Крит, планируя начать раскопки на холме Кефали около Ираклиона. Предположение о том, что здесь расположено грандиозное сооружение, возможно, дворец мифического Миноса, было высказано в 1877 г. юристом из Ираклеона Миносом Калокериносом, который произвел и первые любительские раскопки холма. Однако турецкие власти не позволили А. Эвансу начать раскопки, только спустя 5 лет ему удалось приобрести участок, где располагался дворец; одновременно в Просветительском обществе Ираклеона начали сосредотачивать все находки с Крита и был разработан Закон, согласно которому найденное в процессе изучения дворца не могло быть вывезено с острова. Около тридцати лет посвятил А. Эванс изучению Кносского дворца, а открытая им культура была названа по двум наиболее известным в тот период центрам Крито-Микенской: А. Эванс полагал, что Минойский Крит оказывал существенное влияние на континентальный мир [3]. В настоящее время критоцентристкая теория А. Эванса не находит поддержки у историков древнейших цивилизаций Эгеиды, однако основные принципы хронологии – выделение трех периодов для Минойской культуры на основании анализа находок во дворце Кносса, с небольшими уточнениями по-прежнему используется историками.

Дворцовый комплекс («новый» дворец), открытый Эвансом, оказался грандиознее, чем в Микенах и Тиринфе, и имел более сложный план: многочисленные помещения окружали мегароны царя и царицы. Его стены украшали фрески: игры с быком, бытовые сюжеты, торжественная процессия с изумительно исполненными женскими фигурами, рисунки двусторонней секиры – лабриса (образы 4, 33–35, 56–66, 73–75, 100; папка «Находки», образы 11–17), что и послужило основанием именовать его лабиринтом уже в Древности. Раскопки Эванса и последующих поколений археологов выявили, что первые дворцы были разрушены землетрясением. На их месте возведены более монументальные постройки, кроме Кносса, они открыты в Като-Закро, Фесте, где ранний дворец имел оборонительные сооружения, в Меллии.

Маллия расположена к востоку от Кносса. Обновленный дворец имел колонные портики и световые колодцы; хозяйственные и жилые помещения группировались вокруг центрального двора, который имел размеры, близкие к центральному двору в Фесте (его размеры 22,0 х 30,0 м). Более сложной являлась планировка дворца в Фесте, обновление которого произведено в близкое с Кносским время. В «новом дворце» Феста исчезли оборонительные стены; помещения сакрального характера, как и в Кноссе, расположены в южном крыле, а в северном – кладовые (папка «Фест»).

Но  самым грандиозным из дворцов Крита был Кносский (1650–1430 гг. до н. э.): его площадь составляла около 20 тыс. кв. м.

«Новый» Кносский дворец имел 3 этажа и несколько сотен хозяйственные и жилых помещений, группировавшихся вокруг центрального двора, который, вероятно, использовался для сакральных празденств, посвященных быку Минотавру (мифическому обитателю лабиринта). Дворец делился на два крыла и не был укреплен. Возможно, потому, что, во-первых, море являлось естественной границей, во-вторых, все расположенные на Крите поселения и другие дворцы к этому времени были подчинены Кносскому (так согласно античной традиции, дворец в Фесте принадлежал брату Миноса Радаманту, считавшемуся справедливейшим среди людей). Дворец являлся не только местом обитания правителя и тех, кто обслуживал нужды живших в нем, на нижнем его этаже располагались кладовые, где хранилось все то, что собиралось с подвластного населения («Кносс», образы 93, 94).

Античная  традиция относила время правления  Миноса Первого к 1431 г. до н. э.: сохранились хронологические свидетельства источника – «Паросского мрамора». Надпись, получившая такое наименование, состоит из двух плит, первая куплена в 1627 г. в Измире и отправлена в Лондон. В 1897 г. на Паросе была найдена вторая часть плиты. «Паросский мрамор» является краткой сводкой событий от мифического царя Кекропа, время правления которого отнесено к 1581/1580 г. до н. э.; последнее из упоминаемых событий – 264 г. до н. э. Составитель хроники соотносил события с Олимпиадами. Тесей Афинский упоминается под 1256 г. до н. э. Начало Троянской войны датируется 1218/1217 г. до н. э.

Информация о работе Лекции по "Архитектуре"