Литые бетонные смеси для дорожных покрытий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 03:34, автореферат

Описание работы

Основным материалом, используемым в настоящее время при устройстве покрытий дорожного полотна является асфальтобетон. Дороги с цементнобетонным покрытием строятся очень мало, хотя по многим показателям они превосходят дороги с асфальтобетонным покрытием. В частности, срок службы цементнобетонного покрытия, как показала практика эксплуатации в СССР и зарубежных странах, составляет не менее 30 лет, тогда как асфальтобетонные покрытия уже через 2 -3 года после ввода в эксплуатацию требуют постоянного ухода и ремонта.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 661.50 Кб (Скачать)

Проектирование предварительных  составов бетонов осуществляли расчетно-экспериментальным  методом с учетом особенностей литых  бетонных смесей и требуемых характеристик  дорожного бетона, в частности, ограничения значения В/Ц и содержания пор.

Предварительные составы  бетона и их  свойства приведены  в табл. 11 и 12.На три замеса бетоносмесителя расходы материалов составляют:

Таблица 11 Предварительные составы бетона

Первый замес (2,5л)

Второй замес (2,5л)

Третий замес (2,5л)

В/МКВ (В/Ц) =0,45(0,60)

В/МКВ(В/Ц)=0,45(0,60)

В/МКВ (В/Ц)=0,45(0,60)

В = 437,5 г

В = 437,5 г

В = 437,5 г

МКВ (Ц) = 972,5 г (727,5г)

МКВ (Ц) = 972,5 г (727,5 г)

МКВ (Ц) = 972,5 г (727,5 г)

П = 1602,5 г

П = 1602,5 г

П = 1602,5 г

Щ =  3602,5 г

Щ =  3602,5 г

Щ =  3602,5 г

Дмп = 146,68 г

Дмп = 146,68 г

Дмп = 146,68 г

Дмк = 97,5 г

Дмк = 97,5 г

Дмк = 97,5 г

Дгп  = 9,75 г

Дгп  = 9,75 г

Дгп  = 9,75 г

Двв = 0,78 г

Двв = 0,78 г

Двв = 0,78 г


Таблица 12 Прочность контрольных образцов литого бетона

с комплексной добавкой на сжатие

№ замеса

Возраст бетона, сут

Прочность на сжатие, МПа

Класс бетона

1

7

24,7

B30

28

39,73

2

7

26,22

B30

28

39,31

3

7

25,65

B30

28

36,88


 

Как видно из полученных результатов минимально необходимые  значения прочности обеспечивают все три состава бетона, но     состав 3 характеризуется наименьшим расходом цемента, поэтому данный состав принят для дальнейших исследований.

Для установления зависимостей свойств бетонных смесей и бетонов от состава, оптимальных соотношений компонентов с целью получения бетонов с повышенными прочностными и эксплуатационными свойствами использовали метод  математического планирования эксперимента.

Приняты  следующие переменные факторы:

- Расход вяжущего МКВ, кг/м3, x1

- Доля микрокремнезёма  в составе вяжущего МКБ,%, x2

- Расход гиперпластификатора, % от массы цемента, x3    

Выходными параметрами являлись:

- Осадка конуса бетонной  смеси, cм, y1

- Прочность бетона на  сжатие в возрасте 7 сут, МПа,  y2

- Прочность бетона на  сжатие в возрасте 28 сут, МПа,  y3

- Прочность бетона на  растяжение при изгибе в возрасте 28 сут, МПа, y4

В качестве постоянных факторов приняты расход молотого песка, а также условия приготовления и твердения бетона.

На основе проведённых  предварительных экспериментов  по каждому фактору назначались  верхний, нижний и основной уровни варьирования. Основные характеристики входных параметров приведены в таблице 11.

Таблица 11 Уровни и интервалы варьирования переменных факторов

Входные параметры

Уровни варьирования

Интервал варьирования

-1

0

+1

Расход вяжущего (МКВ), кг/м3, x1

350

400

450

50

Доля микрокремнезёма в составе МКВ (МК),%, x2

1

6

11

5

Расход гиперпластификатора (ГП), % от массы цемента, x3

0,8

1,0

1,2

0,2


После проведения всех экспериментов  согласно плану выполнены соответствующие расчеты, в результате которых получены уравнения регрессии вначале в кодовых значениях переменных, а затем в натуральных. Уравнения имеют вид:

ОК = 21,13 + 2,38×(0,02МКБ – 8) − 2,88×(0,2МК – 1,2) + 4,63×(5ГП – 5) + 0,88 × (0,02МКБ – 8)( 0,2МК – 1,2) − 2,13×(0,02МКБ – 8) (5ГП – 5) + 2,63×(0,2МК – 1,2) (5ГП – 5)                                                                           (3.1)                                                                      

R7cут = 40,76 + 11×(0,02МКБ – 8) + 4,29×(0,2МК – 1,2) + 0,04 ×(0,02МКБ – 8)( 0,2МК – 1,2)                                                                                              (3.2)                                                                                                                                                                             

R28сут = 47,95 + 12,95×(0,02МКБ – 8) + 5,05×(0,2МК – 1,2)  0,05 × (0,02МКБ – 8)( 0,2МК – 1,2)                                                                            (3.3)                                                                                                                                                                                                              

Rр= 6,05 + (0,02МКБ – 8) + 0,55×(0,2МК – 1,2)                                     (3.4)   

На основе полученных уравнений, адекватно описывающих систему литого бетона с комплексной добавкой, построены графики зависимостей основных строительно-технических свойств разрабатываемого литого бетона для дорожных покрытий (рис.1 − 3).     

Установлено, что введение гиперпластификатора улучшает удобоукладываемость бетонной смеси при любых расходах цемента. При расходах гиперпластификатора от 0,8 до 1,2% от расхода цемента получены равноподвижные смеси с пониженным расходом воды на 20% по сравнению с бетонной смесью на основе  С-3.

Рис.1 Зависимость удобоукладываемости литой бетонной смеси

от расхода гиперпластификатора при различных расходах вяжущего (1...3 – МКВ/Ц = 350/286,5; 400/336; 450/385,5 кг/м3 ) и МК = 1% МКВ

Рис.2 Зависимость удобоукладываемости литой бетонной смеси

от расхода гиперпластификатора при различных расходах вяжущего (1...3 – МКВ/Ц = 350/269; 400/316; 450/363 кг/м3 ) и МК = 6% МКВ

Рис.3 Зависимость удобоукладываемости литой бетонной смеси от расхода гиперпластификатора при различных расходах вяжущего (1...3 – МКВ/Ц = 350/251,5; 400/296; 450/340,5 кг/м3 ) и МК = 11% МКВ


Введение микрокренезёма в литую  бетонную смесь значительно влияет на прочность бетона при сжатии, растяжении при изгибе, при этом максимум прочности достигается  при расходе микрокремнезема  в пределах 7 – 12 % массы цемента. При  дальнейшем увеличении доли добавки  прочность практически не повышается (рис.4, 5).

Рис.4 Зависимость прочности на сжатие в возрасте 28 сут литого бетона от гиперпластификатора и микрокремнезёма при различных расходахвяжущего (1...3 – МКВ = 350; 400; 450 кг/м3)

Рис.5 Зависимость прочности на растяжение при изгибе в возрасте 28 сут. литого бетона от гиперпластификатора и микрокремнезёма при различных

расходах вяжущего (1...3 – МКВ = 350; 400; 450 кг/м3)


Предложенная  комплексная добавка в литую бетонную смесь значительно повышает   прочность бетона на сжатие (60%) и на растяжение при изгибе (30%) в сравнении с бетоном с добавкой С-3.

На основе этих данных и с учётом требований, предъявляемых к бетонам дорожных покрытий, были выбраны оптимальные составы литого бетона для дорожных покрытий различного назначения (табл. 12).

Необходимые для проектирования и использования прочностные и деформативные характеристики оптимального состава бетона: кубиковая прочность (R); прочность бетона при растяжении (Rbt); начальный модуль упругости (Еb) полученных бетонов приведены в табл. 13.

 

Таблица 12. Оптимальные составы литого бетона для дорожных покрытий с комплексной добавкой

и прочность в возрасте 28 сут.

№ составы

Удобоукладываемость смеси

Состав литого бетона, кг/м3

Прочность, в возрасте 28 сут., МПа

Класс

бетонов

Осадка конуса, см

МКВ/Ц

П

Щ

В

МК

МП

ГП

ВВ*

на

сжатие

на растяжение

при изгибе

1

25

400/308

650

1170

180

32

60

3,23

0,31

51,4

6,3

В40

2

25

450/354

650

1170

202,5

36

60

3,63

0,35

64,3

7,3

В50

3

25

550/446

650

1170

247,5

44

60

3,35

0,45

76,5

8,2

В60

4

20-22

350/269

650

1170

157,5

21

60

2,42

0,27

35,0

5,1

В30

5

20-22

400/316

650

1170

180

24

60

2,84

0,32

48,0

6,1

В40

6

20-22

450/340,5

650

1170

202,5

49,5

60

3,06

0,34

66,0

7,6

В50

7

16-18

350/269

650

1170

157,5

21

60

2,42

0,27

35,0

5,1

В30

8

16-18

400/316

650

1170

180

24

60

2,53

0,32

48,0

6,1

В40

9

16-18

450/340,5

650

1170

202,5

37,4

60

2,72

0,34

66,0

7,6

В50

Контрольный **

16-18

490

600

1150

185

3,43 (С-3)

38,6

4,5

В30


*с использованием воздухововлекающей добавки Sika Aer;

** Марка бетона по водонепроницаемости W12 и марка бетона по морозостойкости F200.

Таблица 13. Экспериментальные значения прочностных характеристик

разработанных литых бетонов (Оптимальный состав 1 из табл. 12)

Класс бетона В40

Возраст бетона, сут

 Прочность на сжатие (МПа)

Прочность на растяжение при изгибе (МПа)

3

17

2,1

7

43,7

5,4

28

51,4

6,3

90

55

6,5


 

Опытные данные свидетельствуют  о весьма интенсивном росте прочности образцов разработанного бетона (на примере состава 1) во времени. Через 7 сут кубиковая прочность бетона составляла 70...85 % 28-суточной прочности (рис. 4). Такие значения прочности бетонов с комплексной добавкой в раннем возрасте могут рассматриваться как вполне достаточные для распалубки возводимой дорожной конструкции. К 28 сут прочность бетона достигла 40... 50 МПа, а к 150 сут превышала значения 28-суточной прочности в среднем на 12% (рис.10).

 

Рис.6. Изменение прочности на сжатие разработанных бетонов во времени во времени (Оптимальный состав 1 по табл.12).


Прочность бетона на растяжение (Rbt) определяли по результатам испытаний на изгиб образцов-балочек размером 10*10*40 см. Как видно из табл. 14, прочность полученного бетона на растяжение существенно (более чем на 30%) превосходит контрольные на основе С-3.

Однако, эти характеристики являются необходимыми, но недостаточными, для применения этих бетонов для дорожных покрытий. Поэтому большое место в работе уделено исследованиям основных эксплуатационных свойств литого бетона с учётом особенности его работы в дорожных покрытиях, а, именно: определение показателей пористости бетонов по кинетике их водопоглощения, проницаемости, морозостойкости, атмосферостойкости, истираемости.

Показатели пористости бетонов  по кинетике их водопоглощения, проницаемость, морозостойкость, истираемость, определенные по стандартным методикам, приведены в табл. 14, 15, 16.

Результаты определения  показателей пористости бетонов  по кинетике их водопоглощения показывают, что объём пор в полученных бетонах  в среднем составляет 6,5 % (требование - не менее 5% и не более 10%).

Информация о работе Литые бетонные смеси для дорожных покрытий