Общественные здания Древнего Рима. Основные типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:46, реферат

Описание работы

Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, с ростом города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиям были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до и. э., небольшой храм Весты на форуме.

Содержание

Введение 3
Общественные здания Древнего Рима. Основные типы. 10
Заключение 11
Приложение 12
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Общественные здания Древнего Рима.docx

— 1.77 Мб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

  Введение 3
  Общественные  здания Древнего Рима. Основные типы. 10
  Заключение 11
  Приложение 12
  Список использованной литературы 16
 
 
 
 

 

Введение. 

      Развитие  римской архитектуры было тесно  связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, с ростом города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиям были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до и. э., небольшой храм Весты на форуме.

      Во II - I вв. до н. э. широко применяются бетон и сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд (первая базилика построена во II в. до н. э.), амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои со зверями, цирки, где происходили ристания колесниц, термы - сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Потребности торговли вызвали к жизни строительство складов (например, громадами Эмилиев портик - II в. до н.э.), специальных рыночных помещений. 
 

 

      

Общественные  здания Древнего Рима. Основные типы.

      Рим в начале правления Августа (27г. до н.э.) свободно развивался между холмов, где появились форумы, а также  на Марсовом поле, где возникли многочисленные зрелищные сооружения, портики и храмы. Стены Сервия Туллия давно уже перестали служить границами города, и были разобраны. На холмах, среди садов и живой природы располагались патрицианские виллы. Такой буколический облик столицы империи не мог отвечать политическим и идеологическим задачам времени, вот почему период правления Августа был периодом интенсивного городского строительства.

      Строительство в городе велось на частные средства. На Марсовом поле в этот период были построены и достраивались театры Марцелла и Бальбы, портик Октавии.

      Аква  Вирго был сооружен  с целью водоснабжения новых терм Агриппы, выстроенных в это же  время на Марсовом поле. Вокруг терм Аргиппа устроил сады с портиками, скульптурой и большими бассейнами и каналами, служившими дренажами для слегка заболоченной территории Марсова поля. Этот район стал местом увеселений и гуляний для горожан.  Здесь же в стороне от увеселительных сооружений был воздвигнут грандиозный мавзолей императора Августа.

      Большое внимание в этот период было уделено  древнему римскому форуму – форуму Романум, сооружение которого уходило корнями в глубокую древность. При Августе все обветшавшие постройки были починены. Была достроена базилика Юлия, построен поминальный храм Юлия Цезаря, заново возведен храм Кастора и Поллукса, подновлен храм Сатурна и, наконец, выстроен у подножия Капитолийского холма большой храм Согласия. Одновременно было продолжено мощение форума, начатое еще при Юлии Цезаре. В результате форум Романум превратился в прекрасный архитектурный ансамбль.

      Форум Августа был построен по соседству с форумом Цезаря, перпендикулярно к нему, открыт  для публики во 2г. до н.э. Он представлял собою пространство размером приблизительно 50х100м, окруженное колоннадой и экседрами. Форум Августа более замкнут и масштабен, и контраст между крепостной суровостью его наружных стен  и роскошью внутреннего вида делал его особенно представительным.

      Фасад с восемью коринфскими колоннами  достигали 35 м в длину. Внутри были собраны шедевры греческой скульптуры, а апсиду заполняли колоссы Марса  и Венеры. Статуя самого императора появилась  на форуме только после его смерти. Колосс императора был поставлен слева от храма, в северном углу форума, за колоннадой. В конце площади, согласно римской традиции, размещался храм. Август построил храм Марса Ультора (т.е. мстителя), согласно обету, данному им во время битвы при Филиппах (42г. до н.э.), когда Август разбил войска Брута и Кассия.  

      Форум имел прекрасное мраморное замощение, напоминавшее полы в общественных зданиях. Аналогичное впечатление создавалось  при взгляде на декоративное убранство форума, в котором использовались самые дорогие породы камня  и бронза. Форум был окружен высокими 30-метровыми стенами, изолировавшими площадь от города. Фактически было создано полугородское и полуинтерьерное пространство. Тишина и порядок царили на форуме Августа, куда допускались далеко не все жители древней столицы.

      Сильные разрушения принес пожар 64г., во время  которого практически выгорела вся центральная часть Рима.

      При Флавиях строительная деятельность в Риме оживилась. Дворец Нерона был  уничтожен и на его месте построены  термы Тита. Построен обширный форум Мира поблизости от форума Августа.

      Форум Мира (Веспасиана) построен Рабирием для  Веспасиана после Иудейской войны, предназначался для хранения трофеев из Иерусалима и вывезенных из Греции произведений искусства и напоминал музей. Расположенный между Колизеем и Священной дорогой, он имел почти квадратную форму (115х125м). Обращенная к форуму Августа стена со входами членилась изнутри приставными колоннами, а вдоль других стен проходил портик. В центре площади был разбит сад, зелень которого служила прекрасным фоном для расставленной там скульптуры. Напротив входа, за портиками, в сад раскрывались колоннадами три помещения: высокая средняя – Храм Мира и меньшие, боковые – библиотеки.

      Новым в композиции форума было то, что  храм слегка выступал портиком, не играл  уже определяющей роли в ансамбле площади, а сама площадь  стала  более замкнутой.

      Главной постройкой Флавиев по праву считается Колизей (75-80гг.).

      Колизей был одним из крупнейших амфитеатров своего времени. Размеры его овального основания насчитывали 188х144м, он мог вмещать до 50 тыс. зрителей. Градостроительное значение Колизея было огромным. Колизей стал главным объектом с объемно-пространственной точки зрения. Он стал возвышаться даже над холмами Рима, поскольку его высота достигала 48,5м, а максимальное превышение холмов над долиной было около 36м. Отныне огромная чаша Колизея заняла центрирующее положение в городе. По своим габаритам амфитеатр Флавиев конкурировал с Капитолийским холмом и находился с ним на одной композиционной оси. Вскоре на этом направлении была построена арка Тита, воздвигнутая в ознаменование победы Рима в иудейской войне. Арка была связующим звеном между Колизеем и форумом. Она фиксировала направление Священной улицы (виа Сакра), проходившей по форуму. На противоположной стороне форума, у подножия Капитолийского холма, рядом с храмом Согласия был построен небольшой храм Веспасиана.

      В Древнем Риме с именем Рабирия  связывают также строительство  Проходного форума, расположенного между форумом Августа и форумом Мира, построенного при той же династии императоров Флавиев. Этот форум имел вытянутую форму, в конце его располагался храм Минервы, он был окружен высокой стеной и так же, как форум Августа, имел замощение.

      В Риме по случаю победы над Дикией был  выстроен форум Траяна – самый крупный из всех императорских форумов. Ансамбль форума прославлял могущество государства, и открыто возвеличивал личность императора. Его строителем был архитектор Аполлодор из Дамаска. Форум Траяна располагался к северу от форума Августа. Он состоял из целой системы открытых и закрытых пространств и имел общую протяженность около 300м. Через триумфальную арку, встроенную в стены форума, можно было попасть на открытую площадь размером 90х120м. С двух сторон она фланкировалась колоннадами с двумя экседрами. В центре была установлена конная статуя императора. Поперек площади располагалась базилика Ульпиа, за которой на небольшом внутреннем дворе возвышалась триумфальная колонна Траяна высотой 43м. Мраморные барельефы колонны, поднимавшиеся по спирали, рассказывали о дакийских походах императора Траяна. По бокам колонны располагались две библиотеки, а напротив нее находился храм Траяна. С востока к форуму примыкал обширный многоярусный  рынок Траяна. Таким образом, форум сочетал в себе многочисленные функции, каждая из которых была связана с отдельными его элементами.

      Со  строительством форума Траяна комплекс императорских форумов был завершен. Он составил систему изолированных городских площадей, пространство не связанных одна с другой, но подчиненных единой координатной системе и соразмерных одна другой.

      Термы Каракаллы (211-217гг.) и термы Диоклетиана – крупнейшие из 11 императорских бань.

      Термы Каракаллы были открыты в 216г. Они располагались на Аппиевой дороге и примыкали одной своей стороной к Авентинскому холму. Это было очень крупное сооружение, которое занимало территорию 353х335 м (т.е. 12га), а главное здание – 112х216м. На участке располагался сад с аллеями и цветниками и обширным «стадием». В термах были предусмотрены также помещения для культурных развлечений: библиотеки, залы и экседры для музыкальных и литературных выступлений, комнаты для бесед и т.д. Это свидетельствовало о более утонченных вкусах населения Рима в период поздней империи. Термы обильно снабжались водой с Сабинских гор.

      В композиции терм Каракаллы наблюдалась  такая же симметрия, как в императорских  форумах. Однако в отличие от них  она была более центрической. Роль композиционного центра в термах играла ротонда горячих бань, имевшая внешний диаметр около 50м. Они располагались на периферии города, далеко от общественных центров. В них царил искусственный мир архитектуры, богатого декоративного убранства интерьеров, скульптуры и подчиненных законам архитектоники – природных элементов – воды и зелени.

      Термы Диоклетиана, построенные на 90 лет позже, по своим размерам и композиции были близки к термам Каракаллы с той только разницей, что в них главное здание было обширнее, но не имело столь ясно выраженного центра в виде ротонды.

      Базилики.

      Как необходимый элемент городского центра базилика возводилась на форумах  новых и реконструируемых старых городов. Часто она становилась ядром форума, вытесняя с него храм. Наиболее сложные и интересные базилики строились в столице империи.  Большое влияние на развитие этого типа зданий указала базилика Ульпия на форуме Траяна – гармоничный, уравновешенный архитектурный объем с полукруглыми экседрами на коротких сторонах.

      Древнейшие  из провинциальных базилик относятся  к началу империи. Три базилики Коринфа (конец I в. до н.э. – начало I века н.э.), построенные в районе форума, повторяют два основных республиканских итальянских типа. Северная базилика имеет прообразом Помпейскую базилику. По – иному решена южная базилика с поперечной ориентацией входного портика и апсид, восходящая к типу итальянской базилики в Козе. Аналогичная ей базилика Юлия лишена апсид.

      На  протяжении I в.н.э. наиболее популярным в провинциальной архитектуре были базилики, восходящее к помпейскому типу. Одновременно развивается и другой тип, ранним образцом которого является базилика Кирены.  Во II в.н.э. подобные ей базилики, в которых открытая длинная сторона обращена к форуму, а боковой неф играет роль входного портика, стали популярны в восточных провинциях – в Аспенде, Смирне и др.

      В западной половине империи на всем протяжении II в.н.э. архитекторы подражали прославленной базилике Ульпия на форуме Траяна (базилике в Августе Раурике, в Кемптене и Волюбилисе, начало III в.н.э.).

      С  конца III века развитие римской базилики в провинциях закончилось.

      Существенные  изменения в конструкции и  плане этого типа сооружений впервые были введены в базилике, начатой Максенцием и законченной Константином  на Римском форуме (307-312 гг.).  Развивавшаяся в больших залах терм система перекрытия прямоугольного пространства крестовыми сводами, опирающимися на столбы, была перенесена на большее по размерам базиликальное здание. Его центральный неф (80х30м, высотой 35м) был перекрыт тремя  бетонными крестовыми сводами. Распор сводов весом 7000т воспринимался массивными столбами, а также поперечными стенами и опирающимися на них контрфорсами и цилиндрическими сводами более низких боковых частей здания.   

Информация о работе Общественные здания Древнего Рима. Основные типы