Рационализм в архитектуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 02:41, реферат

Описание работы

Рационализм в архитектуре — совокупность архитектурных направлений 1-й половины XX века, программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием «современная архитектура». Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры.
Рационализм (от лат. rationalis –

Работа содержит 1 файл

Рационализм в архитектуре.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

            
 

 В начале XX века функциональность стала не только этической (безнравственно использовать бесполезные  с практической точки зрения украшательства в архитектуре) основой нового стиля, но и его названием. Функционализм требовал строгого соответствия формы здания и его частей протекающим в нем производственым и бытовым процессам (функциям) и отказу от всего, что не отвечает его практическому применению. Также архитектурные формы должны были соответствовать строительным конструкциям и применяемым материалам. По-новому выстраивался и художественный образ архитектурного произведения. С эстетической точки зрения новая архитектура, лишенная украшательских излишеств, должна была восприниматься человеком в процессе движения в ней и вокруг нее (единство пространства и времени). Идеологи новой архитектуры предусматривали создание условий для удобного и быстрого перемещения людей в архитектурно-пространственной среде. Внутреннее пространство помещения становилось динамичным, как бы «перетекало», «свободно переливалось из интерьера в интерьер». Значительное остекление создавало возможность единения человека с окружающей жилище, природой.

 Функционализм был неоднозначным архитектурным направлением. Среди его представителей: утилитарист Бруно Таут, применивший в строительстве стекло и бетон и пропагандирующий цвет в архитектуре, рационалист Людвиг Мис ван дер Роэ, выдвинувший идею совершенной «универсальной формы» и новую концепцию пространства, в котором стена приобретая самостоятельное значение, связывает внутреннее пространство с окружающей средой. Много способствовал распространению принципов функционализма Шарль Эдуард Жаннере, более известный в истории как Ле Корбюзье, один из крупнейших архитекторов XX века, внесший принципиально важные решения как функциональные, так и формально-эстетические, под знаком которых архитектура развивалась в течение многих десятилетий, а от многого не отказалась и по сей день. Достаточно вспомнить «пять принципов» Ле Корбюзье:

     
         1. дом на железобетонных столбах с зеленой зоной между ними;

    2.  плоская крыша, используемая в качестве сада;

    3.  гибкая планировка интерьера;

    4.  сплошные горизонтально протяженные окна;

    5.  свободное решение фасада. 

 Хотя Ле Корбюзье никогда не абсолютизироровал функционализм.

 Современная архитектура многим обязана именно функционализму 20-х годов XX века: новыми типами домов (галерейные, коридорного  типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, удачным решением экономичных квартир с встроенным оборудованием, рациональным планированием интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и пр.). Принципы функционализма, оказавшие решающее воздействие на все последующее развитие современной архитектуры, были таковы, что их можно было использовать применительно к национальным особенностям разных стран (многоэтажная застройка только в городских районах с высокой плотностью населения и сохранение коттеджей на окраинах - в Англии; самые высокие жилые здания - в предместьях Парижа или Берлина). Наряду с функционализмом в 20-е годы XX века существовали такие направления, как архитектурный экспрессионизм (Эрих Мендельсон, «Башня Эйнштейна», Германия), национальный романтизм (П. Крамер, Ф. Хегер) и другие. Но их влияние на дальнейшее развитие архитектуры не столь значительно.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Баухаус   
 

 
 
 

 Высшая школа  строительства и художественного  конструирования – художественное учебное заведение и художественное объединение в Германии (1919–1933), давшее искусству 20 века много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей. Девиз «Баухауса»: «Новое единство искусства и технологии». Влияние идей Баухауса наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и т.п. Кредо «Баухаус» – художник, ремесленник и технолог в одном лице – оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари.

 Возникновению «Баухаус» предшествовала «машинная» эстетика Петера Беренса, применившего в строительстве промышленных зданий железобетонные и металлические конструкции, которые подчеркивали суровую мощь массивных стен. В начале 20 века многие идеи современной архитектуры нашли свое воплощение в Германии

 «Баухаус» был  основан в 1919 архитектором Вальтером Гропиусом(Walter Gropius) (1883-1969), объединившим Высшую школу искусства и Школу прикладного искусства в Веймаре. Гропиус отбирал преподавателей из людей, которые разделяли его убеждения относительно единства искусства, ремесла и техники. По его мнению, художники должны конструировать картины как архитекторы, работающие над своими проектами. Машины воспринимались не как неизбежное зло, а считались позитивной силой и наиболее совершенным из инструментов мастера. Гропиус осуществлял надзор за программой занятий, но при этом давал преподавателям значительную свободу. На подготовительном курсе, который занимал 6 месяцев и был обязательным для всех, студенты изучали свойства материалов и основы ремесел, а также теорию формы и рисунка. Постепенно занятия усложнялись и специализировались, и в итоге студенты сосредоточивались на работе в какой-либо одной области: архитектуре, промышленном дизайне, текстиле, керамике, фотографии или живописи. 
 

 В противоположность  другим, подобного рода, учебным  заведениям «Баухаус» отличало разнообразие преподаваемых дисциплин. А его студенты располагали широким выбором технологий и материалов. «Баухаус» был одновременно и учебным заведением, готовившим архитекторов и дизайнеров, и проектно-конструкторским бюро, создававшим промышленные образцы изделий. Пропагандируемый им и внедряемый в массовое производство простой без украшательства дизайн нового стиля сделал его доступным обыкновенным людям.

 По инициативе правительства преподаватели «Баухаус»  организовали выставку, чтобы продемонстрировать результаты работы школы за первые 4 года. В 1925 «Баухаус» переехал в Дессау (близ Лейпцига). Здесь Гропиус спроектировал для школы новое здание, которое считается одним из шедевров архитектуры функционализма.

 Фактически  это был комплекс зданий, включающий несколько корпусов разной высоты, объединенных крытыми галереями и наземными переходами. В корпусах размещались: аудитории, учебно-производственные мастерские, ремесленное училище, студенческое общежитие и квартиры преподавателей. Форма каждого корпуса соответствовала его функциональному назначению. Это был новый прием в архитектуре. До этого архитектор создавал композицию, не руководствуясь функцией, а подчиняя ее давно сложившейся схеме. В данном случае художественно-композиционная задача играла столь же значимую роль, что и функциональное решение, но композиция формировалась по новым принципам, как свободное сочетание объемов. «Баухаус» не имел «главного фасада». Не смотря на упрощенность форм и лаконичность облика, комплекс создавался архитектором как целостный динамичный организм и таковым воспринимался как внутри, так и снаружи зданий.

 После переезда в Дессау в работе школы наметилась тенденция к большему утилитаризму и к машинной эстетике, сложился собственный стиль «Баухаус».

 В 1928 Ханс Майер сменил Гропиуса на посту директора. С 1930 по 1933 Баухаус возглавлял Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1932 под давлением властей Баухаус пришлось перевести в Берлин, а менее чем через год он был закрыт нацистами. Многие преподаватели и студенты Баухауса эмигрировали в США и привезли туда свои идеи. Йозеф Альберс стал преподавать в Блэк-Маунтин-колледже в Северной Каролине, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго школу «Новый Баухаус»; архитекторы Гропиус, Марсель Брёйер и Мис ван дер Роэ, художники Клее, Файнингер, Кандинский, Шлеммер, Мухе, скульптор Герхард Маркс продолжали работать, некоторые занимались преподавательской деятельностью. Вальтер Гропиус занял пост декана Школы архитектуры Гарвардского университета, а Мис ван дер Роэ возглавил отделение архитектуры Технологического института Иллинойса.   

 Людвиг  Мис ван дер Роэ  

 Немецкий  и американский архитектор. В 20-х  годах один из лидеров функционализма, в 1930-1933 гг. директор высшей школы строительства  и художественного конструирования  «Баухаус» в Дессау (Германия). С 1938 года уже в США, развивая идею совершенной «универсальной формы», создал два типа металлостеклянных зданий: первый - вертикальная призма, в стеклянную оболочку которой как бы упакована стальная многоэтажная каркасная структура (дома на Лейк Шор-драйв в Чикаго, Lake Shore Drive Appartments, Chicago, 1951; Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958), второй - распластанный параллелепипед со стальным каркасом, с цельным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен, «здание-ларец» (здание архитектурного факультета Иллинойского технологического института в Чикаго, 1956; Neue National Galerie, Berlin, 1968).  

 Группа  «Стиль»  

 Группа «Стиль» - группа голландских художников и  архитекторов во главе с Питом Мондрианом (наст. имя Питер Корнелис) (Pieter Cornelis Mondriaan) (1872–1944), образованная в 1917 году, активно участвовавшая в формировании нового архитектурного языка. Значительное влияние на ее творчество оказали абстрактные, кубические композиции авангардистского искусства. Группа была увлечена формальными элементами, плоскостями и геометрическими телами. Группа пропагандировала «неопластицизм», стиль созданный Мондрианом, в котором он стремился установить универсальные принципы дизайна, основанные на горизонтальных и вертикальных линиях и на трех основных цветах: черном, белом и сером. Группа оказала большое влияние на будущих идеологов функционализма. Группа называлась «Стиль» по одноименному журналу «Де Стиль» (1917-1928), основанному Мондрианом и Тео ван Дусбургом (Teo van Doesburg, 1883-1931). Под влиянием группы «Стиль» архитекторФрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 - 9 апреля 1959) создал в 1936 году свой знаменитый Дом над водопадом в Бэар-Ране (Пенсильвания), в котором пересечение прямоугольных объемов под прямым углом - один из приемов равновесия всей композиции.   

 Вальтер Гропиус  

 Вальтер Гропиус, немецкий архитектор, один из основоположников функционализма, основатель знаменитой школы «Баухауз». Родился 18 мая 1883 в Берлине, учился в Высших технических школах в Берлине и Мюнхене. Огромное значение для его будущей деятельность имела работа в мастерской Петера Беренса, одним из учеников которого был также Ле Корбюзье. Общеевропейскую известность принесли Гропиусу здание обувной фабрики «Фагус» в Альфельде и фабричный комплекс в Кёльне. После Первой мировой войны он получил приглашение возглавить Художественную школу в Веймаре. Гропиус обновил программу обучения и расширил школу, получившую в 1919 название «Баухаус», а в 1925 перенес ее в Дессау.

 Одной из лучших работ Гропиуса считается построенное им в 1925–1926 здание «Баухауса» в Дессау. При почти полном отсутствии декора четко выявлена конструктивная основа сооружения. Эти черты характерны и для современного функционализма. «Баухаус» стал международным художественно-архитектурно-производственным центром. Гропиус стремился ввести там универсальную гибкую программу обучения, которая максимально содействовала бы развитию индивидуальных творческих способностей студентов. В 1928 году Гропиус оставил пост директора «Баухаус» и переехал в Берлин. В конце 1920-х – начале 1930-х годов, после постройки театра в Йене, его внимание было обращено преимущественно на создание промышленных сооружений, дешевых жилищ для рабочих, кооперативных магазинов и домов. Стиль, в котором работал Гропиус, имел мало общего с неоклассицизмом – официальным архитектурным стилем нацистской Германии, поэтому в 1934 он был вынужден эмигрировать в Лондон, где вместе с Максуэллом Фрайем основал собственную компанию, просуществовавшую три года. В 1937 Гропиус переехал в США и стал профессором и заведующим кафедрой архитектуры Гарвардского университета, где преподавал до 1952. Среди его работ 1940–1960-х годов следует отметить Центр выпускников Гарвардского университета в Кеймбридже (Массачусетс) (1949–1950), здания университета в Багдаде (с 1960), здание посольства США в Афинах (1957–1961) и небоскреб авиакомпании «Американ эрлайнс» в Нью-Йорке (1958–1963). Библиография Вальтера Гропиуса: «Баухауз» 1919–1928 (1938), Тотальная архитектура (1955) и Аполлон в мире демократии (1967). 

 Бруно Таут  

 Бруно Таут, немецкий архитектор и теоретик искусства, соединивший в своем творчестве черты экспрессионизма и функционализма.

 Родился в  Кёнигсберге. Учился в местном строительном училище. В 1902 году и поступил в мастерскую известного архитектора Югендстиля Бруно Мёринга. С 1904 по 1908 Таут работал и учился у ведущего архитектора южнонемецкой школы Теодора Фишера в Штутгарте.

 В 1908 он переезжает в Берлин, где поступает в Высшую техническую школу Шарлоттенбург. Там он изучает историю искусств и градостроительство. Уже в 1909 Таут открывает совместно с Францом Хоффманом свою мастерскую. Он побеждает в различных конкурсах на градостроительные планы, его проекты высотных зданий привлекают внимание коллег и профессиональной прессы. 

 Реализовал  ряд проектов многоквартирных домов, подчеркнуто строгих по облику и  лишенных стандартного декора в стиле  модерн (дом на Харденбергштрассе), однако в жилом комплексе «Город-сад  Фалькенберг» близ Берлина (1913–1914) применил активный цвет, запланировав ярко раскрашенные фасады. Прославился благодаря двум выставочным павильонам, заказанным ему в виде рекламы современных материалов и конструкций («Стальной монумент» на международной строительной выставке в Лейпциге, 1913, и «Стеклянный дом» на выставке Немецкого веркбунда в Кёльне, 1914; оба не сохранились). Наиболее значителен второй из них: прозрачная, с призматическим куполом из цветного стекла, искрящаяся, словно магический кристалл, эта постройка воплотила утопические фантазии писателя-экспрессиониста П.Шеербарта (1863–1915), подготовившего (при участии Таута) книгу Стеклянная архитектура (Glasarchitektur, 1914). Таут развил его идеи о «волшебном», социально- и даже космически-преобразующем значении этого рода зодчества в собственных книгах «Альпийская архитектура» и «Городская корона», а также в эпистолярной серии «Стеклянная цепь» (Gleserne Kette, 1919–1920), которую он рассылал В.Гропиусу, Г.Шароуну и другим коллегам. В 1920 опубликовал «Мирового строителя», согласно подзаголовку – архитектурную драму для симфонической музыки, посвященную духу Пауля Шеербарта.

 В книге «Ликвидация  городов» призвал к децентрализации  – как градостроительно-планировочной, так и политической. Пытаясь воплотить  свои социально-утопические воззрения  в жизнь, Таут (непосредственно после Ноябрьской революции 1919) организовал «Рабочий совет по искусству» и издавал радикальный архитектурный журнал «Заря». Сблизился с немецкой коммунистической партией. Занимая в 1921–1923 пост городского архитектора Магдебурга, ввел свои грезы в конкретно-практическое русло; по его проектам здесь были построены выставочный (ныне спортивный) зал (1921–1924) и немало жилых зданий, в целом строго-функциональных, лишь с отдельными экспрессивными акцентами (например, в виде раскраски части фасадов). В 1924 вернулся в Берлин, войдя в состав архитектурной группы «Кольцо» («Der Ring»), стремившейся соединить принципы нового зодчества с реформами социального быта. Руководил проектированием и строительством большого числа берлинских жилых комплексов и отдельных многоквартирных домов (Ам Шиллерпарк, 1924–1926 и 1927–1928; Веддинг и Фрайе Шолле, 1924–1932; Тегель, 1925–1931; «Хижина дяди Тома» в Бритце, 1926–1931; и др.), выдвигая на первый план задачи создания экономичного жилья для трудящихся. Разработал (родственную советскому конструктивизму) теорию нового рационально-организованного и экономичного быта, посвятив ей книгу «Новое жилье: женщина как творец» (Die neue Wohnung: Die Frau als Schopferin, 1924) и построил специальный дом в виде модели этой теории (в штутгартском районе Вейсенхоф, 1927, не сохранился). В 1932–1933 посетил СССР, где исполнил несколько нереализованных проектов.

Информация о работе Рационализм в архитектуре