Русская архитектура X-XVII вв. Архитектура Москвы XIV-XVвв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:08, реферат

Описание работы

Важно отметить, что русская архитектура периода средневековья
формировалась в борьбе двух укладов – патриархального и феодального,
и двух религий – язычества и христианства. И как следы патриархально-
го образа жизни еще долго прослеживается в архитектуре феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех ее видах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ X-XVIIВВ…………………….6
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ XIV-XVВВ…………………………………..…...10
Построение Успенского Собора. Его архитектурные особенности…...10
История Благовещенского монастыря…………………………………..13
Покровский Собор………………………………………………………..23
Палаты Троекурова в Москве……………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………...27
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Реферат об архитектуре.docx

— 599.20 Кб (Скачать)

Благовещенский  собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его  крыльцо, с которого Иван Грозный  увидел комету. А после переезда большевистского правительства  в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам  Кремль. И ныне Благовещенский собор  действует как музей20.

     Однако  в Кремле раньше существовала и другая Благовещенская церковь. Уничтоженная большевиками, она теперь почти неизвестна, хотя и дала когда-то историческое имя  южной кремлевской башни, близ которой  она стояла в Тайницком саду, на внутренней территории Кремля.

Хотя  правильнее сказать, что свое имя  Благовещенская башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы  Благовещения, для которой около  башни и была построена эта  церковь. До возведения храма икона  находилась прямо на наружной стене  башни, обращенной к Кремлю и к  царскому дворцу. По легенде, там, на башенной стене этот образ явился чудесно  во времена Ивана Грозного.

     В ту пору в башне, около которой  стоял царский Житный двор, находился  застенок, куда заточили какого то несправедливо  обвиненного воеводу. Он был приговорен к казни за преступление, которого не совершал, и ожидая смертного  часа, не переставая молился, когда  надежда на оправдание и на спасение была уже потеряна. И однажды во сне ему явилась Пресвятая  Богородица и велела попросить царя об освобождении. Узник не поверил  своему сну и просить не стал. Но сновидение повторилось, и Царица небесная вновь велела ему просить  царя о свободе, обещая свою помощь. Тогда он решился обратиться к  царю и прогневал его своею  просьбой - Грозный в ярости велел  привести к нему дерзкого пленника. Однако когда стражи явились за ним  в башенную тюрьму, они увидели, что  на внутренней стороне башни, обращенной к царскому дворцу, чудесным образом  явилась икона Благовещения. И потрясенный царь немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную часовню. С тех пор эта кремлевская башня стала именоваться Благовещенской.

     А в 1731 году императрица Анна Иоанновна  велела выстроить для чудотворной  иконы Благовещенскую церковь. И  по проекту архитектора Г.Шеделя ее возвели так, что стена башни  с иконой оказалась встроенной в  храм. На верху самой башни устроили колокольню и на главу водрузили  крест - так кремлевская башня, увенчанная православным крестом, стала церковной  колокольней. А церковь по-старомосковски именовалась "Благовещенская, что  на Житном дворе"21.

     Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона. На протяжении столетий притекали в ней в  Кремль молящиеся о помощи.

А в 1816 году в кремлевскую Благовещенскую церковь перенесли ковчег с частицами  святых мощей св. Иоанна Милостивого  из разобранной в то время церкви на Кисловке, и через несколько  лет в трапезной устроили во имя  святого придел.

     А в 1891 году началась реставрация Благовещенской церкви, так как опасались длительного  и губительного воздействия сырости  от Москвы-реки. Но потрясенные реставраторы обнаружили, что краски чудотворной  иконы оказались нетронутыми  временем. В ходе работ был открыт вход в отремонтированную башню, и тогда же в ней устроили церковный  придел во имя св. Иоанна Милостивого  с иконостасом из белого мрамора. Есть мнение, что там же в башне  был устроен придел в воспоминание о чудесном спасении императорской  семьи при крушении поезда на станции  Борки 17 октября 1888 года. Этот придел был  освящен во имя святых, празднуемых  Церковью в тот день. Однако современные историки считают эти сведения недостоверными.

     И еще в этом кремлевском Благовещенском храме до революции находилась самая  чтимая в Москве чудотворная икона  Пресвятой Богородицы "Нечаянная  Радость", ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке.

     После революции она прошла долгий и  трагический путь из Кремля по старой, православной Москве: сначала ее передали в храм Похвалы Пресвятой Богородицы, стоявшей на Алексеевском холме рядом  с храмом Христа Спасителя. Затем, после  сноса церкви она была передана в  пречистенскую церковь св. Власия, а после ее закрытия оказалась  в храме Воскресения в Сокольниках, куда передавали в то время все  чудотворные и наиболее чтимые иконы  из разрушенных московских церквей. Потом она была передана в Ильинский  храм в обмен на список.

     Есть  легенда о том, что от иконы "Нечаянная  радость" чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен22.

     В 1932 году Благовещенскую церковь в  Кремле снесли, а ее придел в башне  уничтожили. Вместо креста на верху  кремлевской башни появился флажок. И ныне осталось только ее старое, исконное имя - Благовещенская.

     Не  хотелось бы заканчивать очерк на скорбной ноте. Благовещение было одним  из самых светлых, весенних праздников православной Москвы. В старину существовал  благочестивый обычай - в этот апрельский день на Трубной площади, где находился  первый московский Птичий торг, выпускали  на волю птиц. 
 
 
 

    Покровский  Собор.

     Покровский  собор был построен в 1555 - 1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством23.

     Существует  несколько версий о создателях собора24.

По одной  из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.

     По  другой, широко известной версии Барма  и Постник  — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела.

     По  третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.

     Согласно  легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского Кремля. 
 

   Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (по числу престолов):

  1. Покрова Богородицы (центр.),
  2. Св. Троицы (вост.),
  3. Входа Господня в Иерусалим (зап.),
  4. Григория Армянского (сев.-зап.),
  5. Александра Свирского (юго-вост.),
  6. Варлаама Хутынского (юго-зап.),
  7. Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.),
  8. Николая Чудотворца Великорецкого (юж.),
  9. Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.))
  10. Один купол над колокольней.

   Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань:

  • Троицы,
  • в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Взятки),
  • входа в Иерусалим,
  • в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально — в честь свв. Киприана и Иустины — 2 октября),
  • свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября),
  • Александра Свирского (17 апреля и 30 августа),
  • Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста),
  • Григория Армянского (30 сентября).

     Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами25. 
 
 

    Палаты  Троекурова в Москве.

       Палаты боярина Троекурова — одно из замечательных жилых зданий XVII века. Вместо разновеликой живописной группы каменных палат, обычно крытых порознь разнообразными по форме крышами, мы видим здесь единый каменный блок здания. Однако декоративные формы нижнего и верхнего этажей отличаются друг от друга. Если нижний имеет наличники и карнизы-тяги, типичные для середины XVII века, то верхний — замечательное по красоте и рисунку белокаменное убранство, типичное уже для конца столетия. Подобный «разнобой» форм объясняется тем, что первоначально над зданием XVI века была выстроена нижняя часть в виде обычных самостоятельно крытых крышами палат. В конце 80-х годов XVII века их надстроили, объединив все здание общей кровлей. Так сложился новый тип дома, цельный по своему объему. Однако легко установить, что спаренным колонкам фасада здания отвечает внутренняя система стен его помещений-комнат; в этом приеме членения наружных стен видны еще старые навыки. Варварски стесанные в XIX веке наличники третьего парадного этажа были особенно декоративны. С правой стороны дома, обращенной к ул. Охотный Ряд, некогда находились открытая галерея и лестница, ведшая во внутренние покои. Система расположения верхних помещений представляет собой простое сопоставление почти равных по площади комнат с высокими сводами, что свидетельствует о воздействии старых планировочных схем деревянного зодчества26. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Рассматривая  исторический путь, пройденный русской архитектурой средневековья, можно сказать, что он был традиционным и в то же время разнообразным. Культура других народов, примыкавших к Руси, имела определённый опыт в учении архитектуры, тем самым, дав сильный толчок для создания отдельного «традиционного русского» стиля в данной области.

      В представленном реферате мы окунулись  в далекий X-XVIIвв., рассмотрели общие черты Средневековой русской архитектуры, познакомились с основными памятниками, узнали об их истории создания, версиях и гипотезах постройки, разобрали архитектурные особенности храмов.

      Особое  внимание акцентируется на создание полной картины исторического прошлого, направленное на развитие и сохранение духовных ценностей и наследия нашей Родины, а также на воспитание эстетических и патриотических направлений у студентов.

     В данной работе представлены данные, взятые из надежных источников, раскрыты задачи, поставленные перед работой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА 

      1. Т. В. Ильина «История Искусств»;
      2. Ю. Л. Лебедева «Древне-русское искусство X-XVII в.»;
      3. Е. Осетров «Живая древняя Русь»;
      4. В. Муравьев «Очерки истории Русской культуры»;
      5. А. Моров «Русская лира».
      6. И. Бабушкин «Архитектура Москвы»
      7. БСЭ, Москва, 1970г.
      8. http://kursy.rsuh.ru.

Информация о работе Русская архитектура X-XVII вв. Архитектура Москвы XIV-XVвв.