Свет и цвет, композиция и перспектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:21, реферат

Описание работы

Свет и цвет – вот те основы, на чем строили свою работу старые мастера витражного искусства. Владеть цветом и светом – дело исключительно важное.

Окружающий нас мир мы видим потому, что он освещен, и тогда, когда он освещен. Эту возможность восприятия отдельных предметов дает нам свет. По своей физической природе свет является одним из видов лучистой энергии и, аналогично радиоволнам, представляет собой электромагнитные колебания с той только разницей, что дли элементарных волновых движений у них различна.

Работа содержит 1 файл

5Архитектурные возможности света и цвета.docx

— 20.92 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  АВИАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  АЭРОПОРТОВ 
 

Реферат

по дисциплине:

«Дизайн архитектурной среды»

на тему:

    Свет  и цвет, композиция и перспектива 
 
 
 

Виполнила ст. гр. ФАД-504

Ершова М.В. 
 
 
 

Киев-2010

    Свет  и цвет, композиция и перспектива 

    Свет  и цвет – вот те основы, на чем  строили свою работу старые мастера  витражного искусства. Владеть цветом и светом – дело исключительно  важное.

    Окружающий  нас мир мы видим потому, что  он освещен, и тогда, когда он освещен. Эту возможность восприятия отдельных  предметов дает нам свет. По своей  физической природе свет является одним  из видов лучистой энергии и, аналогично радиоволнам, представляет собой электромагнитные колебания с той только разницей, что дли элементарных волновых движений у них различна.

    Резких  границ между отдельными цветами  нет, один цвет плавно переходит в  другой. Помимо видимых лучей, существуют еще и невидимые, также излучаемые раскаленными телами. Это – ультрафиолетовые лучи, с длиной волны менее 390 миллимикрон, и инфракрасные лучи, обладающие сильными тепловыми свойствами, с длиной волны более 770 миллимикрон.

    При смешении в различных пропорциях фиолетового, зеленого и красного цветов можно получить все другие цвета.

    Световые  лучи, падающие на поверхность какого-либо предмета, отражаются, поглощаются  или проходят сквозь него; прозрачные тела обладают всеми тремя свойствами, непрозрачные – только поглощают  и отражают световые лучи.

    В однородной среде (например, в воздухе) световые лучи распространяются прямолинейно, если же они встречают на своем пути непрозрачную полированную поверхность, то основное их количество отражается от нее. Зеркальные поверхности дают правильное отражение, шероховатые поверхности – отраженный рассеянный или диффузный цвет. Гладкие поверхности некоторых тел – молочное стекло, глазурь, фарфор, блестящие светлые краски и т. п. – нередко дают одновременно правильное и диффузное отражения.

    Свет, излучаемый различными источниками, имеет  различный спектральный состав, от которого зависит цвет освещения. Белый  свет является сложным светом. При прохождение света через прозрачное тело наблюдается явление, называемое преломлением света. В этом случае световые лучи с различными длинами волн идут по разным направлениям. Это явление называется дисперсией света.

    Если  луч белого бесцветного света  пропустить через трехгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным  на множество цветных лучей. Отражение  разложенного белого луча называют спектром. Если же поместить на пути цветных  лучей вторую, точно такую же призму основанием вверх, то они окажутся снова  сложенными и из призмы выйдет луч  белого, бесцветного света.

    Из  всего разнообразия цветов отличают семь главнейших: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Расположив их по кругу, получим так называемый цветовой круг, в котором имеется промежуток между красным и фиолетовым цветами. Если в этом промежутке расположить пурпурный цвет, то получится восьмицветовой круг, которым и пользуются в настоящее время. Для практического применения спектр может быть разделен только на три зоны: красную, зеленую и синюю.

    Цвет  – это ощущение, вызываемое в  зрительном аппарате человека попадающим туда светом, состав которого зависит  от характера освещения и от оптических свойств предметов, на которые он падает. Цвет предмета определяется отраженными лучами: в том случае, когда он поглощает почти все лучи, он кажется черным, если же он почти все лучи отражает, то кажется белым.

    Цвета принято делить: по спектральному  составу излучения – на монохроматические, или цельные, и смешанные. К первым относятся: красный, зеленый и синий. Их нельзя разложить и нельзя получить смешением других цветов. Ко вторым относятся остальные цвета. Они получаются путем смешения цельных цветов, - например, красный цвет в соединении с синим, дает фиолетовый цвет всех оттенков.

    По  цветовым свойствам – на ахроматические, или бесцветные, и хроматические, или цветные. К первым относятся  белый и черный цвета, а также  все серые тона, получаемы от их смешения. Ко вторым все кроме трех хроматических цельных цветов –  красного, зеленого и синего.

    Хроматические цвета характеризуются яркостью или светлотой, которая дается количеством  световой энергии, пропускаемой или  излучаемой предметами.

    Хроматические цвета определяются также насыщенностью, то есть количеством содержащегося  в них красящего вещества. Они  тем насыщеннее, чем меньше в них  белого. Насыщенность цвета не зависит  от светлоты. Из существующих в природе цветов наиболее насыщенными являются спектральные.

    Яркими  называют цвета, отличающиеся весьма большой  насыщенностью и достаточной  светлотой. Яркие цвета входят в  группу полноцветных. Светлыми называют цвета с малой насыщенностью и большой яркостью. Наибольший процент света отражают белые поверхности, отсюда белый и близкие к нему цвета являются самыми светлыми и самыми яркими.

    Цвета принято делить на теплые и холодные. К теплым относятся красный, желтый, оранжевый и все другие цвета, которые можно получить от смешения этих цветов. Холодными считаются синий, голубой, фиолетовый и сине-зеленый цвета. Чем больше в зеленом или фиолетовом цвете желтого или красного тонов, тем теплее такой цвет, но при добавлении к ним синего цвета они становятся холодными.

    Цвета иногда называют тяжелыми или легкими. К тяжелым относятся темные цвета: черный, синий, фиолетовый и все затемненные черной краской тона. К легким – белый, красный, желтый цвет и все цвета, разбеленные белой краской.

    Ряд цветов, используемых при создании того или иного художественного  произведения, называют красочной или  цветовой гаммой. Продуманная система  сочетания цветов, имеющая для  художественного произведения большое  значение, называется колоритом.

    Существует  техническое смешение красок и оптическое смешение цветов – понятия, которые  необходимо различать. Понятие технического смешения красок не требует пояснений. Оптическое смешение цветов происходит вследствие одновременного возбуждения  глаза разными цветами, то есть излучения  с различными длинами волн. Оптическое смешение цветов, при котором цветовые лучи, идущие из различных источников, складываются, называется слагательным, или аддитивным. Техническое смешение красок или смешение цветов стекол, при котором происходит последовательное вычитание из белого света освещения тех лучей, которые поглощаются смешиваемыми красками или цветными стеклами, называется вычитательным, или субтрактивным.

    Для оптического смешения цветов существуют три закона:

    Первый  закон.

    Может быть сформулирован таким образом: для всякого хроматического цвета  имеется такой другой цвет, от смешения с которым может получиться ахроматический цвет – серый или белый. Такие  два цвета называются дополнительными, или парными цветами. По цветовому  кругу они лежат почти в  диаметрально противоположных точках.

    Второй  закон оптического смешения.

    Заключается в том, что смешение двух не дополнительных цветов, лежащих по цветовому кругу  ближе друг к другу, чем дополнительные, дает новый хроматический цвет, цветовой тон которого лежит между смешиваемыми цветами. Следовательно, из любых трех цветов, расположенных в цветовом круге на одинаковом примерно расстоянии друг от друга, можно путем смешения получить всевозможные цветовые тона.  

    Третий  закон.

    Одинаково выглядящие цвета, дают и одинаково  выглядящие смеси, независимо от различий в их физическом составе.

    Смешение  цветов стекол, как уже известно, также относится к техническому, или вычитательному, смешению. Мы знаем, что световые лучи, направленные на черную поверхность, поглощаются ею, белая поверхность хорошо отражает желтые и оранжевые лучи, несколько хуже – зеленые и красные и плохо – синие и фиолетовые. Прозрачное бесцветное оконное стекло пропускает все лучи. Зеленое стекло хорошо пропускает зеленые лучи, хуже – голубые и желтые и вовсе не пропускает остальных лучей.

    Приведем  пример вычитательного ( субтрактивного ) смешения цветов. Пропустим пучок света через частично перекрывающие друг друга три стекла – желтое, голубое и пурпурное. В тех местах, где перекрываются два стекла, получаются цвета лучей: красный ( от пурпурного и желтого стекол ), зеленый ( от желтого и голобого ), и синий ( от голубого и пурпурного ). В тех же местах, где одновременно перекрываются все три стекла, получается черное пятно.

    При перемене освещения, например при переходе от солнечного освещения к электрическому, некоторые цвета изменяются: теплые светлеют, холодные темнеют. Светлота теплых зеленых не изменяется, красные цвета становятся насыщеннее, светло-желтые – трудно отличимыми от белых, оранжевые краснеют. Синие становятся менее насыщенными, темно-синие – неотличимыми от черных, голубые зеленеют и становятся трудно отличимыми от холодных зеленых. Также заметно изменяются некоторые цвета при удалении.

    Расположенные рядом цвета находятся во взаимодействии. В зависимости от окружающих его  цветов один и тот же цвет выглядит по-разному. Такое изменение цвета  называется цветовым контрастом.

    Нельзя  также не упомянуть о существующих в природе оптических иллюзиях или  обмане зрения, в силу которых в  определенных условиях обнаруживаются ошибки в восприятии формы предметов, рельефа, в оценке и сравнении  расстояний между предметами, величин  углов, длин отрезков и так далее. Особенно многочисленны такие ошибки при восприятии тех или иных предметов  или деталей не изолированно, а  в связи с окружающими их предметами и деталями ( психологический закон контраста ). К оптическим иллюзиям относятся также явления иррадиации, в силу которых размеры белых ( светлых ) объектов на черном ( темном ) фоне и, наоборот, черных объектов на белом фоне, кажутся увеличенными.

    В изобразительных искусствах и в  архитектуре оптические иллюзии  занимают видное место, расширяя творческие и технические возможности художника  и архитектора.

    Резюмируя изложенное, приходим к заключению, что подбор и гармоническое сочетание цветов представляет собой задачу довольно сложную. Для витражей же, как это вытекает из всего сказанного, цветовая композиция является почти решающей. Композиция – это построение художественного произведения во взаимосвязи с его содержанием, соотношение отдельных частей произведения, образующее единое целое, которое воплощается в соответствующие художественные формы. Обнимая весь творческий процесс с момента его замысла до завершения художественного произведения, композиция организует, согласовывает и приводит к целостности все его элементы. Композиция, в общем виде, есть средство взаимной связи, система взаимных соотношений между частями того или иного целого, система приведения частей и целого в гармоническое единство, чаще всего в гармоническое равновесие. В монументально-декоративном искусстве композиция, кроме того, должна способствовать органическому слиянию живописи, росписи, орнамента или витража с архитектурными формами сооружения, чаще всего с тектоникой и декором интерьера.

    Основные  требования композиции сводятся к ясности  и цельности восприятия, подчинению второстепенного главному, для чего требует освободить передний план и  расположить наиболее ответственные  элементы – предметы и фигуры –  на втором плане. Единство художественного  произведения достигается композиционной уравновешенностью и завершенностью.

    В результате воздействия света на глаз нервная система передает в  мозг зрительные впечатления, дающие точное представление о форме, величине и цвете материальных объектов. Однако эти признаки меняются в большей  или меньшей мере, в зависимости  от точки зрения, то есть от удаленности  зрителя от наблюдаемого явления  или предмета. Материальным предметам  свойственна пространственная протяженность, имеющая три измерения – высоту, ширину и глубину. На плоскости же, имеющей только два измерения, предметы воспроизводят так, что они совпадают  со зрительными впечатлениями и  создают впечатление глубокого  пространства. Достигается это с  помощью перспективы, определяющей форму, величину и цвет наблюдаемых  предметов, их изменения в зависимости  от положения в пространстве.

    Перспектива, как метод передачи пространственной глубины на картинах, неразрывно связана  с композицией, являясь одним  из ее элементов. Знание законов перспективы, умение применять их на практике для  художника и архитектора совершенно обязательно, так как только с  их помощью они могут создать  полноценное реалистическое художественное произведение. Руководствуясь этими  законами, художники и архитекторы  в своей творческой работе имеют  возможность в полной мере раскрыть в работе свою идею.

Информация о работе Свет и цвет, композиция и перспектива