Версаль как символ абсолютной монархии во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Вторая половина XVII века период развития классицизма во французской архитектуре. Это эпоха абсолютизма, когда придворное становится синонимом национального, как сама личность короля воплощением государства.

Абсолютизм в качестве государственной системы выступает носителем разумного начала в культуре и искусстве, предоставляя широчайшие возможности художественной реализации высоких идеалов рационализма в формах невиданного еще великолепия резиденции короля-Солнца.

Работа содержит 1 файл

Архитектурный ансамбль Версаля..docx

— 68.67 Кб (Скачать)

В период работы с Лево творчество Лебрена имело  барочные тенденции, ярко выраженные в  лестнице послов, которая ведет к  большим апартаментам короля. Мастер пользуется приемами иллюзорной перспективы, примененной весьма умело и интересно.

Покои королевских  апартаментов были расположены с  таким расчетом, чтобы между исходным пунктом движения (Лестницей послов) и его конечной точкой (Королевской  спальней) было наибольшее число промежуточных  звеньев.

Эта последовательность покоев сказывается и в красочном, и в пространственном решении  отдельных интерьеров. Их архитектура  в Версальском дворце стремится  к созданию в каждом зале целостного пространственного впечатления  с легким выделением задней стены. Каждый зал имел как бы свою лицевую сторону, свой фасад.

Анфиладный принцип  планировки торжествует и в знаменитой Зеркальной галерее. Это, в сущности, не тронный зал, а настоящий проспект длиною 173 метра. Здесь было важно  украсить свод и стены так, чтобы  не перегружать пространства и не чинить препятствий людскому потоку. Лебрен разместил на своде изображения  побед Людовика. Живопись потеряла самостоятельное значение, но зато пространство приобрело изящество  и легкость. Вместо гобеленов, картин статуй, приковывающих внимание и  останавливающих зрителя, галерея  покрыта легкими, широкими зеркалами.

В систему анфилад  включена даже королевская спальня. Только низкая балюстрада отделяет ложе короля от текущего мимо потока придворных. Жилые помещения приносятся в  жертву парадным залам. В этом смысле Версаль является законченным типом  парадного расположения помещений, характерного для абсолютизма XVIII века» .

Интерьеры Версаля  порывают с традицией XVI века. Потолки  всегда гладкие или сводчатые, покрытые росписями с аллегорическими  сюжетами. На них появляются филенки  из мрамора, штукатурки или бронзы. Лестницы, обычно до XVII века винтовые, приобретают в эту эпоху прямые марши, с широкими площадками, с балюстрадами и железными решетками. В основном применяется позолота на белом фоне, полихромия играет весьма ограниченную роль.

Сооружения, расположенные  рядом с дворцом, едины с ним  по своим архитектурным образам. Оранжерея Лево в 1681 -1688 годах была увеличена в четыре раза и перестроена  Мансаром по образцу римских терм. С южным партером ее соединяют  две колоссальные лестницы, между  которыми она и размещена. Кажется, что идея грандиозного нашла свою форму в образе этих лестниц. При  взгляде от партера Швейцарцев, лежащего у подножия оранжереи, особенно ярко вырисовывается смысл всего замысла. Масштабы лестниц, огромные плоскости  которых как бы уходят в небо, несоизмеримы с человеком: они созданы  для царящей здесь «идеи».

В этом же плане  построены Мансаром в 1679-1686 годах  Большие и Малые конюшни (напротив дворца, со стороны города). Они заняли место между лучами трезубца дорог.

Три широкие  магистрали устремляются к замку: с  севера - авеню Сен-Клу, с юга - авеню  де Со, а между ними - Парижская  авеню. С севера они огибают Большую, а с юга - Малую Конюшни, постепенно выстроенные Ардуэн - Мансаром, начиная  с 1679 года.

За ними раскинулась  Оружейная площадь, пересекая которую, посетители попадают в Главный Почетный двор. С двух сторон этого двора  находятся Министерские флигели, построенные  в 1671-1679 годах, на входе - ажурная ограда, увенчанная Королевским гербом. С  флангов ограду обрамляют четыре скульптурные группы, символизирующие  Войну («Победы Короля над Империей и Испанией»), и Мир («мир и Изобилие»). Две последние находились с двух сторон решетки, которая до Революции  разделяла Почетный и Королевский дворы. Во время Революции внутренняя ограда была снесена, а на ее месте в 1837 году Луи-Филипп приказал установить конную статую Людовика XIV. Внутренняя решетка начиналась непосредственно от двух павильонов, которые стояли на месте Северного крыла (архитектор Габриель, конец эпохи Людовика XV) и Южного павильона (архитектор Дюфур, эпоха Людовика XVIII). Правом въезжать в карете в Королевский двор обладали лишь немногочисленные персоны, пожалованные Почестями Лувра. В глубине на возвышении в пять ступеней находится Мраморный двор - (его название происходит от мраморных плит), - который дает представление о размерах двора во времена существования замка Людовика XVIII.

Королевская часовня - пятая по счету в замке, однако, в отличие от других, которые были обустроены в уже существующих зданиях, помещение для Королевской часовни строилось специально. На углу, образуемом центральным корпусом дворца и его Северным крылом, с 1699 по 1708 год, то есть вплоть до своей кончины, архитектор Жюль Ардуэн-Мансар возводит эту часовню; ее строительство завершается в 1710 году под руководством зятя архитектора, Робера де Котт. Схема конструкции в целом отвечает традиционным канонам палатинских трехэтажных часовен, но выполнена она в классической интерпретации. Декор подчеркивает преемственность Ветхого и Нового завета, как в рельефах Кусту, Фремена, Лемуана, Ван Клева, Манье, Пуарье и Васе, так и в росписи сводов, проникнутых духом святой Троицы: будь то плафон абсида с «Воскресением Христа» работы де Лафоса, или свод центрального нефа с «Всевышним во славе, предвещающим пришествие Спасителя» художника Антуана Куапеля, или плафон над королевской галереей с композицией «Явление Святого Духа Богородице и Апостолам» кисти Жувене, а также декор большого органа, навеянный темой Царя Давида.

Через Королевскую  галерею можно проникнуть на второй этаж замка, в Салон Геркулеса. В этом просторном зале, расположенном в месте соединения Северного крыла и центрального корпуса замка, проходили пышные приемы. Салон оборудовали в верхней части четвертой часовни, религиозные службы в которой продолжались с 1682 по 1710 года. В 1712 году Робер де Котт приступил к созданию внутреннего убранства салона. Но в связи с кончиной в 1715 году Людовика XIV работы были прерваны и возобновились лишь в 1725 году.

В отделке стен ритмично сочетаются полихромный мрамор и двадцать пилястр, основание и  коринфские капители которых выполнены  из позолоченной бронзы. На пилястры опирается  карниз, украшенный консолями и трофеями.

Мраморный камин  работы Антенна венчает полотно  Паоло Веронезе «Встреча Елеазара с  Ревекой». Другая его картина - «Ужин  у Симона фарисея» - располагается  напротив; Людовик XIV получил ее в  подарок в 1664 году от венецианской республики.

Зал Геркулеса  плавно переходит в Большие королевские покои, состоящие из нескольких салонов: Салона Изобилия, Салона Венеры, Салона Дианы, Салона Марса, Салона Меркурия, и Салона Аполлона. Расположенные на втором этаже замка и выходящие окнами на Северный партер, Большие королевские покои строились с 1671 по 1681 год. Назначение их было определено лишь в 1682 году, когда Король распорядился превратить Версаль в официальную государственную резиденцию. В этих покоях «Король оказывал приемы, но не жил», сюда можно было попасть по Посольской лестнице, два пролета которой вели соответственно в Салоны Венеры и Дианы. Гениальное творение Лево - Посольская лестница - была построена Франсуа д’Орбэ; в 1752 году ее снесли по приказу Людовика XV.

До 1678 года, когда  было начато строительство Зеркальной галереи, Большие королевские покои  включали семь комнат. Отмечая великолепие  живописного декора апартаментов, Фелибьен написал в 1674 году: «Подобно тому, как  для эмблемы Короля выбрали Солнце, семь планет составили сюжеты полотен, украшающих все комнаты этих покоев».

Зеркальная  галерея. Здание, построенное Лево при расширении замка Людовика XVIII, включало террасу, которая располагалась на этом месте. Но в 1678 году архитектор Ардуэн-Мансар возводит здесь галерею, соединяющую апартаменты Королевы с покоями Короля. С 1679 по 16869 год многочисленные бригады мастеров-декораторов трудились в ней под руководством Лебрена.

В этом грандиозном  сооружении выражено чувство меры и  гармонии, здесь господствует строгая  уравновешенность и величавость. Одна из длинных стен зала образована рядом  высоких закругленных окон, открывающих  вид на бесконечные дали парка; противоположная  стена составлена из зеркал, расположенных  подобным же образом. Это оригинальное решение освобождает громадный  зал от тяжеловесности, придает ему  простой, ровный ритм. Только массивный  свод с фресками Лебрена вносит в  этот ансамбль обычное для Версаля  ощущение подчеркнутой пышности.Сюжеты плафонной росписи навевают воспоминания о наиболее значительных событиях царствования Людовика XIV (1661-1678 годы).

Восполненная  часть мебели входила ранее в  гарнитур, заказанный в 1770 году к бракосочетанию Дофина (будущего Людовика XVI) с Марией-Антуанеттой, 24 торшера отлиты из оригинальных форм, хранящихся в Версальском музее. 20 посеребренных бронзовых люстр с хрустальными подвесками вызывают в памяти великолепную иллюминацию галереи по случаю торжественных празднеств или балов-маскарадов, которые давались здесь в эпоху дореволюционной монархии.

Зеркальная галерея  служила переходом, ведущим из покоев Короля, минуя его спальню, в аванзал  с овальным окном или кабинет  Государственного совета, а далее - в покои Королевы. Ежедневно здесь  собирались придворные в надежде  увидеть Короля, направляющегося  с мессы. Кроме того, галерея служила  местом особо торжественных приемов: здесь в 1685 году состоялся пышный прием в честь Генуэзского Дожа, официальный прием послов Сиама в 1686 году, а в 1715 году Людовик XIV принимал в галереи послов Персии. Людовик XV и Людовик XVI сохранили традицию этих торжественных аудиенций. В честь бракосочетаний принцев крови здесь устраивались пышные парадные балы, а также балы-маскарады.

И после Революции  в галереи отмечались выдающиеся события. 18 января 1871 года король Пруссии был торжественно коронован Императором Германии. А 28 июня 1919 года здесь было подписано Версальское мирное соглашение, положившее конец кровопролитию Первой мировой войны.

Салон Мира. Расположенный по другую сторону Зеркальной галереи, Салон Мира по своей мраморной отделке сочетается с Салоном Войны. В центре плафона, выполненного Лебреном, представлена Франция, пересекающая воздушное пространство на колеснице, запряженной четырьмя голубями, впереди - в сопровождении Гименея Мир, Слава возлагает на его чело венец бессмертия; Щедрость указывает ему на созидательные проекты. В изгибах свода расположились Испания, Христианская Европа в успокоении, Германия и Голландия. Над камином - овальная картина, написанная Лемуаном в 1729 году и изображающая Людовика XV, дарящего всей Европе оливковую ветвь - символ мира. С 1710 года зал входит в покои Королевы, и в нем устраивается салон для игр.

Покои Королевы, многие комнаты которых выходят на Южный партер, расположены симметрично Большим королевским покоям. Вплоть до падения Дореволюционной монархии покои Королевы неоднократно перестраивались. Пять комнат составляют их: Караульный зал, выходящий на Мраморную лестницу (она также носит название лестницы королевы), аванзал Большого столового прибора, Дворянский салон, спальня и салон Мира.

Комната Королевы. Главным залом покоев королевы была ее комната. По утрам, после утреннего туалета, Королева давала здесь аудиенции. В этой комнате она произвела на свет наследника Престола.

Первоначально этот зал принадлежал королеве Марии  Терезии; неоднократно менялось его  убранство: с 1729 по 1735 год - для Марии  Лещинской, а с1770 по 1782 год - Для Марии  Антуанетты. Комната восстановлена  в том виде, в каком ее навсегда покинула Мария Антуанетта 6 октября 1789 года. Ткани реставрированы по образцам шелков, выполненных в 1787 году для  отделки летнего мебельного гарнитура. Слева от кровати стоит столик для драгоценных украшений работы мастера Швердеггера, изготовленный  для королевы в том же 1787 году.

Кабинеты  Марии Антуанетты. Внутренние кабинеты каждая из королев использовала по-своему. Мария Терезия Австрийская устроила в них часовенку. Мария Лещинская и Мария Антуанетта придали кабинетам более интимный характер по сравнению с парадными Большими покоями.

В том виде, в  каком их оставила Мария Антуанетта, кабинеты состояли из ванной, комнаты  отдыха, двух библиотек, салона и будуара.

Будуар, который  иначе называли «Кабинетом с канапе», служил для дневного отдыха государыни. Теперешний его вид соответствует  тому, который будуар имел в 1781 году, в момент рождения первого Дофина; за исключением появившихся здесь  в 1784 году кресел.

До этого в  этом помещении находилась часовня  герцогини Бургундской, затем - малый  салон Марии Лещинской и, наконец, лестница.

Наличие ванной и комнаты отдыха свидетельствует, вопреки распространенному мнению, об утонченном комфорте, существовавшем в Версале в XVIII веке.

Внутренний кабинет, служивший салоном Марии Лещинской, в 1783 году перестраивается в античном духе. Деревянные отделки, представляющие сидящих друг к другу спиной сфинксов под установленными на треножниках  курительницах, выполнены братьями Руссо по эскизам архитектора  Мика. Для камина с кариатидами  использовали красный крапчатый  мрамор и позолоченную бронзу. Зеркальный альков располагается напротив окон. Мебель принадлежит Марии Антуанетте, ее перенесли сюда из других комнат. В этом кабинете королева Мария Антуанетта принимала свою излюбленную художницу  Мадам Виже-Лебрен, своего бывшего  преподавателя музыки Глюка, которому она покровительствовала, а также  свою штатную модистку Мадемуазель  Бертен. Мария Лещинская любила собирать здесь некоторых из своих фаворитов, и среди них - президента Эно, который  рассказал об этом в своих мемуарах.

Информация о работе Версаль как символ абсолютной монархии во Франции