4 шолы классического индийского танца

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:43, реферат

Описание работы

В индийском классическом танце имеется строго разработанная система жеста, положений рук, пальцев, мимики лица для выражений определённых понятий. Система жестов в классическом танце носит всесторонний характер, в условной форме канонических жестов, движений, положений пальцев рук изображаются различные понятия и реальные вещи. В основе каждого символа лежит изображение конкретного понятия, предмета, чувства или настроения. О происхождении этой системы пишет известный танцовщик Кунчу Нар:"...движения, жесты, различные голосовые интонации выделяются в абстрактные символы, стилизуются, гиперболизуются и приобретают значение соответствующих чувств, построений и действий."

Работа содержит 1 файл

реферат по истор.хореогр.Word (4).doc

— 59.00 Кб (Скачать)

                                             Введение

      «Где взгляд, там жест,

      Где жест, там чувство,

      Где чувство, радость и любовь.

      Все это тайна жизни бесконечной,

      А танец вечен как любовь...»

    Индия-страна богатой и самобытной танцевальной культуры.

    Это единственная страна в мире, где танец сохранился таким, каким он был в глубокой древности. О танцах других древних цивилизаций, к примеру, о танцах древнего Египта и Греции, можно судить лишь по рельефам и скульптурным изображениям, по фресковой и вазовой живописи. Искусство индийского танца достигло расцвета два тысячелетия тому назад, было описано и теоретически обосновано в древнейших трактатах, нашло своё отражение в древней санскритской литературе. Кроме того, мы находим многочисленные изображения танцевальных поз и композиций во фресковой живописи, в скульптуре, в рельефе.    

    Индийский танец большинству из нас знаком по индийскому кино. Нежные, неторопливые движения, большое количество поз, выразительные  жесты рук и кистей характеризуют  это направление хореографии. Танец, как и песня в Индии – это один из способов эмоционального общения, симпатии между партнерами. В процессе танца идет не столько обмен информацией, сколько чувственное взаимодействие с окружением.

    Танец в Индии носит всеобъемлющий  характер, это важная и существенная часть жизни народа, в нём раскрывается национальный характер, танец знакомит с обычаями, обрядами, религией и философией. Религия связывает происхождение танца с божественным источником. Свидетельством тому большое количество легенд, в которых происхождение танца связано с именами наиболее популярных богов. Согласно индуизму, создателем и первым исполнителем танцев является бог Шива, который в классическом танце создаёт Вселенную из хаоса.

      В индийском классическом танце  имеется строго разработанная система жеста, положений рук, пальцев, мимики лица для выражений определённых понятий. Система жестов в классическом танце носит всесторонний характер, в условной форме канонических жестов, движений, положений пальцев рук изображаются различные понятия и реальные вещи. В основе каждого символа лежит изображение конкретного понятия, предмета, чувства или настроения. О происхождении этой системы пишет известный танцовщик Кунчу Нар:"...движения, жесты, различные голосовые интонации выделяются в абстрактные символы, стилизуются, гиперболизуются и приобретают значение соответствующих чувств, построений и действий." 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бхарат  Натьям. 

   Из  классических танцевальных стилей наиболее популярен в Индии и наиболее широко известен за рубежом — стиль Бхаратанатьям. Его традиция насчитывает почти 2000 лет. Это один из самых древних стилей. Создателем этого стиля называют Бога Брахму, который приравнял искусство танца к ведам, назвав его «пятой ведой». Богом-покровителем танца считается Шива, а принес его людям мудрец Бхарата по указанию Бога Брахмы.

   Различные позы танцев в стиле Бхаратанатьям  высечены на стенах храмов на юге Индии, который считается традиционным центром Бхаратанатьяма.

   Первоначально танец исполнялся специальными храмовыми танцовщицами и имел исключительно сакральное значение; он был частью ежедневного ритуала и исполнялся на специальных площадках храма. В дни праздников танцовщица играла не менее важную роль, чем жрец. В танцах она рассказывала о Божестве, в честь которого построен храм, описывала его подвиги в борьбе с демонами и злыми Божествами. Считалось, что события танца как бы повторялись наяву заново и, для того чтобы Бог мог победить врага, танцовщица должна была исполнить свой танец безукоризненно.

   Танцы этого стиля строго канонизированы. С течением времени образовались различные школы, делающие упор на разные аспекты чистого танца. Одни подчеркивали изящество, другие разрабатывали сложные ритмические композиции.

   Исходное  положение выпрямленный торс, согнутые колени и широко развернутые ступни ног — придает танцу строгую и одновременно изящную симметричность, что усиливается красноречивой, выразительной игрой глаз и лицевых мышц. На эту исходную позу танца Накладывается затем его рисунок: наклоны и прыжки танцовщицы, самые разнообразные комбинации ее телодвижений. Нритта, чисто танцевальная часть бхарат-натьям, включает в себя алариппу, джатисварам и тиллана. В алариппу симметричные движения танцовщицы гармонично согласуются с речитативом чтеца; в джатисварам, помимо речитатива, вводится фиори-турное голосовое пение, соответствующее данной раге, или мелодической линии; в тиллана вокальное сопровождение постепенно разворачивается в рагу, а танцовщица демонстрирует серию статических поз, а затем стремительно меняющихся положений. В нритта, чистом танце, прямые линии движений образуют в пространстве геометрические фигуры.

   Техника исполнения современного бхаратанатьям  восходит к концу XVIII - нач. XIX веков., она во многом схожа с хореографией кучипуди: оба стиля развивались на юге (современная территория штатов Тамил Наду, Карнатака и Андхра Прадеш). Отличительные особенности: подчёркнутая геометрия поз и симметрия рисунка танца, несколько резкие (в сравнении с кучипуди), ясные и точные движения, большая условность жестов и мимики. Бхаратанатьям исполняется в медленном и среднем темпе, по сравнению с ним его "собрат" кучипуди выглядит более стремительным и быстрым.

   Особое  место в истории этого танцевального  стиля отводится нескольким личностям: уже упомянутая Рукмини Деви Арундейл, Баласарасвати - "королева абхинаи" и русская балерина Анна Павлова, которая оказалась идейной вдохновительницей Рукмини Деви, возвратившей этот стиль, практически забытый к ХХ столетию.

   Плеяда  мастеров этого стиля: Рукмини Деви, Баласарасвати, Адьяр Лакшман, Ямини Кришнамурти, Виджаянтимала Бали, Малавика Саруккаи, Алармел Валли, Гита Чандран, Падма Баласубраманьям, Лила Самсон, Каланидхи Нараян, Приядаршини Говинд, Медха Хари, Урмила Сатьянараян и многие другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Катхакали. 

   Катхакали - это яркое танцевальное представление богатого и плодородного южного штата Кералы, - наиболее красочная, искренняя и полная страстей форма танца в Индии. Представляя собой искусство неповторимой глубины и человеческого тепла, она включает в себя юмористические комментарии, не обходя ни один из аспектов жизни людей. Это далеко не просто драма. Даже когда танцор Катхакали один разыгрывает какую-нибудь сцену, его поэтическое искусство создает воображаемое пространство, обретающее реальные границы и простирающееся к самым отдаленным горизонтам эмоционального.

   При исполнении Катхакали порою создается  впечатление, что танцор не знает  никакого устного языка, настолько  свободно он владеет языком жестов. Этот язык совместно с весьма сложным  и образным использованием мимики составляет суть стиля. Исполнитель прерывает диалог движениями, почерпнутыми из чистого танца, но может вести и непрекращающийся разговор при помощи жестикуляции. Даже когда герой думает, или замышляет что-то, или вспоминает, танцор переводит все это в жесты, тем самым посвящая зрителей в ход мысли персонажа. Некоторая часть диалога может включать в себя стихи, написанные специально для данного героя или для исполняемой сцены. Их поют два музыканта по очереди. Танцор очень подробно трактует стихи, сначала буквальна переводя в жесты каждое слово в строке, а затем варьируя трактовку той же строки так, чтобы включить в нее ситуацию, реакцию на ситуацию, возможные последствия или результаты этой ситуации и т.д. Таким образом, относительно краткий поэтический фрагмент интерпретируется танцором достаточно широко.

   Для того чтобы свободно передавать свои мысли при помощи жестов и мимики, танцор Катхакали должен пройти изнурительную подготовку, которая научит его творчески использовать возможности тела и разума, придаст ему навыки, необходимые для дальнейшей работы. Мальчики начинают обучение в гурукуле (школе) с десяти лет, где они заняты с рассвета до сумерек. Ежедневно профессиональные массажисты делают им массаж, используя при этом специальные масла для расслабления мышц и суставов и придания им эластичности, необходимой для танцев этого стиля. Этот поначалу болезненный массаж, за которым следует ванна, танцору делают каждый день во время обучения, длящегося обычно почти до двадцати лет. Танцор ложится на пол, и массажист проводит массаж ногами, учитывая при этом каждый мускул, сустав и нерв. Массируются руки и ноги, в особенности пальцы ног и все другие части тела. Эта приводит к тому, что танцор ощущает каждую часть своего тела независимо от остальных, и в дальнейшем он сможет управлять ими и использовать их по своему желанию.

   В главной сидячей позе Катхакали колени должны быть разведены в стороны, чтобы придать позе широкое основание. Спина выгнута, она поддерживает вес тела при свободных движениях, характерных для стиля, а также вес тяжелого головного убора. Когда танцор находится в этой позе, кажется, будто он сидит на табуретке. Эта поза основная в Катхакали. Из нее танцор движется вперед и назад, садится на пол, прыгает и вытягивается на полу. Колени редко соединяются ¬ только если исполнитель стоит прямо, что бывает, когда он находится без движения или же просто слушает другого героя по ходу действия.

   Систематическим упражнениям подвергается не только тело, но и каждая часть лица, особенно глаза. Это так же изнурительно, как  и тренировка других частей тела, и  требует большой сосредоточенности. Танцор сидит на полу, скрестив ноги и сложив руки на груди или положив их на колени. Он прижимает подбородок к груди и широко раскрывает глаза. Потом начинает двигать зрачками горизонтально, вертикально и по кругу. Он описывает зрачками восьмерки, сначала медленно, затем все быстрее, до тех пор пока не становится трудно уследить за движениями. Эта похоже на медитацию, поскольку мысли успокаиваются, находятся в движении лишь мышцы вокруг глаз.

   Двигаться во время этого упражнения не разрешается, и в то время, пока глаза работают, голова и тело танцора должны быть абсолютно неподвижны. Затем тренируются также брови, подбородок, щеки, рот, шея и голова - сначала по отдельности, а после - в различных сочетаниях. Цель этих упражнений – научить актера контролировать мышцы лица и уметь полностью управлять различными его частями. Это подчеркивает изящество элементов мимики во время представления.

   В повествовательном эпизоде актер  может выбрать один из следующих  вариантов. Он может описать физические понятия, такие, как гора, дворец, лес, сад, огонь. С другой стороны, он может изобразить женщину, слона, пчелу, лотос, врага и т.п. Или же он может остаться самим собой и реагировать на ситуацию, разыгрывая гнев, отчаяние, алчность, смирение, высокомерие, страсть или презрение.

   Развивая  свою мысль, актер подбирает соответствующее  сравнение и очень наглядно передает смысл того, что он хочет сказать, подробно описывая то, с чем он проводит сравнение. При изображении застенчивой  женщины, например, этот прием может оказаться очень эффективным, поскольку он переключает внимание зрителей от личности женщины к основной идее танцора. Герой может смотреть на свою возлюбленную, робкую и молчаливую, но полную любви и страсти. Он сравнивает ее с лианой и говорит: ''Ты такая нежная и робкая, ты напоминаешь мне лиану, которая обвивает дерево и не может расти сама по себе". Затем актер довольно продолжительное время развивает эту мысль, сначала изображая свою возлюбленную, подробно показывая, какая она юная и хрупкая, потом он демонстрирует, как она стоит, склонив голову и опустив глаза; после этого он смотрит на воображаемую лиану и показывает, как она растет, обвиваясь вокруг дерева, и так далее.

   Перед выступлением танцор Катхакали закладывает  в глаза маленькое семечко. Оно впитывает влагу и придает глазу красный оттенок. Это уравновешивает цветовое решение остального грима. В отличие от приверженцев других стилей танца, которые отождествляются с тем направлением, к которому они принадлежат, исполнители Катхакали приобретают индивидуальную известность как актеры, играющие определенные роли. Нередко случается так, что актер специализируется в исполнении роли какого-то одного персонажа, с которым он в итоге и отождествляется.  
 

    Манипури. 

    Манипури  – национальный танец штата Манипур – считается одним из самых красивых танцевальных стилей Индии. Предшественником манипури считается лаи хароба – ритуальный танец, символизирующий сотворение мира. Однако в то время как последний остается живой традицией, манипури приобрел известность и популярность как групповой и сольный танец.

    . Танцы манипури, как правило, исполняются  группами танцовщиц, но есть  и сольные номера. Движения танцовщицы, веретено подобные и круговые, отличаются поразительной грацией,  изысканностью и плавностью; положение тела со сжатыми коленями напоминает цифру восемь; выражение лица мечтательно-лирическое. Костюмы необычайно красочны, юбки расшиты зеркальцами, верхняя часть одежды унизана украшениями; на лицах полупрозрачные вуали. Это типичный костюм манипури-рас, танца, в основе которого лежит история бога Кришны и его возлюбленной Радхи с ее подружками, пастушками-гопи. Танцы эти отличаются лиризмом, грациозностью основных движений и легкой поступью исполнителей. Положение туловища и позиции танцовщицы напоминают живописные группы на индийских фресках. Чисто танцевальные номера исполняются на определенную рагу, танцовщицы как бы строят в пространстве изящное переплетение линий. В телене, как и в тиллане, музыкальное сопровождение имеет свой особый лад и ритм, а круговые движения исполнительниц поражают изысканностью. Танец манипури состоит из двух основных частей чали и бханги. Нритья состоит из раслила, где сочетаются элементы чистого и драматического танца. Певцы сутрадхары — поют очень высокими голосами с большим чувством. Танец манипури сопровождается оркестром: флейты, однострунная пена, барабанчик-пунг и цимбалы. В изобразительном танце используются сюжеты из "Гитаговинды" Джаядевы и поэзии Видьяпати. Движения танцующих плавные, глаза обычно опущены вниз. 
 
 
 

                                          Заключение. 

Информация о работе 4 шолы классического индийского танца