Архитектура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:29, доклад

Описание работы

Египет первым в мире дал монументальную каменную архитектуру, о чем свидетельствуют многочисленные гигантские сооружения, возведенные в течение 4000 лет на его землях.
Первыми жилищами людей в долине Нила были ямы и пещеры, крытые шкурами и плетенками, отсюда их круглая форма. С появлением кирпича-сырца стало возможным строительство прямоугольных сооружений.

Работа содержит 1 файл

Египет.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

     При фараонах 12 династии во всех крупных городах страны возникали новые и перестраивались старые храмы. Наряду с огромными храмовыми комплексами строили и небольшие храмы из одного зала с портиком перед входом, и храмики-периптеры, (храм Сенусерта 1 (картинка 36) расположенные на небольшом цоколе, окруженные четырехгранными колоннами с небольшими стенами, что обеспечивало строгость и чистоту линий. Также были распространены пещерные храмы-гроты, входы в которые оформлялись в виде портиков с колоннами.

         В Новом царстве была разработана каноническая планировка храмов, о чем свидетельствует «Книга основания храмов богам первой Девятки», где был описан общий план строения, а зодчие времен 18 династии так развили и переработали традиции прошлого, что получился очень удачный новый тип культового сооружения. Почти все они имели в плане вытянутый прямоугольник. (Картинка37) Участок, занятый храмом, окружала высокая стена. К воротам в форме пилона с сужающимися кверху стенами и «египетским» карнизом вела от Нила аллея сфинксов, перед ними стояли огромные фигуры царей, за стенами был двор, обнесенный колоннадой и заканчивающийся портиком чуть выше уровня двора, за ним широкий колонный зал и несколько меньших. Далее в глубине была молельня со статуей бога, рядом помещения для других божеств, чаще всего жены и сына бога. Вокруг были кладовые, библиотека, ритуальные комнаты. Освещение было различным – от залитого солнцем двора через слабее освещенный гипостиль с окнами  в крыше к искусственному полумраку молельни. План храма был близок к плану жилого дома тех времен, т.к. храм – это жилище бога. К этому типу принадлежат самые крупные и известные храмы Нового царства – Луксорский и Карнакский.

     Храмовый комплекс в Карнаке был знаменитейшим святилищем Египта. (Картинки 38, 39, 40 и 40.). Строился и перестраивался он в течение 2 тысяч лет, начиная со святилища Амона времен Среднего царства и заканчивая храмом Птолемея  в 1 веке до н.э., поэтому не все сооружения в нем одинаково удачны, а также комплекс не подчинен единому плану.(Картинки 41 и 42) Каждый фараон считал нужным внести что-то свое или перестроить чужое.

     Еще  в Среднем царстве здесь было  небольшое святилище Амона. При  Аменхотепе 1 его огородили стеной и получившийся двор с двумя пилонами при входе и окружили портиками с шестнадцатигранными колоннами на круглых базах. Перед ним был построен длинный и узкий зал и еще один, более крупный пилон. Деревянная крыша зала  поддерживалась рядом папирусовидных колонн. (Картинки 43 – 44)  Перед внешним пилоном были поставлены 2 обелиска. Так храм приобрел вид, характерный для Нового царства.

     Следующая  стройка в Карнаке происходила  при царице Хатшепсут. Были  пристроены помещения у старого  храма, установлены обелиски, (картинки 45 - 46) построен боковой пилон. Все храмы соединялись аллеями сфинксов. (Картинка 47)

    Все постройки Тутмоса 3 были неудачны, кроме зала Анналов его азиатских походов со столпами с изображением геральдических растений Египта: лотоса и папируса. (Картинка  48)

     Активно достраивался Карнак при фараоне Хоремхебе и его потомках Сети 1 и Рамзесах  Главным объектом был начатый Хоремхебом гипостиль. (Картинка 49) В зале было 134 колонны, и главным украшением его были тончайшая резьба и роспись колонн общей площадью 24282 кв.м.

   Позднее  при ливийском фараоне Шешонке  1 были построены новый двор  и пилоны. Затем  . Один из фараонов-эфиопов  Тахарка, возвел в Карнаке колоннаду  в виде открытых цветков папируса. От нее сохранилась одна колонна. (Картинка 50)

    Особое внимание в связи с именем Аменхотепа 3 стоит уделить Луксорскому храму. (Картинка 51). Было запланировано здание длиной 190 м на месте небольшого древнего храма Из-за смерти фараона проект был осуществлен не полностью, но даже построенная часть поражает. В храм проходили через вестибюль с 32 колоннами в виде связок папируса, далее шел открытый двор, обнесенный портиками с такими же колоннами, далее располагалась молельня и большое количество культовых помещений. Был запланирован еще один передний колонный двор, но по смерти Аменхотепа 3 он не был построен. (Картинка 52) Вообще, колонны являлись основным конструктивным и декоративным элементом храма. В 9-ти залах их было более 150. (Картинки 53 - 54) С храмами Карнака Луксор соединяли аллеи сфинксов. (Картинка 55)

     В  итоге нового оформления восточная и западная части города Фивы составили единый архитектурный комплекс.

     С  включением Египта в греческий  мир с приходом Александра  Македонского в 332 г. до н.э. и династии Птолемеев глобальной эллинизации не произошло. Принявшие на себя титул фараонов, Птолемеи продолжали строить храму по образцам Нового царства. Таковы, например, храмы Хора в Эдфу, (картинки56,57, 58, 59, 61 и 61), Исиды на острове Филе (картинки 62, 63 и 64), Себека и Хора в Ком-омбо (Картинки65, 66 и 67)

     При  Рамзесе 2 получили особое развитие  скальные храмы. Если сначала они напоминали гробницы с портиками на входе, то в Абу-Симбеле мы видим уже колоссальное сооружение, призванное превознести могущество фараона. (Картинка  68)  Высеченные из скалы 4 огромных фигуры,  поражающие портретным сходством и превышающие размерами колоссов Мемнона, были хорошо видны всем плывущим по Нилу. (Картинки 69 – 70) Внутри храм был богато украшен рельефами, скульптурами и колоннами.(Картинки 71 - 72) Рядом располагался меньший храм, посвященный жене фараона Нефертити и богине Хатор.(Картинка 73)

      При Аменхотепе 4 обострившиеся противоречия между фараоном и жреческой элитой привели к открытому конфликту. Аменхотеп 4 провозгласил единым истинным богом Атона – солнечный диск. Что означало полный разрыв со всеми прежними традициями и канонами. Но фараон столкнулся с сильным сопротивлением. И тогда, решив нанести окончательный удар по противнику, Аменхотеп 4 покинул Фивы и основал новую столицу в Среднем Египте (карта  Телль-Эль-Амарна). От современного названия Эль Амарна этот период истории называют амарнским.

     Новая  столица получила название Ахетатон, «Небосклон Атона». (Картинка 74) Фараон же стал зваться Эхнатон, «Сын Атона». Раскопки Ахетатона дают нам богатый архитектурный материал в области гражданского строительства. Мы знаем, что в центре города стоял храм Атона (картинка 75), повторявший в плане храмы Нового царства, отличаясь лишь отсутствием закрытых колонных залов и молелен и наличием открытых дворов и большого числа жертвенников, что обусловлено самим культом Атона – солнечного диска. Храмы все так же ориентированы с запада на восток, вход оформлен пилонами, остались колонны и скульптуры, но все как-то бедненько,  сухо и однообразно с точки зрения архитектуры, что вызвано, видимо, поспешностью их возведения, но очень ярко декорировано.

   Зато  впервые в истории Египта мы  находим сохранившиеся дворцы  фараона. Планы их отличаются большой четкостью линий, симметрией в расположении основных частей и разнообразием  планировок отдельных помещений.  Главный дворец (Картинка 76) был ориентирован с севера на юг вдоль Нила и делился пополам большой официальной дорогой, параллельной Нилу и городским магистралям. Официальная часть дворца между рекой и дорогой была связана с жилой мостом, проходившим над дорогой.  Каждая его часть была тоже симметрично ориентирована относительно центральных помещений, которые также очень умело выделены. Вообще, симметричность и умение выделить центр сооружения, а также большая декоративность и использование различных материалов в отделке являются характерными чертами архитектуры Ахетатона.

  

   

    

   

Информация о работе Архитектура Древнего Египта