Архитектура Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:38, реферат

Описание работы

Античная Греция – первый в древнем мире взлёт живого, свободного художественного творчества, проникнутого стремлением к прекрасному, выражающего идеалы и дух целого народа и способного развиваться до высшей степени совершенства. Это был новый шаг по сравнению с искусством Древнего Востока, на котором лежал отпечаток суровости и застывшей в канонических формах символичности.

Работа содержит 1 файл

черновик1.docx

— 3.86 Мб (Скачать)

Более ранние храмы нередко имели  слишком грузные капители или  слишком короткие стволы колонн; соотношение  количества колонн на длинных и торцовых сторонах часто было таким, что храм оказывался чрезмерно вытянутым  в длину; иногда на фасаде ставилось  нечетное число колонн, что не давало возможности выделить главный вход и сделать его главной осью композиции. Постепенно все такие  недостатки исчезали.

Дорический  ордер встречается уже в первых сооружениях, построенных из камня, как в метрополии (храм Афины Пронайи и фолос6 в Дельфах), так и в дорийских колониях (храм Артемиды в Керпире, храм Аполлона в Сиракузах). На первых порах дорические постройки имели много местных особенностей. Со временем стерлись различия в плане. Исчезли и резкие колебания в пропорциях колонн, первоначально весьма значительных. Вышла из употребления керамическая облицовка, бессмысленная в каменных сооружениях, но иногда применявшаяся по традиции (сокровищница илоян в Олимпии).  Примерами сложившейся архаической дорике служит храм Афины на острове Эгида, сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполлона в Коринфе, «базилика»7 и храм Деметры в Пестуме.

Легкий  в пропорциях декоративно-изящный  ионический ордер сформировался  в богатых торговых городах островной  и малоазийской Греции, испытавших воздействие культуры Востока. Ионический ордер (рис.4), по сравнению с дорическим, отличался легкостью пропорций. Колонна ионического ордера выше и тоньше, ее капитель имеет два изящных завитка – волюты. Архитрав разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется легче. Фриз сплошной лентой опоясывает весь антаблемент. Карниз богато декорирован.

Храмы Ионии, то есть городов побережья  Малой Азии и островов, отличались особенно большими размерами и роскошью убранства. В этом сказалась тесная связь городов-государств малоазийской Греции с культурой Востока. Храмы  эти оказались в стороне от основной линии развития греческой  архитектуры.

Конструктивным  прототипом ионического антаблемента была плоская, совмещенная с потолком глинобитная кровля, уложенная по сплошному накату из мелкого леса, и зубчики, расположенные поверх архитрава. В этой конструкции и  находит свой прообраз высокая ионическая сила.

Ионический ордер встречается  впервые в больших малоазийских диптерах середины VI в. до н.э., возведенных  из известняка  и мрамора. Среди  них наиболее прославлен храм Артемиды (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе (рис.5), законченный постройкой во второй половине VI в. до н.э. и достигавший более 100 м в длину. Храм этот был не периптером, а диптером – его колоннада была двойной. Глубокий пронаос состоял из четырех рядов колонн, по две в каждом ряду. Колонны на западном и восточном фасадах опирались на барабаны, украшенные скульптурными рельефами.

 По сравнению с дорическими периптерами храм Артемиды в Эфесе (рис.6) поражал своей величиной и великолепием, богатой игрой светотени и сложным ритмом сменяющихся рядов колонн, но ему недоставало строгой соразмерности и ясной простоты, присущей дорическим храмам поздней архаики. Именно строители дорических храмов с наибольшей полнотой выразили передовые художественные идеи своего времени, и в дальнейшем выработанный ими продуманный и строгий тип периптера разрабатывался и совершенствовался в качестве ведущего типа архитектурного сооружения в период классики.

Важным элементом архаической  архитектуры был декор: скульптура, заполнявшая поля метоп и фронтонов, и раскраска фасадов (восковыми  красками по тончайшей мраморной  штукатурке или прямо по камню). В  дорических храмах фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный  цвет. Мутулы, триглифы и регулы –  в синий, нижние поверхности карниза, тени, под капителями – в красный. Основные, «работающие» части здания (архитрав, колонна) не окрашивались. Раскраска  подчёркивала конструкцию и  в  то же время придавала архитектуре  праздничный, мажорный характер.

В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных  успехов и в создании архитектурных  ансамблей. Важнейшим типом ансамбля, наряду с опорой и акрополем, было святилище. В ансамбле святилищ в Дельфах, определившиеся в основных чертах в  VI в до н. э., важным элементом архитектурного образа является пейзажное окружение. Композиция святилища была рассчитана на восприятие человека, который в составе торжественной процессии поднимался по зигзагам освещенной дороги, обрамленной сокровищницами и мотивными статуями; на одном из поворотов перед его взором возникали неожиданно крупные и потому особенно впечатляющие массы главного храма, стоявшего на высокой террасе.

Все эти  замечательные качества и особенности  греческой архитектуры получили свое полное развитие лишь в период классики, в V – IV вв. до н.э., но были подготовлены в значительной мере уже в архаический период.

 

Древнегреческая классика.

  

Классический период греческой культуры (V в. до и. э.) связан с возвышением Афин, которые, объединив множество более мелких полисов, во-первых, заняли лидирующее политическое положение в Греции, а во-вторых, получили огромные доходы в качестве взносов со своих союзников. Таким образом, центр классической Греции сместился в Аттику, столицей которой и были Афины, считавшие себя не только политическим центром, но и «школой всей Эллады».

Развитие  периптера и других типов храмов в архаическую и классическую эпоху даёт наиболее яркое представление  об изменениях в ордерной композиции и о сложении характерных черт греческой архитектуры. Вершиной развития стали храмы Афинского акрополя, который создаётся в V – IV вв. до н.э. и господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. В течение третьей четверти V в. до н.э. были возведены сверкающие, беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос («Бескрылой Победы»). Завершающее ансамбль здание Эрейхтейона строилось позже.

Афинский Акрополь («верхний город») представлял собой укрепленную территорию, обнесенную стенами, воротами через которые служили знаменитые Пропилеи. Центральное место занимал храм Парфенон (Афины-Девы), на три четверти повернутый к входящему, которого встречала семиметровая статуя Афины Промахос (Воительницы). Слева от Парфенона располагался Эрехфейон, посвященный нескольким богам сразу и украшенный знаменитым портиком кариатид.

Подлинно гармонии удалось достичь  строителям Парфенона, Иктику и Калликрату (рис.7). Колонны храма имеют ту же высоту, что и колонны храма Зевса в Олимпии, но на смену тяжёлым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность, изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения.   Парфенон – совершеннейшее создание греческой классической архитектуры и одно из высочайших достижений зодчества вообще. Это монументальное, величественное здание возвышается над Акрополем, подобно тому, как сам Акрополь возвышается над городом и его окрестностями. Парфенон самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Внутри он располагает двумя большими залами – прямоугольным и квадратным, входы в которые располагались с противоположных сторон.   Восточный прямоугольный зал со статуей Афины в глубине был разделён на три части двухъярусными колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей и носил название «Парфенон».

   Тип греческого храма,  над созданием которого трудились  многие поколения, получил в  Парфеноне  наиболее совершенное  истолкование. В своих основных формах – это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. Но он органически включает элементы и ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратов пентелийского мрамора. Раскраска подчёркивает конструктивные детали и образовывала фон, на котором выделялись скульптуры фронтонов и метоп. Парфенон – идеал греческого храма. Именно в нем соблюдена чудесная кривизна линий. Колонны поставлены не вертикально, а с легким наклоном внутрь: для большей устойчивости здания или для тонкого, едва уловимого эффекта перспективы.

Греческие архитекторы умели прекрасно  выбирать места для своих построек. Храм возводился там, где ему было словно приготовлено место самой  природой, и вместе с тем его  спокойные строгие формы, гармонические  пропорции, светлый мрамор колонн, яркая  раскраска противопоставляли храм природе, утверждали превосходство  разумно созданного человеком сооружения над окружающим миром.

   Акрополь    воплощал    представление   о    могуществе   и   величии Афинской  державы   и  в  то  же  время,  впервые  в  истории Греции, выражал   идею    общеэллинского   единства.

Архитектура греческой классики широко разработала  все лучшие стороны ионического  ордера, но осталась чуждой пышной роскоши  этих грандиозных храмов архаической  Ионии; эта черта ионической архитектуры  получила свое дальнейшее развитие лишь в период эллинизма.

 

Эллинизм.

Эллинизмом называется время, начавшееся с момента подготовки первых походов Александра Македонского на Персию (в 334 г. до н.э.). В результате удачных походов молодого властителя образовалось огромное грекоязычное государство, распавшееся после внезапной смерти Александра (323 г. до н.э.) на крупные монархии, воевавшие между собой за единоличную власть. Борьба кончилась захватом Римом всего греческого мира и слиянием двух культур, греческой и римской, в одну – античную.

Эллинистическая эпоха  характеризуется  полным изменением как образа жизни  греков, так и их мировоззрения. Происходит смешение населения и слияние культур, появление в греческой жизни многих восточных обрядов и, наоборот, распространение греческой культуры на территорию всей завоеванной Азии. Основным божеством становится Тюхэ – богиня удачи, от которой столь многое зависит в огромном и непростом мире. Восточные влияния существенно сказываются в искусстве – вплоть до распространения круглых (цилиндрических) храмов и самобытных сооружений вроде Пергамского алтаря. Воцаряется патетика – все чувства выплескиваются наружу. Почти утрачены возвышенная уравновешенность, присущая классическому искусству и свидетельствующая о победе разумного начала над чувственным.

  В сакральной архитектуре  эллинистической эпохи царил  ионийский ордер. Немногочисленные  дорические постройки отличались  стройными колоннами и лёгкими балками перекрытий – это, как и появление некоторых других элементов, указывает на разложение старого дорического стиля, который лишь на греческом Западе ещё сохранял древние традиции. Если в сакральной архитектуре дорический орден был распространён мало, то в светском строительстве к нему прибегали часто, как это видно по колоннадам портиков.

В эпоху эллинизма получит особое распространение коринфский архитектурный ордер (рис.8). Колонны в нем еще выше (по отношению к радиусу), энтасис еще меньше. Основная идея этого ордера – показать легкость и непринужденность, ушедшие из реальной жизни. Греческие мастера делят на три части даже архитрав: так он кажется легче и изящнее. Особенно нарядна капитель: рассказывают, что ее форма берет начало от корзины с цветами, поставленной на могилу одной умершей девушки.

В эпоху эллинизма  греческое искусство испытывает огромное влияние Востока. В 353 г. до н. э. умерает варварский царь Мавзол, который правил Галикарнасом. Для строительства его гробницы были приглашены величайшие греческие мастера, в том числе Скопас. Гробница получилась на загляденье – и восточные, и западные традиции в ней переплетались. Нарушение традиций налицо: разве допустимо, чтобы фриз был внизу, а колоннада — наверху, над фризом? Разве возможно, чтобы греческий храм напоминал египетскую пирамиду? Да и вообще, к лицу ли греческим мастерам возводить подобные сооружения варварам? Оказалось, что и к лицу, и возможно. В прежние времена такое сооружение вызвало бы отвращение – теперь им справедливо восхищались. То, что оно было причислено к семи чудесам света, а слово «мавзолей» сохранилось во многих языках мира, свидетельствует о необычайной известности этого галикарнасского чуда. Галикарнасский мавзолей был действительно гигантской постройкой по тем временам: высота его была выше 40 м, периметр основания – более километра. По всему периметру он был украшен фризом с изображением амазономахии – битвы с амазонками. Рассказывают, что каждую сторону фриза делал разный греческий мастер, кто какую — неизвестно. Конечно (исходя из даты), нам очевидно, что постройка мавзолея началась ещё до наступления эллинизма. Однако своей конструкцией и организацией мавзолей предвосхищает вес эллинистические сооружения. Если классическое искусство – это мир разума, IV в. – мир психологизма, то эллинизм – мир эмоций, об этом свидетельствует фриз Пергамского алтаря (рис.9). Есть в нем прежняя метафоричность: изображение гигантомахии, без сомнения, вызывало у зрителей некоторые воспоминания, связанные с недавними кельтскими войнами. Однако нет и следа спокойствия: исступленно откинутые головы, широко раскрытые глаза скорее отсылают к миру сегодняшнего хаоса, чем к торжеству разума в олимпийской мифологии. Граница между реальностью и вымыслом окончательно смывается: так, нога одного из героев фриза располагается на ступеньках лестницы, по которой поднимаются в храм прихожане.

О торжестве ионийского ордера говорит монументальный храм Дидимайон  в Милете: храм был окружён двойной  колоннадой, состоящей из 210 ионийских  колонн. Ионийский стиль победил  не только в жизни, но и в теории архитектуры. Особенно горячо работал  за него зодчий и теоретик этого  искусства Гермоген, работавший в  середине II в. до н. э. и создавший  новую архитектурную формулу  — псевдодиптер: постройка, обнесённая двойной колоннадой, причём внутренний ряд колонн был до половины скрыт  в стене здания. Эта форма —  последнее творение ионийского стиля  — воплощена была в большом  храме Артемиды Левкофриены в  Магнесии; позднее псевдодиптер был  широко заимствован римлянами и  на практике и в теории.   

Информация о работе Архитектура Древней Греции