Архитектура Московского княжества

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:55, доклад

Описание работы

В XIV в. русские земли начинают объединяться вокруг Москвы, причины возвышения которой лежат прежде всего в ее географическом положении. Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда приглашали и иностранных зодчих, призванных внедрить на московской земле достижения западноевропейского строительного искусства. В деревянной Москве началось сооружение первых каменных построек, в частности Успенского (1327) и Архангельского (1333) соборов в Кремле.

Работа содержит 1 файл

Архитектура Московского княжества.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

Архитектура Московского княжества 

В XIV в. русские  земли начинают объединяться вокруг Москвы, причины возвышения которой  лежат прежде всего в ее географическом положении. Архитектура Московского  княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда приглашали и иностранных зодчих, призванных внедрить на московской земле достижения западноевропейского строительного искусства. В деревянной Москве началось сооружение первых каменных построек, в частности Успенского (1327) и Архангельского (1333) соборов в Кремле.

Со второй половины XV в. значительно расширяются границы  Московского княжества, Москва становится столицей единого централизованного  Российского государства. Характерными чертами белокаменных московских церквей  были силуэты ступенчатых, ярусных пирамид, шлемовидные купола, один из которых возвышался над остальными, килевидные формы арок (кокошники), окружающие основание барабана купола. Все это придавало архитектурным сооружениям особую динамичность объемов, легкость и стремительность ритмов. К концу XV в. Кремль, обнесенный мощными, высокими кирпичными стенами, стал одной из самых крупных крепостей в Европе. Неприступные стены с бойницами и зубцами дополняли мощные башни, увенчанные низкими деревянными шатрами.

Нам очень мало известно о древнейших зданиях в Московском Кремле, так как их первоначальный облик сильно изменился в последующие времена.

В 1470-е годы на месте старого был возведен новый  Успенский собор. Итальянскому зодчему  Аристотелю Фиораванти (между 1415–1420 –  ок. 1486 г.) было предписано создать его по образцу владимирского Успенского собора. Златоглавый храм стал украшением «первопрестольной» Москвы. И все-таки он не копировал владимирский собор, в его строительство были привнесены новые черты. Прежде всего он поражает цельностью объема, геометрической четкостью членения кирпичных стен, облицованных белым камнем. В нем не чувствуется преобладания каменной массы, как это было в новгородских и владимиро-суздальских храмах. Узкие щелевидные окна не дают представления об истинной толщине стен.

Много строительных новшеств было применено и в оформлении внутреннего пространства собора. Крестовые  своды между куполами, более тонкие и широко расставленные столбы создавали  небывалое впечатление простора. Когда собор был построен и великий князь Иван Щ вошел под его своды, озаренные тысячами свечей, он в восхищении воскликнул: «Вижу небо!» Построенный «палатным образом», Успенский собор не имел аналогов в русском храмовом строительстве. Впоследствии в нем короновались русские цари, он служил усыпальницей для митрополитов и патриархов земли Русской. В 1555–1561 гг. на Красной площади в честь военной победы русского войска над Казанским ханством был возведен Покровский собор, известный под названием храма Василия Блаженного. Царь Иван Грозный (1530–1584) поручил его строительство мастерам Барме и Постнику – людям «премудрым и удобним таковому чюдному делу». (Согласно одной из гипотез, это мог быть и один человек.) Архитектурная жемчужина Москвы не имела прямых аналогов, ее композиция уникальна и неповторима. Она объединяла восемь приделов, расположенных на одном основании и увенчанных высоким шатром. Вместе с тем сложная пирамидальная композиция отличалась художественным единством и динамичностью. Один из патриархов так описывал этот храм:

«Множеством куполов  возглавлен этот собор; есть там купол  мавританский, есть индийский, есть очертания  византийские, есть и китайские, а  посередине высится над всеми  купол русский – объединяющий все здание. Ясен замысел этой гениальной постройки: Русь должна объединить разноплеменные народы и быть их водителем к Небу».

Существует легенда, что после возведения собора царь велел ослепить его мастеров, чтобы  они никогда не смогли создать  ничего подобного. Эта легенда обрела свое второе рождение в балладе Д. Б. Кедрина «Зодчие».

Сегодня Покровский собор выглядит иначе. В конце XVI в. был построен десятый придел, немного  позже к собору добавили колокольню и шатровые крыльца, усложнившие  и без того богатый силуэт храма. Первоначально его цветовая гамма  была довольно сдержанной. В XVII в. были раскрашены отдельные архитектурные детали храма, а поверхности куполов приобрели более сложный рисунок и стали многоцветными. Век спустят стены собора покрыли орнаментом. В XVI в. в каменной архитектуре Руси получил распространение новый тип шатрового храма с восьмигранным остроконечным завершением, восходящий к традициям народного деревянного зодчества. Самым замечательным зданием подобного типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском. Величественная, стройная башня-храм и сегодня возвышается на берегу Москвы-реки, откуда открывается красивейшая панорама города.

Он рвется ввысь, торжественен и строен, Певучей силой  камень одарен, – Для Бога он иль  не для Бога строен, Но человеком  был воздвигнут он. И нет в нем  лицемерного смиренья, – Безвестный зодчий, дерзостен и смел, Сам стал творцом – и окрылил каменья, И гордость в них свою запечатлел...

Так выразил  свои чувства от увиденного храма  современный поэт В. С. Шефнер. А может  быть, он был слишком пристрастен  в выражении своих чувств?

Нисколько! В 1863 г. французский композитор Г. Берлиоз, посетивший Москву, пережил настоящее  потрясение от увиденного:

«Ничего меня так  не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес... Тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм... Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».

Главной особенностью Коломенского храма был постепенный  рост здания от нижнего яруса (четверика) к верхнему, изящному восьмерику. По замыслу неизвестного зодчего, его порыв ввысь должен был зримо воплотить легенду о вознесении на небо Иисуса Христа, воскресшего после страданий и смерти. Место для строительства было выбрано очень удачно: храм будто вырастает из земли над крутым обрывом у Москвы-реки.

Вокруг храма раскинулись обширные галереи (так называемые гульбища) и широкие лестницы. Три ряда кокошников, пилястр и стрел украшают и оживляют гладкие стены храма. Мастеру гениально удалось создать впечатление невесомости, легкости камня. А ведь толщина кирпичных стен достигает почти двух метров! 28-метровый шатер увенчан низкой полусферической (а не высокой луковичной) главкой на восьмигранном барабане. Сверху на него как бы накинута легкая, изящная сетка из нитей бусин, образующих ромбы. Сегодня, спустя много лет, церковь Вознесения в Коломенском остается истинным украшением Москвы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Как обнаружили <подземное войско> 

Общая площадь  склепа №1 достигает 14 тыс. 260 кв. м (фото Ся Цзюсяня и Го Янь)

Это было весной 1974 г. Суровая засуха спалила Гуаньчжунскую равнину, где расположена китайская провинция Шэньси. Земля деревни Сиян у подножия горы Лишань тоже жаждала влаги. Глава деревенской производственной бригады Ян Пэйянь пришел с членами своей бригады в безлюдное место на юге деревни, где росли только деревья и не было никаких посевов. Ян мотыгой очертил на земле большой круг и сказал: «Вот здесь мы будем копать колодец».

Кто бы мог подумать, что под этим кругом сокрыта большая  тайна?

«Обнаружено сокровище»!

Крестьяне приступили к рытью колодца. На глубине 2 м проступила особая красноватая глина, и, продолжая копать, люди обнаружили фрагменты глиняных изделий. Одно изделие напоминало торс человеческой фигуры. Крестьяне решили, что в находке спрятан клад, но ничего не нашли внутри и, разочарованные, продолжали копать дальше...

Несколько дней спустя, 29-го марта, крестьянин Ян Чжифа  продолжил рытье колодца и  внезапно извлек из земли терракотовую голову. «Вае!» (так местные обращаются к богу), – крикнул Ян. Голова смотрела на него широко открытыми глазами, над верхней губой курчавились усы.

Бригадир тут  же распорядился приостановить рытье  колодца. Об открытии доложили в Дом  культуры уезда Линьтун провинции  Шэньси. Специалисты из Дома культуры выкупили бронзовое оружие, тоже обнаруженное и проданное крестьянами. Тщательно составив фрагменты и голову найденной статуи, они получили глиняное изображение человека, которого назвали «Вае».

Это – необыкновенное открытие!

В конце мая  того года в уезд Линьтун приехал  один человек, который сумел привлечь еще большее внимание общественности к «подземному войску» и объяснить значение этих находок. Это был корреспондент информационного агентства Синьхуа – Линь Аньвэнь. Он родился в деревне Сивэйян уезда Линьтун и приехал в родные места, чтобы навестить родственников. От жены, которая работала в Доме культуры уезда Линьтун, он узнал об обнаружении терракотовых статуй и поспешил к месту находки. Он понял, что сделано необыкновенное открытие.

27 июня в регулярной  Сводке издательства «Жэньминь  жибао» была опубликована его  статья под названием «Извлечены  терракотовые статуи воинов из  гробницы императора Цинь Шихуана». Тогдашний председатель Китая  Мао Цзэдун и другие руководители  страны высоко оценили это событие. В провинции Шэньси была создана бригада археологов.

Находка погребального  терракотового войска подтвердилась

5 июля 1974 г. руководитель  бригады археологов Юань Чжунъи  и его коллеги со спальными  мешками и необходимым оборудованием  прибыли на место раскопок и приступили к работе.

По мере увеличения количества обнаруженных терракотовых статуй Юань Чжунъи сделал вывод, что  им предстоит расчистить древний  погребальный склеп. Но тогда он еще  не сознавал, что раскопки будут  сложными и долгими, а их работа в первые десять дней – лишь малейшая часть предстоящих изысканий.

Спустя примерно полгода археологи, в общем, разобрались  с масштабами склепа площадью в 14 тыс. кв. м. По предположению, в склепе могли  находиться примерно 6000 глиняных статуй воинов и фигур боевых коней. Первое вскрытое погребение получило название «склеп №1».  

Специалисты, изучая извлеченный материал, пришли к выводу, что это развалины погребального  комплекса императора династии Цинь. Но тогда они еще не могли определить, имеется ли связь между этим склепом и собственно гробницей Цинь Шихуана. Во-первых, склеп находится в 1,5 км от внутренней стены, возведенной вокруг гробницы Цинь Шихуана, а захоронение погребальных статуй воинов на таком большом расстоянии от гробницы еще ни разу не встречалось археологам. Во-вторых, вокруг гробницы Цинь Шихуана были обнаружены многие другие захоронения и склепы династии Цинь, поэтому трудно было определить, какое отношение имеет обнаруженное терракотовое войско к гробнице самого императора. Однако скоро ключ к разгадке был найден.

Подле разбитой терракотовой статуи воина лежало бронзовое  оружие «цзи», которое сверкало на солнце, как новое. На нем не было даже следов ржавчины. Острие оружия было зачехлено, а чехол оказался кожаным. Длина  пики составляла 2,88 м. По внешнему виду находка вполне походила на типичное бронзовое оружие времен династии Цинь. Но куда важнее было то, что на острие пики археологи обнаружили такие надписи, как «канцлер Люй Бувэй», «Сыгун» и т.д. Это была очень важная информация. Согласно историческим записям, «Сыгун» – один из дворцовых приказов, который, по распоряжению императора Цинь Шихуана, ведал производством оружия. А канцлер Люй Бувэй, среди прочих должностей, отвечал и за производство оружия. Так специалисты нашли подтверждение тому, что терракотовые статуи воинов и коней являются погребальными предметами, сопровождавшими в мир иной самого Цинь Шихуана.

Это не единственное чудо

23 апреля 1976 г.  археологи обнаружили второй  склеп, находящийся приблизительно  в 20 м к северо-востоку от склепа №1. Его назвали «склеп №2». В этом помещении нашли 89 деревянных боевых колесниц, более 2000 терракотовых статуй воинов и фигур лошадей, а также несколько тысяч единиц бронзового оружия. Специалисты пришли к выводу, что перед ними огромное воинское формирование, состоящее из воинов разных родов войск.

11 мая 1976 г., т.е.  через 18 дней после обнаружения  склепа №2, нашли и склеп №3. Он располагается в 25 м к  северо-западу от склепа №1. В  марте 1977 г. заложили шурф и  по извлеченному материалу поняли, что погребальные предметы этого склепа отличаются от содержимого двух предыдущих. Площадь нового склепа составляет 520 кв. м – не больше одной двадцатой площади склепа №1.

Склеп №1 квадратный, склеп №2 имеет форму наугольника, а склеп №3 – в форме китайского иероглифа .В ходе раскопок выяснилось, что в 3-м склепе находится штаб командования древнего войска и благодаря своему содержимому склеп №3 является уникальным по значимости археологическим памятником.

В 1976 г. было принято решение создать музей на месте раскопок, и 1 октября 1979 г. Музей терракотового войска открылся для посетителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Храм  неба 

 Храм Неба, один из крупнейших исторических  памятников Китая, существует  более 500 лет. Он расположен  к югу от центра Пекина. Крыши его главных построек покрыты синими глазурными черепицами, под увет неба.

Храм Неба был  возведен при династии Мин императором  Юн Лэ в 1420 г. Его первоначальное название – Храм Неба и Земли, так как  здесь воздавались молитвы и  Небу, и Земле. В 1530 году на севере Пекина был построен храм Земли, и с тех пор храм Неба стал специальным местом поклонения императоров Небу и местом моления о богатом урожае, здесь же молились Грозе, Тучам и вспоминали предков.

Общая площадь, занимаемая храмом Неба, составляет 266,7 га. Территория храма обнесена двумя стенами. Внешняя стена, которая охватывает всю территорию храма, составляет 6625 метров. Длина внутренней стены, окружающей здания храма – 5287 метров. Южная часть храма Неба имеет форму квадрата, а его северная часть – округла. По преданию, круг символизирует небесные силы, а квадрат – силы Земли.

Самым южным  сооружением храма Неба является мраморный алтарь Неба – Хуаньцю, воздвигнутый в 1530 году и перестроенный  в 1749 году. Здесь каждый год в день зимнего солнцестояния императоры совершали жертвоприношение Небу, а при засухе молили о ниспослании дождя. Интересна планировка алтаря Хуаньцю – круглая трехступенчатая терраса, выложенная из белоснежных мраморных плит. Она служит остроумным примером применения геометрических орнаментов в архитектуре. Центром верхнего яруса алтаря является круглая каменная плита, по окружности которой расположены девять плит, образующих первое кольцо, во втором кольце – их уже 18, в третьем – 27... а в девятом – 81 плита, то есть число плит кратно 9, а эта цифра считалась в древнем Китае священной. «Тяньсиньши», круглая каменная плита в центре верхнего яруса Хуаньцю, обладает необыкновенным свойством: если встать на нее и негромко произнести слова молитвы, то звук многократно усиливается. Этот эффект резонанса производил особое впечатление от молитвенной церемонии.

Информация о работе Архитектура Московского княжества