Биография Ежи Гротовского

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 05:45, реферат

Описание работы

Начало жизни Ежи Мариана Гротовского, нежное детство, отмечено всеми приметами судьбы, омрачённой войной и жестокостью. Родился 11 августа 1933 года, рос в небольшом тихом городе Жешуве, но именно там, ровно шесть лет спустя, пролегла полоса первых побоищ. Катастрофа внезапно начавшейся войны с фашистской Германией разорвала семью: отец был брошен на запад, мать с двумя детьми эвакуировалась на восток. В чистом поле эшелон разбомбили: они уцелели чудом, по шпалам добрались до лесничества.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Ежи Гротовский .doc

— 119.50 Кб (Скачать)

         Тем временем ситуация в Ополе  вокруг «Театра – лаборатории»  складывалась не в его пользу. Новые спектакли перестали развлекать  горожан, и горожане перестали  на них ходить. Городские власти  никак не могли уяснить «идейно-художественную установку» и «социальную ориентированность» театра. На всякий случай непокорный театр стали обходить молчанием на официальном уровне. Тишина, установившаяся вокруг Театра-лаборатории, способствовала бы работе, но дотации сокращались, «касса» таяла, молодые актёры, жившие в основном впроголодь, случалось, теряли сознание во время сложного тренинга. В течении двух лет актёры Театра-лаборатории нигде не могли показать свои спектакли, так как чиновники от культуры запретили выезд театра за пределы города Ополе. И только по мере распространения сведений о диковинном театре люди сами  стали приходить и приезжать в театр Гротовского с разных уголков.

           Официальный заговор молчания  вокруг Театра-лаборатории нарушил  только в 1963 году Конгресс Международного Института театра, проходивший в Варшаве. Ежи Гротовский, не обладавший никакими официальными регалиями, не был приглашён на конгресс, но Эудженио Барба организовал поездку группы европейских и американских театральных деятелей и критиков для просмотра спектаклей Гротовского. Впечатление было ошеломляющим. Фламандская делегация Конгресса МИТ выступила с заявлением, опубликованным в Хельсинки, где говорилось: «Мы стали свидетелями спектаклей театра особого рода <…> стремящегося к высвобождению той ветви искусства, что издавна была подавлена общепринятыми условностями и концепциями». Постепенно стал шириться круг и польских критиков, режиссёров, театроведов, откликающихся на спектакли Театра-Лаборатории. Порой мнения складывались диаметрально противоположные. « Это – не театр! <…> Это йоги сценического искусства флагелланы, скрещённые с факирами! – писал критик В. Дзедушицкий. – Не знаю, какой степенью испытания и на каких уровнях воздуха, воды и огня проходят актёры Гротовского посвящение, но знаю, сто только одному ему доступными методами достигают они того состояния <…> какое мы увидели: актёры плачут настоящими слезами, в страданиях и восторгах бичуют себя до кровавых рубцов на спинах. Какими же внутренними и внешними стимулами надо обладать, что бы с такой жертвенной самоотдачей доводить своё тело до такого состояния добровольной всеподчинённости? <…> И всё для того, что бы достичь смысла и выразительности спектакля, который – фактически – спектаклем не является… Не является спектаклем, потому что Гротовский не старается завоевать симпатии зрителя, не пытается приголубить его – зрителя, случайного участника, случайно попавшего на совершение этого обряда». Один из самых видных учёных, историков и теоретиков театра, профессор Збигнев Рашевский, выступил в академическом «Театральном дневнике», признавая, что в Польше появилось принципиально новое явление: «Небывалое зрелище», в котором «необычные, странные, но и сильные впечатления входят в замысел, в программу театра, принявшего название Лаборатория». Обширный обстоятельный отзыв, профессионально поддержав искания театра, открыл, казалось бы, свободное поле для возможных дискуссий. Тем не менее тогда, в 1964 – 1965 годах, они так и не развернулись. Общий тон редких польских рецензий был полон явного недовольства: краковская «Литературная жизнь» назвала спектакли «Театра 13 рядов» «суммой лирических завываний<…> давно известных, со времён «амплуа неврастеника». Ежи Гротовскому недвусмысленно указывалось на необходимость искать иное, «более социальное» решение проблем жизни, «более социальные пути художественного познания», менее связанные с «прощупыванием тела».

                  Поздней осенью 1964 года Ежи Гротовский был вынужден из Ополе уехать. Театру-Лаборатории впрямую грозила «приостановка» деятельности, а такая приостановка в те годы могла означать полную гибель всех начинаний. Однако молодую группу согласился принять город Вроцлав. Там с января 1965 года, в трудных новых условиях, Театр-Лаборатория, который расположился в «Свидницких подвалах под Ратушей», принимается за работу. Вскоре, городской магистрат Вроцлавского университета отдаёт беспризорному театру старый, но очень высокий кирпичный дом возле исторической Ратуши, окнами выходящий в узкий переулок. Там, оборудовав на третьем этаже, куда вела крутая железная лестница, маленький зал – а фактически снова одну большую комнату, единую для актёров и зрителей, - Театр-Лаборатория обоснуется на долгие семнадцать лет. Вместе с атёрами Гротовский убеждён, что для него началась новая фаза существования. Жизнь подтвердила эти надежды. Здесь, по-прежнему в лабораторной  тиши и несуетности, будут созданы четвёртая версия «Акрополя», «Стойкий принц» и «Apocalypsis cum figures» (В литературе встречается перевод латинского названия и как «Апокалипсис с фигурами», и как «Апокалипсис с вариациями»).

            В 1966 году состоялись первые  зарубежные гастроли театра Гротовского  в Европе (Швеция, Дания, Голландия, Бельгия) со спектаклями «Акрополь» и «Стойкий принц» . Во время выступления на X фестивале Театра Наций в Париже со спектаклем «Стойкий Принц», среди присутствующих были – министр культуры Франции Андре Мальро, писатели Луи Арагон и Эжен Ионеско, поэт лауреат Нобелевской премии Сен-Жон Перс, деятели театра и кино Питер Брук, Жан-Луи Барро, Жан-Люк Годар. А Англии Гротовский проводил практические занятия с актёрами Шекспировского Королевского театра. «Гротовский – уникален», - напишет после этого Питер Брук и посвятит ему в своей книге «Пустое пространство» главу «Священный театр». В сезон 1967-1968 года – гастроли в Югославии, в Бельгии; большие выступления проходят на «фестивале двух миров» в Италии, в Сполетто. Следующий сезон 1968-1969 года – гастроли в Иране и Ливане. Молва о «вроцлавском чуде», о необычайных актёрах и спектаклях из Польши ширится: чтобы их увидеть, съезжаются во время европейских гастролей актёры, режиссёры, театральные критики из США, Японии, стран Латинской Америки. В 1968 году в Дании, в Хольстебро, выходит на английском языке первое издание книги «К бедному театру» (переведённая на многие языки, книга вскоре становится известна во всём мире). В 1969 году состоялись ещё одни триумфальные гастроли Театра-Лаборатории: в Англии со спектаклями «Акрополь», «Стойкий принц» и «Апокалипсис». Вслед за этим Театр-Лабораторию ждали Соединённые Штаты Америки. В Нью-Йорке, где спектакли проходили в специально отведённой для этого методической церкви, на Вашингтон-сквер, здание подверглось в полном смысле слова штурму тех, кто не смог в него попасть. 30 ноября 1969 года авторитетный американский критик Эрик Бентли выступил в печати с «Открытым письмом Гротовскому», в котором писал, что для тех «счастливых», кто спектакли всё же увидел, они стали небывалым, «шоковым потрясением». Слава спектаклей Гротовского росла и становилась сенсационной. Театру-Лаборатории незамедлительно последовали два, типичных с точки зрения американской психологии успеха, предложения: выступления на огромном стадионе и трансляции по телевидению. От обоих выгодных предложений театр отказался. В 1969 году коллектив Театра-Лаборатории награждается премией нью-йоркского Театрального союза «Drama Desk». Награды и премии множатся. И даже спустя год критик Энтонги Боумен напишет, что «со времён первого приезда в США в 1923 году театра Станиславского, московского Художественного театра, ни одна зарубежная театральная труппа и ни один режиссёр не произвели у нас такого мощного впечатления». А американский режиссёр Джозеф Папп заметил: «Я видел подражателей Гротовского, они почти смешны. Они выглядят детишками в сравнении с Гротовским; они дети, а он – взрослый. Гротовский несёт зрителям понимание, что театр – это не просто серия представлений, коими надлежит забавляться или коими можно, напротив, пренебрегать, но что они, спектакли, могут иметь для людей ни с чем не соизмеримую весомость».

           Начало 70-х годов стало для  Ежи Гротовского рубежом: прежнее  уходило, с новым ещё только  предстояло встретиться. К лету 1970 года, после пребывания в Индии из человека «тяжёлой» конституции Гротовский превратился в «лёгкого» человека. Его не узнали не только актёры Театра-Лаборатории, но и родной брат, узнала лишь мать. В поражающем изменении внешнего облика, вероятно, не последнюю роль сыграли как исследовательские познания о возможностях собственного организма, так и внутренняя готовность к изменению. После «Апокалипсиса» Гротовский с театром расстался. Он вышел  за его пределы в надежде включить в круг сотворчества намного большее число участников – из тех, кого в Театре-Лаборатории называли «людьми, пришедшими извне», «внешними людьми». Шаг был решительным и Гротовский уходил, вместе со своими и многими незнакомыми людьми, в неизученные области. Необычный опыт межчеловеческого общения, накопленный в «Апокалипсисе» должен был, по замыслу, претвориться в какие-то иные, заранее не вычисляемые, неизведанные возможности общения множеств людей – в вольных условиях природы. Начался новый период жизни. Гротовскитй предпринял обширную работу на базе вроцлавского Театра-Лаборатории, которая стала известна под общим названием паратеатра или Театра Соучастия.

          Ранней весной 1975 года Театр-Лаборатория  напечатал и распространил тоненькую  брошюру, проект годичной работы. Проект был международным, в нём значился двуязычный титул: английский Project “The Mountain of Flame” и польский «Гора Пламени». Документирование творчества Театра-Лаборатории приняло не просто открытый характер, но стало широко адресованным манифестом. Театр предпринимал шаги в неизвестное, в непредсказуемое предприятие, и хотел их обосновать. Текст «Гора Пламени» был опубликован во Вроцлаве, вскоре облетел Польшу. Гротовский звал к себе многих людей из многих стран. Программы паратеатра были задуманы в противовес всё более возраставшим общим тенденциям глобального развития. Работа выстраивалась в окружении множества новых течений в современной цивилизации, «разгон которой, - как писал Гротовсктий, - связан с умножением подобий, бытийственных и предметных. В нашем же деле, речь идёт о направляемом, а скорее даже самоуправляемом организме исканий. Его структура настолько жизнеспособна, насколько содержит в себе приспособляемость к человеческой изменчивости».  Текучесть и незавершённость, мерцающую изменчивость, «мигание и пульсацию живых явлений мы противопоставляем стационарному совершенству того, что механично» - так заключал он коллективную программу паратеатра. И вскоре во Вроцлав, на историческую площадь Старого Рынка, к древней Ратуше, «к Гротовскому» потянулись сотни и сотни людей. Они шли и шли, добираясь каждый по-своему. Для каждого из них в тесном помещении театра находилось насущное: ломоть хлеба, стакан молока, пара яблок. Большего никто не желал. Они шли вслед за потребностью большей, чем жажда иметь, - за жаждой быть.

            Паратеатр проходил в естественном  времени и пространстве природного  окружения, как бы колеблясь  между обыденностью и не обыденностью  поведения человека, оказавшегося  в непривычных для горожанина  условиях. (Этот «исход» молодёжи  был в основном из стран, перегруженных цивилизацией.) Эти встречи и действия не были ни повторением, ни каким-либо вариантом театрализованных действий, издавна знакомых античности, средневековью или даже, в некоторых формах, новым временам. Театральность в них снималась, но сохранялась внутренняя связь с отношением к театру как к жизненному поступку и корнями уходила в исторически более давнюю национальную духовную традицию.

               Идея театра, выходившего за свои  пределы, была впервые высказана  Адамом Мицкевичем ещё в первой половине XIX века в его парижских лекциях о славянских литературах. С того времени можно проследить развитие этой поистине своеобычной разновидности польской ветви мышления о театре. От Мицкевича польская романтическая душа в нескольких поколениях впитала необычное стремление к экспансии театра на близлежащие – смежные «земли»: начиная с грубой и земной, суровой и кровавой жизни-борьбы за национальное освобождение и кончая областью религиозного познания.

                 Паратеатральные искания Гротовского имели разные формы и осуществлялись в виде интернациональных по составу программ или циклов встреч, рассчитанных на разные сроки (от нескольких дней или недель до нескольких месяцев). Они получали поэтические названия: «Ульи», «Гора пламени», «Древо людей», «Бдения», «Ночные бдения», «Путь», отражавшие то, что лежит у самых основ митафорического миростроения разных народов и племён без различия в уровне цивилизационного развития, расы, национальности, цвета кожи.

              «Гора пламени» может служить одним из многих примеров по-новому ориентированных поисков Гротовского. Гора – образ, укоренённый в воображении человека, в его «коллективном бессознательном». Но Гора – не плод воображения. Она – объективна, как видимый, осязаемый знак тектонического творения, знак географии Земли и её биографии. С процессом продвижения к Горе множеств людей, пришедших «извне», Гротовский связывал род особого испытания. «Если в разных местах земли бьётся подобие сердца или пульса, то одним из таких пульсов Земли и могла бы быть Гора. Гора несёт в себе отдаление, из которого возвращаешься. <…> На Гору вы идёте совсем не так, как на спектакль. Она требует умения распорядиться временем вашей собственной жизни. Ваше вложение в это предприятие не носит «денежного» характера, оно носит в себе усилие и время решившихся» - писал Гротовский.

               Оценку одной из программ паратеатра («Ульи», проводившиеся летом 1975 года) дал психолог и психиатр  Казимеж Домбровский (создатель  Института психической гигиены детей и юношества Польской Академии наук). Свои впечатления от участия в «Ульях» он назвал «Мистерией развития».  «Именно с такой атмосферой и такими людьми я хотел бы сталкиваться непрестанно. Питаясь моими положительными чувствами, они не поглощали моей энергии, а наоборот: освежали её. <…> Эти люди участвуют в своей драме жизни и – в жизненной драме других людей. Тех, кого я встретил во Вроцлаве, характеризует интенсивная внутренняя жизнь и стремление к обнаружению внутренней жизни в других. <…> Реакции, освобождавшиеся в участниках «Ульев», я назвал бы мистерией развития. Там проявлялись и действовали необычные силы. Силы воображения, интеллекта, а также и силы анимистические, иррациональные, то есть такие, какие удаётся ощутить лишь интуитивно.»

               Спустя восемнадцать лет, участник  паратеатральных действий, актёр  Тадеуш Корнас  писал: «…То, что  происходило тогда в зале Театра-Лаборатории,  открывало мне, что окружающий  мир, по крайней мере хоть  на какое-то время, может стать  ко мне, человеку, доброжелательным; что и я могу его глубоко ощущать, волнующе впитывать. <…> Это необычайное состояние взаимных отношений складывалось из тысячи дополняющих друг друга мелких элементов – языка напева без слов и – взгляда, движения и – ответного движения. «оглядывания» кого-то и – дозволения на то, чтоб «оглядели» тебя, самых разных перемещений в пространстве – и его охватывания, даже «захвата». Мы должны были научиться разговаривать телом. Но что бы научиться разговаривать телом, надо было научиться точности. «Изображение» чего-то, маска – сразу же замечались, от них разило искусственностью. Паратеатральные действия, а в особенности «Древо людей», заключали в себе ещё один, необычайно существенный элемент: они формировали, лепили, «выстругивали» и обогащали профессиональные умения. Я заметил это намного позже. Во время самих действий никто никого не поучал, вообще – ничему впрямую не учили. И всё же, именно устремлённость к точности (тут я вынужден подтвердить мнение Гротовского: все мы и вправду были тогда скопищем «любительщины») приводила к тому, что средства и методы нашего взаимообщения должны были быть чистыми, выполняться как можно лучше и как можно полнее. И вот спустя какое-то время я заметил огромное расширение резонаторных возможностей голоса и способности добывать его из себя, овладение пластикой движений, точность владения телом».

Информация о работе Биография Ежи Гротовского