Бонсай и пенджинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:10, реферат

Описание работы

Бонсай по праву считается культурным явлением Японии, т.к. именно там оно приобрело статус искусства. Бонсай представляет собой гармоничное сочетание растения, грунта и контейнера. Стили бонсай. Искусственный бонсай. Размещение бонсай в интерьере. Настоящий бонсай.

Работа содержит 1 файл

бонсай и пенджинг.docx

— 427.28 Кб (Скачать)

Что такое "сухие  сады"?

Один из видов японского  садового искусства, «сухие сады», или  сады из камней на песке, возник в Японии в XIII веке под влиянием дзэн-буддизма. Как и другие виды художественного  творчества, наряду с японскими живописью, каллиграфией, чайной церемонией искусство садов пронизано говорящей символикой. «Сухой сад» — уникальное детище японских монастырей — создавался для медитации. Монахи-художники засыпали утрамбованную площадку земли бело-серым песком или мелким гравием и размещали на ней горки из того же сыпучего природного материала или неровных камней — разной формы и величины. Специальными граблями песку придавали волнообразный рельеф, создавая образ бегущей среди гор или холмов воды. Созерцая «пустоту» такого иллюзорного сада, приходили к внутреннему очищению. Порядок расстановки камней, каждый из которых имеет свою форму, пластику, а значит, и свою метафору, знали только монахи. С места просмотра сада-символа вся композиция должна была казаться единым целым. Наиболее знаменитые «сухие сады» в стиле дзэн находятся в Киото, за стенами монастырей Рёандзи, Дайсенин, Дайтокудзи, Рёгэнин и других. Один из самых лаконичных «сухих садов» спроектировал в 1513 году художник-монах Соами. Это прямоугольная, разглаженная граблями песчаная площадка с тремя песчаными холмиками, один из которых, откуда ни посмотри, остается невидимым. Точно так же нельзя увидеть одновременно все 15 камней, расположенных асимметрично группами на треугольной площадке из гравия, — одного вы все равно не досчитаетесь, с какой бы точки ни всматривались в панораму. Ассоциации помогут найти внутри себя то, что осталось недосказанным, нераскрытым. В любом случае интерпретация у каждого будет своя. «Сухой сад» наглядно отражает тягу японцев к созерцанию природы, размышлению, уединению. Копировать творчество мастеров древности, следовавших предписаниям Тайной книги садов (Сакутэй-ки), тщетно. Нынешние создатели композиций в этом стиле, обладая определенными навыками, полагаются на собственные ощущения. В «сухих пейзажах» они непременно изображают присутствие воды — обязательного элемента японского сада. Комнатный «сухой сад» можно моделировать просто на блюде, что и делают японцы, декорируя гостиную замысловатым фрагментом природы. 
 
 
 
 
 
 
 

Откуда пришел бонсай?

Многие считают, что  искусство выращивания карликовых деревьев и других миниатюрных растений зародилось в Японии. Ведь даже само слово «бонсай» образовано сочетанием двух японских слов — «бон» и «сай», что в переводе соответственно — «плошка» и «сажать, выращивать».

На самом же деле традиция выращивания маленькой  копии большого растения в цветочном  горшке пришла из Поднебесной, где первые изображения крошечных ландшафтов с растительностью появились  еще в 200 году до н. э. И только в XI веке японские монахи, постигавшие в Китае буддистскую философию, привезли бонсай к себе на родину.

Поначалу только очень  состоятельные люди могли позволить  себе подобное увлечение, но постепенно искусство выращивания живых  миниатюр вошло в каждый дом, став неотъемлемой частью японской культуры. Со временем в Японии возникла собственная  школа бонсай. Здесь, наряду с высадкой карликовых деревьев высотой около 54 см, развивалось и искусственное культивирование различных деревьев, численность видов которых к концу XIX века достигала трехсот.

В Европу бонсай начал проникать лишь в начале XX века, и только в 1937 году, на Всемирной парижской выставке, с этой необычной разновидностью искусства смогла познакомиться широкая публика.  
 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  Гинкго

   Стиль - тёккан, высота - 100 см, возраст - 60 лет, в культуре - 30 лет. Прекрасный образец гинкго с характерными наплывами на стволе.
 
 

Слива

   Стиль - моёги, высота - 63 см, возраст - 100 лет, в культуре - 40 лет.

   Растения  в контейнере, несколько неряшливо  растущие, и очень драматичный, по форме и состоянию, ствол, создают  впечатление уголка заброшенного сада. Этот образ представляется глубоко  продуманным и мы можем только предполагать, какие реминисценции может вызвать созерцание этого шедевра у настоящих знатоков и ценителей.

   Здесь можно видеть некоторое отступление  от канонических правил, в частности, пересекающую ствол ветвь, что, однако, совершенно не влияет на общее впечатление  от композиции.

 
 

Ель гленна

   Стиль - тёккан, высота - 95 см, возраст - 500 лет, в культуре - 60 лет. Предположительно, дерево с Курильских островов. Есть история о том, как дедушка Като(отец нынешнего председателя Мировой Ассоциации Бонсай) возил такие ели с Курил. Возраст в культуре соответствует двадцатым годам прошлого века.
 
 
 
Белая японская сосна
   Стиль - моёги, высота - 96 см, возраст - 250 лет, в культуре - 70 лет. Ствол предельно изогнут и ниспадает ниже дна контейнера и, казалось бы, это стиль - кенгай, но нет. Японцам виднее. Объяснение может быть ещё и такое - давным-давно стиль был классический моёги, но ряд последовательных переформирований привели к современному виду, а стиль для него определяется по традиции.

   Это очень знаменитое дерево, мне попадались его изображения разного возраста во многих источниках.

   Бонсай стоит на столике оригинального типа. Предположительно - столик резной, но не исключается, что это корневая часть ствола.

 
 
 
 
Белая японская сосна
   Стиль - кенгай, высота - 90 см, оценка возраста - 500 лет, в культуре, предположительно, - 60 лет. Растение - призёр одной из самых престижных выставок бонсай - Кокуфу.
 
 
 
 
 
 
 Слива
   Стиль - моёги, высота - 73 см, возраст - 150 лет, в культуре - 60 лет.

   Энергичные  побеги и обильные бутоны не способствуют уверению в древнем возрасте растения, но ствол никаких сомнений не оставляет.

   Здесь, также, можно увидеть отступление  от канонов - крест на крест расположенные ветви у основания главной кроны. Но таким растениям позволяется многое...

 
 
 
 
 

Клён  дланевидный

   Стиль - кабудати, высота - 83 см, оценка возраста - 100 лет, в культуре, предположительно, - 60-80 лет. Растение имеет титулатуру "Выдающийся шедевр бонсай". Габитус характерен для клёна дланевидного. Особая ценность растения определяется мощным основанием.
 
 
 
 
 

Клён  трёхраздельный

   Стиль - исицуки, высота - 48 см, оценка возраста - 50 лет, в культуре, предположительно, - 50 лет. Растение имеет титулатуру "Выдающийся шедевр бонсай". Уникальный ажур кроны указывает на тщательное формирование в течение нескольких десятилетий и сразу выдаёт вид клёна - трёхраздельный. Поразительная гармония линий ствола и скального основания была спланирована автором при посадке деревца много лет назад.
 
 
 
 
 

Дзельква

   Стиль - ёсэ-уэ, высота - 70см, возраст ~ 30 лет (самого взрослого дерева). Великолепный образец рощи. С уверенностью можно утверждать, что время в культуре совпадает с возрастом растений. Сверхэнергичная дзельква позволяет сделать шедевр за сравнительно короткое время. Этотот образец является призёром выставки Кокуфу.
 
 
 

Нимфея

   Стиль - похлёбка крестьянская. Как видите бонсай может быть и таким. Это водное растение можно найти и в Оби, в районе Новосибирска. Но для ежегодного цветения (как у японцев) требует очень интенсивной подсветки.
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Информация о работе Бонсай и пенджинг