Декоративное искусство. Орнамент хохломы. Разработка конспекта в круге

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:04, контрольная работа

Описание работы

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В. Максимова предприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Истоки декоративного искусства…………………………………………………...4
2. Виды декоративного искусства……………………………………………...……...6
3. Конспект урока «Золотая хохлома»……………………………………….………19
Заключение………………………………………………………………………….....22
Список литературы……………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

изо.docx

— 45.36 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Сочинский государственный  университет

Социально-педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики и педагогики начального образования

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Методика преподавания изобразительного искусства»

 

 

 

На тему: Декоративное искусство. Орнамент хохломы.

Разработка конспекта  в круге.

 

 

 

Выполнила студентка 1-го курса

ЗФО специальности 050100

группы 12-ЗНО

Плишкина Татьяна Владимировна

 

Проверил преподаватель:

к.п.н., доцент Черненко Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

Сочи – 2012 г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Истоки декоративного искусства…………………………………………………...4

2. Виды декоративного искусства……………………………………………...……...6 
3. Конспект урока «Золотая хохлома»……………………………………….………19

Заключение………………………………………………………………………….....22

Список литературы……………………………………………………………………23

 

Введение

Одним из действенных средств  развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения  общества, роста его национального  самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

О роли и значении народного  декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В. Максимова предприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.

 

1.  Истоки декоративного искусства 

Декоративное искусство  зародилось при родовом строе, когда  человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения  одежды, затем жилья. Искусство создавать  такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»).

Издавна из дерева возводили  дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка  древесины у многих народов —  самый развитый и наиболее древний  вид народного декоративного  искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX — XV вв., украшенную резьбой и росписью. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.

Докрашенной резьбой щедро  украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли — галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

Несмотря на идеологическое угасание язычества, крестьяне продолжали отмечать обрядовые весенние праздники. Над изготовлением магических фигурок  народ трудился всю зиму, причем традиционно занимались этим женщины. Являясь символом плодородия, женщины  могли на "тонком уровне" поспособствовать урожайности злаков и увеличению поголовья скота. Изготавливая глиняных свиней, коней, индюшек, коз, женщины как бы синхронизировались с процессами, происходящими в окружающем мире, подталкивая природу в нужную сторону, то есть в сторону увеличения плодородия. Расписная игрушка одновременно и продолжала древнюю традицию, и знаменовала своим появлением отход от мировоззрения предков. Магические фигурки приобрели функцию декоративных игрушек-свистулек; их лепили к обрядовому весеннему празднику, превратившемуся в 19-м веке в оживленную ярмарку "свистунью" (в литературе впервые упомянута в 1811) с ее яркими красками и пронзительными звуками свистков. 

 

 

2. Виды декоративного искусства

Ценность произведений народного  декоративного искусства состоит  не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятниками  культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства  особенно возрастает в наше время. Они  вносят в нашу жизнь праздничность  и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь  времен. Народное искусство соединяет  прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой  родник современной художественной культуры.

Роспись по дереву.

Хохлома.

Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и  многое другое в «золото».

В росписях хохломы преобладают  растительные мотивы, однако встречаются  и изображения птиц. Злотые травы, листочки, ягоды малины и земляники, преображенные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры. Цвета  хохломы в основном составляют черно  – красную гамму с золотом, что придает изделиям праздничный  и торжественный колорит. Зеленый, желтый и коричневый цвета используют иногда для придания росписи еще  большей яркости и нарядности.

Образная выразительность  хохломы достигается за счет композиционного  единства травных узоров с формой и размерами деревянной посуды.

Хохломой расписывают  еще и целые наборы посуды, а  также украшают детские стульчики, столы, кресла и другую мебель. Для  формирования хохломского орнамента  большое значение имеет смелый кистевой мазок, широта письма.

Сегодня хохлому называют золотой не только за красоту, но еще  и за цену. Она дорого стоит, так  как ее производство требует значительного  ручного труда, а в прошлом  веке такая посуда была дешевой и доступной для всех.

Городец.

Расписные панно, ларцы, тарелки  с всадниками, барышнями, воинами, птицами  и цветами городецких художников излучают добро и радость. Традиционны  для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках, праздничных  гуляний.

Композиции с чаепитиями похожи на большой торт, украшенный пышными цветами. Какая прелесть таится в чашках и вазочках, чуть намеченных «оживками», на фоне нарядной скатерти!

На прялочных донцах всегда размещают праздничные сюжеты городецкой росписи – катание на тройках, свадьбу и другие, в которых переданы торжественность, красочность, декоративность. Пышный орнамент из купавок, роз, листьев обрамляет сюжетные картинки, расположенные ярусами.

Цветы старые мастера писали фантастические, каких в природе  не встретишь, но это только на первый взгляд. Присмотревшись, можно узнать купавки, ромашки, ягоды, а в середине сказочного букета – пышную розу. Центр  розана совпадает с центром розетки  лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо.

Красивый городецкий тонконогий конь с сильной шеей – поэтический  образ-загадка. Гордых коней рисуют на дверцах шкафчиков, спинках детских  стульчиков, столах, тарелках на стену. Окружают коней сказочные цветы, иногда здесь же изображают диковинных птиц и зверей. Кажется, что скачут кони по волшебным садам.

Сказочные, летящие, как птицы, кони, волшебные цветы и сцены  из обычной жизни – все у  городецких художников выглядит радостно и празднично!

Важные изменения произошли  в Городецкой росписи в наши дни: вместо темперных и клеевых красок мастера стали писать масляными. Это отразилось на характере декора. Ведущим в росписи становится растительный орнамент. Масляные краски позволяют добиться разнообразных сложных цветовых оттенков. Например, даже в симметричных росписях можно один цветок сделать сиреневым, а другой – малиновым.

Пишут городецкие мастера как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Чаще всего они используют красивую фактуру сосны. Палитра Городецкой росписи красочна и разнообразна. Золотые, зеленые, желтые, голубые, синие, коричневые, розовые и красные цвета сочетаются с черным и белым. Однако у каждого мастера своя любимая палитра цветов.

Особую выразительность  Городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, точки, дуги украшают цветы и  фигуры. Т. Маврина, глубоко понимающая народное искусство, очень метко  и образно оценила значение «оживки» в Городецкой росписи: «Самое интересное в этой живописи – ее завершение, «оживка». Закончить, поставить точку, много белых точек, штрихов, линий; не для светотеневой моделировки, а  просто для красы-басы. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками, как дорогое шитье жемчугом» Некоторые изделия так и называются – «жемчужными»

Черным цветом тоже можно  подчеркнуть форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление  движения, вносит динамику в роспись.

В творчестве Городецких мастеров появилось удивительное чувство  декоративности, передающее праздничность  традиционной росписи.

В наше время художники  промысла разрабатывают новый ассортимент  изделий: разнообразные кухонные наборы, разделочные доски, декоративные поставки, солонки, хлебницы, сундучки-укладки, ларцы, шкатулки, ложки, игрушки – и по-прежнему украшают их Городецкой росписью.

Создавая изделие, мастер подбирает его форму, продумывает  рисунок, находит сюжет и сразу  же кисточкой выполняет роспись: появляются цветы и деревья, лица кавалеров и барышень, кони и птицы. Линии и краски взрываются ярким фейерверком орнаментов Городецкой росписи.

Росписи Северной Двины и Мезени.

Народные росписи, рожденные  на берегах рек Северной Двины  и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного  мастерства возникли в XIX веке. Выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Роспись архангельского края – мезенская.

Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено  форме предмета. Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы. В  основе растительного узора пермогорской росписи – гибкий побег, на котором нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. В центре часто изображали птицу Сирин или большую рыбу. Наиболее популярные сюжеты: катание на тройках, свадьба, посиделки. Цветовая гамма в основном состоит из узоров красного цвета на белом фоне. Желтый и зеленый цвета как дополнительные, сопутствующие. Большое значение имеет тонкий черный контур, мастеровито наносимый гусиным пером.

Борецкая роспись очень нарядная, помимо основных цветов к ней добавляют золото. Фон обычно белый. Ее элементы – веточка с ягодами, трилистник, древо, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнаменты.

Орнамент ракульской росписи очень крупный, представлен в основном декоративными листьями, кустиками и птицами. В большинстве произведений главную роль играют золотисто – охристый и красный цвета, а сопутствуют им глубокий зеленый, белый и коричнево-красный. Черным цветом рисуют не только контур, но и многие детали – усики, завитки, прожилки. Фон может быть золотисто желтый. Краски создают узоры, напоминающие эмалевые вставки.

Информация о работе Декоративное искусство. Орнамент хохломы. Разработка конспекта в круге