Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

Работа содержит 1 файл

Тема.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный  материал, способствует развитию пространственного  воображения. Графические работы в  зависимости от степени самостоятельности  учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер. 

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда правил. 

Требования к  методу упражнения: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений - сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение - на применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию. 

На уроке художественного  труда учащиеся вместе с политехническими знаниями овладевают общетрудовыми политехническими умениями: оборудовать место, проектировать продукт труда, планировать трудовой процесс, осуществлять технологические операции. 

При использовании  практических методов формируются умения и навыки. 

Действияприемыоперацииумениянавыки.  
 
 

Действия - осуществляются учениками в замедленном темпе  с тщательным продумыванием каждого  выполняемого элемента. 

Приемы - требуют  дальнейшего осмысления и совершенствование  в процессе специальных упражнений. 

Операции - объединенные приемы. 

Умения - знания, которые применяются на практике, понимается осознанное выполнение учащихся заданных действий с выбором правильных приемов работы, но знания могут  не доводиться до степени умений. 

Навыки - действия, которые доведены в определенной степени до автоматизма и выполняются в обычных стандартных ситуациях. 

Навыки вырабатываются многоразовыми однотипными упражнениями без изменения вида деятельности. Во время работы учитель основное внимание концентрирует на формировании у детей трудовых умений. Умения проявляются при действиях человека в незнакомой ситуации. Для формирования умений проводятся разнообразные упражнения, которые позволяют переносить способ действия в новую ситуацию. 

У учащихся начальных классов на уроках художественного труда формируется три основных группы умений: 

1. Политехнические  умения - измерительные, вычислительные, графические, технологические. 

2. Общетрудовые  умения - организаторские, конструкторские,  диагностические, операторские. 

3. Специальные  трудовые умения - обработка разных  материалов различными способами. 

4. Формирование  умений всегда связано с практической  деятельностью. 

Такова краткая  характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Главным недостатком данной классификации считается то, что она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков, ученых-методистов и применяется на уроках технологии и изобразительного искусства.

4. Репродуктивные  методы обучения 

Репродуктивный  характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов. Эти методы в основном строятся на передаче информации с помощью слова, демонстрации натуральных объектов, рисунков, картин, графических изображений. 

Для достижения более высокого уровня знаний учитель  организует деятельность детей по воспроизведению  не только знаний, но и способов действий. 

В данном случае большое внимание следует уделить инструктажу с демонстрацией (на уроках художественного труда) и объяснение последовательности и приемов работы с показом (на уроках изобразительного искусства). При выполнении практических заданий репродуктивная, т.е. воспроизводящая деятельность детей выражается в форме упражнений. Количество воспроизведений и упражнений при использовании репродуктивного метода обуславливается сложность учебного материала. Известно, что в младших классах дети не могут выполнять одни и те же тренировочные упражнения. Следовательно, следует постоянно вносить элементы новизны в упражнениях. 

При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом  виде формулирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует  внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно. 

Репродуктивно организованная беседа проводится таким  образом, что учитель в ходе нее  опирается на уже известные ученикам факты, на ранее полученные знания и  не ставит в задачи обсуждения каких-то гипотез, предположений. 

Практические  работы репродуктивного характера  отличаются тем, что в ходе их ученики  применяют по образцу ранее или  только что усвоенные знания. 

При этом в ходе практической работы ученики не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу. 

Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики могли осуществить самостоятельный поиск знаний. 

В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышления школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто зубрежке. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это не позволяет их активно применять на уроках технологии, а требует применять наряду с ними еще и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность школьников. 

5. Проблемные  методы обучения. 

Проблемный метод  обучения предусматривает постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой и умственной деятельности учащихся. Этот метод раскрывает перед учащимися логику научного познания; создавая проблемные ситуации, учитель побуждает учащихся строить гипотезы, рассуждения; проводя опыты и наблюдения, дает возможность опровергать или утверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом учитель использует объяснения, беседы, демонстрации, проведение наблюдений и опытов. Все это создает перед учащимися проблемную ситуацию, вовлекает детей в научный поиск, активизирует их мышление, вынуждает их прогнозировать и экспериментировать. Но при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей. 

Изложение учебного материала методом проблемного  рассказа предполагает, что преподаватель  по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим. 

Одним из методов  проблемного обучения является эвристическая  и проблемно-поисковая беседа. В  ходе ее учитель ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно поисковой беседы ученики разрешают целую серию проблемных ситуаций. 

Наглядные пособия  при проблемных методах обучения применяются уже не только в целях активизации запоминания, и для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на уроках. 

Проблемные методы применяются преимущественно с  целью развития навыков учебно-познавательной творческой деятельностью, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. 

Этот метод  раскрывает перед учащимися логику научного познания. Элементы проблемной методики можно вводить на уроках художественного труда в 3 классе. 

Так, при моделировании  корабликов учитель демонстрирует  опыты, которые ставят перед учащимися  определенные проблемы. В стакан, заполненный  водой, помещают кусочек фольги. Дети наблюдают, что фольга погружается  на дно. 

Почему фольга тонет? Дети выдвигают предположение, что фольга - тяжелый материал, поэтому она тонет. Тогда учитель делает из фольги коробочку и осторожно опускает в стакан вниз дном. Дети наблюдают, что в этом случае та же фольга удерживается на поверхности воды. Так возникает проблемная ситуация. И первое предположение о том, что тяжелые материалы всегда тонут, не подтверждается. Значит, дело не в самом материале (фольге), а в чем-то другом. Учитель предлагает внимательно рассмотреть еще раз кусочек фольги и коробочку из фольги и установить, чем они отличаются. Учащиеся устанавливают, что эти материалы отличаются только по форме: кусочек фольги имеет плоскую форму, а коробочка из фольги - объемную пустотелую форму. Чем заполнены пустотелые предметы? (Воздухом). А воздух имеет небольшой вес. 

Он легкий. Какой  можно сделать вывод? (Пустотелые предметы даже из тяжелых материалов, как металл, заполненные (легким (воздухом, не тонут.) Почему не тонут большие  морские кораблики, сделанные из металла? (Потому что они пустотелые) что будет, если коробочку из фольги проколоть шилом? (Она потонет.) Почему? (Потому что заполнится водой.) Что произойдет с кораблем, если его корпус получит пробоину и заполнится водой? (Корабль потонет.) 

Таким образом, учитель, создавая проблемные ситуации, побуждает учащихся строить гипотезы, проводя опыты и наблюдения, дает возможность учащимся опровергать или подтверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом учитель использует объяснения, беседы, демонстрации предметов, проведение наблюдений и опытов. 

Все это создает  перед учащимся проблемные ситуации, вовлекает детей в научный  поиск, активизирует их мышление, вынуждает  их прогнозировать и экспериментировать. Таким образом, проблемное изложение  учебного материала приближает учебный процесс в общеобразовательной школе к научному поиску. 

Применение проблемных методов на уроках художественного  труда и изобразительного искусства  наиболее эффективно для активизации  деятельности по разрешению проблемных ситуаций, учебно-познавательной деятельности учащихся.

6. Частично-поисковый  метод обучения 

Частично-поисковый, или эвристический метод получил  такое название, т. к. ученики не всегда могут решить сложную проблему и  поэтому часть знаний сообщает учитель, а часть они добывают самостоятельно. 

Под руководством учителя ученики рассуждают, решают возникающие познавательные ситуации, анализируют, сравнивают. Вследствие этого  у них формируются осознанные знания. 

Для развития самостоятельности  и творческой инициативы учитель  использует различные приемы. 

На уроках труда  на первом этапе дети выполняют задания  по технологическим картам с подробнейшим описанием операций и приемов  работы. Затем составляют технологические  карты с частично пропущенными данными  или этапами. Это заставляет детей  самостоятельно решать некоторые посильные для них задачи. 

Так, в процессе частично-поисковой деятельности, учащиеся сначала получают представление  об изделии, затем планируют последовательность работы и осуществляют технологические  операции по реализации проектов в законченное изделие. 

Информация о работе Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах