Древнеримский скульптурный портрет

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 02:03, реферат

Описание работы

Объект исследования – историческая и художественная составляющие римского скульптурного портрета.

Предмет исследования – римские скульптурные портреты разных эпох.

Цель исследования – анализ римского скульптурного портрета


Задачи исследования:

•Изучить литературу по теме исследования;
•Рассмотреть историю появления римского скульптурного портрета как художественного явления;
•Дать исторический анализ развития римского скульптурного портрета.
•Рассмотреть более подробно реалистический портрет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Анализ исторического развития древнеримского скульптурного портрета. ………………………………………………………………………5

1.1Этрусский портрет…………………………………………………………5

1.2Портрет эпохи Республики………………………………………………..8

1.3Портрет эпохи Империи………………………………………………….12

Глава 2. Древнеримский реалистический портрет………………………...17

2.1Портрет Септимия Севера и Юлии Домны ………………………………17

2.2Портрет Александра Севера………………………………………………..20

2.3Портрет Гая Юлия Вера Максимина. ……………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………...26

Список литературы……………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.76 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Анализ исторического развития древнеримского скульптурного портрета. ………………………………………………………………………5

1.1Этрусский портрет…………………………………………………………5

1.2Портрет эпохи Республики………………………………………………..8

1.3Портрет эпохи Империи………………………………………………….12

Глава 2. Древнеримский реалистический портрет………………………...17

2.1Портрет Септимия Севера и Юлии Домны ………………………………17

2.2Портрет Александра Севера………………………………………………..20

2.3Портрет Гая Юлия Вера Максимина. ……………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………...26

Список  литературы……………………………………………………………27 

Приложение 1.Этрусская канопа, Лувр

Приложение 2. Этрусский «Саркофаг супругов» из Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э., музей Виллы Джулиа, Рим

Приложение 3. Пример эллинизирующего направления: голова старика,т. н. «Портрет Катона Старшего» (Patrizio Torlonia, голова № 535), ок. 80 г. до н. э. Рим, музей Торлони

Приложение 4 .Т.н. «Сириянка», 160-е гг. Эрмитаж

Приложение 5. Юлия Домна, Мюнхенская глиптотека

Приложение 6. Портрет Александра Севера. Мрамор. Ок. 222 г. Париж, Лувр. 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

          Из всего богатейшего художественного наследия Древнего Рима скульптурному портрету принадлежит едва ли не первое место. Скульптурный портрет наиболее полно отразил тогда и тщетные попытки вернуться к старому и поиски многими мастерами новых средств выражения. Пластика мраморных и бронзовых портретных статуй и бюстов того сложного и противоречивого столетия запечатлела в художественной форме характер мыслей и чувств позднеантичных римлян.

     Римский скульптурный портрет- один из самых  значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (Iв. до н.э.— IVв. н.э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.

Актуальность  исследования. Римский скульптурный портрет отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые, кроме художественной, имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источники, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий.

По мнению исследователей, этот период заложил  основы последующего развития европейского реалистического портрета.

Объект  исследования – историческая и художественная составляющие римского скульптурного портрета.

Предмет исследования – римские скульптурные портреты разных эпох.

Цель  исследования – анализ римского скульптурного портрета  

Задачи  исследования:

  • Изучить литературу по теме исследования;
  • Рассмотреть историю появления римского скульптурного портрета как художественного явления;
  • Дать исторический анализ развития римского скульптурного портрета.
  • Рассмотреть более подробно реалистический портрет.

    При выполнении данного исследования использовались труды многих авторов. Например, сборник  авторов Бритовой Н.Н., Лосевой Н.М., Сидоровой Н.А."Римский скульптурный портрет" (1975). Сборник Соколова Г.И. Римский скульптурный портрет IIIв. М.,1983. Вальдгауер О. Ф. Римская портретная скульптура III века н. э. // Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика. Часть 1: Древний мир, средние века, эпоха Возрождения

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РИМСКОГО СКУЛЬПТУРНОГО ПОРТРЕТА

  1.1 Этрусский портрет

  [Важный вклад в развитие римского портрета оказало искусство их ближайших соседей и предшественников. Хотя точных сведений о религии этрусков не сохранилось, сохранившиеся образцы предметов их погребального культа свидетельствуют об их интересе к передаче портретного сходства. Скорей всего, как и египтяне, они придерживались идеи сохранения внешнего облика умершего, может быть, как залога его потустороннего бессмертия.]1

  Самыми  знаменитыми подобными произведениями являются терракотовые этрусские саркофаги; но им предшествовали бронзовые и  глиняные урны, а с VIIв. до н.э. канопы, (См. Приложение, рис.1) чьи навершися выполнялись в форме человеческой головы (например, канопы из Кьюзи, Четоны, Солайи), а ручки выполнялись в форме человеческих рук. Уже в VIII—VII веках до н.э. крышки урн украшались масками, которые схематично и примитивно передавали человеческое лицо. Волосы передаются прямыми линиями, прочерченными в глине, черты лица крупные и грубоватые, большой нос и плотно сжатый рот с узкими губами.

  Саркофаги, появляющиеся с VI века до н.э., как правило, изображали покойного еще живым, полулежащим на ложе в позе пирующего, облокотясь на подушку и взирающим  на зрителя; на лице активная мимика, часто  улыбки. Может изображать как одного покойного, так и парные супружеские  портреты (например, Саркофаг Лартии Сейанти  из Кьюзи; Саркофаг супругов (См. Приложение, рис.2) из некрополя Бандитачча (Черветри), музей Виллы Джулиа). Несомненно, на эту скульптуру оказало большое влияние греческое архаическое искусство, но позы и жесты этрусков более свободны и менее каноничны.

  В отличие от погребальных памятников, образцов монументальной этрусской  скульптуры до нас дошло намного  меньше. В их число входят бронзовая  голова мальчика (к. IV- н. IIIв. до н.э., Флоренция, Археологический музей). Другим, более  известным произведением, является бронзовая т.н. "Голова Брута" (1-я  пол. IIIв. до н.э., Капитолийские музеи, Дворец Консерваторов, Зал триумфов, Рим) с инкрустированными глазами, который считается работой этрусского мастера. В подобных работах несомненна связь с греческими портретами раннеэллинистического  времени. Стоит также упомянуть  бронзовую голову из Бовианум Ветус в Самниуме (IIIв. до н.э. Национальная библиотека, Париж), бронзовую голову юноши из Фьезоле (IIв. до н.э., Лувр).

  Также с конца IV века до н.э. распространяются вотивные головы, сделанные из глины, которые являются более массовыми произведениями, без столь тонкой проработки (голова юноши из Лациума, к. III века до н.э., Мюнхен).

  Произведения IV-II веков до н.э. показывают рост элементов  конкретизации и индивидуализации внешнего облика людей. Используется устоявшаяся  иконография изображений саркофагов, но лица наполняются новой глубиной (саркофаг начала I века до н.э. из Вольтерры). Этот же период характеризуется потерей  этрусками самостоятельности и  покорение их Римом.

  [На рубеже II и I веков до н.э. было создано произведение, с одинаковым правом считающееся и этрусским и римским, завершающее ряд этрусских портретов и открывающее новый ряд — портретов римских.

  Речь  идет о знаменитой статуе Оратора  — Arringatore, — найденной в Тразименском озере в 1566 году и хранящейся в  Археологическом музее Флоренции. На кайме одежды сохранилась этрусская  надпись, сообщающая, что статуя воздвигнута  в честь Авла Метелла. Очевидно, это  этрусская скульптура, изображающая римского или этрусского магистрата в обычной для должностного лица позе оратора. Призывая своих слушателей к вниманию, он протягивает вперед правую руку — жест, который станет традиционным и будет многократно повторен в римских произведениях.

  В этой скульптуре нет элементов идеализации  образа, свойственной греческому портрету. Прозаическая точность воспроизведения  натуры — характерная особенность  раннеримского портрета — проявляется  здесь впервые с такой откровенностью и ясностью.

  У других народов, населявших Италию в 1-м  тысячелетии до н.э., скульптурный портрет  не получил столь высокого развития, как у этрусков. Однако и в таких  невысокого качества произведениях, как  голова из Палестрины (II в. до н.э.) работы местного мастера, хранящаяся в музее  Палестрины, заметны тенденции к  передаче индивидуальных черт изображенного  лица, отсутствие идеализации.] 2

  Таким образом, на территории древней Италии к I веку до н.э. были созданы, прежде всего  этрусскими мастерами, основы дальнейшего  развития скульптурного портрета, осуществленного  уже римскими скульпторами. Разумеется, римский портрет нельзя считать  прямым продолжением этрусского —  это качественно новое явление, новый этап в развитии античного  портрета. Но традиции этрусского искусства  оказались основой, на которой выросло  искусство Рима. 
 
 
 
 
 
 

1.2 Портрет эпохи Республики

     [Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. — периода Римской Республики.]3 К этому времени Древний Рим окончательно укрепился как могущественное государство. Несмотря на то, что хронологически этот период начинается с VI в. до н.э., при рассмотрении портретного искусства возможно оперировать только памятниками начиная с I в. до н.э., т.к. ранних произведений не сохранилось, да и поздние крайне немногочисленны по сравнению с работами периода Империи.

     Характерная черта портретов этого периода- крайний натурализм и правдоподобие  в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого  человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству. Важной причиной того, что эти аспекты позднее  усилились, стал переломный период римской  истории, когда отдельные персоны  стали играть значительную роль, а  Республика сменилась диктатурой. Веризм- термин, который употребляют в  отношении реализма, переходящего в  натурализм, свойственного римским  портретам конца Республики (1-я  пол. и сер. Iв. до н.э.). Это максимальный всплеск натурализма в римском  портрете; многочисленны правдивые  портреты стариков, часто уродливых (на их основе сложилась теория о  происхождении портрета от восковых масок умерших предков).

     Характерные психологические черты портрета периода Республики: "внешнее  сходство изваяния с оригиналом и  особенная внутренняя настроенность, сближавшая все образы, делавшая их похожими друг на друга, а также замкнутость, самостоятельность и погруженность  в мир личных чувств и переживаний"4.

[Для портрета первых десятилетий I века до н.э. вплоть до 60-х годов характерно параллельное существование двух противоположных направлений — сухого, линейно-графического "староримского" и живописно-патетического эллинизирующего. В последующий период — эпоху I триумвирата и диктатуры Цезаря — можно отметить, при сохранении этих двух линий развития, взаимопроникновение их принципов, на основе чего создаются высокохудожественные образцы собственно римского портрета.

     Свойственные  эллинистическому искусству мастерство обработки мрамора, блестящая живописная лепка форм наиболее легко и быстро проникают в римский скульптурный портрет, тем более что среди  его создателей было много греков по происхождению. При этом сохраняется  присущий римскому портрету веристический  подход к изображению человеческого  лица.

     Иллюстрацией  служит голова старика из музея Торлониа в Риме. (см. приложение 3 )Высокий морщинистый лоб, нависшие над глазами брови, большой крючковатый нос, презрительно оттопыренная нижняя губа, глубокие складки, бороздящие впалые старческие щеки, — все детали этого выразительного лица переданы пластической лепкой, напоминающей портреты эллинистических династов и "полководца" из Тиволи. ]5

Информация о работе Древнеримский скульптурный портрет