Городецская роспись

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:31, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время выпуском художественных изделий с городецкой росписью в Городецком районе Горьковской области занимается фабрика художественных изделий « Городецкая роспись».
Материалом для изделий служит древесина лиственных, хвойных пород. Техника изготовления изделий - токарная и столярная обработка. Роспись выполняется масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Содержание

Введение 5
Раздел 1. Из Истории городецкой росписи 6
Раздел 2.Виды композиции городецкой росписи 22
Раздел 3.Технология городецкой росписи 30
Раздел 4. Образцы городецкой росписи. Эскизы дипломной
практической работы. 35
Раздел 5. Этапы выполнения практической дипломной работы.—40 Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 140.57 Кб (Скачать)

На выручку  пришли искусствоведы, художники, организаторы промысловой кооперации. Они содействовали  возрождению ценнейших видов  народного творчества. На помощь мастерам городецкой росписи в 1935 г. был направлен Иван Иванович Овешков. Ему было поручено организовать в промколхозе имени С. М. Кирова  

художественную  мастерскую и привлечь к работе в  ней старых мастеров.

На первых порах вернувшиеся  к ремеслу художники пытались восстановить былую легкость письма, работая на бумаге. Это было не совсем просто и непривычно, однако сокращало заботы о подготовке "белья" и позволяло смелее работать при написании новых мотивов, отрабатывая и улучшая их.

Чтобы роспись  была близка к промысловой, мастера грунтовали бумагу клеевыми красками, разводя различные колера. Писали клеевыми красками, а готовую работу покрывали олифой.

Помимо задачи по восстановлению росписи еще одним  важным моментом было изучение спроса и поиск нового ассортимента, который  бы позволил жить и развиваться промыслу. И.И. Овешков предложил изготавливать берестяные бураки, шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские столярные стульчики, складные ширмы. Однако его усилия были напрасны. Художественная мастерская в промколхозе была на положении пасынка. Ее значение недооценивали, она не обеспечивалась необходимыми заготовками, а многие идеи в имеющемся производстве вообще оказались неосуществимы. Но мастера не сдавались. В 1936 г. мастерская переместилась в помещение церкви в селе Курцеве. Кроме И. К. Лебедева, Ф. С. Красноярова и П. Д.Колесова, в общественную красильню из надомников перешел И. А. Мазин. Начали работать вновь пришедшие Д. И. Крюков, Т. С. Крюков, В. К. Смирнов. Появились у мастеров и ученики.

С 1937 г. производственные и художественные мастерские переходят под руководство промколхоза "Стахановец" с центром в деревне Косково. Новое руководство всеми силами пытается помочь промыслу, для чего рекомендует перевести роспись на мелкие изделия — токарные солонки, кандейки, поставки. Городецкая роспись, выполняемая на крупных изделиях, на мелких теряет свое своеобразие и живописность.

"Эти обстоятельства  приводили к тому, — писал А.Е.  Коновалов, — что своеобразие  городецкого искусства утрачивалось, традиции забывались. Вместо привычной для мастеров росписи клеевыми красками мастерскую перевели на роспись масляными красками. Токарные изделия после их просушки на колосниках сначала шкурили наждачной бумагой, затем грунтовали мелом с добавлением сухой краски (берлинской лазури или киновари), перетирали эту массу, разведенную на воде, на машинке-краскотерке с небольшим добавлением столярного клея, и получался грунт. Называлась эта операция "опылевка". Затем снова шкурили наждачной бумагой. Четвертой операцией была грунтовка, выполнявшаяся уже масляной краской, разведенной на олифе. После просушки изделия поступали в роспись. Их расписывали тоже масляными красками в три приема: подмалевка основных пятен, оттеневка их темными красками и разживка белилами. После каждой операции было необходимо просушивать • изделия в течение суток. 

Последней операцией было покрытие масляным лаком. В отличие  от старой технологии, когда покрывали  вареным льняным маслом, эта новая  технология была совершенно чуждой для  старых мастеров... Словом, в массовой продукции, изготовлявшейся в курцевской мастерской,все еще городецкое искусство становилось весьма неприглядным".


Метание руководства  привело промысел к такому состоянию, что городецкие розы и купавки  стали писать на золотом фоне. Это  была уже и не Хохлома, но и от городца здесь мало что осталось. А вскоре и вообще перешли на роспись хохломской "Кудрины". Лишь выставка "Народное творчество", организованная в Москве в 1937 г., вновь позволила мастерам вернуться к традиционной городецкой росписи, к ее подлинной традиционной красоте.

Однако и этот подъем оказался недолгим. В 1941 г. началась Великая Отечественная война  и большая часть мастеров ушла на фронт. Уходили из жизни старые мастера И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, И. К. Лебедев, В. К. Смирнов, Т. С. Крюков. Погибли на войне более молодые художники.

После окончания разорившиеся деревни и города нужно было восстанавливать. Все силы были положены на это. И  уже никто не вспоминал о восстановлении промысла. Лишь в 1950 г. после выступления  на пленуме Городецкого райкома ВКП(б) А. Е. Коновалова, одного из мастеров городецкого промысла, ученика Коно-на Лебедева и Федора Красноярова, появились надежды, что о городецкой росписи вспомнят. А.Е. Коновалов очень тяжело переживал упадок своего промысла. Было больно смотреть, как умирают последние мастера, владевшие ремеслом. И когда в марте 1951 г. была учреждена артель "Стахановец", на базе которой организовали художественные мастерские, Коновалов согласился стать председателем этой артели.

"Первые годы положение артели было весьма тяжелым,

  • писал он в своей книге. — Материалами нас никто не снабжал. Не было> дров для отопления мастерских. Не было никакого транспорта, даже лошади. В Кур-цеве и Коскове в те годы не было и электричества. Все работы выполнялись вручную. Единственная циркулярная пила, установленная еще в 30-е гг. на реке Лемше, приводилась в движение водяным колесом с деревянной и ременной передачей. Но за дело мы взялись горячо и трудились не жалея сил"*.

На первых порах  мастерские производили различную мебель: делали столы, шкафчики, тумбочки, табуретки. Сами заботились о сбыте. Но не сразу мастера приступили к росписи, для этого понадобилось еще целых три года, пока артель "Стахановец" встала на ноги.

В 1954 г. толчком  для перехода артели на роспись послужил объявленный Советом промысловой кооперации РСФСР конкурс на создание новых образцов для предприятий художественных промыслов. В нем приняли участие два художника, представившие на конкурс изделия с городецкой росписью. Это были А.Е. Коновалов и Д.И. Крюков. 

Работа А.Е. Коновалова была отмечена Дипломом второй степени, и Институт Художественной Промышленности заключил с мастером договор о  разработке новых комплектов детской  мебели, за который впоследствии (в 1960 г.) в Москве художник получил  Диплом первой степени.

Пока Коновалов  — художник, преданный своему делу, — работал в Москве, в артели появилось новое руководство, которое  главной своей целью ставило  увеличение выпуска продукции и  получение наибольшей прибыли. Роспись  казалась делом малоприбыльным, да и материальных затрат она требовала больше. К тому же, чтобы развивать деятельность мастерской, необходимо было начать подготовку мастеров по росписи. Понимая всю сложность ситуации, А. Е. Коновалов перебирается в Семенов, где с 1957 г. начинает преподавать в профтехшколе Городецкую роспись. И уже через два года, в 1959 г., школа делает первый выпуск.

В 1960 г. артель "Стахановец" преобразовывается в фабрику "Городецкая роспись", а в 1965 г. она объединяется с Городецкой мебельной фабрикой, в Курцеве остается ее филиал.

Постепенно складывается новый ассортимент изделий, расписываемый  городецкой росписью. Наряду с предметами, используемыми в быту (солонки, комплекты  досок, хлебницы, поставки, шкатулки и  пр.), появляются чисто декоративные (панно, блюда). Помимо этого фабрика производит и расписывает детскую мебель и игрушки. Особенно знамениты Городецкие конь-качалка и петух- каталка (авторы Е.И. Воронцова и А.Е. Коновалов). Расписываются игрушечные шкафчики, столики и стульчики. И теперь, когда, казалось бы, все трудности были преодолены и можно было спокойно заниматься любимым делом, возникли новые непредвиденные ситуации, заставлявшие мастеров задуматься о дальнейшем существовании промысла. Трудности были связаны с плохим снабжением красителями предприятия "Городецкая роспись". Пришлось перейти на роспись изделий но текстуре древесины, а в результате и к упрощению живописных приемов и технологии росписи. Технология теперь заключалась в следующем: после тщательной зачистки на поверхность древесины при помощи пистолета наносили два или три слоя нитролака с промежутками для высыхания в три-четыре часа. Когда лак полностью высыхал, выполняли роспись. Делалась она масляными красками в три приема (подмалевка, теневка, разживка). Последней операцией было покрытие изделия масляным лаком. Эту операцию выполняли кистью.

Рассказывая об этом трудном времени, А. Е. Коновалов  писал: "Новый характер росписи  складывался в условиях коллективных поисков в цеху, в процессе которых  отдельные мастера пробовали  решать общие задачи по- своему. По сравнению с росписью традиционной в нашем новом искусстве утраты увеличились, но одновременно появились и достижения, позволявшие сохранять в готовых изделиях ощущение дерева как материа

ла, высоко ценящегося в  современном декоративном искусстве.

Роспись по светлому дереву довольно быстро получила широкое  признание и у потребителей, и  у торгующих организаций, отправлявших их даже на экспорт. Некоторые любители народного искусства даже полагали, что городецкая роспись была такой  и всегда".

В 1969 г. на фабрике  организуется экспериментальная творческая лаборатория, в которой работают наиболее опытные художники Л. Ф. Беспалова, Ф. Н. Касатова, Л. А. Кубаткина, H. Н. Носкова, Т. М. Рукина, А. В. Соколова, П.Ф. Сорина, Г.Н. Тимофеева, а также высокопрофессиональные столяры, токари и резчики по дереву П. А. Березин, И. П. Борунов, В. Г. Зеленин, А.Я. Колов и A.A. Локтионов.

Лаборатория занималась разработкой новых видов изделий  для массового выпуска на столярной  и токарной основе. Наряду с этим талантливые художники не оставляли попыток возродить роспись "старого Городца" с сюжетными сценами, которые раньше писались на прялках. Художники часто использовали в росписи сюжеты из городской жизни. Особенно любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития в богатых интерьерах (с колоннами, старинными настенными часами, высокими окнами, украшенными пышными занавесками).

Мастера фабрики "Городецкая роспись" участвуют в различных  выставках. Некоторые из них в 1985 г. за возрождение традиций городецкой росписи были удостоены Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.

Современные мастера  фабрики успешно продолжают развивать  традиции сюжетно-орнаментальной живописи, передают свой опыт молодому поколению.

В настоящее время предприятие выпускает более 500 наименований изделий: хлебницы, солонки, наборы посуды, доски, сундучки, шкатулки, детские игрушки и мебель.

Работы городецких мастеров можно увидеть во многих странах мира: Франции, Германии, Норвегии, Греции, Канаде, Бельгии, Италии, Америке и др.

Раздел 2

Виды композиции городецкой росписи.

Композиции городецкой росписи можно разделить на три  вида:

  • цветочная роспись;
  • цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";
  • сюжетная роспись.

Такое деление  является условным, так как и сюжетная роспись не обходится без цветочных  мотивов. Несмотря на то, что городецкая роспись имеет ограниченное число  мотивов, она все же разнообразна по схемам построения. И даже если изделия  с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, мы не сразу уловим сходство. Это умение художников помогает ярче выделить сюжет данной работы, придать ей иное смысловое звучание, удовлетворяет различным вкусам ценителей этого искусства.

А теперь остановимся  в отдельности на каждом из перечисленных  видов композиций городецкой росписи.

Цветочная роспись  Этот вид (рис. 2.1) чаще всего использовался, да и сейчас используется на изделиях "массовых", так как он наиболее прост в исполнении. Так, украшая солонку, художник изображал на передней стенке изделия и его крышке по одному цветку с расходящимися от него листьями. На более крупных изделиях, таких, как поставки, декоративные блюда, хлебницы, разделочные доски и детская мебель, композиции цветочного орнамента богаче и разнообразнее, они продуманы мастерами более тщательно. Например, на боковых стенках поставка часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом (рис. 2.1).

В цветочном орнаменте  городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

"Букет"  — изображается симметрично.  Как правило, пишется на разделочных  досках или блюдах. Небольшие  букетики из одного — трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки.

"Гирлянда" — представляет собой один  или два крупных цветка в  центре и расходящиеся в стороны  более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели. 

лочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках.

С включением новых мотивов увеличивается  и число вариантов различных  композиций. Так же как и в цветочной  росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны (рис. 2.4-2.5). Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Встречаются такие варианты, когда среди симметрично написанного цветочного орнамента восседают две птицы, асимметричные по рисунку, а иногда и различные по цвету.

Информация о работе Городецская роспись