Готические витражи

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 01:50, реферат

Описание работы

Несмотря на то что витражи принадлежат к числу самых прекрасных и привлекательных произведений средневекового искусства, долгое время им не придавали такого значения, как фрескам или произведениям станковой живописи. Создавать монументальные картины из цветного стекла придумали вовсе не в готическую эпоху: истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности.

Работа содержит 1 файл

Готические витражи.docx

— 36.84 Кб (Скачать)

Визуальной объемностью  отличаются изображения трех витражных  циклов, созданных приблизительно в  тот же период на юго-западе Германии: на центральном окне хора впоследствии снесенной доминиканской церкви в Страсбурге (витражи ныне находятся  в капелле Святого Лаврентия  в соборе этого города), на центральном  окне хора францисканской церкви в  Эслингене и на кенигсфельденских окнах.

Секция монументального  Распятия, украшающего хор собора Санкт-Стефан в Вене, с изображением Богоматери и святого Иоанна была воспроизведена также в декоре другого здания, выстроенного по заказу Габсбургов. При герцоге Альбрехте 2 Австрийском хор в стиле зрелой готики был наконец достроен и в 1340 году освящен. По-видимому, работа над Распятием завершилась незадолго до этого события. Эмоциональное напряжение, исходящее от фигур Богоматери и святого Иоанна, подчеркнутое темно-красным фоном, - весьма красноречивое проявление характерной для того периода глубины религиозных чувств.

Вторая половина 14 столетия стала настоящим золотым  веком витража в немецкоязычных областях. Крупным центром производства витражей была Прага, где в 15 веке гуситы уничтожили все плоды этого искусства. Влияние пражских мастеров распространялось на Австрию (Вена), Восточную Германию (Эрфурт), Франконию (Нюрнберг), Швабию (Ульм), верхнерейнские земли (Шлеттштатд) и даже Англию. Во Франции многие витражи также погибли во время Столетней войны (1337 - 1453) и религиозных войн 16 века. К концу 14 столетия художественные стили, преобладавшие в двух важнейших центрах витражного искусства - Париже и Праге, - во многом сблизились между собой, и в результате, как это уже случалось на рубеже 13 - 14 веков, на заре 15 столетия сформировался интернациональный стиль, который историки искусства называют 'мягким стилем' или 'интернациональной готикой'.

Выдающимися образцами  этого стиля являются Королевское  окно в хоре собора Эвре (1390 - 1400) и большое окно в приемной люнебургской ратуши (ок. 1410). Витраж, поднесенный в дар собору Карлом 6, был, по-видимому, изготовлен в парижской мастерской. В центре этого витража, разделенного на четыре секции, помещена фигура монарха. Он изображен коленопреклоненным в небольшой, перекрытой сводом часовне. Вместе со стоящим рядом святым Дионисием король обращен лицом к Богоматери. Виртуозное мастерство, с которым выполнена эта композиция, превосходит все известные произведения французского витражного искусства той эпохи. А в люнебургской ратуше сохранился от начала 15 века один из редчайших образцов монументального витража на светскую тему. 'Девять великих', к числу которых относились Карл Великий и король Артур, считались в эпоху позднего Средневековья идеальными правителями, а потому изображения их нередко встречались в ратушах.

К середине 15 века витражное  искусство стало испытывать все  более заметное влияние фламандской  станковой живописи - ведущей школы  того периода. В 1451 году богатый французский  купец Жак Кер, которому было пожаловано дворянство, внес щедрое пожертвование на витражный декор своей капеллы в соборе Буржа. Витраж Жака Кера отмечен несомненной печатью стиля Яна ван Эйка. Как и в Эвре, центральная сцена распределена здесь между двумя секциями. В одной помещена фигура архангела Гавриила, принесшего Марии благую весть, в другой - сама Дева Мария. Как и в Эвре, в других двух секциях изображены святые покровители донатора и его супруги. В просветах ажурного орнамента парят ангелы с гербами королевского дома, на службе у которого состоял Жак Кер. Этот витраж выполнен в художественных традициях парижской школы, но по эскизу фламандского художника. В соответствии с традицией монументального витража фигуры помещены на переднем плане и не занимают все доступное пространство.

До сих пор, за исключением окон люнебургской ратуши, мы рассматривали только витражи, украшавшие соборы и роскошные постройки, связанные с придворными кругами. Однако со второй половины 14 века витражи все чаще использовались и в декоре городских приходских церквей. Витражисты стали приезжать в города, где прежде не существовало традиций витражного искусства, - например в Ульм, где в 1390 - 1420 годах был заново остеклен хор собора. Около 1430 - 1431 годов были изготовлены витражи для капеллы семейства Бессереров на южной стороне хора. Мастер, выполнявший заказ Бессерера, был, несомненно, знаком с произведениями фламандского художника Робера де Кампена (Флемальского мастера). Используя новейшие стилистические достижения, он превратил ульмскую мастерскую в одну из самых передовых в Южной Германии, что принесло ему немало заказов в других городах (например, в Констанце, Блаубойрене и Берне).

Именно в этой ульмской мастерской был изготовлен в 1441 году первый витраж для готического хора собора в Берне. В 1447 году капитул собора решил препоручить дальнейшую работу по остеклению хора местным мастерам. Результатом стал витраж Поклонение волхвов на северной стороне хора, оплаченный семейством Рингольтингенов. Этот витраж выполнен по эскизу художника или нескольких художников, работавших в традициях Верхне- рейнского мастера (см. франкфуртский 'Райский сад'). В цикле картин из цветного стекла находится редкий для витражного искусства сюжет - история волхвов, завершающаяся великолепной сценой поклонения Младенцу Христу.

С середины 15 столетия художественное развитие французского витража определялось фламандскими влияниями. В 1474 году герцог Жан 2 де Бурбон отдал распоряжение о постройке новой коллегиальной церкви (ныне собор) рядом со своим замком в Мулене. (В 1527 году работы были приостановлены, и церковь достроили только в 19 веке.) Около 1480 года в возведенной на тот момент части церкви остеклили окна. Одно из этих окон украсил великолепный витраж Распятие, выполненный по заказу кардинала-архиепископа Лионского Карла де Бурбона. Он выдержан в стиле фламандского живописца Хуго ван дер Гуса, но в лучших традициях витражного искусства разделен на три самостоятельные сцены.

Приблизительно с  того же времени под влияние фламандской  станковой живописи попадает и немецкий витраж. Ведущим представителем этого  нового стиля в Эльзасе был  Петер Геммель, руководивший мастерской в Андлау. Его произведения настолько пришлись по вкусу современникам, что на четыре года Геммелю пришлось объединить под своим началом еще четыре мастерские: только так удавалось справляться с большим количеством заказов.

В 1481 году Геммель создал великолепный цикл витражей для капеллы семейства Фольккамеров в хоре нюрнбергской церкви Санкт-Лоренц - одну из лучших своих работ, выполненных за годы совместной деятельности с другими мастерами. В центре этой композиции изображено 'Мистическое бракосочетание Святой Екатерины'. Элегантный стиль изображения фигур сочетается здесь с блестящей техникой витражного искусства. К сожалению, витражи Фольккамеров стали последним шедевром, вышедшим из мастерских Геммеля, - однако их можно назвать вполне достойным финалом истории позднеготического витража.

Информация о работе Готические витражи