Иконографическое искусство Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое и, бесспорно, выдающееся место.
Одним из примеров, демонстрирующих величие византийской культуры, является иконопись Византийской империи. Она была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире.
Актуальностью данной курсовой работы является, что Икона, является, одним из средств познания Бога, одним из путей к объединению с Ним.
Объектом данного исследования является иконографическое искусство Византии.

Работа содержит 1 файл

тезис.docx

— 23.30 Кб (Скачать)

В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит  особое и, бесспорно, выдающееся место.

Одним из примеров, демонстрирующих  величие византийской культуры, является иконопись Византийской империи. Она  была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире.

Актуальностью данной курсовой работы является, что Икона, является, одним из средств познания Бога, одним из путей к объединению с Ним.

Объектом данного исследования является иконографическое искусство Византии.

Цель исследования - получить детальное представление об особенностях иконографического искусства Византии.

Для достижения цели были решены такие задачи:

- изучить историю иконописи;

- рассмотреть периоды истории византийского иконографического искусства и их характеристика;

-  рассмотреть принципы иконографии Византии;

-  рассмотреть классификацию  икон;

-  изучить художественный  и символический язык икон.

В Византии иконы писали в строго установленных правилах т.е. в канон, тем и отличалась Византийская иконопись.

Техника иконописи. Техника станковой живописи была такова: На доску или холст наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела, часто покрывали золотом. Затем наносили контуры рисунка и красочный слой. Поверх красочного слоя наносили защитный слой – олифу или лак. Обрамление иконы - выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными камнями.

Пропорции фигуры.  Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.

Тип лица и выражение. Овал лица удлиняется, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.

Фон иконы символизирует ту или иную божественную сущность, (например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние его Божественной славы, зеленый - юность и бодрость, красный - знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников). То же касалось элементов одежды и их цветов: покрывало богоматери - мафорий - писали вишневым (иногда - синим или лиловым), платье богоматери - синим. У Христа наоборот плащ - гиматий - синий, а хитон - рубаха - вишневая.

Классификация икон. По сюжетам иконы можно разделить на:

Иконы Святой Троицы — символические  и «по пророческим видениям»  изображения троичного догмата.

Иконы христологического  ряда, среди которых выделяются непосредственно  иконы Спасителя и изображения  евангельских событий с участием Христа.

Богородичные иконы, среди  которых условно выделяют непосредственно  иконы Марии и иконы богородичных праздников.

Иконы святых и сил бесплотных.

Иконы праздников и событий  священной истории.

Символические и аллегорические композиции.

По  объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются ростовые (изображающие персонажей в полный рост), тронные (полное изображение фигур восседающих на престоле), поясные (изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже), огрудные (изображение фигур в пределах линии пупа), оплечные (изображение фигур в пределах линии груди) и оглавные (изображение только лика и плеч в пределах линии ключиц) иконы.

 По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи: новгородской, московской, строгановской и т. д. Также в ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть отнесена к «школе», «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например: «икона окружения Андрея Рублёва» или «икона мастерской Дионисия».

По  технике исполнения выделяют: живописные иконы, среди которых можно назвать энкаустические, мозаические, темперные иконы, иконы, написанные в технике масляной живописи, вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья, литые иконы, резные иконы, сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон

По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания), именной (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной.

Икона является своего рода окном в духовный мир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.

Лицо на иконе это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная  в свете вечности. Лик в иконе  – самое главное, а главное  в лике – глаза.

Каждый жест рук осмысливается  по-своему, несет определенную духовную информацию, каждой новой ситуации соответствует свой жест.

Фон классической византийской иконы – золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, это символ Небесного  Иерусалима. Золотой цвет служит выражением самого ценного в духовном мире. Наиболее близким по смыслу к золотому стоит белый цвет, но применяется  гораздо реже золотого. Белый цвет символизирует чистоту, непорочность и причастность божественному миру. Красный и синий цвета, как  правило, выступают вместе. Они символизируют  милость и истину, красоту и  добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены  и противоборствуют, а в Боге соединяются  и взаимодействуют.

Основные знаки иконописного письма – цвет, свет, жест, лик, пространство, время – но процесс прочтения  иконы не складывается из этих знаков, как из кубиков. Важен контекст, внутри которого один и тот же символ может  иметь различные толкования. Необходимо длительное созерцание иконы, в котором  принимают участие и ум, и сердце.

Изображения святых необходимы - они украшают храмы, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено, а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны.

Иконы чудотворны, так как  несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен

Мир иконы бесконечен, как  бесконечно познание божественного  мира.

 

 

 

 

 

 

 

«Мученицы» Вера, Надежда, Любовь и София, мученицы, пострадали в Риме при имп. Адриане. Знатная вдова София воспитала в благочестии 3 дочерей, дала имена, отличались необычайной красотой и благоразумием. Узнав, что они христианки, правитель итал. области Антиох доложил о них императору. Тот призвал их к себе и, обещая различные почести, склонял принести жертву Артемиде, но они открыто исповедали веру во Христа. Вере было 12 лет, Надежде - 10, Любови - 9 лет. На глазах матери их по очереди подвергали пыткам, а затем казнили. Но ни одна из мучениц, видя страдания сестер, не поколебалась в вере, а стоящая рядом София призывала их быть стойкими и не бояться мук. София погребла тела дочерей недалеко от города и пребывала на их могиле в непрестанной молитве, а на третий день скончалась. Она также считается мученицей, хотя приняла страдания за Христа не телом, а сердцем.

 

«Светая Троица»

В христианском богословии три ангела символизируют собой  ипостаси Бога, которые мыслятся как  нераздельные, но и неслиянные —  как единосущная Святая Троица.

Три ангела рассматриваются  теперь только как символ троичного  Божества.

 Понимание трёх ангелов  как изображения Троицы порождает  желание выделить среди них  ипостаси, а вывод о возможности  или невозможность подобного  вычленения порождают два основных  вида композиции: изокефальный и  неизокефальный.

 

«Иисус Христос»

Икона Иисуса Христа симвализируется  как спаситель, хранитей. Икона символизирует  вечную жизнь. Иисус Христос для  меня символизирует жертвенность, доброту, духовное величие. победы добра надо злом, жизни над смертью, надежда.

 

Изображения «Богоматери  с младенцем» появлялись уже в III -  IV в. в росписях катакомб. Сейчас в православной традиции существует более 400 особо чтимых икон Богородицы. Все они индивидуальны, но написаны на основе единой канонической системы. Иконы Богоматери с младенцем  условно разделяют на четыре группы (Одигитрия, Елеуса, Знамение, Оранта) , каждая из которых раскрывает одну из граней образа Божьей Матери. Покровительница.

 


Информация о работе Иконографическое искусство Византии