Иконопись на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:15, реферат

Описание работы

Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции, как уже говорилось, византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская и др. Появились и собственные русские святые, и собственные русские праздники, например, «Покров Богородицы», которые нашли яркое отражение в иконописи.

Художественный язык иконы издавна был понятен любому человеку на Руси, икона была книгой для неграмотных. Само слово "икона" в переводе с греческого означало образ, изображение. Наиболее часто обращались к образам Христа, Богоматери, святых, а также изображались события, почитавшиеся священными.

Работа содержит 1 файл

Иконопись 10-13в.doc

— 35.50 Кб (Скачать)

. 2.2. Иконопись X-XIII вв.

Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где  она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые  ранние древнерусские иконы имели  традиции, как уже говорилось,  византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская и др. Появились и собственные русские святые, и собственные русские праздники, например, «Покров Богородицы», которые нашли яркое отражение в иконописи. 

Художественный язык иконы издавна был понятен любому человеку на Руси, икона была книгой для неграмотных. Само слово "икона" в переводе с греческого означало образ, изображение. Наиболее часто обращались к образам Христа, Богоматери, святых, а также изображались события, почитавшиеся священными.

И все же даже в таком состоянии живописный ансамбль Софии Киевской поражает грандиозностью и единством замысла, воплощающего мир представлений средневекового человека.  Облик святых в мозаиках Софии Киевской близок к канону, выработанному в византийской живописи: удлиненный овал лица, прямой длинный нос, маленький рот с тонкой верхней и пухлой нижней губой, огромные, широко открытые глаза, строгое, часто суровое выражение. Тем не менее, некоторые святые, и особенно святители в апсиде, производят впечатление портретных изображений. Вообще, несмотря на неполную сохранность, святительский чин с отголосками эллинистической портретной живописи в ликах, с четкой конструктивностью форм и изысканностью красок —  одна из самых сильных частей декоративного ансамбля.  

 Произведений  станковой живописи было немало  создано и в XI в. Киево-Печерский  патерик сохранил даже имя  знаменитого русского иконописца XI — начало XII в. печерского монаха  Алипия, который учился у греческих мастеров. Иконописание было главным средством его существования. Но заработанное он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь. Большинство произведений этого периода до нас не дошло.

Иконы владимиро-суздальских  мастеров XII в. стали известны в последние годы после расчистки их Центральными государственными реставрационными мастерскими. Некоторые иконы еще очень близки по стилю к киевским памятникам XI в. К числу таких икон относится вытянутая по горизонтали икона с плечевым изображением «Деисуса» из московского Успенского собора. С художественными киевскими традициями связана и знаменитая  Ярославская оранта, попавшая в Ярославль из Ростова. Монументальная величественная фигура оранты близка по пропорциям к фигурам киевских мозаик.  Монументальная, торжественная икона Дмитрия Солунского, (к XII в.) привезенная из города Дмитрова, идеальной правильностью, симметричностью и «скульптурной» лепкой очень светлого лица напоминает ярославскую оранту.  К  владимиро-суздальской  школе  относится,  по-видимому,  и икона Георгия конца XII в.– начала XIVв. Художник создал и здесь образ воина, но более юного, с красивым выразительным лицом. Для  более  полной  характеристики владимиро-суздальской живописи необходимо остановиться на одной иконе конца XII в., резко отличающейся от всех предыдущих. Это икона Белозерской богоматери, являющаяся своеобразной переработкой типа Владимирской богоматери. Икона, созданная на северной окраине Владимиро-Суздальской земли народным мастером, отличается монументальностью и глубоко эмоциональной трактовкой образа скорбной матери. Особенно выразителен взгляд громадных глаз, устремленных на зрителя, и страдальчески искривленный рот. В изображении Христа – отрока, с некрасивым лицом, большим лбом, худой шеей и длинными, обнаженными по колено, ногами, есть черты жизненного наблюдения, остро схваченные детали. Все изображение в целом отличается плоскостностью и угловатостью рисунка. Икона выполнена в сдержанной  и  сумрачной  гамме.  На  ее  синих  полях  размещены  медальоны   с  погрудными изображениями  святых  с  русскими  типами  лиц.

Говоря о процессе создания иконы, следует отметить высокую  сложность и тонкость работы. Для  начала умело выбиралась доска    (чаще всего из липы), на  поверхность  которой наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст-наволока. На наволоку в несколько приемов накладывался левкас (основание для живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкас сушился и полировался. Древнерусские иконописцы использовали  натуральные красители- местные мягкие глины и твердые драгоценные камни, привозимые с Урала, из Индии, Византии и других мест. Для приготовления красок камни измельчали в порошок, добавляли связующее, чаще всего желток, а также камедь (растворимую в воде смолу акации, сливы, вишни, алычи). Иконописцы варили из льняного или макового масла олифу, которой покрывали живопись икон.

К сожалению, древние  иконы дошли до нас сильно измененными. Первоначальную прекрасную живопись скрывала пленка потемневшей от времени олифы, которой покрывали законченную  икону в средние века.

Среди дошедших до нас самых ранних новгородских икон имеются шедевры мирового значения. Таков, например, «Ангел Златые власы», написанный, вероятно, в конце XII в. По всей вероятности – это фрагмент деисусного чина. Глубокая одухотворенность печального лика с огромными глазами делает образ иконы чарующе-прекрасным. Какая высокая, чистая красота в этом незабываемом образе! Но печаль в глазах, такая лучистая и глубокая, вся эта милая свежесть, вся эта волнующая красота, не есть ли уже отражение русской души, готовой осознать свой особый удел с его трагическими испытаниями.  

Черты художественной киевской традиции еще сохраняются  в ряде икон XII—начала XIII века, происходящих главным образом из Новгорода. Таков «Спас Нерукотворный». Эта икона имела особое почитание в Новгороде и была прославленным образом. Об этом свидетельствует одна из новгородских рукописей XIII века. Суровый лик Христа с огромными глазами написан в оливково - желтой гамме. Ее сдержанность оживляется красной подрумянкой щек, а также лба и контура  носа, по-разному изогнутые брови придают лику Христа особую выразительность, подобно тому, как асимметрия, кривизна линий наделяют особой пластической выразительностью новгородские храмы.

Главный, центральный  образ всего древнерусского искусства образ Иисуса Христа,  Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о  нем христианской  религии.  Она учит,  что Иисус Христос - Человек и одновременно Бог, и Сын Божий,  перенесший спасение  человеческому роду.

Традиционно расположены  на  любом его изображении по обеим сторонам от головы IC XC - обозначение словом его личности, сокращенное  обозначение  его  имени  -  Иисус  Христос  ("Христос" по-гречески - помазанник,  посланник Божий).  Также  традиционно окружает головы Спаса нимб - круг,  чаще всего золотой, - символическое изображение исходящего от него  света,  света  вечного, потому и обретающего круглую безначальную форму.

Очень важным  и  распространенным типом изображения Спаса в древнерусском   искусстве   был   тип,  получивший   название   "Спас  Вседержитель". Понятие "Вседержитель" выражает основное представление христианского вероучения об Иисусе  Христе.  "Спас  Вседержитель"  -  это  поясное  изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения – и в правой руке,  деснице,  поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Но не только эти важные смысловые атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя. Создавшие их художники стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием.

До нас дошло  выполненное мозаикой изображение  Спаса Вседержителя  в куполе одного из древнейших храмов - собора Святой Софии в Киеве (1043-1046 гг.).

С теми же атрибутами Владыки мира, что и Спас Вседержитель, с Евангелием  в  левой  руке  и  поднятой  в  благословении  десницей  -  изображался Иисус Христос  и  в  распространенных  композициях "Спас  на  престоле".  На его царственную власть указывало здесь само восседание на престоле (троне).  В этих изображениях  особо ясно выступало то,  что Владыка мира является и его судией,  так как "воссев на престол",  Спаситель будет творить свой последний суд над людьми и миром.

Информация о работе Иконопись на Руси