Искусство подобно науке, религии, морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:07, реферат

Описание работы

Искусство — явление конкретно-историческое. С развитием общества видоизменялись и многие функции искусства. Искусство осуществляло различные задачи, отражая тем самым изменение реальной действительности, изменение общественных потребностей и интересов. По этой причине претерпевали серьезные изменения содержание и форма искусства; некоторые явления в одних условиях не имели отношения к искусству, в других — входили в его сферу.

Работа содержит 1 файл

Реферат по исскуству.docx

— 38.44 Кб (Скачать)

     Введение 

     Искусство — явление конкретно-историческое. С развитием общества видоизменялись и многие функции искусства. Искусство  осуществляло различные задачи, отражая  тем самым изменение реальной действительности, изменение общественных потребностей и интересов. По этой причине  претерпевали серьезные изменения  содержание и форма искусства; некоторые  явления в одних условиях не имели  отношения к искусству, в других — входили в его сферу. Однако независимо от конкретно-исторической формы, в которой выступала художественная деятельность общества на различных  этапах своего развития, искусство  обладало всегда и обладает сейчас некоторыми общими чертами, выражающими  его природу в целом.

     В своем реферате я рассмотрю понятие, сущность искусства, современное искусство  его функции и виды.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие и сущность  

     В своем первом и наиболее широком  смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции.

     Это способ самовыражения, способ выплескивать свои чувства и эмоции в искусстве, в искусстве творить. Кто-то пишет музыку, кто-то пишет картины, а кто-то вышивает крестиком. Каждый выбирает свой путь. Понятие искусство очень растяжимое, это способ отражения того, что видит человек, что он воспринимает. Это мастерство, которое удовлетворяет нужды человека, которое доставляет ему удовольствие. По сути условно можно назвать искусством такую деятельность человека, в которую он вкладывает свою душу, свои чувства.

     Долгое  время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм в соответствии с эстетическими идеалами.

     Классифицировать  искусства можно исходя из разных точек зрения.

     Наиболее  распространенной является классификация  на пространственные (чаще называют изобразительным  искусством) и временные искусства. К пространственным (изобразительным) искусствам причисляют скульптуру, глиптику, живопись, графику, фотоискусство, цифровую живопись, компьютерную графику, декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектуру, так как их формы развертываются в пространстве, тогда как музыку, мимику и поэзию -- к временным искусствам, так как их формы существуют во времени. В иные группы объединяются искусства, если их делить по признаку использования художественных средств -- на прямые, или непосредственные, и косвенные, или опосредствованные, искусства. К непосредственным искусствам относят мимику, поэзию, отчасти музыку, где художник может обойтись без особых инструментов и материалов, одним человеческим телом и голосом; к косвенным, опосредствованным,-- архитектуру, скульптуру, живопись, где художник пользуется особыми материалами и специальными инструментами.

     Если  принять время за четвертое измерение, то можно было бы сгруппировать искусства  по измерениям следующим образом: искусства  с одним измерением не существует; одно искусство -- живопись -- существует в двух измерениях; два искусства -- скульптура и архитектура -- в трех измерениях и три искусства -- музыка, мимика и поэзия -- в четырех измерениях. При этом каждое искусство стремится преодолеть свойственную ему шкалу измерений и перейти в следующую группу.

     Так, живопись и графика создают свои образы на плоскости, в двух измерениях, но стремятся поместить их в пространство, то есть в три измерения. Так, архитектура  есть трехмерное искусство, но стремится  перейти в четвертое, так как  совершенно очевидно, что воспринять все объемы и пространства архитектуры  мы способны только в движении, в  перемещении, во времени. 

     Эта своеобразная тенденция нашла свое отражение в дефинициях архитектуры, которые давали ей некоторые представители  эстетической мысли: Шлегель, например, называл архитектуру "застывшей  музыкой", Лейбниц считал архитектуру  и музыку "искусствами, бессознательно оперирующими числами". Если мы возьмем  какой-нибудь отрезок линии, разделим его пополам и одну половину перечертим поперечными штрихами, то эта половина покажется нам более длинной, так как она требует более  длительного восприятия. Подводя  итог высказанным соображениям, можно  было бы сказать, что геометрически  архитектура есть пространственное искусство, но эстетически -- также и временное. 

     Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том  числе обусловленными мифологически-магическими  представлениями.

     Первобытное искусство было синкретичным. По утверждению  отдельных авторов, оно берет  начало в доречевых навыках и приемах передачи, восприятия и хранения в памяти языковой информации. Коммуникативная утилитарность искусства, наряду с развитием эстетического аспекта, ярко наблюдается в дописьменный, фольклорный период культур всех народов. Также существуют теории о искусстве как биологической функции (художественном инстинкте).

     Основы  искусства в современом понимании этого слова были заложены древними цивилизациями: египетской, вавилонской, персидской, индийской, китайской, греческой, римской, а также аравийской (древнего Йемена и Омана) и другими. Каждый из упомянутых центров ранних цивилизаций создал собственный уникальный стиль в искусстве, который пережил века и оказывал свое влияние на позднейшие культуры. Они же оставили первые описания работы художников. Например, древнегреческие мастера во многом превзошли прочих в изображении человеческого тела и умели показать мускулатуру, осанку, правильные пропорции и красоту натуры.

     Византийское  искусство и готика западного  средневековья были сосредоточены  на духовных истинах и библейских сюжетах. Они подчеркивали незримое возвышенное величие горнего  мира, используя золотистый фон в  живописи и мозаике, и представляли человеческие фигуры в плоских идеализированных формах.

     На  востоке, в исламских странах, было широко распространено мнение, что  изображение человека граничит с  запрещенным сотворением идолов, вследствие чего изобразительное искусство  в основном сводилось к архитектуре, орнаменту, ваянию, каллиграфии, ювелирному делу и другим видам декоративного  и прикладного искусства. В Индии  и Тибете искусство было сосредоточено  на религиозном танце и скульптуре, которой подражала живопись, тяготевшая к ярким контрастным цветам и  четким контурам. В Китае процветали в высшей степени разнообразные  виды искусства: резьба по камню, бронзовая  скульптура, керамика (в том числе  знаменитая терракотовая армия императора Цинь), поэзия, каллиграфия, музыка, живопись, драма, фантастика и др. Стиль китайского искусства изменялся от эпохи к эпохе и традиционно носит название по имени правящей династии. Японские стили в искусстве также носят название местных императорских династий, а в их живописи и каллиграфии наблюдается значительная взаимосвязь и взаимодействие. С XVII в. здесь распространилась также гравюра по дереву.

     Западный  Ренессанс вернулся к ценностям  материального мира и гуманизма. В пространстве появилась перспектива, а человеческие фигуры обрели утраченную было телесность. В эпоху Просвещения художники стремились отразить физическую и рациональную определенность Вселенной, представлявшейся сложным и совершенным часовым механизмом, а также революционные идеи своего времени. Художники эпохи Романтизма тяготели к эмоциональной стороне жизни и человеческой индивидуальности, вдохновляясь поэмами Гете. К концу XIX в. появился целый ряд художественных стилей, таких как академизм, символизм, импрессионизм, фовизм.

     История искусства XX века полна поиском новых  изобразительных возможностей и  новых стандартов красоты, каждый их которых вступал в противоречие с предыдущими. Нормы импрессионизма, фовизма, экспрессионизма, кубизма, дадаизма, сюрреализма и т.д. не пережили своих создателей. Растущая глобализация привела к взаимопроникновению и взаимовлиянию культур.

     Модернизм с его идеалистическим поиском  истины во второй половине ХХ в. проложил путь к осознанию его собственной  недостижимости. Относительность была принята как непреложная истина, что ознаменовало собой наступление  периода современного искусства  и критики постмодерна. Мировая  культура и история также стали  категориями относительными и преходящими, к которым стали относиться с  иронией, а размывание границ региональных культур привело к их осмыслению как частей единой глобальной культуры.

     Теоретики во все времена видели в искусстве  явление, которому присущи различные, в зависимости от конкретной концепции, функции и свойства. Это не значит, что цели искусства остаются неясными, просто существовало множество разнообразных  причин для создания разных произведений искусства и множество их толкований. Некоторые из функций искусства  перечислены ниже и группируются по степени их осознания на мотивированные и немотивированные.

     Немотивированными целями искусства называют такие, которые  составляют неотъемлемую часть природы  человека, не могут быть сведены  к особенностям личности творца и  служить какой-либо посторонней, например, утилитарной цели. В этом смысле искусство и вообще креативность — нечто, к чему человека толкает его собственная природа (так как никакой другой вид животных и людей кроме H.sapiens не создавал искусства), и что выходит за пределы просто полезного.

     Фундаментальный человеческий инстинкт гармонии, уравновешенности и ритма. На этом уровне искусство  представляет собой не действие или  объект, а внутреннее стремление к  гармонии (красоте), потребляемой независимо от полезности.

     «Имитация — один из инстинктов в нашей  природе. Далее, имеется инстинкт гармонии и ритма, а также соразмерности, в которой, в частности, выражается чувство ритма. Начиная с этого  природного дара, личность развивает  в себе наклонности к поэзии, чтобы  от грубых импровизаций постепенно возвыситься  до истинного искусства.» — Аристотель

     Ощущение  загадочности. Искусство — это  способ ощутить свою связь со Вселенной. Это ощущение часто бывает неожиданным и возникает, когды мы видим произведение искусства, слушаем музыку или стихи.

     «Самое  прекрасное, что мы можем испытать в жизни — это загадочность. Она является источником всякого  настоящего искусства или науки.»  — Альберт Эйнштейн .

     Воображение. Искусство дает способ применить  воображение невербальным способом, без ограничений, накладываемых  языком. В то время как слова  следуют в строгой последовательности и каждое из них имеет некоторое определенное значение, искусство дает широкий диапазон форм, символов и идей, смысл которых может быть интерпретирован по-разному.

     «Орел Юпитера [как пример произведения искусства] не является, подобно логичному (эстетическому) атрибуту, символом величия и грандиозности творения, он представляет собой скорее нечто иное, что дает стимул для полета воображения, для сравнения его со всеми сходными образами, провоцируя больше раздумий, чем могла бы какая-либо идея, выраженная в словах. Заключенная в нем эстетическая концепция возвышена над рациональной идеей и замещает собой логичные представления, но должным образом, тем не менее, оживляет ум, открывая перед нами перспективу множества подобных образов, незримо стоящих за ним.» — Иммануил Кант .

     Обращение к неограниченному кругу лиц. Искусство позволяет автору произведения вольно или невольно обратиться к  целому миру. Некоторые авторы сознательно  оставляют свои творения в малодоступных  местах, например, на горных вершинах. Это тоже способ обратиться не к  ограниченному кругу зрителей, а  к миру в целом.

     Ритуальные  и символические функции. Во многих культурах красочные ритуалы, представления  и танцы являются символом или  способом украсить некие события. Сами по себе они обычно не преследуют какую-либо утилитарную цель, но антропологам известен их смысл в рамках данной национальной культуры. Традиции формировались  в течение многих поколений и  часто первоначально имели определенное космологическое значение, которое  впоследствии никто уже не вспоминает.

Информация о работе Искусство подобно науке, религии, морали