Истоки древнерусского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Поистине великим наследием предков обладаем мы, современники. Множество различных мировых художественных школ сплелось воедино, и, объединившись с самобытностью нашего народа, создало то, что мы сейчас законно считаем исконно нашим, русским. В период формирования феодализма на Руси (X - XIII вв.) искусство складывалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, культура каждого племени и региона имело свои х

Содержание

Введение…………………………………………………….………………3
Глава 1. Искусство Византии……………………………………….……..6

1.1. Живопись Византии………………………………………….………..7

1.2. Византийский иконографический канон……………………….……9
Глава 2. Основоположники древнерусского искусства…………..…….10

2.1. Иоанн Дамаскин……………………………………………………...10

2.2. Феофан Грек……………………………………………………….…12

2.3. Андрей Рублёв……………………………………………….…….…15

4. Глава 3. Художественная культура древней Руси………………...……17

3.1. Иконопись Древней Руси…………………………………...……….18

3.2.Древнерусская архитектура…………………………………….……22

5. Заключение………………………………………...………………………24

6. Список использованной литературы…………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Курсовая ИСКУССТВО.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

  1. Введение…………………………………………………….………………3
  2. Глава 1. Искусство Византии……………………………………….……..6

    1.1. Живопись Византии………………………………………….………..7

    1.2. Византийский иконографический канон……………………….……9

  1. Глава 2. Основоположники древнерусского искусства…………..…….10

    2.1. Иоанн Дамаскин……………………………………………………...10

    2.2. Феофан  Грек……………………………………………………….…12

    2.3. Андрей  Рублёв……………………………………………….…….…15

    4. Глава 3. Художественная культура древней Руси………………...……17

    3.1. Иконопись  Древней Руси…………………………………...……….18

    3.2.Древнерусская архитектура…………………………………….……22

      5. Заключение………………………………………...………………………24

      6. Список использованной литературы…………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Поистине  великим наследием предков обладаем мы, современники. Множество различных мировых художественных школ сплелось воедино, и,  объединившись с самобытностью нашего народа, создало то, что мы сейчас законно считаем исконно нашим, русским. В период  формирования  феодализма на Руси (X - XIII вв.) искусство складывалось на основе достижений художественной культуры  восточнославянских  племен  и обитавших до  них на этих  землях  скифов  и сарматов. Естественно,   культура каждого племени и региона   имело свои  характерные черты и испытывало влияние соседних  земель и государств. Вместе  с христианством Русь  восприняла  традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

      Важно отметить,  что русское   искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух  укладов - патриархального и феодального, и двух  религий - язычества и  христианства. И как следы патриархального  образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной  Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах. Процесс изживания язычества  был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной  людям. Не  случайно  церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли  элементы  народного  обожествления  природы, а  некоторым  святым стали приписывать роль старых богов.

    Конечно, как всякое искусство средневековья, искусство Древней Руси X-XIII веков следует определенным  канонам,  прослеживающимся и в архитектурных формах, и в живописи. Созданы были даже образцы –«прореси», «подлинники», лицевые и толковые (в первых показывалась, как  надо  писать,  во  вторых  это  «толковалось»), но  и  следуя  канонам,  и  вопреки  им, умела проявить себя богатая творческая  личность художника.

    Опираясь  на вековые традиции восточно–европейского  искусства,  русские  мастера  сумели  создать собственное национальное  искусство, обогатить европейскую культуру новыми,  присущими лишь  Руси  формами  храмов,  своеобразными  стенными росписями и  иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на  общность  иконографии и  кажущуюся близость изобразительного языка.

       В византийском искусстве, считавшемся  в те времена самым совершенным  в мире, это нашло выражение  в том, что там и живопись, и музыка, и искусство ваяния  создавались в основном по  церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, — все это было свойственно византийскому искусству. Если та или иная религиозная, богословская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать эту идею лишь раз и навсегда установленным образом; художник становился лишь послушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь. 
         И вот перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы — солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. Знаменитый художественный критик второй половины XIX — начала XX в. Стасов писал: «Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться как ни попало — дескать, дело пустое и вздорное... Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь». Древние русичи, окружая свою жизнь постоянной скромной красотой, давно подтвердили справедливость этих слов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Искусство Византии. 

      Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в период с конца 4 до середины 15 в. Византийским государством, которое образовалось на основе Восточной Римской империи.1 Начальный рубеж истории византийского искусства — окончательное разделение в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную — условен. Строго говоря, 4—5 вв. представляют собой предвизантийский период, когда в различных областях Восточной Римской империи зарождалась средневековая художественная культура Византии. Конечным рубежом истории византийского искусства явился 1453 год, когда турками-османами был взят Константинополь и Византия прекратила свое существование.

       От 4 до середины 15 в. Византия прошла сложный путь исторического развития. Первоначально она была рабовладельческим государством; постепенно вызревавший феодальный уклад окончательно стал господствующим, по всей вероятности, лишь с 7 в., а пережитки рабства сохранялись до 11 в. Своеобразие исторического пути определило сложность развития искусства Византии. На территории бывшей Восточной Римской империи и в прилегавших к ней областях известную роль в окончательном расшатывании устоев античного рабовладельческого общества наряду с движениями народных низов и постепенным вызреванием феодальных общественных отношений сыграли нашествия так называемых варварских племен. Их проникновение в пределы Восточной Римской империи вызывало коренное изменение этнического состава ряда областей, в особенности прилегающих к Дунаю.1 
 

1.1 Живопись Византии.

       Как это ни странно, и живопись эпохи Возрождения, и средневековая иконопись имеют общего предка - живопись античную, трансформация которой в иконопись началась еще во времена первых христиан, задолго до официального утверждения христианской церкви. Каноны иконописи складывались постепенно, в течение многих веков

Во времена, когда христианство было запрещенной  и преследуемой религией, местом сбора  верующих для совместной молитвы  были места уединенные, часто - катакомбы. Христиане Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз, Милоса и Александрии построили целые подземные лабиринты, которые были для них и церковью, и кладбищем, и мартирием. Стены катакомб белили и покрывали живописью, в которой использовались художественный язык и сюжеты античности. Здесь еще много было ваз, цветов, плодов, животных, амуров. 
       Однако постепенно античные образы стали приобретать новый, символически- аллегорический смысл.

       Например, образ прелестной девушки Психеи стал толковаться как изображение христианской души. Пальмовая ветвь - атрибут императорских триумфов - стала символизировать райское блаженство. Амуры без труда превратились в ангелочков. На фресках появляются молящиеся - фигуры с воздетыми вверх руками - оранты. Особый смысл приобрели виноградная лоза и гроздь - они стали символом главного таинства - пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы (евхаристии).

       Интересна трансформация традиционного для антики образа юноши-пастуха овец в образ Христа. Он стал трактоваться как Добрый Пастырь ("Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец", Евангелие от 
Иоанна).

Принцип изображения лиц на фресках также  берет свое начало в античной традиции - традиции надгробного портрета.

Прекрасные  образцы надгробных портретов были обнаружены в египетском оазисе Эль-Фаюм ("Фаюмские портреты" I-II века, некоторые из которых можно увидеть в Московском Музее Изобразительных искусств). Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым. Этот принцип был использован и развит до предела в византийском иконописном каноне.

Художники постепенно, но сознательно отходят  от античной трактовки человеческого  образа в гармоническом единстве его морального и физического совершенства, все больше стараясь передать духовную сущность, пренебрегая правдивой передачей физического облика. Таким образом, христианский иконографический канон начал складываться самопроизвольно, и лишь много позднее был узаконен церковью и традицией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Византийский иконографический  канон.

Канон - совокупность строго установленных  правил и приемов для произведений искусства данного вида. Церковь "художествовала, направляя своим  духовным опытом руки иконописцев" (П.Флоренский).

Византийский  иконографический канон регламентировал:

. круг  композиций и сюжетов священного  писания

. изображение  пропорций фигур

. общий  тип и общее выражение лица  святых

. тип  внешности отдельных святых и  их позы

. палитру  цветов

. технику  живописи.

Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени. После завершения периода «иконоборчества» вопрос создания художественных средств для воплощения "святости" стоял особенно остро. Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то, как следует изображать внешность святых и божественные сюжеты.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Основоположники  древнерусского искусства. 

2.1. Иоанн Дамаскин (675 - ок.749) - теоретик иконописи. 

      Иоанн (Иоанн-Мансур), прозванный Дамаскиным - великий поэт, крупнейший богослов и борец за православие. Он родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье, получил разностороннее и глубокое образование. Отец позаботился, чтобы преподавателем даровитого и впечатлительного мальчика был христианин. С этой целью он выкупил раба- монаха, под руководством которого Иоанн изучил философию, математику, астрономию и музыку. Сначала Иоанн служил при дворе Омейядов, затем удалился в монастырь Св. Саввы (близ Иерусалима), где и прожил до самой смерти. 

      Иоанн Дамаскин был разносторонне  одаренным человеком, интересным  во многих отношениях. Его духовное  наследие огромно, оно составляет  бесценное сокровище Церкви. Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений, в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение. Считается, что именно он составил пасхальный канон, могучий гимн "Воскресение Христово видевше", замечательные надгробные молитвы.

      Лаконичность и живость языка,  трогательный лиризм и глубина  мысли - все это делает Дамаскина  величайшим поэтом Византии и  всего христианского мира. Не  случайно его прозвали "златоструйным". Одним из первых он составил  календарь дней памяти христианских святых и подвижников. С поэзией Дамаскина тесно сливается и его музыкальная деятельность. Ему принадлежат первая церковная система нот и оформление большинства христианских песнопений в сборники "Типикон" и "Октоих".

       Еще более Иоанн Дамаскин известен как богослов. Он создал фундаментальный труд "Источник знания", состоящий из трех частей: в первой,

Информация о работе Истоки древнерусского искусства