Исторический аспект создания клуба

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:16, дипломная работа

Описание работы

Одним ив древнейших, стабильных и уникальных социальных институтов культуры является клуб. Реализуя важнейшую сущностную функцию культуры - коммуникативную, клуб, варьируясь и модифицируясь на протяжении многовековой истории человечества, тем не менее, сохранил имманентно присущие ему свойства, делающие его непреходящим притягательным средством межличностного общения, не имеющим равных себе по эффективности решения локальных социально-культурных задач, поставленных интегрирующимися в клуб людьми. В то же время общество имеет многолетний опыт организации конструктивного функционирования клуба и как социально-педагогического института.

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЗДАНИЯ КЛУБА.docx

— 1.07 Мб (Скачать)

   ИСТОРИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ СОЗДАНИЯ КЛУБА  

   Введение

   Одним ив древнейших, стабильных и уникальных социальных институтов культуры является клуб. Реализуя важнейшую сущностную функцию культуры - коммуникативную, клуб, варьируясь и  модифицируясь на протяжении многовековой истории человечества, тем не менее, сохранил имманентно присущие ему свойства, делающие его непреходящим притягательным средством межличностного общения, не имеющим равных себе по эффективности  решения локальных социально-культурных задач, поставленных интегрирующимися в клуб людьми. В то же время общество имеет многолетний опыт организации  конструктивного функционирования клуба и как социально-педагогического  института.  

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
 

   Однако, история  клуба - белое пятно отечественной  науки. Несмотря на обилие кандидатских диссертаций по проблемам клубной  работы, на учебные курсы "История  культурно-просветительной работы", "Клубное дело" и "Клубоведение", многие годы читавшиеся в отечественных учебных заведениях культуры, на клубные факультеты в вузах, клубные отделения в училищах, клубные сектора в научно-исследовательских институтах и клубные отделы в государственных органах управления культурой, тоже долгое время функционировавшие у нас в стране, история возникновения и развития клуба как уникального социокоммуникативного института человеческой культуры по существу не известна нам ни на научно-теоретическом, ни на популярно просветительском уровнях.

   Настолько стереотипны наши представления  о клубе, что многие до сих пор  относятся к клубу как к  ровеснику, а то и как к соотечественнику. Только студенты учебных заведений, слушатели курсов повышения квалификации работников культуры, многие руководители и активисты клубных учреждений искренне удивляются, когда узнают, что клубы были и "до резолюции", что клуб как социально-коммуникативный институт культуры имеет богатую историю, страницы которой писались и в Англии времен Шекспира, и во Франции энергией Робеспьера и Дантона, и в России рукой Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина,  Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Истоки же клуба восходят к древнегреческим гетериям, древнеримским коллегиям, английским кофейням, русским трактирам.

   Но дело здесь не в простом незнании нашей  культуры, а мировой истории культуры вообще, не в назидательном выговаривании своим соотечественникам как "иванам, не помнящим родства". Не только гносеологические, когнитивные мотивы должны стимулировать нашу активную исследовательскую деятельность по изучению истории клуба.

   Изучение  антологии клубной жизни дает знания не только о прошлом клуба, но и основательно оснащает нас в  настоящем, позволяет более вариативно конструировать будущие модели клуба. История клуба имеет много  интересных модификаций, знание которых  убеждает нас в неисчерпаемых  возможностях института клубного общения, обогащает наши собственные коммуникативные  возможности. Многолетний опыт существования  клуба как самоценного социокоммуникативного феномена в истории культуры особенно полезен тем, кто сегодня самореализуется в клубных объединениях, или создает условия для самореализации творческой сущности людей в досуговом пространстве клубных учреждений.

   Нам представляется, что выбор именно этой, историко-клубоведческой темы исследования особенно актуален в наши дни - в период особой активности межличностного общения и поиска адекватных его целям коммуникативных форм и структур. Клуб, еще десятилетие назад бывший рутинным, зарегламентированным, идеологизированным социальным институтом в сфере управляемой культуры, а в последнее десятилетие в перестроечно-реформистской эйфории выплеснутый из до-сугового обихода как анахроничное учреждение административно-командной системы, снова, когда появился острый дефицит подлинного, свободного, избирательного общения, стал востребован обществом.

http://www.dissercat.com/content/fenomen-kluba-ist-ped-analiz 

ИСТОРИЯ НОЧНЫХ КЛУБОВ           

 
 
Ночные  клубы – это феномен ХХ века. Современные ночные клубы прошли путь от элитарных американских джазовых заведений 20-х годов ХХ века до массовой индустрии, которая реализует право  каждого активного горожанина на качественный отдых и бессонную  ночь. Сегодня ночной клуб уже трудно себе представить без ди-джеинга и мощных световых потоков, в мире ночных клубов сложилось собственное понятие о респектабельности. И оно основывается на традициях, подкрепленных временем и долгом развитии индустрии ночных развлечений.  
 
Первый ди-джейский опыт был получен еще в 1906 году, - это была радиотрансляция мелодии, приуроченная к празднику Рождества. Таким был первый синтез праздничного настроения и удовольствия от музыки, рождавшейся на глазах у участников вечеринки, - то, что сегодня каждый горожанин может
получить в ночном клубе. 

Slava Flash (диджей, продюсер)

http://news.topdj.ua/11512/

 

 
Ди-джейство как явление клубной жизни получило мощный стимул к развитию в 30-е годы ХХ века, тогда же появилось английское слово discjockey. В те годы discjockey просто следил за работой специальной машины, которая проигрывала виниловые диски. Сегодня DJ ночного клуба – это культовая персона городской ночной жизни и центр притяжения клубной жизни, тот, кто творит клубную музыку и задает темп и ритм вечеринки. 

 

Вечеринка в ночном клубе «Cirka».

http://www.tancy.kiev.ua/?p=1591

 
Виниловая пластинка стала символом первых ночных клубов, уже к 40-м годам  ХХ века, всего через десять лет  после появления ди-джейства, живая музыка была вытеснена из ночных клубов ди-джейскими экспериментами с виниловыми пластинками. Ночной клуб привлекал своих посетителей музыкой, способной почувствовать их настроение и подстроиться под него. Ди-джей делал клубную музыку гибкой и восприимчивой к настроению посетителей.  
 
DJ стал незаменимым «дирижером» ночной жизни, а его работа – стандартом качества ночного клуба. Сегодня должность DJ в ночном клубе обладает привлекательностью и респектабельностью, которую первые ди-джеи даже не могли себе вообразить.

 

D.J. Женя  Барабаш - радио ведущий ("Первое  радио"), ди-джей, диктор 
радио и телевидения, частенько позволяет себе конферанс - M.C. (master of ceremony).

http://cluboceans11.com/afisha.html 

 
Танцы под музыку, произведенную  из виниловых дисков, стали нормой клубной жизни ближе к 50-м годам  ХХ века. Тогда же, но уже не в Америке, а в Европе, во Франции появилось  название дискотека – ночной клуб, в котором главное – это  музыка виниловых пластинок и  танцы под нее. Дискотека стала  одним из самых распространенных видов клубной жизни в европейских  и американских городах, и способствовал  тому, что на основе дискотечного стиля  и дискотечного образа жизни сформировалось новое музыкальное направление  – disco.  
 
Микс – неотъемлемая часть клубной культуры стал изобретением 60-х годов ХХ века. Тогда ди-джейское искусство переживало настоящий бум, а техника произведения музыки была значительно усовершенствована. Клубная музыка пошла без пауз, единым потоком, а новые технические системы микширования музыки позволили проявиться творчеству ди-джеев. Новым явлением, своим возникновением обязанным ночным клубам, стали хит-парады  
 
Миксы и хит-парады вышли за пределы ночной клубной жизни и стали частью современной музыкальной культуры. То же можно сказать и о музыкальных эффектах, таких как царапины scratch – они нашли применение и за пределами клубной музыки и стали частью городской музыкальной культуры. Американские клубы стали первыми, при которых открылись школы ди-джеев и стали складываться стандарты и направления в клубной музыке.  
 
В 80-е годы ночные клубы открывались практически во всех городах мира, не обошло клубное движение и СССР. Но здесь, как всегда, была своя специфика. Традиционно местом отдыха, танцев и вечеринок в советском обществе были Дворцы культуры и Дворцы молодежи. Первые танцплощадки в Советском союзе были организованы именно на их базе, там же прошли и первые советские дискотеки.  
 
Не стоит и говорить о разнице в атмосфере ночного клуба, освещенного городскими огнями и советского ДК с разбитым паркетом в танцевальном зале. Не удивительно, что ночная, да и просто музыкальная и танцевальная жизнь Москвы и Санкт-Петербурга вскоре начала искать для себя клубные формы. 
 

 
Танцевальная атмосфера в ночном клубе «Cirka»

http://www.tancy.kiev.ua/?p=1591 

 
В России ночные клубы в короткий срок проделали весь тот путь развития, который они прошли в мире. Первые ночные клубы были относительно элитарными, в них мог попасть далеко не каждый. И предназначались они  для публики, которая отдает предпочтение рок или джазовой музыке. Рок-клубы были наиболее престижными и известными советскими клубами 80-х.  
 
Такие клубы как «Сайгон» и «Квадрат» стали эталонами советской клубной жизни, клуб «Квадрат» в измененном формате функционирует и сегодня. На базе Молодежного центра на Васильевском острове возник известный клуб «ТамТам». И все же советские клубы 80-х нельзя назвать современными ночными клубами в полном смысле слова. Даже не смотря на то, что некоторые из них сумели приспособиться к условиям 90-х и выжить в двухтысячных.  
 
Первые советские ночные клубы тяготели к дискотечному формату: в них играла эстрадная музыка, акцент делался на танцпол и живые выступления рок или джазовых групп, публике предлагались коктейльные напитки. Живая музыка была именно тем, к чему стремилась публика, посещавшая советские ночные клубы. Гвоздем программы в этих заведениях обычно служили живые концерты рок-групп.  
 
Начало смене клубного формата в России было положено проникновением ди-джейской культуры и микшерных технологий в клубную музыку и жизнь в конце 80-х-начале 90-х. первая советская вечеринка, проведенная по западным клубным стандартам состоялась в Ленинграде в 1989 году. На ней выступал ди-джей, нежелательную публику отсеивал face control, а свободным вход был только для тех, кто получил специальные приглашения.  
 
Именно первые ди-джеи привнесли в российскую клубную жизнь элементы западной клубной культуры и клубную музыку. С этого момента начинается превращение специфических советских ночных клубов в ночной клуб современного формата. Ночные клубы превратились в место активного отдыха и тусовки. Отдых в ночном клубе – это синтез музыки, танцев, общения, особого стиля каждой вечеринки. Современный клуб – это уже не то место, куда приходят послушать музыку для избранных в кругу знакомых. Клуб открыт для новых связей, сильных эмоций и энергии и мощных впечатлений.  
 
Именно клубная культура в России освободила танец из рамок закрытых вечеринок для любителей, сделав его, пожалуй, самым массовым развлечением на сегодняшний день и самым верным способом получить удовольствие от жизни.  
 
90-е стали временем расцвета клубной жизни в России, когда открывались многочисленные клубы самых разных направлений. Растущая экономика повысила потребность горожан в качественном отдыхе и ночных развлечениях.  
 
Модные ночные клубы, где проводятся статусные вечеринки, на которые приглашаются зарубежные ди-джеи, стали новой тенденцией в развитии клубной жизни столиц и крупных городов. Появление платежеспособного спроса привело к совершенствованию ночных клубов. Респектабельность стиля ночной клубной жизни, внимание к актуальной клубной музыке и современным DJ – все это сделало ночные клубы Меккой для модной молодежи и всех, кто причисляет себя к ней.  

 
Где, как не в ночном клубе модная молодежь может общаться с равными себе, ведь общение это такое же преимущество ночного клуба, как и эйфория от танцевальной музыки и клубные напитки. Специально для публики с особенными интересами открываются небольшие ночные клубы малой вместимости. Попадая в русло культурной тенденции, небольшие клубы активно заполняются молодежью и задают стиль жизни для многих молодых горожан.  
 
Каждый ночной клуб – это уникальная система, которая может предложить развлечения даже для самой изощренной публики.  
 
Современная индустрия ночных клубов – это не только производство активных развлечений и лицо ночной жизни города, но и стиль жизни для целого поколения состоятельных горожан.  
 
Ночные клубы – это территория свободы. Такие клубы как «Точка», «Территория», «Зона», «Четыре комнаты», «Туннель», «Бункер», «Infinity», «Гоа», «Шамбала», «Китайский летчик» создают в Москве особое пространство ночного города, на территории которого осуществимы все возможные развлечения. Ночные клубы – это эмблема ночной жизни и неотъемлемая часть жизни и культуры современного города и горожанина.  
 
Современные ночные клубы Москвы и Петербурга достигли такого уровня развития и профессионализма в организации клубных party, что находятся на одном уровне с лучшими американскими и европейскими клубами. А клубные проекты ди-джеев из России неоднократно занимали высокие позиции в мировом танцевальном чарте.
 

http://www.moidmitrov.ru/Dosug/dosug_articles.php?id_article=23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Группируя и интегрируя различные дефиниции  клуба, отражающие представление о  нем специалистов многих отраслей наук, и формируя обобщенный концепт клуба  на основе этих экспертных высказываний, мы столкнулись с проблемой составления  инвариантного определения, возникшей  не потому только, что мы имели множество  субъективных точек зрения на один объект. Сложность этой операции заключается  еще и е том, что со времен возникновения  первых коммуникативных объединений  людей клубного типа полисемическое дерево понятия "клуб" так разрослось, что сегодня речь уже идет о  множестве объектов, обозначаемых одним  понятием "клуб". И значения эти, находясь в одном лексическом  гнезде, тем не менее, все более  разнятся по смыслу.

   Клубом  в настоящее время именуются  и объединение людей, и учреждение для людей, и дружеская компания, и рубрика на страницах газеты, и спортивная команда, и телевизионная  программа, и международный форум  ученых, и детская комната. И сегодня, на наш взгляд, бесплодны дискуссии  о праве того или иного объекта  называться клубом. Процессы сигнификации открываемых человеком предметов  и явлений более объективно отражают отношения вещей, нежели дискуссионные  кампании, часто проходящие на уровне эмоционального столкновения субъективных эмоций.  
 
 
 
 

Информация о работе Исторический аспект создания клуба