История вышивки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:45, реферат

Описание работы

Программа технологии предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества: вышивки, вязания и т.д. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие и история возникновения вышивки…………………………………4
1.1.Понятие «вышивки»…………………………………………………………..4
1.2.История возникновения вышивки…………………………………………...6
1.3.Вышивальное искусство на Руси…………………………………………….8
2.Способы вышивки……………………………………………………………..12
3.Орнаменты и символы в вышивке……………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Вышивка Света.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось это высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шелке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями. Вышивка служила для убранства храмов и церквей, а также использовалась в качестве украшения элементов одежды высокопоставленной знати (бояр, членов царской семьи) и церковнослужителей. До наших дней сохранилось покрывало, предназначенное для убранства царского престола, которое было вышито одной из самых искусных мастериц своего времени дочерью царя Бориса Годунова. Ксения вышила покрывало в 1601 году. Материалом для работы послужили нити из серебра и золота, бархат, а также драгоценные камни. Сюжет вышивки — коленопреклонение святых мужей Никона и Сергия Радонежского Пресвятой Деве Марии, Иисусу Христу и Иоанну Предтече. До XVIII века весьма популярны были вышивальные мастерские, которые царицы и княгини устраивали при своих светлицах. При этом хозяйки мастерских, принадлежавшие к высшим слоям общества, не только руководили работой, но и принимали в ней самое активное участие. Так, работы княгини Марии, основавшей мастерскую при дворе князей Луговских в Ростове, высоко ценились современниками за высокохудожественное исполнение, разнообразие сюжетов и великолепие используемых материалов, Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства. В начале XVIII века вышивка стала привычным занятием крестьянских девушек. Конечно, материалы для работы ими использовались более дешевые, но это ни в коей мере не уменьшало художественную ценность готовых изделий. Настоящие шедевры вышивального искусства были созданы именно простыми девушками, которые добивались красоты вышитых полотен за счет высокой техники выполнения стежков, умелого подбора оттенков цветов и оригинальности узора. Приданое к будущей свадьбе крестьянские девочки начинали готовить с семи-восьмилетнего возраста. В приданое входили будничная и праздничная одежда, скатерти, полотенца и подзоры

 

Причем по количеству подготовленных вещей должно было хватить на несколько лет семейной жизни. После помолвки, за день-два до даты свадьбы, при всем честном народе устраивался просмотр изделий, подготовленных невестой в качестве приданого. Качество и количество вышитых вещей позволяло односельчанам и родственникам жениха по достоинству оценить трудолюбие и аккуратность девушки. Богатое наследие вышивального искусства можно разделить на две основные группы: вышивки северных областей и вышивки среднерусской полосы. Причиной подобного деления служат такие характеристики работ, как особенности техники выполнения, различие символов, составляющих узоры, цветовая гамма. Мастера северной школы вышивания чаще всего используют белую ткань для основы и красные нити для выполнения стежков (или наоборот). Для вышивок представителей школы среднерусской полосы более привычно цветовое разнообразие, причем это касается как тканей основы, так и используемых нитей.[4]

Кроме того, вышивальщицы среднерусской полосы зачастую применяют цветные ткани в качестве элемента узора. Геометрический орнамент, в котором узоры зеркально отображают друг друга, широко применяется в обеих школах вышивания. Самые распространенные мотивы орнаментов — женские фигуры, земноводные и рептилии (змеи и лягушки), птицы (петухи, павлины и т. д.), разнообразные деревья и цветы.

 

При работах вышивальщицы используют различные виды швов: счетную гладь, козлик, косичку, набор, крест и мережку. Местом расположения вышивок на одежде служат, как правило, соединительные швы, воротники, подолы, края рукавов и разрезов. По мнению исследователей, русская вышивка была подвержена сильному влиянию рукоделия Византии, что становится очевидным при детальном рассмотрении работ некоторых мастериц. Явное смешение стилей придает предметам русского вышивального искусства особую оригинальность, самобытность и неповторимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Способы вышивки

 

В настоящее время популярна вышивка крестом.

Вышивка гладью. Гладь используется, когда вам надо вышить цветочек-лепесточек, в общем, для рисунков растительного характера. Гладь бывает плотная белая с настилом, легкая без настила, прорезная, теневая и атласная.

Белой гладью с настилом вышивают на тонких тканях — батисте, крепдешине, тонком льне. Нитки берут мягкие и желательно блестящие — мулине, шелк. При выполнении вышивок гладью часто используют дополнительные виды шитья: мережки, «узелки», подкладной шов, «россыпь» и т. д.[5]

Рассмотрим наиболее распространенные приемы вышивки бельевой гладью. Но помните, что какой бы вы из приемов ни выбрали, необходимо сначала перенести рисунок на ткань.

Рисунок вышивки по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил и вышивается гладь, этот прием называется «пышечка».

Очень простой и распространенный прием называется «дырочка». Выполняется он так: штопальной иглой прокалывается центр кружочка. Край обметывается катушечной ниткой.

Следующий способ вышивки основан на приеме «дырочка», это тоже простой, но очень симпатичный прием, который называется «цветочек». Сначала делается «дырочка», затем цветок по контуру обшивается швом «вперед иголку». Делается настил, и каждый лепесток обшивается поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу.

Что бы сделать «узелок», рисунок вышивки обшивается ровным гладьевым или стебельчатым швом и заполняется следующим образом: рабочая нитка, находясь на поверхности, накручивается на иголку один или два раза, затем возвращается к тому месту, откуда вышла. Вкалывая иголку, узелок следует придерживать пальцем, пока рабочая нитка не закрепит его на ткани.

Очень важный прием для вышивки делается следующим образом: рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил. Настил кладется вдоль листика, а сверху делают ровные, очень плотно прилегающие друг к другу стежки в направлении, противоположном настилу. И у вас получается «листик».

На основе вышеописанных приемов, вы можете выбирать тот вид вышивки, который вам наиболее симпатичен. 

Художественная цветная гладь выполняется цветными блестящими нитками. Наиболее эффектный вариант вышивки шелком. Здесь стежки делаются не прямые, а косые. Вышивка выполняется без настила, не высокой, а плоской двусторонней гладью.

Если вы вышиваете что-то очень большое, то не следует делать слишком длинных стежков. Лучше используйте колористические приемы, то есть, короткие стежки, выполненные сначала одним цветом, а затем другим, более светлым или темным, в зависимости от рисунка. Для того чтобы не было резкого перехода от одного цвета к другому, иглу вкалывайте между стежками, а не в сделанный ранее стежок.

Для выполнения вышивки атласной гладью, обычно используют шелк или мулине. Желательно вдевать в иглу только одну нитку — чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенность этой вышивки в том, что стежки, плотно прилегающие друг к другу, заходят один за другой, а не соприкасаются концами.

Каждый новый стежок выполняйте, вкалывая иглу около середины соседнего стежка, чуть отступив назад, под нитку предыдущего стежка. Помните, что направление стежков должно подчеркивать форму вышиваемого предмета. Например, если вы вышиваете листик или лепесток, стежки направляйте по жилкам. Если на вышиваемой форме начинается закругленная часть, то число стежков увеличивайте по линии изгиба, чтобы не получилась длинная косая или прямая линия от края к середине. Эти дополнительные стежки выполняйте по краю, возвращаясь назад от середины формы к внешнему краю.

Если вы правильно сделали вышивку, то, перевернув ткань другой стороной, не пугайтесь, там и должны хаотично располагаться стежки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Орнаменты и символы в вышивке

 

Неиссякаемым источником творческой деятельности является декоративное искусство. Художественные достоинства произведений, точная определённость форм и содержания орнаментальных композиций, выполненных в технике вышивки, заставляют постоянно искать и находить в декоративно-прикладном творчестве яркие и доступные образы для применения их в рукоделии.

При выборе художественных мотивов для вышивания прежде всего надо исходить из специфики их орнаментации, так как именно в орнаменте наиболее ярко отображаются стилистические черты изображения, связь с природной тематикой, придающей орнаменту реалистический характер, яркость и декоративность его цветовой характеристики.

Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, но они не просто копируют её образы, а, отвлекаясь от индивидуальных особенностей конкретного цветка, птицы, животного или бабочки, свободно перерабатывают их декоративные формы. Но, несмотря на то, что в орнаментах образы передаются плоскостно, изменяются их реальные формы, пропорции, нарушается естественное соотношение размеров, узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни, они по-своему реальны.[6]

Народное декоративно-прикладное искусство обладает большими возможностями для вариативной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействие цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определённые явления, конкретные настроения и переживания. Умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

В изделиях, создаваемых народными мастерами, в большинстве случаев применяется цветной фон, что усиливает звучание орнамента, смягчает его, в целом создавая богатую цветовую палитру.

Как ни совершенны материальная обеспеченность и технологические приёмы декоративного изображения, ничто не может заменить роль человеческого воображения, претворяющего многообразие форм растительного и животного мира в символистическое разнообразие и орнаментальное богатство композиций изделий, основанных на фольклорных традициях.

Народное искусство даёт сильнейший заряд мудрости и понимания бытия каждому, кто проникает в мир творчества. Мастер, создающий вышитые картины, чувствует себя творцом. Его руками на полотне создаются волшебные узоры, воплощающие красоту природы и символизирующие восприятие окружающего мира, где всё должно быть гармоничным.

В вышивках народных умельцев применяется архаичная аграрно-магическая символика. Наблюдая за природой, люди обожествляли её, искусно изображая условными общепринятыми узорами. Эти знаки-символы отображали восприятие окружающего мира и отношение к явлениям природы. Каждый элемент вышивки, знаки и даже линии имели определённое значение, являлись средством общения и оберегами.

Солярный знак символизировал солнце, шестилучевая розетка - гром, птица Сирин - женское начало и символ радости, счастья и света, лось - дождь, олень ил конь - светило, лев - стража, единорог - целомудрие, грифон - взаимосвязь неба и земли, русалка - хранительница вод, женская фигура - образ Матери-земли. Горизонтальная прямая линия изображала землю, волнистая - воду, вертикальная волнистая - дождь, треугольник - горы, скрещивающиеся линии - огонь и молнию. Источники света - Солнце и Луну - обозначали кругом, квадратом, ромбом. Последний символ имел много значений.

С течением времени значение магических фигур было забыто, осталось декоративное назначение. На протяжении веков многие символы видоизменялись, усложнялись, комбинировались, превращаясь в новые орнаменты.

В зависимости от изображаемых мотивов орнаменты можно подразделять на следующие виды:

- растительный, или фитоморфный, разработанный из стилизованных изображений деревьев, веток, листьев, плодов, травы, цветов и т.п.;

- животный, или зооморфный, составленный из фигур животных, птиц, насекомых;

- человекообразный, или антропоморфный, изображающий фигуры человека;

- геометрический, составленный из геометрических элементов;

- меандровый, изображающий непрерывные ломанные линии;

- шрифтовый (вязь) - в виде стилизованных надписей.

В связи с формой изделия и размещением узоров орнаменты бывают:

- ленточными - в виде полосы;

- центрическими или розеточными, расположенными в квадрате, круге, ромбе, многоугольнике или эллипсе;

Информация о работе История вышивки