Эстетика Кино

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Экранные искусства (кинематограф, телевидение, видео) в наше время обретают особое значение в решении задач воспитания и образования. На рубеже нового века происходит трансформация культуры; бурное развитие электронных технологий, появление обучающих программ в технологиях мультимедиа, широкое внедрение интерактивных систем обучения и вторжение на наши экраны недоступного ранее потока аудиовизуальной информации (от массовой кино-, теле-, видеопродукции до электронных сетей ) делают ситуацию информационного взрыва все более острой даже экологически. Одновременно сосуществуют самые различные гипотезы и прогнозы по поводу будущего; согласно одним предположениям, эпоха “визуальных образов” завершается, в соответствии с другими нам предстоит пережить эпоху тотальной визуализации через экран. Кроме того, мы наблюдаем резкое снижение порогов восприятия аудиовизуальной информации.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 43.44 Кб (Скачать)

С повышенной эмоциональностью, особенно у младших подростков, отнюдь не стоит бороться; разумеется, существуют определенные правила поведения - все  же... стоит только вспомнить, что  творилось в кинозалах советских  времен на детских сеансах - ни один взрослый не мог там находиться долее 10 минут. Такая бурная реакция на самом деле в какой-то мере оправдана: в ответ на экранное действие актуализируется  физиологическая система движения - возникает стремление подпрыгнуть, крикнуть, словом, хоть как-нибудь отреагировать, выразить свои чувства. Простое “приведение  к порядку” здесь может вызвать  противоположную реакцию; поэтому  наряду с тактичным разъяснением общепринятых правил поведения следует  подумать о тщательном отборе материала. Наиболее эмоциональные видеофрагменты, сюжеты с активным действием, возможно, следует показывать во внеурочные часы; и следует отметить. что целенаправленный рефлексивный анализ эмоционального восприятия (что я чувствую? Что вызвало  у меня такие чувства? Почему? Вызвало  ли это такие же чувства у других? Как я отреагировал? Не изменила ли моя реакция восприятие данной ситуации?) обычно приводит к тому, что  внешние проявления чувств становятся несколько менее бурными - начинают включаться механизмы параллельного  самоанализа.

Большое значение имеет  точность подбора иллюстративных видеоматериалов  к интегративным курсам медиакультуры. Здесь можно дать несколько конкретных советов - по возможности материал должен вызывать интерес ( например, фильм, который  ребята еще не видели или уже забыли) . Однако выполнить это условие  иногда очень сложно - разница во вкусах и интересах не дает прийти к единому мнению; тогда мы приходим к необходимости работы с установкой восприятия - реализацией фактора ситуативности.

Установка восприятия обычно имеет две основные цели: настроить аудиторию на художественное восприятие (по мере возможности перевести  восприятие из бытового плана в эстетический) и задать будущему просмотру определенный контекст - дать мотивацию на выполнение в последующем творческого задания; на определение жанра; на выявление  тех или иных качеств предлагаемого  фрагмента - времени создания фильма; страны производства; особенностей сюжета, поведения персонажей и т. д.

Установка восприятия обычно производится через разговор; по сути это - некий эпиграф к занятию, поэтому могут быть применены  самые различные формы - от букета осенних листьев или живого цветка на столе до чтения стихов или какой-то цитаты с целью переключения внимания и последующего сосредоточения. Можно  и применять короткие психологические  разминки - ответы на необычные вопросы (типа буддийских коанов) или упражнения на развитие воображения (представьте  себя таким-то). Однако общий настрой установки должен быть непосредственно связан с темой занятия.

Условия

Необходимо предусмотреть  создание таких условий, когда материал и время занятий станут предметом  особого интереса подростка, временем предельной концентрации внимания, местом приложения творческих сил; и здесь  особо важен момент восприятия - живого взаимодействия школьника и  экранного произведения. Здесь неизбежно  возникает момент сотворчества - зритель “достраивает” экранное произведение (собственно, на этом основан язык экрана - монтаж: соединение двух различных кадров порождает смысл, которого первоначально не содержалось ни в одном из них) . Именно на выделении и акцентировании подобных моментов следует выстраивать анализ экранного произведения.

Зачастую при  анализе рассматривается только проецирование авторского сознания, отражение авторской концепции  в сознании подростка. Иногда бывает и так, что авторское сознание подменяется осознанием проблемы педагогом, который приобщает юных зрителей к тем проблемам, которые возникают  у него самого при восприятии сложных  художественных произведений. Однако здесь следует обращать особое внимание на те аспекты, которые представляют личностную значимость для самих  ребят. Дело заключается в том. чтобы  приобщить подростков к неведомым  им культурным взаимосвязям, понимая  это приобщение как диалог автора произведения и подростка; как общение, в процессе которого подросток отнюдь не пассивный потребитель - он создает  не только свой смысл, но и свой “текст” - соглашаясь при этом с автором  или споря с ним. Собственная  концепция экранного произведения существует у подростка изначально, пока не оформленная до конца в  словах, однако потенциально готовая  проявиться в случае, если подросток  почувствует, что для данной дискуссии  представляет интерес именно его  мнение, своеобразие его восприятия. Каждый из зрителей строит свой образ экранного произведения. Интересно, что в большинстве случаев собственные интерпретации подростков представляют собой своеобразные метафоры - то есть эстетическая оценка произведения объединяет мысли и чувства. А отсюда уже недалеко до попытки самому мыслить по законам искусства, попытаться на том же языке - языке экрана - сформулировать “образный ответ” на собственные переживания. Таким образом, развитие восприятия происходит и через аналитическую интерпретацию произведения, и через собственную художественно-творческую деятельность подростка.

Этот момент может  показаться спорным; однако вот несколько  мыслей по поводу восприятия искусства, принадлежащих перу академика Д.С.Лихачева: “Произведение искусства не только сообщает, информирует, но и провоцирует  некую эстетическую деятельность читателя. зрителя, слушателя. Эстетическое впечатление  от него связано не только с получением информации, но одновременно и с ответным действием воспринимающего лица, творчески откликающимся эти м действием на него. Произведение искусства рассчитано в акте своего творения не только на пассивное восприятие, но и на активное соучастие... Произведение искусства в его восприятии читателем. зрителем или слушателем - вечно осуществляющийся творческий акт.”

Работа с развитием восприятия тесно взаимосвязана, в частности, с работой над переживанием. Овладение переживанием как особым видом деятельности состоит в попытке осознать, почему данная ситуация вызывает именно такую эмоциональную реакцию; ответ на какие внутренние проблемы требует поиска в этой области. Обычно цепочка рассуждений идет от эмоций к реакциям, от реакций к выводам по поводу персонажа (его поведения, поступков, характера),затем - через оценочные суждения - следует подтолкнуть подростка к тому, чтобы он оглянулся на себя и попытался осознать, что же является его собственной проблемой и в какой мере “эмоционально прожитая” во время просмотра ситуация помогает ему решить эти проблемы - или приводит к противоречиям, или заставляет прийти к какому-то выводу... Не всегда вся цепочка рассуждений может быть реализована в рамках дискуссии; часто обсуждение, устный анализ является лишь видимой частью айсберга, в то время как большая часть работы растягивается на длительное время - происходит накопление информации, углубление прежних представлений и расширение ассоциативной сферы, своеобразная интеллектуализация эмоций, - а затем происходит качественный скачок, возникает потребность в новом эмоционально-смысловом освоении видеотекста. В конкретной практике это иногда отражается через требование повторного просмотра; периодическое возникновение подобных моментов может служить дополнительным фактором развития восприятия.

Исходя из эмоциональной  стороны восприятия, в центре внимания оказывается переживание. И чрезвычайно ценно то, что переживание, по определению Ф.В.Василюка, является смыслообразующей психической деятельностью. Именно переживание оказывается в практике школьных занятий, имеющих своим предметом искусство, той формой синтеза, той ступенью, которая позволяет перейти от художественно-практической к абстрактно-логической форме познания, не теряя при этом того богатства и разнообразия эмоциональных реакций, которое и определяет индивидуальность, неповторимость личности.

С точки зрения овладения  переживанием как особым видом деятельности и осмыслением его результатов, процесс воспитания заключается  в переходе личности к самовоспитанию. Взаимодействие характера и ситуации, смоделированной произведением  экранного искусства, через переживание  формирует личность, определяет ее отношение к миру. По концепции  Ф.Е. Василюка это происходит при  переходе взаимоотношений личности с миром от этапа “простой внутренний мир - простой внешний мир” к этапу  “сложный внутренний мир - сложный  внешний мир”.

Работа с переживанием осуществляется через рефлексию  собственного восприятия, направленность аналитического разбора материала  и выполнение цикла творческих упражнений на развитие эмпатии, воображения, фантазии. Однако именно эстетическое переживание  определяет внутреннюю мотивацию творчества у подростков. А результат творчества определяет выход на социальное общение - произведению нужен зритель. Одно из следствий творчества - стремление реализовать себя в социуме, закрепить  свои позиции, добиться успеха в определенной социальной группе. Эффективность социальной реабилитации здесь во многом зависит  от педагога, поскольку активность его собственной жизненной позиции  во многом будет служить образцом и своеобразной "точкой отсчета" для группы подростков.

Аналитическая интерпретация

Аналитическая интерпретация результатов восприятия - один из важнейших этапов работы с произведениями аудиовизуальных искусств. Говорить об искусствах экрана - дело трудное: воедино сплетаются знания обо всех видах искусства. Насколько бы косноязычно не звучали высказывания ребят, следует выделять и подчеркивать те моменты, которые изначально исходят от активности восприятия, принципа сотворчества, самостоятельности переживания и осмысления мира. Материалом для самоанализа подростков должны при этом становиться их реальные взгляды, их проблемы, их собственное отношение к миру. Это определяет особые требования как к педагогу, так и к системе занятий:

    • методологическая направленность занятий, система диагностики интересов и развития конкретной социальной группы подростков, контактности и других психологических качеств, определяющих вариант выбора программы аудиовизуального образования;
    • связь изучаемого материала с жизнью, современностью, с изменениями, происходящими в мире, стране, регионе, данной местности;
    • учебно-познавательная ценность используемого материала (здесь следует учитывать, что даже ценности антикультуры - поп-музыка, многие видеоклипы и рекламные видеоролики, телесериалы, манера общения теле- и радиоведущих и т.п. несут огромный объем социально-бытовой информации, восприятие которой сильно влияет на формирование круга ценностных ориентаций подростков; влияние этого круга "аудиовизуального общения" на формирование подростков в настоящее время мало исследовано;
    • умение использовать различные виды мотивации в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности и возраста обучаемых, диагностика результативности применяемых приемов и педагогических технологий, что напрямую выводит к вопросу о диагностике эффективности механизмов социальной реабилитации подростков;
    • реализация курсов аудиовизуальной (медиа) культуры на основе высокой активности деятельностных процессов и их практической ориентации - особое внимание к формированию навыков внимания, восприятия, развития памяти, творческого мышления, создания благоприятных условий для творческой активности подростков с обязательным выходом на сферы социального бытия - участие творческих работ ребят на местных и общероссийских фотовыставках, фестивалях, размещение лучших материалов в местной прессе, создание собственных выпусков передач на местном телевидении, сайтов в Интернет и т.д.
    • гибкость системы занятий, оперативное реагирование на события регионального и мирового значения, поощрение инициативы учащихся и практико-ориентированного процесса самообразования, создание специальной системы педагогических стимулов.

Искусство экрана

Кинематограф, телевидение, видео в ХХ веке дали весьма наглядный  пример невероятной по размаху и  скорости системы распространения  аудиовизуальной информации в художественной форме. Искусство экрана по сути явилось  синтезом всех существовавших ранее  искусств. Это искусство, которое  определило новый тип восприятия, сформировало широчайший круг зрителей, прошло несколько революционных  этапов технологических преобразований; искусство, чьи связи с многовековыми  традициями других искусств (живописью, литературой, музыкой) дают невероятный  по силе воздействия и совершенно своеобразный эффект. Искусство, где  наиболее остро проявляется противостояние культуры и антикультуры - и все  это на глазах у нас, зрителей, ежедневно, ежеминутно, ежесекундно... Стало уже  банальным говорить о том, что  искусство экрана - “машина времени”, которой доступны любые перемещения - десятилетия, века, эпохи, а о путешествиях в пространстве и говорить не приходится - за десятиминутную передачу новостей по любому из телевизионных каналов  вы побываете во стольких местах и  узнаете о такой массе событий, что зачастую наступает пресыщение информацией Крестьянин девятнадцатого века за всю свою жизнь не видел  столько катастроф, пожаров, наводнений, дипломатических визитов и прочих великих событий, сколько мы можем  узреть за одну передачу новостей. И  это меняет не только ритм жизни  и насыщенность информацией - это  диктует новую структуру интересов, где потребность в остросюжетном  экранном зрелище превращается порой  в наркотическую зависимость, где  зрелище должно становиться наступательным, агрессивным, чтобы удержать зрителя  у экрана, приковать его внимание если не к содержанию, так хотя бы к визуальной форме сюжета - цвету. свету. ритму монтажа. Невольно вспоминается утверждение о том, что антикультура есть естественная часть культуры, и разрушение - тоже способ самоутверждения. Однако, активизируя восприятие до предела чисто внешними факторами, мы неизбежно теряем активность зрителя. Если уходит цельность экранного зрелища - возникает раздражение, которое обычно выливается в бесцельное блуждание по телевизионным каналам в поисках зрительного образа, за который можно “зацепиться”, реализовать пассивный тип восприятия. Поневоле вздохнешь о золотых временах кинематографа - полнометражные фильмы, классический репертуар, дыхание зрительного зала, активное восприятие... То ли дело - “одиночество с собой” перед телеэкраном - обилие однородных по сути каналов, бесконечные отупляющие рекламные паузы, бесчисленные телесериалы...

Значение  для образования

Информация о работе Эстетика Кино