Эстрадная миниатюра

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:17, реферат

Описание работы

Миниатюра как форм эстрадного представления была свойственна еще предэстрадным жанрам XIX в. В ней адекватно воплощается одна из существенных особенностей эстрадного искусства, один из аспектов феномена эстрадности как такового.

Содержание

Введение 3
1. Интермедии 5
2. Скетч и сценка 6
3. Оригинальные приемы малой драматургии 8
4. Особенности создания эстрадной миниатюры 10
Заключение 11
Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

Министерство  культуры Российской Федерации

Кемеровский государственный  университет культуры

Институт  искусств

Факультет режиссуры и актерского искусства

Кафедра РТПП режиссуры, театральных  представлений и  праздников

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

На  тему: Эстрадная миниатюра 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент 3 курса

РТПП- 071 ФЗО

Харченко  Г. Н. 

Проверил:

Кандидат  культурологи

доцент  Кузьмина О. В. 
 
 
 
 

Кемерово

2009 г.

     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

 

Введение

 

      Эстрада - многожанровое сценическое искусство; объединяет музыку, танец, пение, разговорные  жанры, номера с куклами, трансформацию, акробатику и другие цирковые и оригинальные жанры. Имеет ярко выраженную развлекательную функцию, что отнюдь не исключает содержательности. Ориентируется преимущественно на массовое восприятие. Несмотря на многожанровость, а у каждого жанра свои художественные особенности и выразительные средства, открытая площадка (эстрада), на которую выходит актер, диктует свои условия: прямой, непосредственный "интимный" контакт с публикой, "открытость" мастерства, способность к мгновенному перевоплощению и др.

     Сегодня эстрада в массовой культуре России заняла важное место, а события последних десятилетий показывают, что эстрада как самый популярный вид искусства играет большую роль в общественной жизни, становится популярным средством выражения культурных запросов и ценностных ориентиров различных слоев общества. Эстрада является одним из наиболее социально отзывчивых и мобильных видов искусств.

     Миниатюра как форм эстрадного представления была свойственна еще предэстрадным жанрам XIX в. В ней адекватно воплощается одна из существенных особенностей эстрадного искусства, один из аспектов феномена эстрадности как такового.

     Целью данной работы является анализ эстрадной  миниатюры

     Миниатюра (лат. - киноварь, сурик) - в литературе, театре, музыке, цирке, на эстраде - жанр "малых форм", небольшое по размеру произведение (рассказ, пьеса, водевиль, интермедия, скетч, разговорная, хореографическая, вокальная или музыкальная сценка, эстрадная или клоунская реприза и т. д.).

     Сценическая миниатюра как отдельный жанр была свойственна еще предэстрадным жанрам XIX в. Наибольшую популярность миниатюра приобрела с появлением театров малых форм на рубеже 19 - 20 вв. "Жанр миниатюры, - разъяснял один из обозревателей того времени, - не ограничен никакими рамками, все подойдет: и маленькая драма, и водевиль, и оперетта, и рассказ в лицах, и бытовая картинка, и танцы, и кинематограф1.

     В середине 20 века миниатюра проявилась на эстраде как самостоятельная единица концерта. Главным образом в жанре миниатюры стали работать эстрадные юмористы, клоуны, театры эстрадных миниатюр, студенческие театры миниатюр и др.

     Следует отметить, что миниатюра может существовать в рамках крупной эстрадной формы. Состав, набор миниатюр («номеров»), принцип их объединения определяют своеобразие драматургии эстрадного целого и разнообразие крупных жанров эстрады: концерта, обозрения, мюзик-холла. Наиболее широко представленный композиционный принцип объединения эстрадных миниатюр в составе крупной эстрадной формы можно определить как калейдоскопически-монтажный или коллажно-монтажный2. Его также называют «принципом дивертисмента». Разнородность и несвязность частей целого, отсюда их заменяемость и свободная варьируемость, разомкнутость структуры – родовая черта эстрадных жанров с момента их зарождения. В еще большей мере это было свойственно предэстрадным жанрам XIX в. В эстраде раньше, чем в театре и кино, заявил о себе и реализовался монтажный принцип мышления, наиболее характерный для искусства XX в. На это прямо указывает С.Эйзенштейн в статье «Монтаж аттракционов».

 

1. Интермедии

 

      Популярными на эстраде являются также интермедии.

      Интермедия, в переводе с латинского intermedius - находящийся посередине, означает небольшую сценку комического, танцевального или музыкального содержания, не относящуюся напрямую к главному действию спектакля. Интермедии могут включаться непосредственно в действие спектакля  или разыграны во время антракта.

      Впервые  интермедия появилась в театрах во времена средневековья, для сопровождения трансформаций литургических драм в мистерии. В это время начал обретать популярность площадный театр и мирской язык и бытовые интонации, неизбежно проникали в строго формализованное звучание литургических драм, входивших в состав пасхальной или рождественской службы.

      Интермедии, которые постепенно были изгнаны  из церкви и перешли на площадные  подмостки, стали разыгрывать и  бытовые сцены и приуроченные к религиозным  и городским праздникам, роли играли простые миряне, а количество эпизодов-интермедий неизбежно росло.

      В театрах эпохи Возрождения интермедии были распространены как искусство  импровизации – комедии дель арте и широко использовались в творчестве Шекспира, Гоцци, Мольера.

      В Россию интермедия пришла в 16 веке, а  в придворных театрах 18 века, основными  участниками спектакля были шуты и «дурацкие персоны». В народном славянском рождественском театре кукол  - вертепе, действие участников интермедии происходит на нижнем ярусе вертепного ящика, а главное представление на верхнем.

      В современном эстрадном театре интермедии направлены, чтобы высмеять злобу  дня, своеобразное собрание сценок и  шуток, строящееся на естественном общении со зрителями и всегда популярны.

 

2. Скетч и сценка

 

     Популярными жанровыми разновидностями эстрадных миниатюр являются скетч и сценка.

      Скетч (англ. sketch, буквально - эскиз, набросок), в 19 - начало 20 вв. короткая пьеса с двумя, реже тремя персонажами. Скетч получил наибольшее распространение на эстраде3. Среди авторов скетча - Дж. Барри, Б. Шоу, Дж. Пристли (Великобритания), У. Сароян, Дж. Тэрбер (США), Ж. Куртелин (Франция), А. Т. Аверченко, молодой А. П. Чехов (Россия); в сов. время: В. Е. Ардов, А. С. Бухов, Г. И. Горин, А. М. Арканов, М. М. Жванецкий, Я. А. Костюковский, В. З. Масс, В. С. Поляков и др.

      Относительно  эстрадной миниатюры жанр скетча можно определить, как небольшое  представление ненавязчивого, чаще шутливого, содержания, которое в  первую очередь рассчитывается на внешний эффект и, как правило, проходящее на открытых сценах.

      В Англии большую известность приобрели  скетч-шоу, которые демонстрируют по телевидению. Наверняка у каждого, кто интересуется подобным видом искусства на слуху такие именитые английские леле-шоу, как «Мистер Бин» и «Летающий цирк Монти Пайтона».

      Это действительно первоклассные комедии, которые играют несколько талантливых актеров. В сетч-шоу шутят абсолютно обо всем, что происходит в нашей жизни.

      Здесь нет тем, над которыми нельзя было бы пошутить. Неудивительно, что такие  популярные программы начали появляться и в России.  («Наша Russia», «Дорогая передача»,  «Городок» и д. р.).

      В жанре  таком жанре как скетча демонстрируют свои номера такие звезды эстрады как Задорнов, Галкин, Хазанов, и др. Из русских писателей, наиболее известным, кто занимался созданием скетчей, был А.П. Чехов.

     Сценка - короткое юмористическое произведение, картинка с натуры, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей. Главное в сценке - речь персонажей, одновременно правдоподобно-бытовая и смешная.

 

3. Оригинальные приемы  малой драматургии

 

      Для создания художественного образа человечество выработало за века определенные обобщенные способы, приемы, основанные на психологических закономерностях.

      Повторение. Это один из самых неразгаданных  приемов: слово или фраза, выражение  или слабый анекдот при настойчивом  повторении начинают смешить. Классический пример - миниатюры М. Жванецкого "Авас" и "В греческом зале".

      Прием ложного противопоставление строится так, что заключительная часть будто  бы противоречит началу, а на самом  деле усиливает его, например, известное  заключение О. Бендера: "Никто нас не любит, если не считать Уголовного розыска, который нас тоже не любит".

      Ложное  усиление. Заключительная часть (высказывания, или миниатюры в целом) по форме  подтверждает или даже усиливает  начальную, а по существу опровергает  ее. Например, широко известна шутка М. Твена: "Бросать курить легко. Я бросал раз пятьдесят".

      Доведение до абсурда. Комментировать этот прием  нет надобности, все объяснит пример. Существуют грифы: "секретно", "совершенно секретно", а один остряк придумал: "Сверхсекретно, перед прочтением сжечь!". Абсурдность достигается и при помощи преуменьшения. Например, англичане любят такое определение: "Бокс - это обмен мнениями при помощи жестов".

      Остроумие нелепости. Прием сходен с предыдущим. Этот прием ярко иллюстрирует такая  фраза лектора: "На вопрос, есть ли Бог, надо ответить положительно - да, Бога нет!". Любая миниатюра может стать удачной, если построена на нелепости.

      Смешение  стилей. Намек. Наибольший эффект получается, когда намекают на что-то недозволенное. Ирония. Этот прием основан на полной противоположности формы и смысла. Обратное сравнение и буквализация метафоры.

      Сравнение по неясному признаку. Этому приему сопутствуют внезапность и неожиданный  поворот действия. Прием позволяет  в непохожих и несопоставимых предметах (явлениях, действиях) выделить неожиданное свойство, которое является ключом к сопоставлению: закон что столб.

      Парадокс  как прием остроумия. Если логически  выстроенную, привычную и даже банальную  формулировку подвергнуть значительной перефразировке, ее смысл может утратиться или измениться на противоположный.

      Для эстрадных миниатюр используется актерский  штамп. Актерский штамп - приемы сценической игры раз и навсегда зафиксированные актером в своем творчестве. Готовые механические приемы актера, которые входят в привычку и становятся его второй натурой, которая заменяет на подмостках человеческую природу.

      Трансформация - на эстраде оригинальный сценический прием, основанный на умении артиста быстро изменять внешность при помощи грима, парика, костюма. В праздниках смена игровых площадок и их светового, декоративного оформления с целью достижения нового образного решения постановки  театрализованного представления.

      Трюк - ловкий, эффектный прием, ловкая проделка, ухищрение, искусный сложный маневр, рассчитанный на поражение эмоционального внимания зрителей.

      Эксцентрика - художественный прием заостренно-комедийного изображения действительности, основанный на нарочитом нарушении логики, последовательности и взаимосвязи поступков, явлений.

 

4. Особенности создания эстрадной миниатюры

 

     Эстрадной миниатюре свойственна яркая, лаконичная форма выражения. При этом сохраняются  все компоненты композиции, причем в обостренной эстрадной форме.

     Действие  миниатюры должно быть построено  экономно и продуманно, с тем, чтобы  сосредоточить внимание на самом главном и существенном.

     Развязка  конфликта возможна только при условии  сохранения единства действия.

     Теория  драматургии в свое время считала  необходимым соблюдение в миниатюре: единства времени, единства места и  единства действия. Единство действия является подлинно необходимым условием существования драматургического произведения, как произведения художественного

Информация о работе Эстрадная миниатюра