Картины русской истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения древнерусского государства. В 862 году, рассказывает летописец, новгородские славяне и кривичи, устав от внутренних распрей и беспорядков, решили найти себе достойного князя в чужих землях. Они отправились за море к соседям - варягам и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». И вызвались три брата со своими родами и дружиной. Старший из братьев, Рюрик, сел княжить в Новгороде, другой - Синеус - в Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске (близ Пскова). После смерти в 864 году Синеуса и Трувора Рюрик остался полновластным правителем Новгородской земли и основал династию князей, которые затем правили всей Русью.

Работа содержит 1 файл

_ИСТОРИЯ_к.р.1 (Вариант3).doc

— 1.27 Мб (Скачать)


Укажите автора и название картины.

Дайте краткое описание-пояснение  к изображённому на полотне.

(наиболее полную коллекцию картин  по русской истории можно найти  на сайтах

http://gallerix.ru или http://art-rus.info/main.html или http://sovietart.net/main.htm)


ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЗАОЧНЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПРИМЕЧАНИЯ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1

 

КАРТИНЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ

 

ВАРИАНТ 3

 

Выполнил (а):

Группа:

 

Проверил: ________________________

Оценка: ______________

 

 

А.Д. КИВШЕНКО «ПРИЗВАНИЕ КНЯЗЯ - ВСТРЕЧА КНЯЗЯ С ДРУЖИНОЙ, СТАРШИНАМИ И НАРОДОМ СЛАВЯНСКОГО ГОРОДА»

 

Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения древнерусского государства. В 862 году, рассказывает летописец, новгородские славяне и кривичи, устав от внутренних распрей и беспорядков, решили найти себе достойного князя в чужих землях. Они отправились за море к соседям - варягам и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». И вызвались три брата со своими родами и дружиной. Старший из братьев, Рюрик, сел княжить в Новгороде, другой - Синеус - в Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске (близ Пскова). После смерти в 864 году Синеуса и Трувора Рюрик остался полновластным правителем Новгородской земли и основал династию князей, которые затем правили всей Русью.

 

КЛАВДИЙ ЛЕБЕДЕВ «СВЯТОСЛАВ ВСТРЕЧАЕТСЯ С ЦИМИСХИЕМ»

В 964 г. в правление Русью вступает достигший совершеннолетия Святослав. При нем до 969 г. государством в значительной мере правила сама княгиня Ольга, так как ее сын почти всю жизнь провел в походах. В 964-966 гг. Святослав освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву, разгромил Волжскую Булгарию, Хазарский каганат и взял столицу каганата город Итиль. В 967 г. он вторгся в Болгарию и 
обосновался в устье Дуная, в Переяславце, а в 971 г. в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией. Война была неудачной для него, и он был вынужден заключить мир с византийским императором. На обратном пути в Киев Святослав Игоревич у днепровских порогов погиб в бою с печенегами, предупрежденными византийцами о его возвращении

 

 

ВИКТОР  ВАСНЕЦОВ «КРЕЩЕНИЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА»

После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за правление в Киеве. Победителем из нее вышел Владимир Святославович. Походами на вятичей, литовцев, радимичей, болгар Владимир укрепил владения Киевской Руси. Для организации обороны от печенегов он установил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей. 
Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ главного славянского дружинного бога Перуна. Однако эта попытка оказалась неудачной, и он обратился к христианству. Эта религия была объявлена единственной общерусской религией. Сам Владимир принял христианство из Византии. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, но и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы древней Руси.

 

 

ПАВЕЛ КОРИН «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

Русь, ослабленная монголо-татарским  игом, оказалась в очень тяжелом  положении, когда над ее северо-западными  землями нависла угроза со стороны шведских и немецких феодалов. После захвата прибалтийских земель рыцари Ливонского ордена приблизились к границам Новгородско-Псковской земли. В 1240 г. состоялась Невская битва — сражение между русскими и шведскими войсками на реке Неве. Новгородский князь Александр Ярославович наголову разбил противника, за что и получил прозвище Невский. 
Александр Невский возглавил объединенное русское войско, с которым выступил весной 1242 г. для освобождения Пскова, захваченного к тому времени немецкими рыцарями. Преследуя их войско, русские дружины вышли к Чудскому озеру, где 5 апреля 1242 г. произошла знаменитая битва, получившая название Ледового побоища. В результате ожесточенной битвы не-мецкие рыцари были наголову разбиты. 
Значение побед Александра Невского с агрессией крестоносцев трудно переоценить. В случае успеха крестоносцев могла бы произойти насильственная ассимиляция народов Руси во многих областях их жизни и культуры. Этого не могло случиться за почти три столетия ордынского ига, так как общая культура степняков-кочевников была намного ниже, чем культура немцев и шведов. Поэтому монголо-татары так и не смогли навязать русскому народу свою культуру и образ жизни.За всю свою жизнь Невский не проиграл ни одного сражения. Он был талантливым дипломатом, полководцем, смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар.

 

 

ПАВЕЛ КОРИН ЭСКИЗ «ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ»

Во второй половине XIV века при внуке  Ивана Калиты Дмитрии Ивановиче  Донском Москва стала организатором  вооруженной борьбы русского народа против монголо-татарского ига, свержение которого началось с Куликовской битвы 1380 г., когда Дмитрий Иванович разбил стотысячное войско хана Мамая на Куликовом поле. Золотоордынские ханы, понимая значение Москвы, не раз пытались ее уничтожить (сожжение Москвы ханом Тохтамышем в 1382 г.). Однако ничто уже не могло остановить консолидацию русских земель вокруг Москвы.

Девятилетним  мальчиком получил престол Дмитрий  Донской. Биография раннего периода  его жизни связана с постоянной борьбой претендентов на княжеский престол во Владимире. Противников Москвы открыто поддерживала Орда.

Когда Дмитрий  занял престол, в течение всего  двух лет в Москве был выстроен Кремль, который стал символом силы и успехов княжества Московского. Это была первая в то время крепость из камня на северо-востоке Руси. Данное событие позволило отразить притязание Твери и Новгорода на Москву, а также спастись от походов Ольгерда, литовского князя.

В середине 14 века Орда ослабла из-за борьбы за престол  хана, а силы Москвы, наоборот, возросли. Даже сокрушение московской рати в 1377 году возле Нижнего Новгорода не смогло закрепить успех татар. Через год войско Бегича на реке Вожене, что в Рязанской земле, разбил Дмитрий Донской. Биография его, связанная с Куликовской битвой, начинается именно с этого сражения. Оно послужило прелюдией к будущим событиям.

В 1380 году вражда в Орде наконец-то завершилась приходом к власти Мамая, который незамедлительно  начал укреплять свои позиции  на Руси. Первым делом он заключил союз с Ягайло, литовским князем, и повел на русские земли войска. Чтобы задержать врага, в Коломне собрались дружины князя и оттуда двинулись на татар. Здесь и проявил себя как талантливый полководец Дмитрий Донской. Биография сообщает, что он принял неожиданное, нетрадиционное решение для того времени: встретиться с Мамаем на противоположном берегу Дона, который хан считал своей территорией. Также князь старался не допустить соединения Орды с литовским войском. За храбрость, проявленную в этой битве, за заслуги полководца получил князь новое прозвище – Дмитрий Донской.

 

 

А. Д. КИВШЕНКО «ИОАН III РАЗРЫВАЕТ ХАНСКУЮ ГРАМОТУ»

Заветной целью  правления Ивана III было собирание  земель вокруг Москвы, покончить с  остатками удельной разобщенности  ради создания единого государства. При Иване III началось оформление титула «великого князя всея Руси», а в некоторых документах он называет себя царем.

Для внутреннего порядка  в стране Иван III в 1497 г. разработал Свод гражданских законов (Судебник). Главным  судьей был великий князь, высшим учреждением стала Боярская дума. Появились приказная и поместная системы управления.

Принятие Судебника Ивана III стало предпосылкой установления на Руси крепостного права. Закон  ограничивал выход крестьян и  давал им право перехода от одного владельца к другому один раз в году (Юрьев день).

При Иване III значительно  расширилась территория Руси, Москва стала центром русского централизованного  государства.

Эпоха Ивана III ознаменована окончательным освобождением  Руси от татаро-монгольского ига.

Во время  правления Ивана III были построены  Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, церковь Ризоположения.

 

О.КУЗЬМИН «ИОАНН ГРОЗНЫЙ И МИТРОПОЛИТ ФИЛИПП»

Будущий митрополит Филипп происходил из знатного рода бояр Колычевых. Его отец Степан Иванович был любимым воеводой Василия III; мать Варвара наследовала богатые новгородские земли, отличалась набожностью и состраданием к бедным. Их сын Федор, родившийся в 1507 году, получил хорошее образование. Великий князь Василий взял Федора во дворец, и юный Иван полюбил его. Колычевы пострадали в правление княгини Елены за участие в заговоре на стороне князя Андрея Старицкого, дяди Ивана. На 30-м году жизни Федор был пострижен с именем Филиппа в Соловецком монастыре. Через девять лет братия избрала Филиппа игуменом. Он оказался прекрасным организатором и сумел преобразовать суровый соловецкий край. Монастырь стал одним из самых богатых и известных в России, куда стекались тысячи паломников. Филипп обладал суровым характером, непреклонностью, самостоятельным взглядом на происходящие события. Его поддерживали многочисленные родственники, которые были и в опричнине, и в земщине. Филипп публично потребовал, чтобы Грозный «оставил опричнину» и соединил воедино две части страны - опричнину и земщину. В ходе долгих переговоров царь пытался доказать, что опричнина - это его личное и семейное дело, и митрополиту не следует вмешиваться в царские дела. Однако митрополиту можно пользоваться правом советования с царем и позволено заступаться за опальных. Такое право с основания опричнины было ликвидировано. Филипп принял условия и 25 июля 1566 года был поставлен митрополитом. После избрания Филиппа митрополитом террор немного ослабел, но через несколько месяцев разразился с новой силой.

Митрополит Филипп, не прибегая вначале к открытым выступлениям против опричнины, посылал Ивану Грозному увещевательные письма, в которых призывал царя смириться и одуматься. Государю надоели эти послания. Он стал называть Филиппа Филькой, как в народе величали простаков, недоумков или простофилей. Письма от митрополита царь с издевкой именовал «Филькиными грамотами» - пустыми, ничего не значащими бумажками. Так в русском языке появилось выражение «филькина грамота», означающее неграмотное послание, отписку, глупую канцелярскую писанину, не имеющую никакой законной силы. Находясь в Александровской слободе, царь в августе 1568 года отдал приказ о проведении суда над главой церкви.

В Москву был вызван новгородский архиепископ Пимен, который должен был возглавить соборный суд над Филиппом. Царь побоялся обвинить митрополита в государственной измене и намеревался низложить его за «порочную жизнь». Перед судом прокатилась волна казней сторонников И. П. Федорова и митрополита. На Церковном соборе особенно ярым обвинителем митрополита был новгородский архиепископ Пимен, во всем послушный царю. Заставили ложно высказаться соловецкого игумена Паисия, которому обещали сан епископа. Послушные иерархи клеветали на святителя, только бы угодить государю. Перед духовенством и боярами Филипп не только отверг все предъявленные обвинения, но вновь потребовал от Ивана прекратить опричнину. Митрополит отказался от сана. Грозный не принял отставку и повелел Филиппу вновь принять митрополичьи символы. 4 ноября суд вынес решение о низложении митрополита, однако царь потребовал, чтобы через четыре дня Филипп провел службу в день великого праздника Михаила. Когда Успенский собор заполнили прихожане и Филипп начал богослужение, ворвались опричники во главе с Алексеем Басмановым и Малютой Скуратовым, прервали службу. После прочтения царского указа и соборного приговора о низложении Филиппа Малюта набросился на свергнутого митрополита, сорвал с него святительские одежды. Опричники вывели его из собора, ноги забили в деревянные колодки, на руки надели железные кандалы и в простых санях отвезли в монастырь, понося и избивая по дороге. Филиппа поместили в хлев и морили голодом. Через несколько дней царю донесли, что Филипп освободился от колодок, оков и вериг. Тогда, как повествует легенда, Грозный приказал впустить в темницу к узнику на ночь лютого медведя, но зверь его не тронул... Филиппа отправили в тверской Отроч монастырь. В декабре 1569 года опричное войско двинулось на разгром Новгорода. По пути каратели остановились в Твери. Грозный послал Малюту Скуратова к Филиппу, чтобы получить благословение, но тот не пожелал освятить преступление. 23 декабря 1569 года Малюта задушил 62-летнего непреклонного старца подушкой, а монахам заявил, что святитель умер от угара. Иноки погребли Филиппа за алтарем. 

 

ИЛЬЯ  ГЛАЗУНОВ «БОРИС ГОДУНОВ»

После Ивана Грозного русским царем в 1584 г. стал его сын Федор Иванович, последний царь из династии Рюриковичей. Его правление стало началом того периода в отечественной истории, который принято обозначать как «смутное время». Федор Иванович был слабым и болезненным человеком, неспособным управлять огромным Российским государством. Среди его приближенных постепенно выделяется Борис Годунов, который после смерти Федора в 1598 г. был избран Земским собором на царство. Сторонник жесткой власти, новый царь продолжил активную политику закрепощения крестьянства. Был издан указ о кабальных холопах, тогда же увидел свет указ об установлении «урочных лет», то есть срок, в течение которого владельцы крестьян могли бы возбудить иск о возвращении им беглых крепостных. В правление Бориса Годунова была продолжена раздача земель служилым людям за счет владений, отобранных в казну у монастырей и опальных бояр. 
В 1601-1602 гг. Россию постигли сильные неурожаи. Ухудшению положения населения способствовала эпидемия холеры, поразившая центральные районы страны. Бедствия и недовольство народа привели к многочисленным восстаниям, наиболее крупным из которых было восстание Хлопка, с трудом подавленное властями лишь осенью 1603 г. 
Воспользовавшись сложностями внутреннего положения русского государства, польские и шведские феодалы попытались захватить смоленские и северские земли, которые раньше входили в состав Великого княжества Литовского. Часть русского боярства была недовольна правлением Бориса Годунова, а это было питательной средой для появления оппозиции. 
В условиях всеобщего недовольства на западных границах России появляется самозванец, выдававший себя за «чудесно спасшегося» в Угличе царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. «Царевич Дмитрий» обратился за помощью к польским магнатам, а затем и к королю Сигизмунду. Чтобы заручиться поддержкой католической церкви, он тайно принял католичество и обещал подчинить русскую церковь папскому престолу. Осенью 1604 г. Лжедмитрий с небольшим войском перешел русскую границу и двинулся через Северскую Украину на Москву. Несмотря на поражение под Добрыничами в начале 1605 г., ему удалось поднять на восстание многие области страны. Весть о появлении «законного царя Дмитрия» вызывала большие надежды на перемены в жизни, поэтому город за городом заявлял о поддержке самозванца. Не встречая сопротивления на своем пути, Лжедмитрий подошел к Москве, где к тому времени скоропостижно скончался Борис Годунов. Московское бо-ярство, не принявшее в качестве царя сына Бориса Годунова, дало возможность самозванцу утвердиться на российском престоле.

Информация о работе Картины русской истории