Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:18, реферат
В реферате представлена история казахской музыкальной школы, основные направления ее развития и многообразие казахской музыкальной культуры.
Казахская   
музыкальная   культура Из седой 
древности до наших дней дошла казахская 
народная легенда о неземном, сверхъстественном 
происхождении музыки, пения. Она рассказывает 
о том, что парящая высоко в небе божественная 
песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, 
опустилась очень низко, поэтому народ, 
услышавший ее, от природы наделен большим  
музыкальным  даром и способностями. А 
еще в народе говорят: «Бог вложил в душу 
каждого казаха частицу кюя с момента 
его рождения». Не случайно, наверное, 
люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие 
за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, 
не без удивления и восхищения отмечали 
сильно бросающуюся в глаза способность 
народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической 
импровизации, широкую вовлеченность 
в сферу музицирования всего населения 
- от младенцев до глубоких старцев.  Каждый 
половозрастной клан имел в казахском 
традиционном обществе соответствующий 
набор музыкальных инструментов и жанров, 
репертуар и исполнительские формы. Дети 
развлекались игрой на глиняных духовых 
инструментах - саз сырнаe, тастауке, ускирике, 
которые «под рукой» мастера или самого 
ребенка приобретали причудливые формы 
животных, птиц, рыб, многоголовых коней, 
ярко разрисованных и покрытых сверкающей 
глазурью. Через исполнение детских песен 
и музыкальных игр, материнскую колыбельную 
и песни-поучения взрослых мужчин (осиет 
олен) малыши познавали окружающий мир 
и становились полноправными членами 
своей социокультурной общности.  Дальнейшая 
самостоятельная жизнь давала новые художественные 
знания и опыт через участие в молодежных 
играх и развлечениях с обязательным участием 
музыки - кайым-айтысах, тартысах, диалогическом 
пении бытовых песен кара олен. Репертуар 
«молодых лет» обогащался любовной лирикой 
и разнообразными песнями и ритуалами 
многокрасочной казахской свадьбы со 
скорбными прощальными плачами невест 
и бодрыми молодежными жар-жарами, сигнальным 
боем ударных - дабыла, дауылпаза, или шындауыла 
на охоте на зверя или во время воинского 
похода. В этом отношении «зрелость», несущая 
уравновешенность и опыт, была призвана 
для свершения больших государственных 
и общественных дел, защиты интересов 
рода в межродовых песенно-поэтических 
состязаниях - айтысах и отправления народных 
обрядовых праздников и церемоний в качестве 
- жаршы - организатора и исполнителя ритуала. 
А «старость» и «мудрость» сопровождались 
музыкально-поэтическими наставлениями 
молодым, пением философских песен-размышлений 
о смысле жизни и безвозвратно ушедшей 
молодости, о сладком и так быстро миновавшем 
тебя времени, когда возраст твой - всего 
двадцать пять (жиырма бес). Таков был извечный 
музыкально-жизненный круговорот казаха-кочевника, 
неизменно воспроизводившийся из года 
в год, из поколения в поколение, обеспечивающий 
полнокровное функционирование различных 
народных музыкальных традиций и породивший 
известные строки великого Абая: Все духовное 
достояние нации развивалось вплоть до 
начала ХХ столетия в бесписьменной форме 
и передавалось «из уст в уста» от отца 
к сыну, от учителя - к ученику, из прошлого 
- в будущее. Кочевой и полукочевой тип 
хозяйствования предопределил своеобразие 
народного инструментария и  музыкальных  
традиций, их «встроенность» в жизнь и 
быт казахского общества и неотделимость 
от иных форм художественного творчества 
- словесных и поэтических.  На раннем этапе 
развития музыка была всецело подчинена 
обслуживанию утилитарных потребностей 
древнего кочевого общества и сопровождала 
важнейшие религиозные и бытовые церемонии. 
Возникшие в период становления казахского 
этноса крупные эпические сказания-жыр, 
исполнялись жырау (носителями эпической 
традиции), и были связаны изначально с 
отправлением ритуалов военной магии 
и культа предков. В народной памяти сохранилось 
более ста сказаний, в каждом из которых 
- тысячи поэтических строк, исполняемых 
в сопровождении кыл-кобыза - смычкового  
музыкального  инструмента с двумя 
волосяными струнами или щипкового инструмента 
- домбры. Будучи одним из самых любимых 
жанров народного творчества, героические 
илирикобытовыэпическиесказания
В глубь веков уходит и история развития домбровой и сыбызговой инструментальных традиций. Свидетельством древнего происхождения домбровой музыки стали археологические открытия: при раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее двух тысяч лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов ранних кочевников, живших на территории Казахстана . К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой музыки относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных - «Акку»(«Лебедь»), «Каз»(Гусь»), «Нар»(«Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте - «Аксак кыз»(«Хромая девушка»), «Аксак кулан»(«Хромой кулан»), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей - «Жорга аю»(«Медведь-иноходец»), «Зарлау»(«Плач»), «Жетым кыз»(«Девочка-сирота») и др. Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю безмолвно ушедших тысячелетий. Только к 19 веку казахская музыка освобождается от сковывающих цепей религии и обряда и начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Этот период стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа - инструментальной, песенной, акынской. На обширной территории Казахстана формируются различные локальные профессиональные композиторские и исполнительские школы, при этом каждый регион предлагает своего рода «специализацию» в развитии конкретных традиций. Так, территория Западного Казахстана стала центральной зоной в развитии домбрового кюя токпе, а ареал Сары арки (Центральный Казахстан ) - эпицентром профессиональной песни, юго-западный регион (Кармакчинский район) сохранил и развил богатейшие традиции эпического сказительства, а Жетысу - традиции айтыса - состязательного искусства акынов-импровизаторов. Имена Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Казангапа, Дины, Биржана, Ахана, Жаяу Мусы, Естая, Ибрая, Нартая, Мади, Мухита, Абая, Кенена Азербаева вошли в историю не только казахской, но и мировой музыкальной культуры . Их творчество, отличающееся яркой индивидуальностью стиля, характерным образным строем и кругом музыкально-выразительных средств, составляет гордость, классику казахской музыкальной культуры . Создавая высокое искусство и приобщая простых людей к «божественному таинству» - музыке, они при жизни пользовались большой любовью и уважением в обществе и всегда находились в центре всеобщего внимания и притяжения. Лучшим из лучших народ присваивал высокие звания - салов и сере. Творческая деятельность профессиональных музыкантов 19 века, как правило, не ограничивалась только исполнительской или композиторской сферой, а включала в себя все многообразие художественных форм - поэтическую импровизацию, ораторское искусство, отточенную вокальную технику, виртуозное владение музыкальным инструментом, элементы театрального и циркового действа, что во многом сближал о казахских степных артистов со средневековыми музыкантами Западной Европы - жонглерами, трубадурами, труверами, мейстер и миннизингерами. В 20 веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами музицирования и жанрами. За небольшой в масштабах истории отрезок времени республика освоила многоголосие и весь жанровый арсенал классической европейской музыки - оперу, симфонию, балет, инструментальный концерт, кантату, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создала новую профессиональную композиторскую школу, базирующуюся на письменном типе творчества. На основе органичного синтеза национального содержания и европейских форм в 30-40-е годы 20 столетия были созданы классические произведения казахского оперного искусства - «Кыз Жибек» Е. Брусиловского, «Абай» А. Жубанова, Л. Хамиди, «Биржан и Сара» М. Тулебаева. Их драматургической и музыкальной основой стали неисчерпаемые богатства казахского фольклора и устной профессиональной музыки . Подмостки оперного театра стали ареной, где перед взором современного зрителя разворачивается старинный свадебный обряд и зажигательный айтыс между акынами 19 века Биржаном и Сарой, где можно услышать полную внутренней страсти песню героя народно-освободительного восстания 19 века, поэта и кюйши Махамбета и скорбную похоронно-поминальную песню-плач жоктау. В 60-70-х гг. в республике достигает расцвета один из самых сложных жанров европейской инструментальной музыки - симфонический, в рамках которого создаются как композиции, близкие по форме к лассическим, - симфонии Г.Жубановой, К. Кужамьярова, так и возник ает новый жанровый синтез - симфонический кюй. Большую любовь у национальной аудитории получили оркестровые и хоровые интерпретации казахской монодической музыки. Особенно широкую популярность завоевал фольклорно-этнографический оркестр «Отрар сазы», в состав которого вошли древние, ушедшие из практики повседневного бытования казахские музыкальные инструменты, возрожденные ученым-фольклористом Б. Сарыбаевым. В оркестровом звучании кюи захватывают слушателей исполинской мощью воплощаемых богатырских образов, стремительностью конной скачки-байги, пленительными звуковыми картинами необъятных просторов степей и ликованием массовых народных празднеств. Неповторимое лицо этому коллективу создал руководитель и дирижер, композитор и домбрист Н. Тлендиев. На современном этапе развития в Казахстане сформировалась разветвленная структура музыкальной культуры . Здесь каждый может найти то, что ему по душе. Наряду с исполнительским и композиторским творчеством в европейских жанрах в республике продолжают развиваться традиционные формы музицирования, функционирует мировая массовая музыка рок, эстрада, джаз) и религиозная музыка мировых концессий, фольклор и устные профессиональные традиции народов, населяющих Казахстан - уйгуров, корейцев, немцев, дунган, русских, татар. В республике работают исполнительские коллективы различного художественного профиля - Государственный симфонический оркестр, оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы, хоровая капелла, ансамбль народного танца, Государственный квартет, эстрадные ансамбли, духовой и джазовый оркестры. Казахстан - родина многих выдающихся исполнителей классической музыки мирового масштаба - Е. Серкебаева, Б. Тулегеновой, Г. Есимова, А. Днишева, Г. Кадырбековой, А. Мусаходжаевой, Ж. Аубакировой и колыбель звезд казахской музыкальной диаспоры за рубежом - М. Бисенгалиева, Э. Курмангалиева, сестер Накипбековых. На сегодняшний день в республике активно функционируют специализированные детские музыкальные школы им. К. Байсеитовой и А. Жубанова, Алматинская Государственная консерватория им. Курмангазы, Национальная Академия музыки в Астане, Государственный театр оперы и балета им. Абая, Казахская Государственная филармония им. Джамбула, Казахконцерт, Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова и другие музыкально-образовательные , научные и культурные учреждения. Ежегодно наша суверенная республика собирает творчески одаренную молодежь на фестивалях «Дни новой музыки», «Жигер», «Алтын алма», Международном конкурсе «Азия дауысы», а народных музыкантов - на Международном фестивале традиционной музыки. Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее. Источник: Национальная Библиотека Республики Казахстан .