Керамика Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:52, реферат

Описание работы

Иготовление изделий из глины прошло долгий очень путь. Различие в художественных вкусах разных народов сказалось на способах декорирования керамики. Художественные произведения разных времен и народов настолько отличаются орнаментацией и формами, что в большинстве случаев можно безошибочно определить, к какой эпохе и какому народу они относятся. В то время как египтяне, халдеи, персы и др. восточные народы предпочитали в своей живописи яркие остеклованные краски, и их художественные керамические изделия, относящиеся даже к отдаленнейшим периодам, покрыты глазурью и разрисованы эмалевыми красками простейшего состава, - в древней Греции и Этрурии не знали ни глазури, ни цветных эмалей.

Работа содержит 1 файл

Керамика Древней Греции.docx

— 25.58 Кб (Скачать)

Керамика Древней  Греции 

Кратер краснофигурный. VII в. до н.э. 

Иготовление изделий  из глины прошло долгий очень путь. Различие в художественных вкусах разных народов сказалось на способах декорирования  керамики. Художественные произведения разных времен и народов настолько  отличаются орнаментацией и формами, что в большинстве случаев  можно безошибочно определить, к  какой эпохе и какому народу они  относятся. В то время как египтяне, халдеи, персы и др. восточные  народы предпочитали в своей живописи яркие остеклованные краски, и  их художественные керамические изделия, относящиеся даже к отдаленнейшим  периодам, покрыты глазурью и разрисованы  эмалевыми красками простейшего  состава, - в древней Греции и Этрурии  не знали ни глазури, ни цветных эмалей. 

Основным материалом для производства глиняных изделий  в древней Греции служила простая  пластичная железистая глина, дававшая при обжиге черепок кирпично-красного или бледно-желтого цвета. Для  раскрашивания изделий использовались землистые краски, из которых особенно замечателен блестящий черный лак. Живопись на античных изделиях производилась  по сырой глине, для чего требовалась  большая уверенность и решительность  руки рисовальщика. 

Расцвету керамики в Античной Греции предшествовало развитие гончарного дела на острове Крит, одного из ведущих центров Эгейской культуры. До нас дошли критские сосуды разных периодов, расписной декор их очень  разнообразен. Чаще всего роспись  отличал живой динамичный ритм, свободная  плавность рисунка. К числу наиболее известных и совершенных относятся  вазы стиля «камарес» (так называется пещера, где они были найдены), с  изящными округлыми формами, покрытые черным лаком (разновидность флюсного ангоба), по которому белой и красной  красками нанесены крупные, очень своеобразные узоры из звездчатых форм, вихревых розеток, листьев и лепестков, вписанных  в мягко круглящиеся овалы (около 1800 г. до н. э.). Известна и ваза так  называемого морского стиля из Гурнии (середина II тыс. до н. э.), форма которой  несколько расплывчатая, текучая, подчиненная  росписи, изображающей большого осьминога, словно охватившего все тулово своими гибкими щупальцами; вокруг него - водоросли  и кораллы. Образ морской стихий дается зеленоватыми тонами фона росписи. 

В полисах Древней  Греции керамика становится одним из главных видов художественного  ремесла. Своего расцвета она достигает  в VI-V вв. до н. э. Изделия греческих  мастеров вывозились далеко за пределы  Греции и оказывали всюду большое  влияние на местную продукцию. Ведущее  место среди греческой керамики занимало производство различных сосудов. Знаменитые греческие вазы не были предметом роскоши; многочисленная армия гончаров выполняла их из простой  глины, для росписи использовался  только лак. Но при всей ограниченности применяемых материалов (греки не знали ни прозрачных глазурей, ни цветных  эмалей), расписные вазы превращались в подлинные произведения искусства. В чернофигурных композициях  роспись давалась черным лаком по не закрашенному фону, в красно-фигурных - темный лак, напротив, покрывал фон, оставляя изображение не закрашенным (его красноватый цвет - это естественный цвет глиняного черепка).  

В зависимости от назначения были разработаны разные типы сосудов. Кратер имел широкое горло, он предназначался для смешивания вина с водой; килик - плоская чаша с  двумя ручками - из него пили вино; стройный, небольшой, вытянутый кверху лекиф  с одной ручкой предназначался для  хранения масла при погребальных церемониях. Наиболее прославилась своими на редкость гармоничными и благородными пропорциями стройная амфора - ваза с двумя высокими ручками, предназначавшаяся  для хранения масла и вина. Каждый тип вазы отвечал ее назначению, отражал жизненную потребность. При этом формы и декор были хорошо продуманы с учетом пластических свойств самого материала, глины. 

Масса для изготовления греческих ваз, поначалу бурая и  грубая, впоследствии становится более  тонкой, твердой и чистой, красного или желтоватого цветов. Техника  формовки доходила порой до виртуозности. Неповторимо своеобразны и сами росписи. Ни в какой другой период не достигало прикладное искусство  такого удивительного сочетания  одухотворенной жизненности и декоративности. Гуманистическое мировоззрение  древних эллинов, основанное на глубоком интересе к земному миру, к реальному  человеку, нашло свое яркое выражение  и в вазописи. Художники вазописцы  с большой свободой и наблюдательностью  воспроизводили самые различные  сцены из реальной жизни и мифологии, с уважением показывали труд ремесленников (мастерскую гончара, скульптора и др.). Человеческие фигуры занимали в композициях  основное место, в живых и конкретных образах подчеркивалась красота  и значительность земного человека. 

Эти жизненно естественные изображения были неразрывно связаны  с формой вещи, подчеркивали ее архитектурную  красоту. Издали же они производили  впечатления красивых, ритмично построенных  композиций с плавно изгибающимися  линиями и силуэтами. Росписи  дополнялись орнаментальными мотивами, среди которых преобладали пальметта  и меандр. Широкой известностью издавна  пользовались небольшие терракотовые скульптурки, встречающиеся при  раскопках почти во всех древнегреческих  городах и представляющие собой  интереснейшие образцы малой  пластики. Главным центром их производства была Танагра. Излюбленным мотивом  являлось изображение молодой гречанки, исполненное тонкой поэтичности. Особой грациозностью отличались фигурки  юных танцовщиц. Большая часть фигурок  лепилась в формах, после чего разделывалась  от руки. Такой метод изготовления позволял варьировать сходные решения. При доработке вручную изменения  касались наклона или поворота головы, движения рук, деталей прически и  одежды и т.д. Не редко одежда окрашивалась в голубые, розовые или белые  цвета, волосы — в красный или  коричневый, лицо и обнаженные части  фигуры были нежно-телесного цвета. 

В древности любой  предмет предоставлял человеку поле для художественной деятельности. Однако особое место среди бытовых предметов  занимает глиняное вместилище. Известно, что появление керамических изделий провело четкую границу в культуре человека между мезолитом и неолитом. Недаром археологи часто называют неолит эпохой керамики. Для человека античности в керамике естественно объединяются усилия четырех основных элементов мира. Земля (глина) разводится водой, из нее лепится изделие, которое сначала сохнет на воздухе, а затем обжигается на огне. Да и сам процесс лепки воспринимался как творение (недаром в Древней Руси творением, творчеством называли процесс замеса глины).  

Естественно, что  в античности появляются мифы, рассказывающие о том, как боги вылепили первых людей. Одним из таких мифов стала  история о Пандоре ( греч. “всем  одаренная”). Эту женщину слепила  из глины Афина, и обжег в огне Гефест, чтобы отомстить людям  за огонь, украденный для них Прометеем. Став женой Эпиметея, она, из женского любопытства, открыла данный ей на сохранение пифос (большой яйцевидный сосуд  для хранения воды, вина, зерна). Из него вырвались все беды человеческого  рода, и лишь маленькая надежда  осталась под крышкой сосуда. Так  через миф противоречиво вошли  в культуру керамические сосуды.Керамика в античности - это не только сосуды. Долгое время мастера Коринфа  изготовляли для всей Греции плоские  керамические плиты, которыми облицовывали стены зданий и храмов. Их чаще всего  украшали объемным рельефом. В храмы  же греки приносили керамические вотивные таблички с обещаниями богам (лат. votivus - посвященный богам). Широко была распространена в античном мире круглая керамическая скульптура. Особенно прославился такой скульптурой  маленький городок Танагра. Здесь  в III в. до н.э. достигло расцвета искусство  маленьких (5-30 см) терракотовых статуэток (итал. terra cotta - жженая земля). Они изображали сцены из жизни и либо служили  детскими игрушками, либо опускались в  могилу.  
 

Канфар краснофигурныи. VII в. до н.э. 
 
 

Часто керамика для  обычного горожанина заменяла дорогие  изделия из металла. А многие бытовые  вещи делались в античности исключительно  из глины (веретена ткацких станков, рыболовные грузила, ульи и т.д.). В  Афинах керамическим производством  занимался целый квартал гончаров. Он находился в северо-западной части  города и частично располагался за городской стеной, близ большого некрополя - официального захоронения павших на войне афинян. Сосуды, изготовлявшиеся  здесь, использовались и в быту, и  а ритуальных целях. Технология была настолько проста, что часто использовался  детский труд. Это позволяло организовывать как небольшие семейные мастерские, так и крупные производства с  множеством рабов.  

Изготовление керамики было столь широко налажено, что  название квартала (Керамик) стало названием  для всех изделий из глины. Постепенно сложились три способа изготовления керамических сосудов. Самым древним из них была лепка сосуда вручную. Чуть позже появился гончарный круг, а затем некоторые небольшие изделия стали изготовлять с помощью формовочных штампов (негативов). Естественно менялся и характер оформления сосуда. И если для третьего способа характерны рельефные украшения, а для второго - ярусные росписи, то при первом способе оформление еще хаотично и слабо зависит от формы сосуда. Естественно, что орнамент, их украшавший, так или иначе соответствовал этому назначению - быть вместилищем души земли на разных стадиях (именно в крови тогда “помещали” душу). Правда, сегодня до нас дошли не многочисленные бытовые вазы, а лишь самые дорогие образцы, сделанные особо прочно и, главным образом, из этрусских захоронений.  

Не стены пещер  или храмов и даже не скульптурные фризы являлись в античности основой  для выражения массового художественного  мировоззрения, а маленький и  подчас очень хрупкий сосуд. Весь мир оказался в руках мастера. Он становится равным богу, творцом. Маленькая  поверхность сосуда заставляла экономить  художественные средства. Главными становятся линия и цвет. Мелкая, тончайшая  пластика и тонкие цветовые оттенки. Содержание всегда (даже в самых  роскошных стилях) выражено скупо. Это  символическое обозначение, а не изображение (один козел, а не стадо; один осьминог, а не все морские  животные). Да и сами формы крайне стилизованы: рога - овалы, ноги - палочки, туловище - треугольники и т.д. При  этом, расписывая сосуд, вазописец иногда расчленяет его на четко читающиеся антропоморфные части (тулово, горло, шейка, венчик, ручки, нога), а иногда, наоборот, создавая единый рисунок, сливает эти  части в целое. Так закладываются  основы искусства миниатюры. Уже  в ранней античности мы застаем огромное разнообразие форм ваз и их росписи. В крито-микенском мире для хранения вина, зерна, воды использовались огромные 2-х метровые пифосы, которые закапывали в землю на глубину, превышающую  человеческий рост. Так в жарких условиях лучше было сохранять продукты. А с другой стороны, в быту использовали крошечные чашечки с тоненькими практически прозрачными стенками. Их сегодня метко называют “яичной  скорлупой”. В росписи преобладают  белая, черная, красная и синяя  краски.  

Вазы стиля Камарес: По имени критского грота Камарес  близ Феста получил название первый стиль античной вазописи. Сюжеты вазовой  росписи всегда отражают не столько  предпочтения вазописца, сколько ритуальную необходимость. Божественная пара на острове  Крит была представлена соединением  растительного и животного миров. Богиню символизировали растения. На многочисленных критских печатях сохранился ритуал выдергивания священного дерева. Он проходил в середине лета, и после  него силы Солнца начинали убывать. Так  поддерживались ритмы мира. Ведь не только растения зависели от Солнца, но Солнце зависело от растений - тесное взаимовлияние. Одновременно это был и ритуал смерти богини.  

Амфора.

VII в. до н.э.  Весь растительный мир для  критянина распадался на две  сферы. В первой - природной, естественной  человек лишь гость. Это таинственный  и незнакомый мир, в который  человек может войти лишь в  момент ритуала. Вторую растительную  сферу человек создавал сам  для себя. Во дворцах специально  разбивались священные сады, где  в особых ямах или горшках  выращивались ритуальные цветы (лилии, крокусы). Такие священные деревья росли в каждом критском святилище.Бог-мужчина - это животное, бык. По имени мифического человеко-быка Минотавра названа и вся культура Крита минойской. Обитал он в самой глубине лабиринта - Дворца лабрисов (двойных топориков), изображения которых во множестве находят и сейчас. Его сосуды - это ритоны. Первоначально это сами отрубленные головы животных (быков), которые жрецы брали за рога, переворачивали и выпивали кровь. Так приобщались к силе земли, которую накапливали в себе быки. Позднее реальные головы заменили их керамическими аналогами. Но также ставить ритон нельзя, и выпивать из горла сосуда-быка нужно весь напиток сразу, не пролив не капли. А еще позже вместо всей головы стали использовать отдельный рог, впитавший всю символику жертвенного питья.  

Но Крит - остров. И потому древнейшими божествами считались морские. Раковины и моллюски, кораллы и осьминоги смотрят  на нас с крито-микенских ваз. Из таких сосудов, снабженных магическим изображением ритуального цветка или  морского животного, вливалось в  тело царя-жреца не вино, но кровь  бога-животного. Происходило мистическое  приобщение к богу (ср. причастие  в христианской культуре). И формы  сосудов вазописцы выбирали под  стать сюжету. На высоких сосудах  вытягиваются в длину растения. А  шарообразные словно обнимают своими щупальцами осьминоги. Геометрия мира и геометрия росписи:Гомеровская  Греция - это царство керамики. Керамика в это время настолько показательна для культуры вообще, что сегодня  некоторые ученые даже выделяют особый период древнегреческой культуры - геометрику (IX-VIII вв. до н.э.). Квадраты, ромбы, прямоугольники, круги, линии, зигзаги  заполняют пространство сосудов  всего античного мира в этот период. Показательно, что в Трое не было найдено ни живописи, ни скульптуры. Лишь мощные цитадели, ювелирные клады, да обилие керамики.  

Для грека этого  периода мир четко распадался на уровни. Человек располагался на средних мирах. Выше - небесные миры. Ниже - подземные (хтонические). Реально  человек сталкивается с ними в  моменты рождения или смерти (моменты  перехода). Сами сосуды начинают играть ритуальную роль уже не только по отношению  к богу (приношения сосудов богам  и ритуальное питье из них), но и  по отношению к умершему человеку. Маленькая урна с прахом умершего закапывается в землю, а над ней  на могиле ставится большая человекоподобная амфора с отбитой ножкой или дном. Верхний сосуд служит алтарем. В  него наливают ритуальную жидкость (чаще всего мед, разбавленный водой), которая  проникает к умершему в подземный  мир. Человеческий мир лучше всего  поддается изображению. И потому вазописец знаменитой дипилонской  вазы, разбивая поверхность сосуда на уровни, помещает в средней части  условное, силуэтное изображение  похорон. Уровни (нижние и верхние), недоступные живому человеку, отмечены лишь символами верхних и нижних зерен, верхних и нижних вод. Плоские  силуэтные фигуры и орнаменты  не выписаны на поверхности сосуда, а еще составляют с ним одно целое. Они не стараются отделиться от поверхности, а наоборот, подчеркивают ее.  

Информация о работе Керамика Древней Греции