Керамика

Автор: v*************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 19:20, реферат

Описание работы

На протяжении XVII века по всей Европе были известны три типа немецкой керамики: поздние немецкие имитации итальянской майолики; керамика Хафнера, которая напоминала работы Палисси; и наиболее значительная группа, собственно немецкая каменная керамика из кремнистой глины, прочность и широкое применение которой в качестве емкостей для рейнского вина гарантировало ей повсеместное распространение.

Работа содержит 1 файл

НЕМЕЦКАЯ КЕРАМИКА (2).docx

— 30.94 Кб (Скачать)
  1. НЕМЕЦКАЯ  КЕРАМИКА. ГЛИНЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
 
 

  На  протяжении XVII века по всей Европе были известны три типа немецкой керамики: поздние немецкие имитации итальянской  майолики; керамика Хафнера, которая напоминала работы Палисси; и наиболее значительная группа, собственно немецкая каменная керамика из кремнистой глины, прочность и широкое применение которой в качестве емкостей для рейнского вина гарантировало ей повсеместное распространение.

  Первые  фабрики каменной керамики располагались  близ Ракрена, где производили керамику с коричневой глазурью и серые изделия с синим декором, приземистых и тяжеловатых форм, а также в Зигбурге, близ Кобленца. Производство здесь прекратилось в 1662, когда Зигбург был разграблен шведской армией, а фабрики разрушены. Однако строгие художественные стандарты зигбургских гильдий и их красивая кремово-белая посуда оказали значительное влияние на развитие керамического искусства в Германии. Еще раньше, в XV веке, во Фрехене близ Кёльна производилась каменная керамика. Именно отсюда происходили очень популярные в Рейнской области, а также в Англии, Скандинавии и Голландии, коричневые пузатые кувшины с бородатыми масками на горле, которые назывались «Bartmanner» («бородачи»). В Крёйсене (Бавария) с эпохи Средневековья изготавливалась тяжелая серовато-голубая каменная керамика. В XVII веке баварские гончары делали темно-красные пивные кружки, покрытые коричневой глазурью и росписями разноцветными эмалями с изображениями апостолов, курфюрстов и др. В Нассау из марганцево-пурпурной каменной массы делались большие сосуды причудливых форм, а также письменные приборы, чайники и кофейники; изобразительные сюжеты и рельефный декор были вытеснены розетками, геометрическими и лиственными узорами.

  В XVIII веке различные фабрики стали  имитировать дальневосточную керамику. Они пытались воспроизводить красные  китайские буккеро. Бётгеровские красные китайские буккеро в Мейсене были сделаны из такого твердого фарфора, что их можно было полировать на гранильном круге и украшать гравированными узорами; глазурованные коричневые изделия Байрёйта, хотя и менее твердые, тоже были очень красивы и часто оправлялись в серебро или позолоченное серебро.

  Производство  изразцов для печей, использовавшихся повсюду в Германии, Австрии и  Швейцарии, способствовало распространению  немецкого опыта гончарного дела, и прежде всего печей Хафнера из Нюрнберга с изразцами, покрытыми свинцовой глазурью. Обычно эти печи представляли собой двухъярусное сооружение на трех львиных ножках и имели надстройку над каминной решеткой с искусно сделанными кариатидами, фризами, нишами, медальонами и даже статуэтками, которые демонстрировали искусство гончара. Облицовочные плитки, поначалу маленькие и плотно подогнанные друг к другу, становились все крупнее, пока наконец вся поверхность, включая карнизы и пилястры, не превратилась в один огромный изразец. Самыми известными мастерами фирмы «Хафнеркерамик» были Пауль Прюнинг и Освальд Рейнхард.

  В Австрии  и Саксонии появились подражания хафнеровской керамике – изделия с оловянной глазурью и рисунками, выгравированными на выделенных разным цветом участках поверхности. Простая крестьянская посуда, например керамика из Марбурга, украшалась рельефными эмблемами и знаками, а также ангобом с декором сграффито, выполненным местными способами; это свидетельствует о глубоких корнях немецких традиций гончарного ремесла.

  В Германии, как и повсюду, художники-керамисты особенно активно работали в середине 19 в., а ученый-керамист Др. Зегер разработал самый богатый арсенал красок и керамических составов из всех когда-либо применявшихся. Позднее австрийское объединение «Венские мастерские» («Wiener Werkstatte») стало поощрять новые рисунки и техники. В наши дни во всем мире популярны кувшины из кремнистой глины и по-немецки простые, элегантного дизайна изделия баварского фарфора. 

  1. ИСТОРИЯ ФАРФОРА
 
 

  Неискушённые фарфором европейцы знали ему истинную цену. В старом свете фарфор или «белое золото» ценился дороже самого благородного металла. В 18 веке фарфоровые черепки вставляли в золотую оправу и носили на шее в виде подвесок. Вместе с другими драгоценностями и предметами роскоши фарфоровые изделия и даже черепки хранились в церковных и дворянских сокровищницах. 

  Первые  попытки европейцев подражать китайским  мастерам в производстве фарфора  пришлись на вторую половину 15 века, когда  итальянцы попробовали изготовить первую фарфоровую массу и сделать из неё посуду. Попытки оказались тщетны. Также безрезультатно фарфоровую массу пытались создать следующие 200 лет в Италии, Франции, Англии. Результат был всегда почти один и тот же – экспериментаторы получали материал больше похожий на стекло, чем на фарфор. Поскольку такой науки, как химия в те времена ещё не существовало, то европейцы ещё ни одно столетие ломали голову над китайской головоломкой под названием фарфор. Прогресс в этом, как оказалось, сложном деле, произошёл в Германии при дворе саксонского императора Августа. Этот монарх решил, что было бы не плохо, наладить производство поближе – прямо у себя в Саксонии. 
 
 
 

  В 1708 году после долгих тщетных попыток  Иоганн Фридрих Бёттгер, молодой алхимик, который все свои силы тратил на открытие философского камня и превращение в золото материалов, не имеющих отношения к этому благородному металлу, получил-таки «красную каменную массу» – керамический материал из глины и красной земли «болюса». Cозданием фарфора он занимался не один, вместе с Эренфридом Вальтером фон Чирнхаусом, математиком, физиком и геологом, который тоже потратил много лет на открытие фарфора. Красная каменная масса была очень твердой и после обжига, изделия можно было шлифовать, полировать, украшать гравированным узором или эмалевыми красками, расписывать серебром или золотом. Бёттгер и Чирнхаус продолжили работу над фарфором и, в конце концов, им повезло. В 1709 году недалеко от Дрездена, они обнаружили целые залежи каолина (белой глины, главного компонента фарфоровой массы отвечающего за её пластичность). Именно эта находка помогла произвести настоящий белый твёрдый фарфор (pate dure).  

  Так в Европе стали выпускать настоящий  фарфор, который по качеству не отличался  от китайского и даже превосходил  его. 

  1. МЕЙСЕНСКИЙ  ФАРФОР

   

  (от  названия города  Мейсен)

  Марка немецкого фарфора; изделия первого в Европе фарфорового  завода, который был основан в 1710 в г. Мейсен.

   Одно из первых изображений фарфора Мейсен запечатлено на картине «Шоколадница» кисти Жана Этьена Лиотара. Изделия первого (бётгеровского) периода (1710—1719 г.) — строгие по формам сосуды из каменной массы и фарфора.

   Изделия 1730-х — 1760-х г. в духе рококо (сервизы, вазы, скульптурные фигуры, группы, бюсты) отличаются пластичностью форм, изысканной росписью. 

   
    Клеймо Мейсена — голубые перекрещенные мечи, исключительно узнаваемый и запоминающийся знак. Он наносился кобальтом на ещё сырой бисквит, который затем покрывался глазурью и поступал на обжиг. Под действием температуры кобальт растекался, и клеймо получалось размазанным.

  После того, как был найден каолин, в Мейсене, в крепости Альбрехтсбург в 1710 году открыли мануфактуру по производству твёрдого фарфора, её возглавил сам Бёттгер. В 1713 году мануфактура выпустила первые изделия из фарфора. Когда фарфор только начали выпускать, его качество было, мягко говоря, далеко от совершенства. Поверхность изделий имела много неровностей и даже пузырчатость. Такое несовершенство мастера искусно прятали за рельефным узором и лепниной. Но чем больше делали, тем больше совершенствовали качество фарфора, и уже скоро в нарочитой лепнине и рельефности надобности не стало – фарфор стал по-настоящему качественным и роскошным.

  Власти  приняли все меры предосторожности, чтобы технология производства осталась в тайне. Рецептуру твёрдого фарфора Август держал в такой же тайне, как некогда китайские императоры, но утаивать от мира «большой секрет» он долго не смог.  
    В 1718 году с Мейсенской мануфактуры в Австрию сбежал рабочий, прихватив с собой рецептуру фарфора. И уже вскоре Австрия обзавелась своим фарфором. В 1717 году в Вене наладили производство тонких сервизов в стиле барокко. Но не только Бёттгер прославился открытием формулы фарфора.
 

  В 1720-1735 гг («живописный» период) в полихромной надглазурной и кобальтовой подглазурной росписи сосудов (И.Г. Хёрольдт и др.) заметно влияние китайского фарфора.  

  В Мейсене  Бётгеру наследовали Иоханн Грегор Хёрольдт, который продемонстрировал, насколько красиво может быть расписан фарфор, и Иоханн Иоахим Кендлер, оставшийся непревзойденным мастером статуэток. Кендлер усовершенствовал формы сосудов, добавив к ним ручки, носики и шишки. В очень тонком, легком фарфоре, иногда украшенном разноцветной росписью, он создавал первые большие выставочные сервизы, такие, как знаменитый Лебединый сервиз, заказанный графом Анри Брюлем, управляющим мануфактуры. Статуэтки персонажей итальянской комедии дель арте, группы модниц и саксонских ремесленников дополняли широкий спектр его изобразительных сюжетов.

  Несмотря  на высокое качество изделий, своего фирменного стиля ни в формах, ни в орнаменте у мейсенской мануфактуры еще не было. Вплоть до 1740-х годов мастера немецкого фарфора копировали их с китайских образцов, фарфоровых, фаянсовых и металлических изделий. 

  
    Почерк мейсенской мануфактуры начинает вырабатываться только с приходом Херольда. Он и художники, творившие на мануфактуре под его управлением, понимали всю важность вопроса, особенность материала, с которым работали и его декоративные возможности. Самыми удачными изделиями из немецкого фарфора того времени историки считают предметы быта и большие вазы. Ваза отличались пластичными формами, а бытовые изделия росписью. На белый фон художники наносили полихромный рисунок, в ярких, гармоничных тонах, который смотрелся очень благородно и изысканно, подчеркивая белизну фарфора.

   
    Как правило, это были «сухоцветы» и «индианские» цветы – так называют мотивы фруктовых деревьев, бамбука, пионов, хризантем, ярких сказочных птиц и мифических драконов. Также Херольд создает композиции в стиле шинуазри – использует мотивы и стилистических приёмы средневекового китайского искусства. Так мейсенская мануфактура выпускает позолоченные фигурки китайцев, а также фарфор с полихромной росписью и с изображением экзотических сценок. Становятся популярны пейзажи и пасторальные сцены. 
В 1730 году впервые появился «луковичный» или «луковый» декор, не имеющий к луку никакого отношения, но один из самых известных и популярных декоров. В его основе лежат восточные орнаменты с изображениями граната. Его интерпретированное изображение напоминало луковицу, поэтому и роспись назвали «луковичной».
 

  Своего  расцвета мануфактура в Мейсене  достигает в 1730-х годах, когда  на фабрику приходит скульптор Иоганн Иоахим Кендлер. В 1733-м его назначили Главным Скульптором, на этом месте он заменил И.Г.Кирхнера. В это же время создаются богатые, яркие, «живые» фарфоровые изделия в стиле рококо. В 1740-х годах в рисунках преобладают цветочные мотивы – это целые букеты, гирлянды и отдельно написанные цветы – тюльпаны, розы, гвоздики. Так формируется почерк немецкого мейсенского фарфора и появляется собственный стиль известный как «немецкие цветы». С приходом Кендлера немецкий фарфор перешёл на новый этап развития. Именно ему император Август обязан фарфоровыми скульптурами животных в натуральную величину, которыми украшался «Японский дворец». 

  Наибольшие  достижения в искусстве создания майсенского фарфора связаны  с творчеством модельеров-скульпторов  И. Ф. Эберлейна, И. Г. Кирхнера, И. И. Кендлера. Они создали  в 1735-1763 гг. уникальные произведения в стиле рококо: роскошные сервизы, изящные вазы, утончённые письменные и туалетные приборы и табакерки, а также прекрасные скульптуры: фигуры животных, героев «комедии дель арте», пасторали, галантные и жанровые сценки, отмеченные тонким пониманием специфики фарфоровой пластики, изысканностью росписи.   
 
    После Семилетней войны 1756-1763 годов мейсенский фарфор стал вытесняться севрским. И хотя в конце 18 века в Мейсене выпускались прекрасные изделия в стиле неоклассицизма, период безусловного лидерства в Европе мейсенского фарфора остался позади. Коллекционирование антикварного мейсенского фарфора весьма престижно, изделия из него стоят весьма дорого. 
 

  1. МЕЙСЕНСКИЙ  ФАРФОР В РОССИИ
 

  Для светской Европы мейсенский фарфор сразу  же стал предметом культа. Традиционный круг заказчиков фарфоровой мануфактуры  Мейсен включает в себя богатейшие семьи Европы и России, а в прошлом  среди заказчиков мейсеновского фарфора были Екатерина II, князья Строгановы, Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы. Шедевры фарфоровой мануфактуры Мейсен находятся в коллекциях самых известных музеев мира, в том числе в Эрмитаже (Санкт-Петербург). По некоторым сведениям, в 1770 году в Россию было ввезено 40 % всего экспорта фарфора Мейсен. В конце XVIII века на мануфактуре Мейсен были выделены специальные дни для производства товара для России. В условиях необычайно высокого спроса на мейсенский фарфор во многих городах России в конце XVIII века были созданы постоянные склады мейсенского фарфора. Они находились в Петербурге, Москве, Киеве, Митаве, Полтаве, Ревеле и других городах.

 

  1. МЕЙСЕНСКИЙ  ФАРФОР СЕГОДНЯ
 

   Мейсенский фарфор не теряет своей ценности для коллекционеров и в наши дни. Многовековое наследие Мейсена тщательно берегут её мастера, способные выпускать множество видов изделий из фарфора, ни в чем не уступающих оригиналу. Разница между новыми и старинными фарфоровыми изделиями практически незаметна. В наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создаётся вручную. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет. По информации Мейсена, при создании мейсенского фарфора используются около 10-и тысяч оттенков красок. Рецепты красок хранятся в строжайшей тайне. На фарфоровой мануфактуре Мейсена производится около 175000 типов фарфоровых предметов. В собрании Мейсена хранится 200 тысяч моделей майсенского фарфора разных периодов.   
 
    Скрещённые синие мечи — эмблема саксонского фарфора Мейсен с почти трёхсотлетней историей — это один из самых престижных логотипов среди поклонников изысканной роскоши. Этот товарный знак наносится вручную на каждое фарфоровое изделие майсенской мануфактуры с 1722 года кобальтовой краской под глазурью.

Информация о работе Керамика