Классицизм в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

Классицизм как целостная художественная система зарождается во Франции в XVII веке. В середине 18 в. принципы классицизма преобразовывались в духе эстетики Просвещения. Русская мебель классицизма. Екатерининский классицизм. Интерьер классицизма. Классицизм в современном интерьере.

Работа содержит 1 файл

Классицизм в России.docx

— 50.74 Кб (Скачать)

 

Зарождение

 

Обычно различают классицизм 17го и начала 19го (неоклассицизм) веков.  В 17м веке классицизм, развивающийся при взаимодействии с барокко, лишь во Франции сложился в целостный стиль. В основе классицизма лежат признаки рационализма, которые определяют образ  художественных произведений как плода логики и разума, возвышающегося над хаосом текущей жизни.  Классицизм формирует новые этические нормы, определяющие образы его героев: стойкость, мужество, подчинение долгу, разуму, интересам общества и законам. Интерьеру классицизма свойственны геометрия форм и пространства, мягкость цветов, тонкость декора.  В Россию классицизм пришел в последней трети 18го века. Он воплотил  в себе абсолютно новый, нехарактерный для России по размаху стиль. Ранний классицизм в архитектуре еще сохраняет пластику форм присущих барокко и рококо. В 70-90-е годы 18го века создавались классические типы столичной усадьбы и комфортабельного жилого дома, которые становятся образцами в строительстве загородных усадеб и новых парадных застройках городов. Искусство ансамбля в загородных усадьбах – это крупный вклад русского классицизма в мировую культуру.

 

Классицизм как целостная художественная система зарождается во Франции в XVII веке.

В архитектуре классицизма нашли  свое органическое воплощение основные принципы стиля. В идеале этот стиль - полная противоположность барокко. Для него характерны ясная геометрия форм, строгие линии, четкие объемы, стройный композиционный замысел.

Классицизм обращался к формам античной архитектуры, он использовал не только ее мотивы и отдельные элементы, но и закономерности конструкции. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер в формах наиболее близких к античности, стремящийся выразить представления о логике, порядке и мире.

В общем русле культуры Нового времени  шел процесс постепенного превращения  укрепленного замка в неукрепленный  дворец. Создавались садово-парковые ансамбли, которые заложили основы искусства регулярного французского сада с его анфиладами выпрямленных аллей, подстриженными травой и кустарниками, которым придавалась геометрическая форма конусов и шаров.

Растущая потребность в жилище изменяла застройку города. В начале века в Париже сложился тип здания, который господствовал на протяжении двух веков. Это дома знати с двором и садом. В них простые и  удобные планы сочетаются с фасадами, пышно украшенными скульптурой, рельефом и ордером. В новом облике городских домов большое значение имели крыши, конструкция и форма которых менялась. В 30-х годах XVII века архитектор Мансар предложил изломанную форму крыши с использованием чердака под жилье. Эта система, названная по имени автора мансардой, получила распространение по всей Европе.

В интерьере зданий последовательно  воплощаются принципы классицизма - регулярность, строгая симметрия, ясность композиции, четкая соподчиненность частей, спокойный ритм чередования окон, пилястр, колонн. В то же время присутствует пышная декоративная отделка. Залы располагаются анфиладами, обильно украшаются скульптурным декором, цветным мрамором, рельефами из позолоченной бронзы, фресками, зеркалами.

Отличительные черты этого стиля - пышность и роскошь.

Мебель эпохи классицизма - добротная и респектабельная, изготавливалась из ценных пород дерева. Она была достаточно изящной, но в ней не было вычурности, свойственной стилю барокко. Большое значение приобретает фактура дерева, выступая в качестве декоративного элемента в интерьере. Предметы мебели зачастую отделывались резными вставками из ценных пород дерева. Элементы декора более сдержанные, но дорогие.

Люстры и светильники снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении.

В интерьере присутствует также фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины.

В настоящее время стиль классицизм может быть с успехом использован  и в небольших комнатах, но при  этом желательно, чтобы в них были высокие потолки - тогда этот способ декорирования обеспечит наибольший эффект.

Цвета этого стиля зачастую имеют  четкие, почти первичные желтые, синие, а также лиловые и зеленые тона, причем последние используются с черным и серым цветами, а также с бронзовыми и серебряными украшениями.

Для создания интерьера в классицистическом стиле дизайнеры обычно подбирают соответствующие ткани, как правило в эту тему хорошо вписываются яркие, богатые сорта текстиля, в том числе гобелены, блестящая тафта и бархат.(см прил. 1)

 

Классицизм 17 века.  
Архитектура классицизма.  
- логичность планировки и геометризм объёмной формы.  
- постоянное обращение к наследию античной архитектуры - не только использование отдельных мотивов и элементов, но и постижение общих законов её архитектоники.  
- основа архитурного языка классицизма - ордер, в пропорциях и формах более близкий к античности, чем в зодчестве предыдущих эпох; в постройках он употребляется таким образом, что не затемняет общую структуру сооружения, но становится её тонким и сдержанным аккомпанементом.  
Интерьер классицизма.  
- ясность пространственных членений, мягкость цветов.  
- широко используются в монументально-декоративной живописи перспективные эффекты, но принципиально отъединялось пространство иллюзорное от реального.  
Градостротельство классицизма.  
- градостроительство классицизма 17 в., генетически связанное с принципами Возрождения и барокко, активно развивало концепции "идеального города", создало свой тип резиденции (Версаль).  
- во 2-й пол. 18 в. новые приёмы планировки, предусматривающие органичное соединение городской застройки с элементами природы, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной.  
- тонкость лаконичного декора, целесообразность форм, неразрывная связь с природой присущи постройкам (преимущественно загородным дворцам и виллам) представителей палладианства 18—нач. 19 вв.  
Скульптура классицизма.  
- чёткая разграниченность планов в скульптуре.  
- пластика, как правило, рассчитана на фиксированную точку зрения, отличается сглаженностью форм.  
- момент движения в позах фигур обычно не нарушает их пластичной замкнутости и спокойной статуарности.  
Живопись классицизма.  
- основные элементы формы — линия и светотень (особенно в позднем классицизме, когда живопись порой тяготеет к монохромности, а графика — к чистой линеарности);  
- локальный цвет чётко выявляет предметы и пейзажные планы (коричневый — для ближнего, зелёный — для среднего, голубой — для дальнего планов), что приближает пространственную композицию живописного произведения к композиции сценической площадки.  
 
 

Классицизм 18 века.  
В середине 18 в. принципы классицизма преобразовывались в духе эстетики Просвещения.  
- обращение к "естественности" выдвигало требование конструктивной оправданности ордерных элементов композиции, в интерьере — разработки гибкой планировки комфортабельного жилого дома.  
- идеальным окружением дома становилась пейзажная среда "английского" парка.  
- определились новые архитектурные типы: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь.  
- гражданский пафос и лиричность сочетались в пластике, в мифологической живописи, декоративных пейзажах.  
- конец века - в архитектуре стремление к суровой простоте, смелые поиски монументального геометризма новой, безордерной архитектуры.  
- для поздней фазы классицизма — ампира – характерны: в живописи - мужественный драматизм исторических и портретных образах (революционеры), ж. вырождается в официально-апологетическое или сентиментально-эротическое салонное искусство; в архитектуре - нарастает пышная репрезентативность.  

Русская мебель классицизма. Екатерининский классицизм

В России хронологические рамки классицизма охватывают вторую половину XVIII века вплоть до середины XIX века. В XVIII веке в России завершился процесс обмирщения культуры, когда она разделилась на светскую и религиозную, где светская стала доминирующей и господствующей. Художественная культура стала ориентироваться на греческие и римские образы, сюжеты, формы. Это был всеобщий язык искусства, нередко противоречивший традиционным христианским образам. В это время на Западе классицизм был уже главенствующим стилем.  
В классицизме в России можно выделить несколько этапов: первый - екатерининский или ранний русский классицизм, затем начало XIX века - александровский классицизм, переходящий в ампир (был только во Франции и России), выродившийся затем в академизм.  
Стиль классицизм в России пришел на смену петровскому и елизаветинскому барокко. В отличие от них, доминирующая особенность классицизма в России -рационализм, несомненно, подготовленный петровскими преобразованиями. Именно эта рационалистическая направленность петровских преобразований - отделение науки от церкви, восприятие достижений западноевропейской культуры были взяты Екатериной II на вооружение, считавшей себя продолжательницей дел Петровых. Она была первым интеллектуалом нового времени на русском троне. Не обладая творческим умом, она блестяще использовала чужие идеи. Однако, в отличие от Запада, прошедшего более длительный путь нового времени, где была эпоха Ренессанса, обращавшегося к античности, ассимилировавшего античную культуру, в России этот процесс носил более интенсивный характер. Здесь включение идей, образов античности во все сферы культуры носило целостный характер, хотя влияние античности на художественную культуру второй половины XVIII века России проявлялось не одновременно и неравномерно.  
В отличие от Запада, классицизм в России сосуществовал с сентиментализмом, в то время как там это были разные эпохи. Зато там барокко сосуществовало с классицизмом, в России же они в целом следуют друг за другом. И все же для России, как и для запада, характерна противоречивость воззрений, идеалов, нередко присущая одному лицу, как, скажем, самой Екатерине, с одной стороны верившей в абсолютную монархию, а с другой - восторженно принимавшей идеи французских просветителей, подготовивших почву для свержения монархии. Такая противоречивость была характерна и для художественной культуры России.  
Наиболее полно все особенности классицизма получили в облике столицы. Если Петербург поначалу сравнивался с Москвой, то затем в пору барокко — с Амстердамом. Наконец, когда доминирующим стилем стал классицизм - он стал сравниваться с самим Римом.  
В мебели стиль классицизм утвердился к 1770 году. В России были распространены те же формы, что и в Европе - бюро, псише, диваны, кресла, столы, комоды, но здесь они обретают более строгие формы, декор носит черты античных мотивов. Ведущие мебельщики - Гамбс, Тур, Шарлемань. Нередко чертежи предметов мебели принадлежали ведущим архитекторам. Отличительная особенность мебели конца XVIII - начала XIX века - удобство и красота форм. Достигалось это гармонией основных и второстепенных частей, рациональностью пропорций, лаконичностью конструкций и скромностью отделки, соразмерностью частей. Не употреблялись яркие локальные цвета, утомляющие зрение. Колористическая гамма декоративных тканей и цвет дерева подбирались в насыщенных тонах, отличались легкостью и изяществом рисунка.  
То же относится к производству фарфора и стекла. Императорский фарфоровый завод именно в этот период вступает в пору расцвета. Для Европы XVIII - расцвет классического фарфора.

Оригинальную мебель проектировали  многие известные архитекторы, создававшие  в эту эпоху и дворцовые  ансамбли, и интерьеры. По чертежам В. Растрелли, В. Бренна, Ч. Камерона, Дж. Кваренги и др. русские мастера выполняли прекрасные мебельные гарнитуры для обстановки спроектированных интерьеров. Великолепным образцом мебельного искусства и работы русских резчиков могут служить стулья и кресла из Китайского зала Царскосельского дворца работы И. Шарлеманя по рисунку Ч. Камерона. В этот период русские мастера весьма хорошо освоили технику маркетри. Мебельщик X. Мейер выполняет заказы на создание разнообразных шкафов, ломберных столов, угловых диванов и других объектов, украшенных изысканным мозаичным набором в виде геометрических или цветочных узоров из тонко подобранных по цвету и текстуре кусочков дерева различных пород.

Во второй половине XVIII в. наличие  собственных мастеров-мебельщиков  почти в каждом имении позволяет  создавать мебель в соответствии с тем или иным функциональным процессом и личными вкусами  хозяев, т.е. происходит дальнейшая дифференциация мебели по ее назначению.

На протяжении всего периода  мебель екатерининского классицизма  сохраняет лёгкость и стройность форм, присущую рококо. В первую очередь  это достигается за счёт хороших  пропорций основных формообразующих  элементов мебельного объекта, а  также тонких, украшенных каннелюрами, сужающихся книзу ножек стульев, кресел, диванов и комодов.

В это время меняются приёмы нанесения  резьбы – она делается менее пышной и располагается, в основном, в  местах конструктивного соединения отдельных элементов.

Мебель екатерининского классицизма  можно подразделить на несколько  основных типов относительно приемов  её декорировки. Например, мебель, которая имела резьбу, окрашивалась и золотилась. В некоторых случаях выступающие части и углубления резного декора окрашивались в разные цвета, которые имели гармоничную связь друг с другом и цветом окраски всего предмета, служащего как бы общим фоном. В пределах одного гарнитура разные мебельные объекты могли иметь разную, но гармонично согласованную окраску. Обивка мягкой мебели из одного гарнитура могла быть разной по рисунку на разных объектах, но цветовая гамма при этом сохранялась. С помощью росписи на мебели изображались вазы, гирлянды, букеты цветов, архитектурные шаблоны. Иногда появлялись изображения различных мифологических персонажей, выполненные золотой краской по синему фону. В последней трети XVIII в. в декоре русской мебели резьба занимает основное место. Резной орнамент, розетки, венки и т.п. всегда располагаются на мебельном объекте в точном соответствии с тектоническим строением его формы. В конце века на столах появляются столешницы, выполненные из мрамора или цветного камня. В качестве примера можно привести великолепную резную мебель Останкинского дворца-музея, которая была создана русскими мастерами И. Мочалиным, Я. Дунаевым, Г. Немцовым и Ф. Пряхиным.

Другой тип русской декорировки мебели – мозаичный набор. Маркетри, в основном, делалось несложным, из светлых и тёмных пород дерева «в шашку», «в ёлочку», «полосками», «ромбами» и т.п. Однако выполнялся и более сложный и изысканный набор, как, например, на мебельных объектах, созданных Н. Васильевым – крепостным мебельщиком П.Б. Шереметева.

В 90-х гг. XVIII в. мебельщики начинают использовать новый материал, открытый русскими мастерами и не известный  на Западе – карельскую березу и  кап. Считается, что этот материал ввел в обиход князь П.В. Мещерский, который  имел в г. Курске свою столярную мастерскую. Но в последнее десятилетие XVIII в. во времена правления Павла I, как  переходного стилевого этапа  от екатерининского классицизма  к александровскому ампиру, карельская береза использовалась в маркетри лишь в качестве фона. Фанеровка больших плоскостей карельской березой характерна для русской мебели уже XIX в.

Существовал ещё один способ достижения высокого декоративного эффекта  создаваемой мебели, в большом  количестве изготавливаемой в конце  правления Екатерины П. Такую  мебель отличали большая строгость  классического стиля, сокращение орнаментации, почти полное отсутствие резьбы, позолоты и окраски. Мебель создавалась из красного дерева (из массива или фанеровалась). Декоративный эффект достигался полировкой поверхностей красного дерева и небольшим количеством бронзовых или латунных полированных накладок, которые подчёркивали конструктивное строение мебельного объекта. Подобную мебель делали также из более дешёвых пород дерева, например, берёзы, а потом придавали ей с помощью специальных окрасок и лака вид дорогой мебели красного дерева.

В России создавалась уникальная в  своем роде мебель из стали и бронзы. Еще в первой половине XVIII в. на Тульском оружейном заводе начали делать металлическую  ажурную мебель с растительным орнаментом в стиле барокко. В конце века мастера Тульского завода создают, но уже в стиле русского классицизма, различные типы туалетных столов, стульев, кресел, скамеек, столов-подставок  и др. Аналогов такой мебели в европейском мебелестроении не существовало. Например, туалетный стол и стул, хранящиеся в Павловском дворце-музее, выполнены из металла и украшены обработанными алмазной гранью нитями жемчужника. Спинка стула имеет овальную форму и поддерживается бронзовыми золочеными дельфинами. Такую же форму и такие же опоры имеет зеркало стола. Ножки стола и стула, украшенные золоченой бронзой, тонкие и суживающиеся книзу. Мебельные объекты кажутся легкими, стройными, но в то же время прочными и устойчивыми. Это впечатление еще более усиливается от контрастного сочетания черной окраски (воронения) основных частей мебельных объектов, блестящей полированной стали жемчужника, золоченых бронзовых гирлянд, розеток, профилей, опорных частей ножек, золотых насечек и др., хорошо спропорционированных и согласованных по пластике и расположенных в строгом соответствии с конструктивными членениями общей формы.

Информация о работе Классицизм в России