Композиционное построение сценариев

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучение и анализ композиции сценария театрализованного представления.

Задачи исследования:

• Выявление и изучение сценария - драматургической формы театрализованных представлений

• Определение общего и особенного в композициях театральной и театрализованной сценарной драматургии

• Анализ основных единиц композиции сценариев театрализованных представлений

• Анализ архитектоники в сценариях театрализованных представлениях

• Выявление основных специфических особенностей в различных жанрах театрализованных представлений

Содержание

Введение……………………………………………………….2

I.Сценарий - драматургическая форма театрализованных представлений………………………………………………....5
II.Композиционное построение сценария театрализованного представления……………..…………………………………..12
1.Понятие композиции……………………………………...12
2.Основные единицы композиции сценариев театрализованных представлений……………………………………………...20
3.Специфические особенности различных жанров театрализованных представлений и их построение…………………………..33
Заключительная часть………………………………………...48

Библиография………………………………………………….51

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

План:

    Введение……………………………………………………….2

  1. Сценарий - драматургическая форма театрализованных представлений………………………………………………....5
  2. Композиционное построение сценария театрализованного представления……………..…………………………………..12
    1. Понятие композиции……………………………………...12
    2. Основные единицы композиции сценариев театрализованных представлений……………………………………………...20
    3. Специфические особенности  различных жанров театрализованных представлений и их построение…………………………..33

    Заключительная часть………………………………………...48

    Библиография………………………………………………….51 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В настоящее время театрализованные представления в честь знаменательных дат страны  и важнейших событий  в жизни коллектива занимают  все большее место в нашей  жизни. А для того чтобы лучше  организовать и развивать театрализованные представления всех видов и жанров, совершенно необходимо понять основные закономерности этого рода искусства, которые реально существуют, поскольку в течение тысячелетий создавалась и развивалась народная праздничная культура, неотъемлемой составляющей которой является театрализация. Известно, что основой всех  видов и жанров театрализованных представлений  является сценарий, имеющий, по единодушному признанию теоретиков, общие черты с драматургическими произведениями театра.

     Безусловно, и то, что театрализованное представление является одной из составляющей духовной и художественной культуры общества. По определению князя С.Волконского, «культура есть некое одинаковое, проникающее в разнообразное и дающее разнообразное. Однообразное, проникнувшее в разнообразное и дающее однообразное есть отсутствие культуры. В этом случае личность только облачается в культуру, как в одежду. А одежда одного покроя, одной мерки». Необходимо иметь в виду, что здесь «однообразие» - это некий внешний раздражитель, имеющий место в окружающем нас мире, «разнообразное» - множество индивидуальностей с разными вкусами, характерами и способностями.  Результат как однообразный, так и разнообразный есть оценка, отображение данного раздражителя этим множеством.

  Вернемся к театрализованному представлению. В основе любого театрализованного представления всегда лежит сценарий, а в основу сценария всегда ложиться конфликт. Не будет конфликта, не будет интересно, не будет эмоционально-образного восприятия человеком события. Конфликтность в сценарии театрализованного представления является тем всеобщим родовым признаком и качеством, которое позволяет говорить именно о драматургии театрализованного представления как таковой.

     Творческий  процесс работы над сценарием  театрализованного действа сложен и требует от сценариста самоотдачи. Даже изучив «технологию» создания сценария, мы не можем себя считать сценаристами, так как нельзя научить писать сценарий, если нет дарования, нет таланта, а при их наличии также нельзя надеяться на «авось», так как «только в результате труда могут укрепиться и развиваться природные способности человека, только труд и практика может выработать и накопить действенную силу вдохновения, раскрыть дальнейшие перспективы для творческой работы».  Только на основе накопленного материала и в процессе непрерывной работы возникает тот чудесный, необходимый творческий процесс, в результате которого сценарий как бы оживает, обретает плоть и кровь и возникает новое, законченное произведение. В книге «Театр одного актера» В.Яхонтов говорил: «Я создал как бы новое произведение на свой голос, в полном соответствии с моим замыслом, я нашел драматургию своего жанра». В.Яхонтов прав, создавая сценарий, мы создаем новое произведение, вкладывая в него частицу своей души, а значит драматургию своего жанра.

     Вместе  с тем, сегодня мы можем, к сожалению, наблюдать, что «пишут» сценарии практически все кто мало-мальски  образован, дискредитируя при этом профессию, и сам вид искусства. Отсюда, и отношение к режиссерам-сценаристам, можно сказать, пренебрежительное. Люди рассуждаю так: составил последовательность номеров, придумал текст ведущим праздничного мероприятия, добавил к ним выступление уважаемых людей – вот и сценарий готов.

     По  такому сценарию нередко и проводят большинство мероприятий, но это неинтересно людям.

     Поэтому необходимо нам будущим режиссерам театрализованных представлений и  праздников научится правильно создавать  сценарии, чтоб уважали и чтили  очень сложный процесс, процесс  создания сценария.

     При написании своей курсовой работы я придерживалась следующих компонентов исследования:

     Актуальность  исследования: Сценарий театрализованного представления не мыслим без наличия грамотно выстроенной композиции, в основе которой обязательно должны лежать законы драматургии.

     Цель исследования: Изучение и анализ композиции сценария театрализованного представления.

     Задачи  исследования:

• Выявление и изучение сценария - драматургической формы театрализованных представлений

• Определение общего и особенного в композициях театральной и театрализованной сценарной драматургии

• Анализ основных единиц композиции сценариев театрализованных представлений

• Анализ архитектоники в сценариях театрализованных представлениях

• Выявление основных специфических особенностей в различных жанрах театрализованных представлений

     Объект  исследования: Архитектоника и композиция сценария театрализованного представления

     Предмет исследования: Композиционное построение сценария театрализованных представлений

     При написании данной курсовой работы использовались многочисленные литературные источники. Основная информация взята из работ авторов как С.К.Борисов «Основы драматургии театрализованного действа»; Д.М.Генкин «Массовые праздники»; С.И.Гавдис «Основы сценарного мастерства»; А.И.Чечётин «Основы драматургии театрализованных представлений»; О.И.Марков «Сценарная технология»; Л.В.Буховстова, С.А.Щекотихина «Композиция и постановка танца»; Г.М.Фрумкин «Сценарное мастерство». 

I. Cценарий - драматургическая форма театрализованных представлений.

     С развитием общества развивается и его праздничная культура, а вместе с ней повышается спрос на художественно-образную организацию праздничных событий. В связи с этим в настоящее время заметно возросла потребность в добротной сценарной драматургии. Вместе с тем, процесс создания такой драматургии не прост. Помимо творческих способностей и больших человеческих затрат процесс создания сценариев требует профессиональных знаний умений и навыков. Как создать хороший, грамотный сценарий? Каковы особенности сценариев театрализованных представлений? В чем сущность и специфика сценария театрализованного представления? Эти вопросы волнуют каждого, кто вступает на путь сценарного мастерства, так как они невольно возникают у нас, у начинающих сценаристов уже на первом этапе нашего творческого процесса.

     К проблеме сценариев, сценарной драматургии  неоднократно обращались известные  теоретики и практики театра, кино, радио, телевидения и, конечно же, театрализованных представлений и  праздников. Известны взгляды на сценарную  драматургию праздничных действ Д.М.Генкина, А.И.Чечётина, А.А.Коновича, А.Д.Силина, О.И.Маркова и других теоретиков и практиков театрализованных представлений и праздников. Вместе с тем, теоретический материал разбросан по разным литературным источникам, что создает трудности для создания полной картины знаний о данном предмете.

     В настоящем параграфе я попытаюсь  обобщить взгляды на данную проблему, тем самым создать наиболее полную картину о сущности и специфике  сценариев театрализованных представлений  и праздников.

Итак, сценарий является первоначальным моментом в творческом процессе работы по созданию театрализованных представлений и праздников. Это драматургическая форма любого театрализованного действа. Сценарий является драматургической основой театрализованных представлений и праздников. Поэтому, прежде чем приступить к постановочной работе над очередной праздничной программой, необходимо разработать сценарий будущего праздничного действа. По определению известного теоретика и практика массовых праздников Д.М.Генкина, «сценарий – это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действа. Обычно сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике раскрывает тему в следующих друг за другом элементах действия, показывает авторские переходы от одной части действия к другой, приводит примерное направление всех публицистических выступлений, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия» [6; 102]. Это говорит о многоплановости и сложности сценария. Д.М.Генкиным предложена структура сценария, которая даёт возможность в процессе творческой работы над праздничным действом ничего не упустить, продумать и решить все необходимые моменты по воплощению сценарно-режиссерского замысла. В книге «Театр выходит на площадь» А.Д.Силин пишет: «Когда мы говорим о сценарии массового представления, то менее всего имеем в виду сценарий в кинематографическом или телевизионном значении этого слова, то есть некое литературное произведение, в котором по сравнению с традиционной пьесой лишь слегка расширенно описание зрительного ряда. В данном случае «сценарий» - всего лишь общепринятый термин. По форме он гораздо больше приближается к оперному или балетному либретто или к сценарию пантомимы, это описание действенно-событийной линии с развернутыми и подробными постановочными ремарками, это специфический режиссерский сценарий» [14;14].

     Из  выше изложенного можно сделать  вывод: сценарий – это результат  тесного творческого сотрудничества сценариста и режиссера или творчества режиссера-сценариста в одном лице, и что сценарий должен содержать  как драматургическое, так и режиссерское решение.

       Кратко и ёмко сформулировал  понятия сценария С.М.Массарский: «Сценарий-это зафиксированная авторам  сюжетно-образная концепция массового  действа, на основе найденной  и постановочной им проблемы, праздничного события. Сценарий - это подробная литературная (режиссерская) разработка сюжетно-образного построения массового действа» [11;40]. А.И.Чечётин объединяет все выше приведенные определения сценария, и дает нам обобщенное определение, он рассматривает сценарий «как способ фиксаций будущего единого действия представления любого вида и разновидности, по возможности во всем объеме выразительных средств»[16;101]

  Сценарий  соединяет в себе как художественную организацию сценарного материала. Так и организацию действий реальных участников праздничного действа. Об этом говорили ещё Д.М.Генкин и А.А.Конович, они утверждали, что сценарий театрализованного действа имеют два главных аспекта:

  1. психолого-педагогический
  2. художественный.

   Работая над сценарием автор должен выстроить  сценарный материал по законам драматургии, запрограммировать в нем приемы активизации участников будущего представления, их реакцию и поведение, также грамотно организовать зрительское восприятие разрабатываемого театрализованного представления. Режиссер-сценарист разрабатывая сценарий, выстраивает смену чувств и эмоций, настроений и действий аудитории по ходу развития праздничного действа, последовательно. Учитывая все эти составляющие сценарист не должен забывать о драматургии, о воздействии на аудиторию постепенно: от менее слабого к более сильному эмоциональному воздействию.

   Режиссер  или режиссер-сценарист должен быть хорошим психологом, уметь «играть  на человеческой душе», и работая  над сценарием обязан, выявить силу воздействия каждой единички сценической информации на конкретную аудиторию. Сценарист обязан прочувствовать уровень эмоционального воздействия отобранного им средства выразительности, суметь поставить его в контекст с другим сценарным материалом, чтобы вызвать у присутствующей аудитории необходимую реакцию. Только при учете вышеперечисленных обстоятельств, можно вызвать эмоциональный отклик предполагаемой аудитории, на достижение поставленной цели педагогического воздействия.

Информация о работе Композиционное построение сценариев