Культура Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:50, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена римскому судопроизводству периода его наибольшего развития (начиная с VII в, до н.э.). Римское частное право развивалось на почве осуществления судебной защиты права. На языке современных юридических дисциплин эту сферу можно описать как гражданский процесс. Соответственно, цель настоящей работы - дать характеристику римскому судопроизводству, действовавшему в данном государстве и выражавшему законы этого государства.

Работа содержит 1 файл

Костюм Древнего Рима.docx

— 647.61 Кб (Скачать)

1.  Введение.

    Данная работа посвящена римскому судопроизводству периода его наибольшего развития (начиная с VII в, до н.э.). Римское частное право развивалось на почве осуществления судебной защиты права. На языке современных юридических дисциплин эту сферу можно описать как гражданский процесс. Соответственно, цель настоящей работы - дать характеристику римскому судопроизводству, действовавшему в данном государстве и выражавшему законы этого государства.

  Эта тема весьма значима, поскольку призвана осветить ценнейший опыт правового  развития с присущими ему реальными  трудностями, противоречиями и достижениями, зафиксированный на протяжении длительного  отрезка времени в рамках политического  образования, каким является Римское  государство

  Своими  задачами автор данной работы ставит, прежде всего указать основные черты исторического подхода к трактовке общественно-правового явления; исследовать структуру предмета и показать его эволюцию в ходе изменения правового регулирования и политического режима государства; провести аналогию с современным гражданским процессом.

  Еще римские стоики развили понятие, что человек является уже не органической частью группы, а индивидом внутри всеобщего государства и субъектом  всеобщего права. Права индивида определяются не его функцией, но всегда и везде применимым законом. Мы в состоянии открывать законы и провозглашать то, что мы открыли, но мы не можем изобретать законы. Указанные принципы были взяты на вооружение римскими правоведами и заложены в основу юридической науки. Эта методология весьма значима для юридического образования в целом.

2.  Общая характеристика культуры

      Римская империя как единое государство существовала с 31 г. до н. э. по 395 г. н. э. Даже в наши дни вся область распространения римского господства — от Шотландии до Дуная и от Рейна до северной Африки — изобилует памятниками эпохи римской империи: храмами, дорогами, общественными зданиями, оборонительными сооружениями.

       К началу нашей эры под властью Рима находились огромные территории, в том числе и все земли, прилегающие к Средиземному морю. Под властью Рима оказались страны с древней и развитой культурой. Все это культурное разнообразие, угрожающее самой римской идентичности (можно упомянуть, к

                                                              - 1 -

примеру, многостороннее влияние культуры Греции, так волновавшее  римских моралистов), должно было быть преодолено и объединено неким высшим принципом. Таким принципом стала  власть, высший носитель которой, император, обожествлялся и являлся объектом поклонения на всей территории империи.

Однако власть была лишь проводником более высокой  ценности — закона и права, которые  должны быть привнесены в жизнь покоренного  народа римским завоеванием. Вряд ли будет преувеличением сказать, что  вся система римского права развилась  как ответ на «культурную полифонию» включенных в империю народов. Кроме  того, Рим всегда уделял большое  внимание зримым и осязаемым признакам  своего господства, прежде всего в  форме архитектуры.

Имея подобные составляющие государственного единства, Рим мог спокойно открыться культурному  влиянию покоренных им народов. В  первую очередь это относится  к Греции, влияние которой на Рим  началось задолго до установления империи. Греческий язык был языком культурной элиты (его статус был подобен  статусу французского языка в  русской культуре 19 века), греческая  эпическая поэзия и греческий  театр (правда, главным образом, комический), греческие архитектурные ордера и скульптура были примерами для  подражания.

Влияние на римскую культуру стран Востока  было представлено главным образом  распространившимися уже в Ранней империи восточными культами: египетскими  Сераписом и Исидой, фригийской Великой  Матерью и др. Все заимствования, однако, накладывались на субстрат собственно римской культуры.

Вместе с  тем римская культура периода  империи имела свой собственный  стержень, а именно — идею направленного  исторического процесса и идею государства  как олицетворения разумного начала, правящего миром

3.   Эстетический идеал  красоты

Древние римляне  предстают перед нами суровыми, физически  сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного  атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота— таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.

Римские матроны  пользовались большими правами и  уважением в обществе, чем женщины  в Древней Греции.

- 2 -

В идеале римлянки воплотились  величественность, медлительность и  определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской  грудью. Идеальным колоритом внешности  римлян считался светлый, особенно после  того, как в Риме появились белокурые  рабы— германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.

4.    Ткани, цвет, oрнамент

Как и все римское  искусство, римский костюм находился  под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом  решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании  аналогичных по волокнистому составу  и цвету тканей.

Однако римская  одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как  и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и  лен. В период Империи с Востока  стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными  шелками модны были плотные и  тяжелые типа парчи, которые становились  все более популярными. Использование  плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.

Цветовая гамма  в римском костюме— яркая, красочная, основные цвета— пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Поздние римские  ткани имели геометрическую орнаментацию—  круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.

- 3 -

5.    Одежда

Некоторые римляне  пытались удивить и шокировать других своей одеждой. Так, молодые римляне  из богатых семей намеренно надевали мягкие женственные одежды, например, туники с длинными рукавами, яркие  покрывала и прозрачные шёлковые тоги. Философы часто появлялись в  неопрятном виде, в грязной, оборванной одежде и изношенных плащах.

6.  Мужской костюм

В ранние периоды  Республики преобладала драпирующаяся  одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.

Туника  и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.

Туники имели несколько  разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде —  тоге — римляне придавали глубоко  символическое значение, Римский  поэт Вергилий написал в своей  «Энеиде»: «Владыки мира — народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.

 

  Тога представляет собой сложную драпировку        прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое

                                      - 4 -

 плечо и левую  часть фигуры. Ниспадающая назад  ткань закрывает спину и проходит  под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса — знак сословного отличия — должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.

В более поздние  периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой  хламиды, который тщательно подбирали  по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.

В европейской одежде средневековья и даже в современных  пелеринах-накидках возрожден еще  один вид римского плаща — пенула — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей — в костюме богатых щеголей.

С III в. н. э. драпирующаяся  античная одежда постепенно вытесняется  глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции  фигуры.

Изменения костюма  обусловлены были влиянием восточноазиатских  форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие  туники, широкие далматики, закрывающие  фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие  к украшениям. Примером такой одежды,  далекой от античных традиций, является далматик — длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.

В период Империи  в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни  из различных металлов, которые носят  по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.

- 5 -

Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка  дополняют облик римлян. В историю  вошла прическа «голова Тита»  из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.

Одежда римской  бедноты и рабов — туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.

7.    Женский костюм

 
Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие  и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с  крупным рисунком.Женская туника по покрою не отличалась от мужской.

Поверх туники знатные  римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.

Верхней женской  одеждой был драпирующийся плащ — палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы.

В качестве верхней  одежды женщины носили также пенулу.В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

В III-IV вв. меняется представление  о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые  создает закрытая одежда из тяжелых  неэластичных тканей.

- 6 -

8.    Основные виды и формы причесок.

 

 Парикмахерское искусство  у древних римлян, так же как  у древних греков, пользовалось особым вниманием. Прически их были просты, но впоследствии римляне переняли основные силуэты у греков, несколько видоизменив  их. Форма и украшение прически часто зависели от достатка, положения  в обществе.   В целом же формы причесок были одинаковы для всех слоев населения. Мужские прически представляли всевозможные фасоны стрижек. Но самой характерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь лоб до бровей или до середины лба. Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легко подвивалась. На скульптурных портретах периода Республики мы не видим вычурных или сложных причесок. Мужчины хорошо подстрижены, многие — довольно коротко.

Информация о работе Культура Древнего Рима