Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:36, контрольная работа
Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусство относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо — сравни выражение «литература и искусство») и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими — художественно-образными — формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.
Введение 3
1 Искусство как способ эстетического освоения мира. Виды и функции искусства
5
2 Искусство среди других сфер культуры 11
3 Формы художественного сознания: классицизм, реализм, символизм и модернизм
15
4 Формирование нового художественного сознания в ХХ веке. Сущность постмодернизма
20
Заключение 22
Список литературы 23
С
бурным развитием техники, совершенствованием
технологических процессов
Говоря
в целом о классификации
2 Искусство
среди других сфер культуры
Искусство, будучи автономной частью духовной культуры, вместе с тем тесно связано с другими видами творческой деятельности человека - наукой, религией, моралью, политикой и др.
Взаимоотношения
искусства с каждым из них неоднозначны,
варьируются от значительного
Искусство как и наука является инструментом познания мира. Но в отличии от науки, которая представляет объективное знание в абстрактно-логической форме, в понятиях, категориях, искусство выражает знание в художественных образах и направлено на закрепление субъективного начала в восприятии мира.
Специфика художественного образа в отличие от других форм отражения - понятий, законов, норм - состоит в следующем:
В силу специфики художественного образа искусство целостно воздействует на человека, вызывает эстетическое наслаждение. Оно потрясает душу, оставляет глубокий след в сознании, развивает человека нравственно, интеллектуально, эмоционально. Искусство, выступая часто равноправным партнером опытного знания, призвано по своей сути смягчить и гуманизировать безудержность научного поиска. В этой связи Ницше говорил, что «искусство нам дано, чтобы не умереть от истины». Искусство является уникальным средством познания, которое нельзя заменить другими. Особенно велика его роль в постижении тех сторон жизни, которые слабо поддаются научному анализу: о любви науки нет, но нет искусства без любви.
Научные ценности наиболее объективны, устойчивы в пространстве и времени, универсальны, лишены субъективного, национальных и классовых признаков. Как говорил в этой связи Чехов А.П., «Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения; что же национально, то уже не наука». Художественные ценности более иррациональны, этнически обусловлены и носят отчетливый отпечаток своего творца. Личность Пифагора никак не отражается в его теореме, в то время как личность и национальная принадлежность любого крупного художника отчетливо сквозят в его творениях.
Как
«бескорыстное стремление к некоемому
нематериальному идеалу»
Различия между религией и искусством определяются тем, что верующий человек и художник поклоняются каждый своему богу: первый Создателю, второй Красоте. Для религии характерны вера в сверхъестественные силы, почитание их, поклонение им. Для искусства - восхищение реальным миром и стремление отобразить его в художественных образах. Искусство также пробуждает экстаз, но только эстетический. Религиозное и художественное мировосприятие отличается еще и тем, что первое аскетично, «соборно», носит вневременной, наднациональный характер, второе чаще связано с гедонизмом (культом наслаждения), более индивидуалистично и «заземлено» на конкретных географических, исторических, национальных реалиях, что наглядно проявляется в различиях между духовным и светским искусством.
Поскольку
религия немыслима без
Укоренившись в общественном сознании моральные нормы всегда искали себе закрепление в художественных формах, образах. Все мифологии мира пропитаны моральными установками, принципами. Моральные императивы средневековья нашли воплощение в великих произведениях религиозной литературы - «Библии», «Коране», «Талмуде», «Житиях святых» и т.п. Искусство всегда считалось могучим средством исправления людских пороков. Уже давно замечено, что нравственность, добро и красота – категории, которые органически дополняют друг друга, хотя и не всегда находятся в идеальном синтезе.
В
конечном счете, вопрос о взаимодействии
нравственного и эстетического
начал в искусстве сводится к
вопросу о его форме и
Можно
выделить три основных варианта
отношений искусства и
3 Формы
художественного сознания: классицизм,
реализм, символизм и модернизм
Художественное развитие обладает собственной логикой, динамикой, будущим и не синонимично, а в лучшем случае, лишь параллельно истории. Искусство соответствует не столько характеру цивилизации и условиям жизни, сколько духу эпохи, ее идеалам. Механизм историко-художественного процесса связан с понятием художественного направления. Если вслед за Гегелем и Гумбольдтом признать существование некоего мирового «духа» или «духа» отдельных народов и эпох, изменяющихся во времени и пространстве, то направления и стили в искусстве будут своеобразными «визитными карточками», отмечающими напряженную жизнь этого «духа». Также как лицо - «зеркало души» отдельного человека, искусство - зеркало души своего народа и своего времени.
Художественное направление формируется из типичных для данной эпохи признаков и своеобразных способов художественного мышления, способов видения мира. В сложной и многообразной картине художественного развития присутствуют две главные тенденции, связанные со взаимодействием двух сторон человеческого сознания - рациональной и иррациональной, логической и интуитивной. Их взаимодействие и определяет тот или иной способ художественного мышления.
Рациональный архетип художественного мышления в искусстве наиболее характерно представлен классицизмом. Классицизм как тенденция художественного мышления постоянно присутствует в истории искусства (классицизм античной Греции и Рима, классицизм эпохи Ренессанса, французский классицизм XVII в. и классицизм просветительский, неоклассицизм XIX и начала XX вв.) Своеобразным антиподом классицизма, представляющим иррациональный архетип художественного сознания, стал романтизм, а с его распадом - символизм.
Взаимодействие названных архетипов является необходимым и достаточным для осуществления художественного мышления в непрерывном развитии, изменении и усложнении. Их сочетание и породит феномен полистилизма художественной деятельности, что подтверждает европейское искусство XIX - XX веков, в котором отмеченные способы мышления, постоянно присутствуют и взаимодействуют.
Классицизм (от лат. classicus - образцовый). Он выражает определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном стремлении к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного образа, т.е. рационально идеализирующем архетипе мышления. Подобный идеал наиболее ярко проявил себя в истории лишь однажды - в эпоху античной классики. Поэтому для классицизма Ренессанса, Просвещения характерна ориентация на формы античного искусства. Как стиль и направление классицизм занимал ведущие позиции в XVII-XVIII вв.
Основной эстетический постулат классицизма - верность природе, закономерной разумности мира с присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. Для классицизма свойственна определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что проявилось в иерархии «высоких» и «низких» жанров, требовании «трех единств» (времени, места и действия) в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка. Главной темой классицизма XVII-XVIII вв. стал конфликт общественных и личных начал, долга и чувства, в котором неизменно верх одерживает общественное над личным, долг над чувством.
К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.
Господствующим направлением в европейской культуре в это время становится реализм (от лат. realis - вещественный, действительный). В широком смысле слова реализм как изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку, существовал в искусстве всегда, с глубокой древности. Речь идет о реалистичности как всеобщем свойстве искусства правдиво отражать действительность. Реализм, как конкретно-историческое направление наиболее полно раскрыл свои черты в XIX веке. Возникновение и формирование реализма было обусловлено усложнением социальных структур, их многозначности и противоречивости. Реализм явился художественным выражением нового времени, властно требовавшим расширения границ художественного воспроизведения действительности и ее исторического анализа.
Ведущие эстетические принципы его как творческого метода - это:
Реалисты отрицательно относились к устоям буржуазного общества своего времени, поэтому по своей идейной направленности реализм середины и второй половины XIX века был критическим реализмом. В настоящее время реалистическое искусство по-прежнему играет заметную роль в художественной жизни.