Культура и исскуство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусство относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо — сравни выражение «литература и искусство») и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими — художественно-образными — формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

Содержание

Введение 3
1 Искусство как способ эстетического освоения мира. Виды и функции искусства
5
2 Искусство среди других сфер культуры 11
3 Формы художественного сознания: классицизм, реализм, символизм и модернизм
15
4 Формирование нового художественного сознания в ХХ веке. Сущность постмодернизма
20
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

культура и искусство.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

      С бурным развитием техники, совершенствованием технологических процессов расширяются  границы эстетической деятельности. Самостоятельным видом современного искусства стал дизайн, художественно-проектное  творчество, способствующее эстетическому  формированию предметно-пространственной среды.

      Говоря  в целом о классификации искусств, следует отметить, что и внутри каждого из них существуют определенные разновидности, как, например, жанры  в литературе, живописи и др., которые  выделяются по тематическим (ср. историческое, бытовое полотно), структурным (картина маслом, рисунок, эскиз и т.п.) или функциональным (ср. картина, декорация, плакат и т.п.) признакам.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Искусство среди других сфер культуры 
 

      Искусство, будучи автономной частью духовной культуры, вместе с тем тесно связано с другими видами творческой деятельности человека - наукой, религией, моралью, политикой и др.

      Взаимоотношения искусства с каждым из них неоднозначны, варьируются от значительного взаимопроникновения  до порой явного антагонизма.

      Искусство как и наука является инструментом познания мира. Но в отличии от науки, которая представляет объективное  знание в абстрактно-логической форме,  в понятиях, категориях, искусство  выражает знание в художественных образах  и направлено на закрепление субъективного начала в восприятии мира.

      Специфика художественного образа в отличие  от других форм отражения - понятий, законов, норм - состоит в следующем:

  1. в художественном образе общее отражается через единичное. Существенное образ раскрывает через индивидуальное, неповторимое, в конкретно-чувственной форме;
  2. художественный образ представляет собой единство рационального и эмоционального; там, где пропадает одно из них, исчезает искусство;
  3. художественный образ это единство объективного и субъективного. В нем в той или иной мере присутствует объективное начало, но образы искусства не должны восприниматься как объективная реальность. Произведение искусства всегда выражает субъективное видение художником мира. В образе  присутствует всегда личность его творца;
  4. в художественном образе содержится оценка изображаемого (в художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность нераздельны). Она содержится во всей  системе художественных образов, в отношении художника к изображаемому;
  5. важнейшей особенностью художественного образа является его многозначность.  Одним из аспектов этой многозначности является недосказанность, которая превращает восприятие искусства в сотрудничество, потребителя искусства в его творца. Он додумывает, дополняет, дорисовывает образ;
  6. художественный образ включает в себя случайное, детали, наличие которых позволяет воспринимать жизнь во всей ее полноте и конкретности.

      В силу специфики художественного  образа искусство целостно воздействует на человека, вызывает эстетическое наслаждение. Оно потрясает душу, оставляет глубокий след в сознании, развивает человека нравственно, интеллектуально, эмоционально. Искусство, выступая  часто равноправным партнером опытного знания, призвано по своей сути смягчить и гуманизировать безудержность научного поиска. В этой связи Ницше говорил, что «искусство нам дано, чтобы не умереть от истины». Искусство является уникальным средством познания, которое нельзя заменить другими. Особенно велика его роль в постижении тех сторон жизни, которые слабо поддаются научному анализу: о  любви науки нет, но нет искусства без любви.

      Научные ценности наиболее объективны, устойчивы  в пространстве и времени, универсальны, лишены субъективного, национальных и  классовых признаков. Как говорил  в этой связи Чехов А.П., «Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения; что же национально, то уже не наука». Художественные ценности более иррациональны, этнически обусловлены и носят отчетливый отпечаток своего творца. Личность Пифагора никак не отражается в его теореме, в то время как личность и национальная принадлежность любого крупного художника отчетливо сквозят в его творениях.

      Как «бескорыстное стремление к некоемому    нематериальному идеалу» искусство  всегда было тесно связано с религией. Так, первобытное искусство неотделимо от магии, тотемизма и других форм ранних религиозных воззрений. Обе эти стороны духовной  жизни человека - религия и искусство - относятся к эмоциональной, чувственной сфере. До сих пор конечной целью как религиозного акта, так и художественного произведения является катарсис, т.е. состояние души, испытывающей своеобразное очищение, экстаз, чувство приобщения к чему-то высокому и непостижимому. Религиозный ритуал во все времена во всех религиях строился на эстетической  основе. Это находит  выражение в богатейшем религиозном искусстве, храмах, пышных богослужениях, церковных песнопениях и т.д.

      Различия  между религией и искусством определяются  тем, что верующий человек и художник поклоняются каждый своему богу: первый Создателю, второй Красоте. Для религии характерны вера в сверхъестественные силы, почитание их, поклонение им. Для искусства - восхищение реальным миром и стремление отобразить его в художественных образах. Искусство также пробуждает экстаз, но только эстетический. Религиозное и художественное мировосприятие отличается еще и тем, что первое аскетично, «соборно», носит вневременной, наднациональный характер, второе чаще связано с гедонизмом (культом наслаждения), более индивидуалистично и «заземлено» на конкретных географических, исторических, национальных реалиях, что наглядно проявляется в различиях между духовным и  светским искусством.

      Поскольку религия немыслима без нравственного  содержания, не менее тесны связи  и взаимодействие между искусством и моралью.

      Укоренившись в общественном сознании моральные нормы всегда искали себе закрепление в художественных формах, образах. Все мифологии мира пропитаны моральными установками, принципами. Моральные императивы  средневековья нашли воплощение в великих произведениях религиозной литературы - «Библии», «Коране», «Талмуде», «Житиях святых» и т.п. Искусство всегда считалось могучим средством исправления людских пороков. Уже давно замечено, что нравственность, добро и красота – категории, которые органически дополняют друг друга, хотя и не всегда находятся в идеальном синтезе.

      В конечном счете, вопрос о взаимодействии нравственного и эстетического  начал в искусстве сводится к  вопросу о его форме и содержании. В искусстве могут существовать произведения, совершенные по форме, т.е. красивые, но далекие от норм морали, т.е. безнравственные. Гармония формы и содержания является непреложным условием эстетического наслаждения, получаемого от произведения искусства. Превращение формы в самоцель ведет к утрате искусством своей познавательной и воспитательной функции, и наоборот, важная и высоконравственная тема, не облаченная в эстетически совершенную форму, не находит отзвука в душе читателя, зрителя или слушателя.

      Можно выделить три основных варианта  отношений искусства и нравственности, находящих выражение в конкретных произведениях:

  1. искусство морализаторского типа - искусство, тесно связанное с жизнью, ее потребностями, нацеленное на воспитание, улучшение человека (дидактический характер искусства XVIII века);
  2. эстетствующее искусство - или «искусство для искусства», отвергающее действительность. Здесь на первый план выдвигается чисто формальное совершенство произведения, вплоть до отрицания его нравственной целесообразности и даже открытой проповеди аморальности (как у де Сада);
  3. искусство высоконравственное и одновременно высокохудожественное. Это золотой фонд человечества, к которому относится вся мировая классика, неподвластная времени и пространству. Здесь моральные, воспитательные начала, в широком смысле, представляет собой некое органическое единство в совершенной форме, что дало возможность Герцену определить искусство как «эстетическую школу нравственности».2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Формы художественного сознания: классицизм, реализм, символизм и модернизм 
 

      Художественное  развитие обладает собственной логикой, динамикой, будущим и не синонимично, а в лучшем случае, лишь параллельно истории. Искусство соответствует не столько характеру цивилизации и условиям жизни, сколько духу эпохи, ее идеалам. Механизм историко-художественного процесса связан с понятием художественного направления. Если вслед за Гегелем и Гумбольдтом признать существование некоего мирового «духа» или «духа» отдельных народов и эпох, изменяющихся во времени и пространстве, то направления и стили в искусстве будут своеобразными «визитными карточками», отмечающими напряженную жизнь  этого «духа». Также  как лицо - «зеркало души» отдельного человека, искусство - зеркало души своего народа и своего времени.

      Художественное  направление формируется из типичных для данной эпохи признаков и  своеобразных способов художественного мышления, способов видения мира. В сложной и многообразной картине художественного развития присутствуют две главные тенденции, связанные со взаимодействием двух сторон человеческого сознания - рациональной и иррациональной, логической и интуитивной. Их взаимодействие и определяет тот или иной способ художественного мышления.

      Рациональный  архетип художественного мышления в искусстве наиболее характерно представлен классицизмом. Классицизм как тенденция художественного мышления постоянно присутствует в истории искусства (классицизм античной Греции и Рима, классицизм эпохи Ренессанса, французский классицизм XVII в. и классицизм просветительский, неоклассицизм XIX и начала  XX вв.) Своеобразным антиподом классицизма, представляющим иррациональный архетип художественного сознания, стал романтизм, а с его распадом - символизм.

      Взаимодействие  названных архетипов является необходимым  и достаточным для осуществления художественного мышления в непрерывном развитии, изменении и усложнении. Их сочетание и породит феномен  полистилизма художественной деятельности, что подтверждает европейское искусство XIX - XX веков, в котором отмеченные способы мышления, постоянно присутствуют и взаимодействуют.

      Классицизм (от лат. classicus - образцовый). Он выражает определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном стремлении к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного образа, т.е. рационально идеализирующем архетипе мышления. Подобный идеал наиболее ярко проявил себя в истории лишь однажды - в эпоху античной классики. Поэтому для классицизма Ренессанса, Просвещения характерна ориентация на формы античного искусства. Как стиль и направление классицизм занимал ведущие позиции в XVII-XVIII вв.

      Основной  эстетический постулат классицизма - верность природе, закономерной разумности мира с присущей ему  красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. Для классицизма свойственна определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что проявилось в иерархии «высоких» и «низких» жанров, требовании «трех единств» (времени, места и действия) в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка. Главной темой классицизма XVII-XVIII вв. стал конфликт общественных и личных начал, долга и чувства, в котором неизменно верх одерживает общественное  над личным, долг над чувством.

      К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.

      Господствующим направлением в  европейской культуре в это время становится реализм (от лат. realis - вещественный, действительный). В широком смысле слова реализм как изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой  она реально видится человеку, существовал в искусстве всегда, с глубокой древности. Речь идет о реалистичности как всеобщем свойстве искусства правдиво отражать действительность. Реализм, как конкретно-историческое направление наиболее полно раскрыл свои черты в XIX веке. Возникновение и формирование реализма было обусловлено усложнением социальных структур, их многозначности и противоречивости. Реализм явился художественным выражением нового времени, властно требовавшим расширения границ художественного воспроизведения действительности и ее исторического анализа.

      Ведущие эстетические принципы его как творческого метода - это:

  1. объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;
  2. изображение типичных образов в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации;
  3. жизненная достоверность изображения («в формах самой жизни»);
  4. устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.

      Реалисты  отрицательно относились к устоям буржуазного  общества своего времени, поэтому по своей идейной направленности реализм середины и второй половины XIX века был критическим реализмом. В настоящее время реалистическое искусство по-прежнему играет заметную роль в художественной жизни.

Информация о работе Культура и исскуство