Культура СССР в середине 40-х – середине 50-х годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:26, реферат

Описание работы

Общие условия развития культуры. Главная задача первых послевоенных лет – восстановление страны, ликвидация последствий гитлеровского нашествия. По-прежнему, на первое место была поставлена промышленность, уровень которой достиг довоенного уже к 1948 г. Львиная доля капиталовложений направлялась в отрасли тяжелой промышленности, восстановление производства товаров народного потребления, жилищного фонда шло неоправданно медленно («станки ради станков»). В городах не хватало продуктов питания, хотя продовольственные карточки были отменены в 1947 г.

Работа содержит 1 файл

кср улейчик.doc

— 42.00 Кб (Скачать)

Культура  СССР в середине 40-х – середине 50-х годов

Общие условия развития культуры. Главная задача первых послевоенных лет – восстановление страны, ликвидация последствий гитлеровского нашествия. По-прежнему, на первое место была поставлена промышленность, уровень которой достиг довоенного уже к 1948 г. Львиная доля капиталовложений направлялась в отрасли тяжелой промышленности, восстановление производства товаров народного потребления, жилищного фонда шло неоправданно медленно («станки ради станков»). В городах не хватало продуктов питания, хотя продовольственные карточки были отменены в 1947 г.

Сказалась некомпетентность партийного руководства в экономике. Не заметили, что после войны в  мире смещен акцент в сторону создания топливно-промышленного комплекса, добычи и переработки нефти и газа, развитие нефтехимии). В СССР, по-прежнему, ставка делалась  на угледобывающие отрасли. 

Совершенно не изменилась политика по отношению к сельскому хозяйству. Продолжается беззастенчивая перекачка средств из деревни в промышленность. Правда, теперь деньги требовались не только для собственных нужд, но и для поддержания «стран народной демократии». Укреплялись колхозы (с этой же целью было проведено их укрупнение в 1949 г.), ограничивались возможности содержания личного подсобного хозяйства. Крестьяне, фактически, оставались  в рабском положении, получали мизерное вознаграждение за свой труд (по трудодням), согласно закону 1932 г. не могли при желании покинуть село.

Сельское хозяйство оставалось в глубочайшем кризисе, без перспектив выхода из него. Усиливается миграция молодежи, благо, что была потребность в рабочей силе в городе. В деревне остаются, в основном, женщины и старики. Рождается практика, закрепившаяся на десятилетия,  направлять на  уборку урожая горожан и военнослужащих.

Ситуация ухудшилась в  связи с проведением конфискационной  денежной реформы 1947 г. Население города пострадало из-за роста цен, сельчане потеряли мизерные сбережения, полученные за счет продажи сельскохозяйственной продукции с личных участков.

Совершенно не меняются и методы партийного руководства, что и подтвердил ХIХ съезд партии. На съезде ВКП (б),  партию большевиков, переименовали в КПСС, коммунистическую партию Советского Союза,  что означало отсутствие, а точнее полное уничтожение какой-либо оппозиции. В ход пускают уже хорошо проверенные средства – ложь и репрессии. На ХIХ съезде под громкие аплодисменты Сталин объявил о полном решении зерновой проблемы, когда люди умирали от голода. 

Не случайно, в общественном сознании  усиливаются критические настроения. В значительной степени это было связано с тем, что военное поколение вышло из-под жесткого контроля. В годы войны им приходилось самим принимать решения, нести за них ответственность, они научились критически оценивать ситуацию. Многие впервые побывали  за границей и смогли сравнить достижения и уровень жизни «загнивающего капитализма» и самого передового в мире, как провозглашалось, социалистического строя.

Кстати, в самой коммунистической идее мало кто сомневался. В 1947 г. в Воронеже появилась нелегальная Коммунистическая  партия  молодежи. 50 человек объединились во главе с сыном второго секретаря обкома партии Б. Бутуевым, как они говорили, «из-за реальных жизненных противоречий».  Свою главную задачу бунтари определили как изучение и распространение в массах подлинного марксизма-ленинизма. В дискуссиях по вопросам о роли личности и народных масс в истории,  соотношении теории и практики в построении социалистического общества звучали обвинения в адрес Сталина.

Сомнения по поводу правильности выбранных средств в построении светлого коммунистического завтра возникли не только у «простых смертных»,  но и в рядах партноменклатуры. Симптомы политической нестабильности подтвердились при обсуждении новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). Обсуждение документов проводилось преднамеренно закрыто. Руководство не могло допустить реализацию таких предложений как децентрализация экономики, расширение внутрипартийной демократии. Это неминуемо привело бы к развалу созданной системы.

Для пресечения инакомыслия начинается новая волна репрессий. Летом 1946 г. был нанесен первый удар, как всегда, по творческой интеллигенции. Постановление 1946 г. (по поводу Зощенко и Ахматовой) напоминало, что  литература и искусство должны быть поставлены на службу коммунистического воспитания масс, пропаганду коммунистической идеологии. Подтверждалось право партийно-административного аппарата, должностных лиц, независимо от их компетентности в творческих вопросах, «от лица народа» ставить оценочное клеймо на произведения литературы и искусства.

К лету 1947 года над страной в очередной раз опускается  «железный занавес», разворачивается травля «космополитов» («космополит» – «человек  без  роду и племени»,  преклоняется перед  Западом  и ненавидит Родину). Вся западная культура объявляется буржуазной и враждебной. «Новейшее изобретение» власть предержащих – суды чести, которые избирались сроком на 1 год в составе 5–7 человек из числа работников министерства или ведомства. А следующим шагом было уже «ленинградское дело».

Новая волна репрессий  получила название «ждановщины». Разгрому подверглись наука, литература, кино, музыка. Антипатриотическую группировку  отыскали даже в архитектуре во главе  с историком искусства Д. Аркиным. Причем, партийные функционеры в своей критике дошли до полного и неприличного абсурда (генетика – продажная девка империализма). Определяющей чертой культурной политики стал произвол.

Живопись в это время оставалась как бы на обочине, не была столь популярна. Официозная живопись вызывала раздражение, другая была труднодоступной. Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).

В 1956 году в Ленинграде прошла выставка «художника-коммуниста» Пабло Пикассо, а следом - Фестиваль молодежи и  студентов в Москве (1957) с художественным конкурсом, который выигрывает никому неизвестный «маляр» Анатолий Зверев, не несущий в своем творчестве никаких признаков «социалистического реализма». В 1960 г. проходит выставка искусства Мексики. Советские зрители знакомятся с картинами и фресками Сикейроса, Риверы, Ороско. Через три года выставка Фернана Леже. У многих открылись глаза, молодые художники были покорены выразительной монументальностью работ мексиканских мастеров.

В советском искусстве началась смена  поколений. В художественных кругах в присутствии партийных руководителей  на выставках и встречах начинают вестись робкие поначалу разговоры о специфике живописи, в которой главную роль играют форма и цвет.

В конце 50-х годов возникают новые  течения: суровый стиль и «другое  искусство». Художники «сурового  стиля» (Е. Моисеенко, Н. Андронов, В. Попков) говорили со зрителем на понятном реалистическом языке, но говорили не о величии подвига Советского народа, а о цене победы, о тяжелом труде и судьбе простого человека. Стилистика их работ напоминала художественные искания начала века.

«Другое искусство» стремилось объединить предметное искусство модернизма и наработки абстракционизма, опыт авангарда 20-х годов, но это течение, отличающееся своей непримиримостью к партийной художественной политике, объединял в своих рядах соратников по противостоянию власти, а не по стилю. Художники этой группы (Л.Кропивницкий, О. Целков, А. Зверев, Ю. Соостер) появились на открытых выставках только в восьмидесятые годы.

С конца 50-х - 60-х годов общее оживление  художественной жизни выразилось в  проведении большого количества выставок, многие из них становились или постоянными или регулярными. Наиболее значительной из них стала ежегодная выставка в Манеже. В конце 1962 г. выставку в манеже посетил Никита Сергеевич. Он этого зрелища не выдержал, выставка была закрыта, а Хрущев ещё долго метал громы и молнии в адрес «мазил», «формалистов», оторвавшихся от народа. Попытки устроить выставки в парке, под открытом небом, закончились плачевно. Так и войдут они в историю искусства под названием «бульдозерные выставки». Большинство участников этих выставок в конце 60-х годов оказались диссидентами. Сегодня наиболее известными из них являются скульпторы Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин.

Последствия разгона выставки в Манеже крайне плачевно отразились на развитии русского изобразительного искусства. Повеяло атмосферой 30-х - 40-х годов. Теперь художники не репрессированы. В новых условиях это было уже невозможно, просто их работы не принимались на выставки, не печатались каталоги. Те, кто не уехал заграницу и не отказался от своих взглядов на искусство, вынуждены были творить для себя, жить на случайные заработки.

Развитие  живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой  Отечественной войны нашла отражение  в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).

Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении  продолжает господствовать неоклассика  «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.


Информация о работе Культура СССР в середине 40-х – середине 50-х годов