Лев Бакст

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:39, реферат

Описание работы

Настоящая его фамилия Лейб-Хаим Розенберг. В России его звали Львом Самойловичем. Он родился в городе Гродно (Белоруссия) в небогатой еврейской семье талмудиста. Его детство прошло в Петербурге у родителей матери, фамилию которых Бакстер, он в сокращённом виде взял позднее себе в качестве псевдонима. В 12 лет стал победителем в гимназическом конкурсе на лучший портрет поэта В. Жуковского. Склонность к рисованию не очень-то нравилась его отцу, благоверному еврею. Решив отвадить сына от гойского занятия, он послал его рисунки

Работа содержит 1 файл

Настоящая его фамилия Лейб.doc

— 67.00 Кб (Скачать)


Настоящая его фамилия Лейб-Хаим Розенберг. В России его звали Львом Самойловичем. Он родился в городе Гродно (Белоруссия) в небогатой еврейской семье талмудиста. Его детство прошло в Петербурге у родителей матери, фамилию которых Бакстер, он в сокращённом виде взял позднее себе в качестве псевдонима. В 12 лет стал победителем в гимназическом конкурсе на лучший портрет поэта В. Жуковского. Склонность к рисованию не очень-то нравилась его отцу, благоверному еврею. Решив отвадить сына от гойского занятия, он послал его рисунки М. Антокольскому, надеясь, что тот даст отрицательный отзыв. Но просчитался. Антокольский похвалил рисунки, и отцу пришлось согласиться с выбором сыном профессии художника. Леон поступил вольнослушателем в художественную Академию. Проучился там 4 года, но проиграв конкурс на серебряную медаль, покинул Академию и стал заниматься живописью самостоятельно. В 1889 году выставил картины на своей первой выставке. В том же году несколько молодых людей создали кружок самообразования, который вскоре стал основой художественного объединения «Мир искусства». Во главе его стоял художник Александр Бенуа. Бакст возглавлял в Объединении художественный отдел и иллюстрировал выпускаемый ими журнал своими рисунками. Эти графические рисунки принесли Баксту широкую известность. Как еврей Бакст не имел права жить в России вне черты оседлости*, поэтому через 4 года уехал в Париж. Занимался в студиях известных художников и прожил в этом городе до 1897 года. Вернувшись в Россию, стал учителем рисования детей великого князя Владимира. Получил личный заказ императора Николая 2 на создание большого полотна « Встреча русских моряков в Париже» (во время визита российской эскадры в Тулон в 1893 году). Была ли картина написана, неизвестно. Сведений об этом я не нашёл. В следующем году женился на дочери московского купца, коллекционера и мецената Павла Третьякова, для чего ему пришлось принять лютеранство. В революцию 1905 года Бакст активно сотрудничал в русских сатирических журналах. Художница Елизавета Званцева, открыв в Москве частную художественную школу,

привлекла Бакста к преподаванию в ней. В этой школе преподавали такие известные художники как В Серов и К. Коровин. Да и ученики не уступали им в славе. Взять хотя бы Марка Шагала.

В 1907 году вместе с Валентином Серовым Бакст посетил Италию. Результатом стали несколько картин на античные темы, самой известной из которых была картина

Встреча Бакста и дружба с известным русским антрепренёром Сергеем Дягилевым в корне изменила направление его творчества. Дягилев в 1907 году организовал ежегодные зарубежные гастроли русских артистов, получившие название Русские сезоны. Вначале это были выступления певцов и музыкантов, но в следующем году он решил привезти в Париж также и балет. Дягилев пригласил на эти гастроли известных артистов балета: А. Павлову, В. Нижинского, Т. Карсавину, Е. Гельцер, И Рубинштейн. На роль хореографа был приглашён М.М. Фокин. В оформлении балетов участвовали лучшие театральные художники России. Особая роль в оформлении балетов принадлежит Леону Баксту, благодаря чему он вошёл в историю искусства, как выдающийся театральный художник. Он стал ведущим художником Русских сезонов и организованной Дягилевым в 1911 году труппы Русский балет. Этим гастролям посвящена сцепка марок России, 1995 года и 2 марки Монако, посвящённые столетию Русских сезонов Дягилева. В 1910 году балет "Шахерезада" стал главной премьерой "Русских сезонов" в Париже. Парижанки даже изменили стиль одежды. В моду вошли смуглость, полупрозрачные ткани, юбки-шальвары, тюрбаны, открытые плечи. Автором костюмов и декораций, так восхитивших французов, был художник Леон Бакст.

В поздние годы жизни по-прежнему постоянно выступал как художник театра, оформлял спектакли театров "Гранд-опера", "Мишель", труппы Иды Рубинштейн. Выступал и как либреттист. Продолжал писать портреты. а также читал лекции по вопросам современного искусства и костюма. В 1920-е годы написал большой цикл панно на тему сказки Спящая красавица для особняка Д.Ротшильда в Лондоне. Своим творчеством способствовал сложению основ стиля "ар деко". Последняя работа мастера - оформление поставленного в 1924 году по его собственному сценарию балета "Истар" с Идой Рубинштейн в главной роли. В этом же году по сценарию Бакста и в его оформлении в "Гранд-Опера" должен был быть поставлен балет "Шальная молодость", декорацию к которому художник мыслил создать в необычной манере, прославляющей юность. Кроме того, для театра Сары Бернар он собирался выполнить декорации к постановке "Идиота" по Ф. М. Достоевскому. Однако, осуществить эти планы Льву Самойловичу не было суждено. Летом 1924 года во время репетиции "Истар" с художником случился нервный припадок. Его отвезли в больницу. Через пять месяцев 27 декабря 1924 г. он умер в Париже от отёка лёгких.

 

Париж 1910 года был околдован русскими. Для второго года своих «Сезонов» в театре Гранд Опера Сергей Дягилев привёз балет «Жар-птица», музыку к которому написал молодой Стравинский, и изящнейшую интермедию «Карнавал» - плод совместного творчества Михаила Фокина и Мейерхольда, но главной премьерой стала «Шахерезада». Этот спектакль, созданный Фокиным на музыку Римского-Корсакова, воплотил в себе всю эклектичность стиля модерн.

Классический балет на пуантах и танцы босоножек, пантомима, французская борьба и акробатика соединились не вполне органично, но эффектно. На фоне алых ковров и изумрудных стен гарема актеры "летели, борясь, кубарем с лестницы, падали вниз головой, висели кверху ногами".

 

После «Шахерезады» стиль парижских салонов внезапно изменился – их хозяйки спешно покупали турецкие и персидские ковры и заказывали мебельщикам низкие «восточные» диваны. В моду вошли полупрозрачные ткани, платья без корсета, руки, открытые до плеч, тюрбаны и юбки-шальвары. Поднялся спрос на пудру тёмных оттенков – парижанки желали быть смуглыми. Эскизы костюмов и декораций, восхитивших французов, были немедленно выкуплены у автора парижским Музеем декоративных искусств. У художника было звучное, короткое, совершенно не русское имя - Леон Бакст.

Великий художник русского модерна Леон Бакст – Лев (Лейб-Хаим) Самойлович Розенберг – родился в 1866 году в Гродно. Его отец, учёный талмудист, желал сыну хорошей карьеры. «Художник» в понятие «хорошая карьера» не укладывалось, и тратить дневное время на рисунки мальчику было запрещено. Тогда он стал рисовать ночью. Устав от борьбы с упрямым отпрыском, отец послал его рисунки скульптору Антокольскому, возможно, надеясь на разгромный отзыв. К счастью для искусства, Антокольский рисунки похвалил.

В 1883 году юноша поступил вольнослушателем в Академию художеств (Санкт-Петербург) и не слишком усердно проучился в ней четыре года – академическая система была раздражающе неповоротлива, и не успевала за временем. Провал конкурса на серебряную медаль стал последней каплей, и Лев ушёл из Академии. Он занимался живописью у Альберта Бенуа, зарабатывая на жизнь и оплату уроков иллюстрированием детских книг. В первый раз художник рискнул выставить свои работы в 1889 году, под эффектным псевдонимом «Бакст» - от фамилии бабушки «Бакстер».

Русское (да и не только русское) искусство этого времени звучало, как речь строителей вавилонской башни: классический язык академистов перекрикивают поборники реализма, молодёжь увлекалась одновременно прихотливой линией Бердслея, цветовым буйством импрессионистов, символами мистиков. Лев Толстой клеймил за пошлость и отрыв от правды любого художника, что посмеет изображать «ангелов, демонов, лилии, дев с распущенными волосами…». Однако ангелы, демоны, лилии и девы – обязательные герои зарождающегося в Европе арт-нуво – зыбкого, эклектичного стиля, точно отражающего тревогу перелома века.

Италия, Германия, Франция – обязательные вехи для начинающего русского художника того времени. В 1893 году творческий поиск привел в Париж и Льва Бакста – отныне с этим городом неразрывно будет связана его судьба. Он учился в студии Жерома и «Академии Жюльена», жил продажей этюдов и восхищался импрессионистами и французскими романтиками – Жерико, а особенно - Делакруа. Бакста пленяли не масштабные полотна мэтра, а его лёгкие, живые акварели. Вслед за своим кумиром он даже предпринял поездку в Алжир.

Шесть лет художник провёл между Петербургом и Парижем. В один из кратких наездов он познакомился с «Невскими пиквикианцами» - организованным Александром Бенуа кружком самообразования. В него входили Константин Сомов, Дмитрий Философов, Сергей Дягилев. Среди этой «молодой шпаны» Лев Бакст был не только самым старшим, но и единственным, имевшим художественное образование. Вскоре из «Невских пиквикианцев» выросло знаменитое художественное объединение «Мир искусств», а Бакст придумал марку с орлом, «царящим надменно, таинственно и одиноко на вершине снеговой" для одноимённого журнала. Европейский «новый стиль» обращался к лазури и золоту Египта, вытянутости и мистицизму готики, кружеву и кринолинам галантного века. Русский «арт-нуво» черпал вдохновение в зверином стиле скифов, в сказочном фольклоре, в богатырских былинах.

На первых выставках «Мира искусства» Бакст представлял пейзажи парижского времени и портреты друзей: художников Бенуа и Сомова, поэта Андрея Белого. Сам Белый так рассказывал о создании своего портрета: "Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала "Мир искусства" своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть".

Бакст быстро вошёл в моду как портретист, но большую славу создала ему журнальная графика – так узнаваем был его почерк, соединяющий лаконичность японской гравюры с изысканностью рисунков Обри Бердслея.

Известность принесла художнику выгодные предложения: великий князь Владимир пригласил его давать уроки рисования своим детям, в 1900 году Бакст пишет серию парадных женских портретов, а в 1902 году случается и царский заказ — изобразить «Встречу русских моряков» в Париже. В этом же году он создал скандально знаменитую картину "Ужин. Дама с апельсинами". Это полотно, решённое на контрасте чёрного и белого, изображающее молодую женщину в причудливой шляпке стиля арт-деко и платье, облегающем длинное ласочье тело, вызвало бурю отзывов – и негодующих и восторженных.

Итак, в новый век Бакст, когда-то остро страдавший от «собственной неизвестности», вошёл признанным художником-универсалом, одинаково свободно владеющим цветом и линией, большими формами и миниатюрой, портретной живописью, книжной графикой, шрифтами. Вскоре все эти таланты он отдал своему основному призванию – театру.

Его первой театральной работой стало оформление небольшой пантомимы «Сердце маркизы» (1902 г.), за ними последовал балет «Фея кукол» (1903 г), большей частью успеха обязанный волшебству декораций и костюмов Бакста. За «Сердцем маркизы» и «Феей…», которые были задуманы как изящные игрушки, следовали декорации и костюмы к античным пьесам «Ипполит» и «Эдип в Колоне». Для этой работы Бакст изучал греческую скульптуру и вазопись.

Через несколько лет вместе с Валентином Серовым он совершит путешествие в Грецию и на Крит. Серов, «прикоснувшись к античности» создал знаменитое «Похищение Европы» и картину «Одиссей и Навсикая», наполненную движением и серебристым светом. Бакст – полотно "Древний ужас", с архаической Афродитой, улыбающейся, пока за её спиной рушится мир. Современник Бакста так говорил об этой картине: "Итак, Судьба, предмет древнего ужаса, Судьба-губительница есть именно та богиня любви с ее улыбкой и голубем, которую мы видим на первом плане, торжествующую какое-то нескончаемое утверждение жизни среди гибели влюбленных в нее мужеских сил".

Вскоре после возвращения из Греции Бакст расстался со своей женой - дочерью создателя знаменитой галереи П. М. Третьякова Любовью Гриценко. Чтобы получить согласие на брак с Любовью Павловной, художник отказался от иудаизма и принял крещение. После развода он вернулся в веру отцов – и, в соответствии с новым законом об иудеях в Российской Империи, немедленно был выслан из столицы (так же власти поступили и с Исааком Левитаном). У художника было достаточно высокопоставленных знакомых и друзей, чтобы получить разрешение вернуться, но он предпочёл Петербургу Париж.

Тогда же, в 1909-м, Сергей Дягилев представил Парижу свои «Русские сезоны». Первым спектаклем, который Бакст оформил для Дягилева, стал балет «Клеопатра». Его угловатую, словно египетские фрески, хореографию, придумал Андрей Фокин. Партию царицы танцевала Ида Рубинштейн. Невероятно эротичные костюмы и разноцветные парики, созданные для неё Бакстом, немедленно нашли отражение в парижской моде. «Шахерезада». «Карнавал», «Видение розы», «Нарцисс», «Синий бог», «Дафнис и Хлоя». «Послеполуденный отдых фавна» с Вацлавом Нижинским - каждая новая работа художника восхищала, поражала, очаровывала по-новому. Для Парижа Бакст стал самым французским из русских.

Поэт Максимилиан Волошин писал об этом так: "Насколько Бакст всегда казался одиноким и неуместным на русских выставках со своей чересчур изысканной элегантностью, откровенной чувственностью, смущающим глаз шиком, виртуозностью своего рисунка и фейерверком ослепительных узорчатых тканей, настолько он кажется здесь вполне у себя. Бакст... сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже - как в дамских платьях, так и на картинных выставках". Идеи бакстовских костюмов в «восточном», «индийском», «античном» стиле использовал Модный Дом «Пакэн» и модельер-новатор Поль Пуаре. Скорость, с которой женщины реагировали на каждую его фантазию, изумляла самого Бакста: «Парижанки так уж созданы, что все их поражающее на сцене находит себе живой отклик в моде. Только этим я могу объяснить, почему мои постановки так повлияли на постепенное преобразование женского костюма вплоть до цветных причесок». Благодаря моде, его имя известно и женщинам, ни разу не видевшим русский балет. Художница Дымшиц-Толстая, вернувшись из Парижа, вспоминала, как консьержка в её доме, показывая ей портрет Бакста в газете, сказала: «это человек, владеющий не только театром, но и всеми магазинами, потому что „они полны вещей а lа Бакст“».

Покорив Францию, Бакст отправился завоёвывать Англию. С 1912 года его выставки регулярно проходили в Лондоне, в Обществе изящных искусств. Именно здесь, в июне или июле 1913 года состоялось знакомство художника Джеймсом де Ротшильдом. Джеймс, возглавлявший парижский филиал знаменитого банкирского дома, недавно женился, приобрёл особняк в Лондоне и искал художника, который смог бы расписать гостиную. Сюжетом для росписи Бакст выбрал сказку Шарля Перро «Спящая красавица». Бакст дважды оформлял этот балет П.И. Чайковского – для Анны Павловой и для антрепризы Дягилева в Нью-Йорке, но панно дома Ротшильдов не перекликаются с декорациями и костюмами спектакля. Образцом для росписей художнику послужили работы мастеров Возрождения, в частности фрески Андреа Мантенья и ватиканская фреска Рафаэля «Месса в Больсене». Художник подарил героям Перро лица семьи Ротшильдов. В роли Прекрасного принца выступил сам заказчик, его юная супруга Дороти отказалась позировать для принцессы Авроры и стала одной из фрейлин. Художнику написал портреты отца, матери, брата, сестры Джеймса, его многочисленных кузенов и кузин, родителей Дороти и даже её собачки. Работу Бакста прервала Первая Мировая Война. Замок спящей красавицы был закончен только к 1922 году. Более полувека сказка предназначалась лишь узкому кругу зрителей. В 1988 году, по завещанию Дороти Ротшильд, панно были переданы в дар музею Тель-Авива, но сэр Джакоб Ротшильд выкупил картины у музея. Отныне вся серия панно «Спящая красавица» экспонируется в музее «Уодесдон. Коллекция Ротшильдов».

Информация о работе Лев Бакст