Матрона

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:26, биография

Описание работы

биография святой

Работа содержит 1 файл

Родилась блаженная Матрона.docx

— 49.24 Кб (Скачать)

       Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее — Димитрий и Наталия, крестьяне — были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев — Иван и Михаил, и две сестры — Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже немолоды.           

       При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок мог стать, прежде всего, лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения последнего ребенка мать решила избавиться от него. Об убийстве младенца в чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло быть и речи. Зато существовало множество приютов, где незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались за казенный счет или на средства благотворителей. Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицына в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое “дитя несчастное”.

       Священное Писание свидетельствует, что Всеведущий Бог иногда предъизбирает Себе служителей еще до их рождения. Так, Господь говорит святому пророку Иеремии: “Прежде, нежели Я образовал тебя в чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя” (Иер.1,5). Господь, избрав Матрону для особого служения, с самого начала возложил на нее тяжелый крест, который она с покорностью и терпением несла всю жизнь.

       При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы 5 века, память которой празднуется 9 (22) ноября.

       О богоизбранности девочки свидетельствовало то, что при крещении, когда священник, опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Об этом поведал родственник блаженной Павел Иванович Прохоров, присутствовавший при крещении. Священник, отец Василий, которого прихожане почитали как праведника и блаженного, был несказанно удивлен: “Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят”. Еще отец Василий сказал Наталии: “Если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно”.

Он добавил, что Матрона встанет на его  место и предскажет даже его кончину. Так впоследствии и получилось. Однажды  ночью Матронушка вдруг сказала  матери, что отец Василий умер. Удивленные и испуганные родители побежали в  дом священника. Когда они пришли, то оказалось, что он действительно  только что скончался.

Рассказывают  и о внешнем, телесном знаке богоизбранности  младенца — на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный  нательный крестик. Позже, когда  ей было уже лет шесть, мать как-то стала ругать ее: “Зачем ты крестик  с себя снимаешь?” “Мамочка, у  меня свой крестик на груди”, — отвечала девочка. “Милая дочка, — опомнилась Наталия, — прости меня! А я-то все  тебя ругаю...”

Подруга Наталии позже рассказывала, что, когда Матрона была еще младенцем, мать жаловалась: “Что мне делать? Девка грудь не берет в среду и пятницу, спит в эти дни сутками, разбудить ее невозможно”.

Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались  плотно сомкнутыми веками, как у  той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Еще в младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась  в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними.

Матронушку часто дразнили дети, даже издевались на нею: девочки стегали крапивой, зная, что она не увидит, кто именно ее обижает. Они сажали ее в яму и с любопытством наблюдали, как она наощупь выбиралась оттуда и брела домой. Поэтому она рано перестала играть с детьми и почти всегда сидела дома. С семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных.

Дом Никоновых  находился поблизости от церкви Успения  Божией Матери. Храм красивый, один на семь-восемь окрестных деревень. Родители Матроны отличались глубоким благочестием и любили вместе бывать на богослужениях. Матронушка буквально выросла в  храме, ходила на службы сначала с  матерью, потом одна, при всякой возможности. Не зная, где дочка, мать обычно находила ее в церкви.

У нее  было свое привычное место — слева, за входной дверью, у западной стены, где она неподвижно стояла во время  службы. Она хорошо знала церковные  песнопения и часто подпевала  певчим. Видимо, еще в детстве  Матрона стяжала дар непрестанной молитвы.

Когда мать, жалея ее, говорила Матронушке: “Дитя ты мое несчастное!” — она удивлялась: “Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный да Миша”. Она понимала, что ей дано от Бога гораздо больше, чем другим.

Даром духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления Матрона  была отмечена Богом с ранних пор. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала  приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеление  от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых шли  люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала её главной кормилицей.

Родители  Матроны любили ходить в храм вместе. Однажды в праздник мать Матроны  одевается и зовет с собой  мужа. Но он отказался и не пошел. Дома он читал молитвы, пел, Матрона  тоже была дома. Мать же, находясь в  храме, все думала о своем муже: “Вот, не пошел”. И все волновалась. Литургия закончилась, Наталия пришла домой, а Матрона ей говорит: “  Ты, мама, в храме не была”. “Как не была? Я только что пришла и  вот раздеваюсь!” А девочка  замечает: “Вот отец был в храме, а тебя там не было”. Духовным зрением  она видела, что мать находилась в храме только телесно.

Как-то осенью Матронушка сидела на завалинке. Мать ей говорит: “Что же ты сидишь, холодно, иди в избу”. Матрона отвечает: “Мне дома сидеть нельзя, огонь мне  подставляют, вилами колют”. Мать недоумевает: “Там нет никого”. А Матрона ей объясняет: “Ты же, мама, не понимаешь, сатана меня искушает!” Однажды  Матрона говорит матери: “Мама, готовься, у меня скоро будет свадьба”. Мать рассказала священнику, тот пришел, причастил девочку (он всегда причащал ее на дому по ее желанию). И вдруг  через несколько дней едут и едут повозки к дому Никоновых, идут люди со своими бедами и горестями, везут  больных, и все почему-то спрашивают Матронушку. Она читала над ними молитвы и очень многих исцеляла. Мать ее спрашивает: “Матрюшенька, да что же это такое?” А она отвечает: “Я же тебе говорила, что будет свадьба”.

Ксения  Ивановна Сифарова, родственница брата блаженной Матроны рассказывала, как однажды Матрона сказала матери: “Я сейчас уйду, а завтра будет пожар, но ты не сгоришь”. И действительно, утром начался пожар, чуть ли не вся деревня сгорела, затем ветер перекинул огонь на другую сторону деревни, и дом матери остался цел.

В отрочестве ей представилась возможность попутешествовать. Дочь местного помещика, благочестивая  и добрая девица Лидия Янькова, брала  Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург, другие города и  святые места России. До нас дошло  предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: “Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России”. Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

Прошло  немного времени, и на семнадцатом  году Матрона лишилась возможности  ходить: у нее внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину болезни. Она шла  по храму после причастия и  знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность  ходить. Так и случилось. “Я не избегала этого — такова была воля Божия”.

До конца  дней своих она была “сидячей”. И сидение ее — в разных домах  и квартирах, где она находила приют, — продолжалось еще пятьдесят  лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла  этот тяжкий крест, данный ей от Бога.

Еще в  раннем возрасте Матрона предсказала  революцию, как “будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать”. Образно  она показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе лишнее, а  потом все бросят землю и побегут  кто куда. Земля никому не нужна  будет.

Помещику  из их села Себино Янькову Матрона советовала перед революцией все продать и уехать за границу. Если бы он послушал блаженную, то не видел бы разграбления своего имения и избежал ранней, преждевременной смерти, а дочь его - скитаний.

Односельчанка Матроны, Евгения Ивановна Калачкова, рассказывала, что перед самой революцией одна барыня купила дом в Себино, пришла к Матроне и говорит: “Я хочу строить колокольню”. “Что ты задумала делать, то не сбудется”, — отвечает Матрона. Барыня удивилась: “Как же не сбудется, когда все у меня есть — и деньги, и материалы?” Так ничего с постройкой колокольни и не вышло.

Для церкви Успения Божией Матери по настоянию  Матроны (которая уже приобрела  известность в округе и просьба  которой воспринималась как благословение) была написана икона Божией Матери “Взыскание погибших”. Вот как это  произошло.

Однажды Матрона попросила мать передать священнику, что у него в библиотеке, в таком-то ряду, лежит книга с  изображением иконы “Взыскание погибших”. Батюшка очень удивился. Нашли  икону, а Матронушка и говорит: “Мама, я выпишу такую икону”. Мать опечалилась - чем же платить за нее? Потом  Матрона говорит матери: “Мама, мне  все снится икона “Взыскание погибших”. Божия Матерь к нам в церковь  просится”. Матронушка благословила женщин собирать деньги на икону по всем деревням. Среди прочих жертвователей один мужик дал рубль нехотя, а его  брат - одну копейку на смех. Когда  деньги принесли к Матронушке, она перебрала их, нашла этот рубль и копейку и сказала матери: “Мама, отдай им, они мне все деньги портят”.

Когда собрали необходимую сумму, заказали икону художнику из Епифани. Имя  его осталось неизвестно. Матрона  спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Он ответил, что для  него это дело привычное. Матрона  велела ему покаяться в грехах, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Потом она спросила: “Ты точно знаешь, что напишешь эту икону?” Художник ответил  утвердительно и начал писать.

Прошло  много времени, наконец он пришел к Матроне и сказал, что у него ничего не получается. А она отвечает ему: “Иди, раскайся в своих грехах” (духовным зрением она видела, что есть еще грех, который он не исповедал). Он был потрясен, откуда она это знает. Потом снова пошел к священнику, покаялся, снова причастился, попросил у Матроны прощения. Она ему сказала: “Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной” ( Икона была написана примерно в 1915 году. Всю жизнь Матрона не расставалась с ней. Теперь эта икона Божией Матери находится в Москве, в Покровском женском монастыре).

На собранные  по деревням деньги по благословению  Матроны была заказана в Богородицке  и другая икона Божией Матери “Взыскание погибших” (Она находится в Свято-Успенском  монастыре Тульской епархии, в городе Новомосковске).

Когда она была готова, ее понесли крестным ходом с хоругвями от Богородицка  до самой церкви в Себино. Матрона ходила встречать икону за четыре километра, ее вели под руки. Вдруг она сказала: “Не ходите дальше, теперь уже скоро, они уже идут, они близко”. Слепая от рождения говорила как зрячая: “Через полчаса придут, принесут икону”. Действительно, через полчаса показался крестный ход. Отслужили молебен, и крестный ход направился в Себино. Матрона то держалась за икону, то ее вели под руки рядом с ней. Этот образ Божией Матери “Взыскание погибших” стал главной местной святыней и прославился многими чудотворениями. Когда бывала засуха, его выносили на луг посреди села и служили молебен. После него люди не успевали дойти до своих домов, как начинался дождь.

Информация о работе Матрона