Методика подготовки и проведения природоведческой экскурсии «Мир животных глазами человека»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – показать всё великолепие удивительного Белгородского зоопарка, а также доставить удовольствие, которое будет незабываемым и полезным для расширения кругозора.

Задачи: познакомить туристов с великолепием зоопарка; кратко рассказать о его обитателях; показать его место в общегородской истории, ознакомить экскурсантов с современным этапом развития зоопарка.

Содержание

Введение….………………………………………………………………………..3

1. Методика подготовки и проведения природоведческой экскурсии…….…5

1.1. Методика подготовки природоведческой экскурсии...…………….5

1.2. Методика проведения природоведческой экскурсии…..…………8

2. Методическая разработка экскурсии «Мир животных глазами человека»…..……………………………………………………………………..14

2.1. Методическая разработка…………………………………………..16

2.2. Маршрут……………………………………………………………..15

2.3. Контрольный текст………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованных источников…………………………………………...35

«Портфель экскурсовода»………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

курсовая иед.doc

— 158.50 Кб (Скачать)
 

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ

     БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

     ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И СЕРВИСА

     КАФЕДРА «ТУРИЗМА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА 

                                УТВЕРЖДАЮ

                                Зав. кафедрой «Туризма и

                                социально-культурного  сервиса»

                                                    _______ к.э.н., доц.Селюков М.В.

                                                «_____»    _______________200__г. 

     Дисциплина  – информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях гостиничного хозяйства и туризма 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: «Методика подготовки и проведения природоведческой экскурсии «Мир животных глазами человека»» 
 

     Выполнила:

     студентка 2 курса группы 170908                                                  Говорова Л.И.

                                                                                                       

     Руководитель:

     к.г.н., ст. преп.                                                                                      Комарова М.Е. 

     Белгород 2010

                                                                        
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение….………………………………………………………………………..3

1. Методика  подготовки и проведения природоведческой экскурсии…….…5

      1.1. Методика подготовки природоведческой экскурсии...…………….5

      1.2. Методика проведения природоведческой экскурсии…..…………8

2. Методическая  разработка экскурсии «Мир животных глазами человека»…..……………………………………………………………………..14

      2.1. Методическая разработка…………………………………………..16

      2.2. Маршрут……………………………………………………………..15

      2.3. Контрольный текст………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….34

Список  использованных источников…………………………………………...35

«Портфель экскурсовода»………………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Туризм  является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и  за быстрые темпы он признан экономическим  феноменом столетия.

           Во многих странах  туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего продукта,  активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Турим оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, то есть выступает своеобразным стабилизатором социально – экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно–географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

     На  развитие туризма в мире оказывают  влияние научно – технический  прогресс, повышение качества жизни  населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков, экономическая и политическая стабильность и ряд других факторов.

           Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Экскурсии различаются: по целям (учебные (в т. ч. учебно-производственные, для профессиональной ориентации, обмена опытом), культурно-просветительские, научные); по тематике (в соответствии с содержанием объектов); по месту расположения объектов (натурные, музейные); по составу участников (для разных возрастных групп, специалистов различных профилей, туристов и учащихся) и т.п.

     Вид данной экскурсии – природоведческая, это одна из основных форм организации экологического воспитания и формирования экологической культуры, позволяют в естественной обстановки познакомить экскурсантов с явлениями и объектами природы. Я выбрала Белгородский зоопарк; красота природы вызывает глубокие переживания у экскурсантов. Такая экскурсия в природу связанны с движением, пребыванием на воздухе, что способствуют укреплению здоровья.

     Самые различные животные, с некоторыми из которых мы встречаемся ежедневно, о существовании других даже не догадываемся, населяющие самые разные природные зоны и ведущие свой образ жизни, не смогут попасть на страницы моей работы, но о той коллекции животного мира, которая содержится в Белгородском зоопарке я попытаюсь рассказать в своей курсовой работе.

     Цель  курсовой работы – показать всё великолепие удивительного Белгородского зоопарка, а также доставить удовольствие, которое будет незабываемым и полезным для расширения кругозора.

     Задачи: познакомить туристов с великолепием зоопарка; кратко рассказать о его обитателях; показать его место в общегородской истории, ознакомить экскурсантов с современным этапом развития зоопарка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ 

1.1. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ

       Природоведческая  экскурсия одна из основных форм по организации экологического воспитания и формирование экологической культуры. Преимуществом природоведческих экскурсий является то, что они позволяют в естественной обстановке познакомить экскурсантов с явлениями и объектами природы. На природоведческих экскурсиях научная информация в сочетании с богатым наглядным материалом придает ей особую убедительность. Природоведческие экскурсии способствуют воспитанию интереса к природе, отличаются высокой эмоциональностью и способствуют активизации познавательной активности экскурсантов.

       Красота природы вызывает глубокие переживания  у экскурсантов. Экскурсии в природу  связанны с движением, пребыванием  на воздухе, что способствуют укреплению здоровья.

       Экскурсии могут быть загородными, они часто  бывают длительными. Они включают отдых на природе. Природоведческие экскурсии расширяют естественно научные знания, воспитывают любовь к родному краю, развивают эстетический вкус и являются формой отдыха.

       По  содержанию природоведческие экскурсии можно подразделить на две группы:

  1. обзорные;
  2. тематические (ботанические, зоологические, геологические).

       По  характеру решаемых задач можно  выделить:

  1. экологические, экскурсии на сельско–хозяйственный объект
  2. экскурсии эстетического характера.

       Экологическая экскурсия готовит экскурсантов с разнообразными биоценологическими связями мира природы, с актуальными проблемами экологии, вопросами охраны природы. Такие экскурсии помогают увидеть и оценить природные богатства края.

       Из  тематических экскурсий наиболее распространены ботанические экскурсии. Такие экскурсии знакомят с растительным миром того или иного края, с типичными или реликтовыми для данной местности растениями. Задача ботанических  экскурсий состоит не только в ознакомлении с растительным миром , но и в необходимости раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности природных процессов и явлений оздоровительного значения.

       Особенность подготовки природоведческих экскурсий  обусловлена спецификой работы с  природным материалом. Для разработки природ экскурсий необходимо подробно исследовать экскурсионные возможности своего края, изучить особенности природы, выявить ее типичные черты. После этого составляется полный перечень  объектов. Только после изучения экскурсионных возможностей края можно составить представление о том, на какие темы, по каким маршрутам можно проводить экскурсии в данном районе. Основными источниками информации при подготовки природоведческих экскурсий является краеведческая, специальная географическая литература. Определяя место экскурсии экскурсовод должен выбрать наилучший путь к нему, что бы он не был утомительным и не отвлекал от намеченной цели. При определении расстояния следует исходить из физических возможностей экскурсантов.

       Средняя продолжительность должна быть 30 – 40 минут. При этом следует учитывать рельеф, погоду, следует разработать несколько вариантов маршрута.

       При подготовки экскурсий необходимо привлечь внимание на одежду экскурсантов. Как  бы ни было знакомо экскурсоводу место  экскурсий, необходимо за пару дней до нее осмотреть место. Побывав там, экскурсовод уточняет маршрут, находит нужные объекты, устанавливает места для коллективных и индивидуальных наблюдений. Предварительное ознакомление с местом экскурсии дает возможность не только уточнить план ее проведения, но и продумать приемы ее ведения.

         При отборе объектов природоведческой  экскурсии сложность заключается  в умении выделить из природного  окружения те объекты, которые  более впечатляют и отвечают  теме данной экскурсии. При  отборе объектов для природоведческой  экскурсии учитываются такие качества как: познавательная ценность, типичность или уникальность для природы данной местности, степень взаимодействия, степень расположения: в живописном или удобном месте.

       Маршрут стоится по тематическому принципу от одного объекта к другому. При изучении одного крупного объекта предполагается остановка экскурсионной группы и рассмотрение тех свойств и сторон объектов, которые необходимо изучить. Особенность текста является его частичное варьирование в зависимости от времени года.

       Текст экскурсии передается на рецензирование и утверждение. В бюро организуются прослушивание, прием и реклама экскурсии. Допуск экскурсовода к проведению экскурсии осуществляется в общепринятом порядке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ

     Природоведческая  экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные наблюдения и сбор природного материала. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона.

     Основная  часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Экскурсовод помогает д подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Экскурсовод дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

     Основное  внимание в наблюдении уделяется  вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим экскурсантов рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения художественной литературы, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать экскурсантам возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание аудитории только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе

Информация о работе Методика подготовки и проведения природоведческой экскурсии «Мир животных глазами человека»