Методы и методики диагностики художественных способностей и одаренности детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 15:01, лекция

Описание работы

Цель: совершенствование знаний современного учителя изобразительного искусства о принципах проектирования авторского урока (урока-образа), методах и формах организации деятельности учащихся.
План
Современный урок искусства – урок-образ.
Принципы построения новой структуры урока искусства.
Современные методы преподавания изобразительного искусства.

Работа содержит 1 файл

Методика преподавания ИЗО.docx

— 47.42 Кб (Скачать)

Литература

  1. Лепская Н.А. 5 рисунков. – М., 1998.
  2. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Художник А.А. Селиванов.  Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. 128 с.
  3. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998.
  4. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. М., 1991.
  5. Торшилова Е.М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М., 2004.

Тема: Основные направления преподавания изобразительного искусства в условиях модернизации образования 

(Элективные  курсы как средство формирования  вариативного содержания художественного  образования)

Цель: формирование ценностного отношения к предмету «изобразительное искусство», формирование у педагогов навыков предпрофильной и профильной подготовки учащихся в области изобразительного искусства.   
 
Основные понятия: элективные курсы; вариативное обучение; дифференциация; дифференцированный подход к обучению; индивидуализация; индивидуализация обучения; компетентность; принцип.

План

  1. Элективный курс как дидактическая единица.
  2. Специфика элективных курсов.
  3. Структура элективных курсов.
  4. Содержание элективов.
  5. Примерный вариант элективного курса.

Содержание  материала

Элективный предмет  – целесообразно отобранное и  структурированное содержание образования (что изучать?), которое с применением  соответствующего метода / технологии (как изучать?) облекает форму элективного  курса. Таким образом, изучается  элективный предмет, разрабатывается  – элективный курс.

С дидактической  точки зрения концептуальные подходы  к отбору содержания элективных предметов  можно свести к трем основным теориям: энциклопедизм, формализм и прагматизм (утилитаризм).

Технологический компонент разрабатывается в  рамках широкого спектра психолого-педагогических подходов, среди которых системный, деятельностный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный и компетентностный.

К числу основных принципов разработки элективных курсов, отражающих специфику профильного  обучения, следует отнести: принцип продуктивности учебной деятельности, принцип интегративности, принцип соответствия содержательного и деятельностного компонентов обучения, принцип вариативности, принцип индивидуализации, принцип региональности.

Главная функция  элективных курсов – дать учащимся ответ на такие вопросы: «Что я  хочу и могу изучать? Как? Где? Зачем?». Ведь предметная профильность может формально загнать ученика в жесткие границы, срезая с его образовательной траектории индивидуально значимые области человеческой культуры. В результате образовательная траектория ученика может стать не индивидуальной, а профильной. Именно элективы помогают компенсировать этот риск.

Для элективных курсов не существует образовательных  стандартов. Нестандартизованность, вариативность и краткосрочность элективных курсов («курсов по выбору») являются их особенностями. Вариативность курсов по выбору предполагает следующее: в рамках предпрофильной подготовки ученик, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или наоборот еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои «силы» в освоении разных курсов, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Временные рамки конкретных курсов по выбору могут быть разными. Однако учителям надо помнить, что ученик должен попробовать себя и проверить свои силы в освоении разных курсов. Поэтому желательно, чтобы курсы были краткосрочными.

Элективные  курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут “поддерживать” изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

Вариативное обучение – обучение на основе реализации вариативных образовательных программ, где вариативность образовательных программ определяется построением содержания общеобразовательных программ (основных, дополнительных, профильных) с учетом интересов учащихся, региональных и национальных особенностей, возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения и выбора образовательных ресурсов среды.

Дифференциация  – это ориентация образовательных учреждений на развитие интересов, склонностей, способностей и педагогических возможностей обучающихся. Дифференциация может осуществляться по разным признакам: на основе успеваемости, способностей, учета выбора предметов и т.д.

Дифференцированный  подход к обучению – процесс обучения, учитывающий особенности разных групп учащихся, рассчитанный на посильность обучения каждой группы.

Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Индивидуализация  обученияобучение, при котором способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей.

Компетентность – способность человека реализовывать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.

Принцип – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению. 
Пример элективного курса по ИЗО И МХК (Интернет).

Информация о работе Методы и методики диагностики художественных способностей и одаренности детей