Рембрандт и его творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

с XVII век был для Голландии периодом расцвета всех областей духовной культуры. Бурно развиваюсь литература, архитектура, театр, живопись. Но наибольшие культурные ценности в «золотой век» истории этой страны были созданы именно в области изобразительного искусства, которое созревало, появившись в годы революции, героической освободительной борьбы и бурного послереволюционного подъема. Видимо, поэтому живопись Голландии носит демократический характер, посредством которого художники выражали свои идеи и отношение к действительности, а произведения отличает смелый реализм в изображении человека и его жизни.

Содержание

Введение 3
Начало пути 4
Новая жизнь. Слава и признание 7
Исторические картины. Библейские и мифологические сюжеты 8
Сложное время 13
Последние шедевры мастера 19
Посмертная слава 20
Вывод 22
Приложения: 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 1.79 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального образование

Санкт-Петербургский  государственный университет технологии и дизайна

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ 

 

 

 

 

Факультет: ИДРиКТ

Специальность: 031600.62 «Реклама и связи с общественностью»

Форма обучения: дневная

Кафедра: Рекламы

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

Дисциплина: История искусств.

 

Тема: Рембрандт и его творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса, группы РКД-1 Алимбеков Р. М.

 

Проверила:

Герцман Е. Е.

 

Оглавление

Введение 3

Начало пути 4

Новая жизнь. Слава и признание 7

Исторические картины. Библейские и мифологические сюжеты 8

Сложное время 13

Последние шедевры мастера 19

Посмертная слава 20

Вывод 22

Приложения: 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

 

 

Введение

XVII век был  для Голландии периодом расцвета  всех областей духовной культуры. Бурно развиваюсь литература, архитектура,  театр, живопись. Но наибольшие  культурные ценности в «золотой  век» истории этой страны были  созданы именно в области изобразительного  искусства, которое созревало,  появившись в годы революции,  героической освободительной борьбы  и бурного послереволюционного  подъема. Видимо, поэтому живопись  Голландии носит демократический характер, посредством которого художники выражали свои идеи и отношение к действительности, а произведения отличает смелый реализм в изображении человека и его жизни. Достижения голландского реализма были очень близки Рембрандту и нашли в его творчестве свое наивысшее воплощение.

Рембрандт писал  картины на исторические, библейские, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи. Для его творчества характерно стремление к философскому осмыслению жизни, честность к себе и людям, интерес к духовному  миру человека. Одухотворенность модели и драматизм события художник великолепно передавал через  эффекты светотени. На протяжении всей своей жизни он отдавал предпочтение библейской тематике.

Творчество  живописца поражает широтой тематического  охвата, что вообще в мировом искусстве  свойственно очень редким художникам.

 

Начало пути

Рембрандт Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене (Нидерланды). Отец художника держал мельницу, стоявшую на берегу Рейна. Отсюда родовое прозвище мастера — Рембрандт ван Рейн — «который с Рейна». Отец видимо был достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и устроить его в 1620 году в Лейденский университет. Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником. Три года он работает подмастерьем у одного лейденского художника, а затем полгода учится живописи у Питера Ластмана в Амстердаме. Ластман был представителем группы голландских художников, посвятивших свое творчество античным и библейским сюжетам. В его исторических картинах зрителя увлекают красочные подробности быта древних народов и мизансцены, в которых проявляются сильные чувства персонажей. Но, несмотря на мастерство их выполнения и отдельные реалистические детали, его работы отличались надуманностью и театральностью даже в изображении вполне реальных событий. Многие характерные черты живописи Ластмана оказали существенное влияние на становление стиля Рембрандта. Искусный мастер, познакомил Рембрандта с эффектом светотени, применяющейся для передачи объемности и раскрытия драматизма действия. Этот прием станет главным в творчестве художника.

Последующие годы Рембрандт работает в Лейдене, снискав репутацию мастера библейских и мифологических сцен.

В картинах «Лейденского» периода (1625-1631) очевидны живописные черты Рембрандта-ученика: аккуратная, немного строгая суховатая манера письма, резкие переходы цвета и света. 

С самого начала художника привлекал жанр портрета. Пока было мало заказов, он писал своих  родственников и близких, а также  большое количество автопортретов. Никто из классиков мировой живописи не оставил столько автопортретов, сколько Рембрандт. Менялись костюмы, прическа, возраст, но - облик его всегда узнаваем. Изображая себя с самыми разными выражениями лица – улыбающимся, смеющимся, сконфуженным, Рембрандт

совершенствовал возможность передачи мимико-психологических  состояний. Ранние автопортреты часто  поверхностны, иногда даже грубы, причиной чего были, конечно, отсутствие жизненного опыта и молодой возраст 

(Приложение 1).

К лейденскому  периоду относятся также первые опыты художника в области  печатной графики. Неизвестно, у кого учился Рембрандт искусству офорта, но его ранние гравюры уже отличаются мастерством исполнения и глубоким пониманием рисунка. Эти работы говорят  о том, что Рембрандт выбирал  персонажей своих произведений, прежде всего, из низов голландского общества. Весьма реалистично и жизненно он часто писал бродяг, калек и нищих. Постепенно творчество Рембрандта привлекло к себе внимание публики, его талант отметили современники, у него появились ученики. Живописцу стали предсказывать большое будущее.

Одно время  Рембрандт подписывал свои работы монограммой RHL, содержащей имя его отца Хармена и название родного города Лейдена. Но после приезда в Амстердам в 1631 он стал подписываться одним именем — Рембрандт, подобно великим мастерам Тициану и Рафаэлю. В Амстердаме у художника начался один из успешных периодов в творческой жизни.

Он получил  выгодный заказ от гильдии хирургов и в январе 1632 посетил лекцию выдающегося  голландского врача Николаса Питерса, на которой слушатели были свидетелями вскрытия трупа вора. Медики имели право вскрывать тела лишь тех преступников, которые были осуждены на казнь. Поскольку это случалось крайне редко, то всегда было настоящим событием, которое как раз и предстояло запечатлеть в своей картине Рембрандту.

В произведении «Урок анатомии доктора Николаса Тулпа» (1632) (Приложение 2) автор выступает как глубокий психолог, сумевший передать сложную картину личностных взаимоотношений. Перед нами группа слушателей-хирургов, одетых в праздничные костюмы. В Голландии распространенной была разновидность портрета, изображающего человека за любимым делом. Он требовал использования элементов бытовой картины — включение в сюжет окружающих предметов, характеризующих жизнь портретируемого. Самым сложным было сохранить в рамках жанра преобладание портретного образа над бытовым, и с этой задачей Рембрандт справился блестяще.

Во взглядах персонажей - восхищение от только что прослушанной лекции, обнаружившей удивительно глубокие знания лектора; молодые люди напряжены, сравнивая анатомию вскрытой руки трупа с тем, что написано в огромной книге, лежащей у его ног. Только выражение лица доктора очень сдержанно. Как настоящий профессионал он не испытывает ни страх, ни смущение, ни робость. Доктор Тулп спокоен, уверен в себе и не боится смотреть в глаза действительности. Даже слуга, который на заднем плане картины принимает плащ у только что пришедшего хирурга, нисколько не испуган зрелищем, а спокойно взирает па зрителя поверх голов собравшихся врачей.

Это полотно  принесло Рембрандту признание амстердамской публики. Он получил множество заказов на портреты от знатных господ и за первые два года создал их более пятидесяти! Благосостояние художника росло вместе с его популярностью. Рембрандт был страстным коллекционером. На заработанные деньги он приобретал произведения искусства, антикварные вещи, старинные костюмы и ближневосточные бытовые предметы, которые он использовал в своих картинах для придания им убедительности. Когда осуществлялась опись имущества живописца, среди произведений, входящих в его обширную коллекцию, были картины Рафаэля, Альбрехта Дюрера, Питера Брейгеля, Рубенса, Ван-Дейка и других мастеров.

Новая жизнь. Слава и признание

В 1634 году Рембрандт  женился на Саскии ван Эйленборх, происходившей из богатой патрицианской семьи. Он очень любил ее и часто изображал супругу в разных образах: то в обычной одежде, то в фантастических нарядах, превращающих ее в героиню античной или библейской мифологии.

Одним из ранних произведений на историческую тему является полотно «Софoнисба принимает чашу с ядом» (1634) (Приложение 3). Женщина на картине очень напоминает Саскию. Согласно преданию, Софонисба, дочь карфагенского полководца, жила во время ожесточенной войны Карфагена с Римом. Чтобы закрепить союз с нумидийцами, ее отец выдал дочь за царя Сифакса, погибшего в битве с римлянином  Масиниссом, который захотел взять царицу себе в жены. Когда римляне запретил ему этот брак, он прислал Софонисбе чашу с ядом, которую царица выпила, не задумываясь.

А в картине  «Флора» (Приложение 4) Саския предстает в образе богини растительности Флоры. Женщина беременна; тюльпан в венке, которым украшена ее голова, указывает на голландскую принадлежность. С веточкой в руках Саския напоминает сказочную героиню, гуляющую в лесу. Удивительно выписана ткань ее одежды, которая выглядит словно настоящая, и кажется, если притронуться к холсту, можно ощутить ее гладкость. Картина выполнена в холодной красочной гамме, но оставляет удивительное теплое впечатление.

 Еще один  знаменитый шедевр - «Автопортрет  с Саскией на коленях» (Приложение 5) Рембрандт изобразил себя с молодой женой за праздничным столом. В глазах Рембрандта, светящихся от счастья, - раздолье и веселье, передающиеся зрителю, а жест руки, который он нежно придерживает спутницу за талию, говорит о теплом отношении к ней. Рембрандт поднял высокий красивый бокал с напитком, предлагая публику присоединиться к празднику его души и выпить за их семейное счастье. Нежные переливы золотистых тонов, потоки света, пронизывающие картину, передают радостное настроение молодого и преуспевающего художника и его жены, полных надежд и мечтаний. Супруги одеты в красивые старинные костюмы, которые Рембрандт с удовольствием покупал у антикваров, чтобы его модели могли переодеваться и выглядеть на портретах роскошно.

Исторические картины. Библейские и мифологические сюжеты

В XVI—XVIII веках  к «исторической» живописи относились не только картины с изображением событий истории, но и полотна на религиозные и мифологические сюжеты. Влияние учителя Ластмана прослеживается во многих работах Рембрандта. Однако чувствуется также, что при некоторой схожести композиционных приемов, колорита и костюмов героев Рембрандт трактует образы и сюжеты глубоко индивидуально. Оставаясь в рамках традиционных библейских и мифологических сюжетов, он стремился, прежде всего, передавать реальные чувства и самого человека именно такими, какие они были на самом деле — без прикрас, надуманности и театральности.

В исторических произведениях раскрывается необыкновенно яркий талант Рембрандта-рассказчика. В этих работах чувствуется стремление живописца показать двойственность и противоречивость человеческой натуры, ибо именно в них, по мнению мастера, нужно искать мотивы любого поступка. Он придерживался философии Паскаля, который считал, что «человек - нечто чудесное и хранящее истину, с одной стороны, а с другой стороны, — это сосуд неопределенности и ошибок, противоречие в самом себе».

Чуть позже  в этом 1634 году Фридерик Хендрик Оранский, известный меценат, заказал у Рембранта цикл из пяти картин на тему страстей Христовых. В цикл вошли картины «Ослепление Самсона», «Жертвоприношение Авраама», «Пир Валтасара», «Неверие святого Фомы» и «Снятия с креста». Влияния учителя Ластмана прослеживается во многих работах Рембрандта. Однако чувствуется также, что при некоторой схожести композиционных приемов, колорита и костюмов героев Рембрандт трактует образы и сюжеты глубоко индивидуально. Он стремился, прежде всего, передать реальные чувства.

Одну из них  — «Снятие с креста» (1634) (Приложение 6) художник позже повторил, но уже  в большом размере. Родные и близкие ночью снимают с креста безжизненное тело распятого Иисуса. Лица персонажей бледны и взволнованны. Мощная игра светотени создает необыкновенно драматическим эффект. Фигура измученного Христа вырвана из полумрака единственным источником света. То ли он льется на Него сверху, то ли исходит от самого Господа. Богоматерь изображена в образе простой женщины. Ее лицо также озарено светом. Она стоит справа в полуобморочном состоянии, по обе стороны ее поддерживают люди. На земле разложена роскошная ткань, на которую вскоре положат Христа. Все участники этого действа — простые люди, потому что смерть Сына Божьего – это общечеловеческое горе.

 

В произведении «Неверие святого Фомы» (1634) (Приложение 7) продолжается тема убиения и воскрешения Христа. Здесь изображен эпизод, когда Ииcvc после снятия с креста явился своим ученикам и показывает раны. Апостолы рассказали об этом чуде Фоме, но тот не поверил, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и нe вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через несколько дней Христос снова пришел к ученикам, среди которых был и Фома. Он подошел к нему и предложил не просто коснуться ран, а вложить в них свои пальцы. Фома в испуге выполнил просьбу и со стыдом признал Господа. Работа написана темными красками, и лишь центр композиции освещен ярким светом, исходящим от фигуры Иисуса. Присущая кисти Рембрандта игра света и тени передает внутреннюю динамику эпизода и его необыкновенно волнующий характер.

 

Полотно «Пир Валтасара» (1635) (Приложение 8) изображает библейский сюжет, связанный с правлением и смертью последнего вавилонского царя Валтасара, с именем которого ассоциируется падение Вавилона. После осады в столице было достаточно запасов продуктов, поэтому жители волноваться о пропитании. Однако Валтасар решил устроить роскошное пиршество по совершенно незначительному поводу, пригласив почти тысячу вельмож н придворных. В основе картины — кульминационный момент, когда в самый разгар пира на стене проявляется рука, написавшая некие слова. Царь, стоящий в центре композиции и занимающий основное ее пространство, в ужасе обернулся на это явление. Пиршествующая справа дама пригнулась в страхе, не замечая, как выливает на себя из драгоценного сосуда напиток. В евангельском сюжете мудрецам не удалось прочитать эту волшебную надпись. И тогда был приглашен пророк Даниил, который ее расшифровал. Она гласила: «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему. Ты взвешен и найден очень легким. Разделено царство твое и отдано мидянам и персам». В ту же ночь, согласно библейскому повествованию, царь халдейский Валтасар был убит.

 

Другой сюжет  из священной книги отражен в  картине «Жертвоприношение Авраама» (1635) (Приложение 9). Холст окутан полумраком, в котором светом выхвачены три фрагмента из Евангелия - тело молодого Исаака с перевязанными за спиной руками, согнувшегося в ожидании смертельного удара; бледное от ужаса и горя лицо Авраама, понимающего, что он в эту минуту должен заколоть собственного сына по велению Бога; и жест ангела, словно ворвавшегося из облаков в композицию, чтобы избавить героев от страшного события.

В изображении  человека Рембрандта больше привлекают эффектные в своем выражении  чувства боли, страха, состояния радости, горя, удивления, негодования — все, что видно невооруженным глазом, а не то, что переживается внутри. Особенно остро это отражено в крупноформатных и многофигурных композициях.

Информация о работе Рембрандт и его творчество