Режиссерский анализ сценария и постановочный план представления "Масленичные деньки"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Масленица для русских - все равно, что карнавал для итальянцев, тем более что и первоначальный смысл праздников один и тот же. В переводе с итальянского «карнавал» (carne - vale) означает «говядина, прощай!», а масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась «мясопустом», потому что в эту неделю запрещалось есть мясо.

Торговые ряды в масленичном городке ломятся от всевозможных лакомств. Пузатые самовары с бархатным чаем, душистые связки баранок, лавки с орехами и медовыми пряниками. Соленья, рыба, икра- ешь до отвала!

Но самое главное на празднике - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, с грибами, с севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус.

Работа содержит 1 файл

Режиссура .rtf

— 222.42 Кб (Скачать)

Министерство культуры и печати по делам национальностей

республики Марий Эл

Марийский республиканский колледж культуры и искусств

им. И.С. Палантая 
 
 

Специальность «Социальная культурная деятельность и народное художественное творчество»

Специализация «Постановка театрализованных представлений» 
 
 

РЕЖИССЕРСКИЙ АНАЛИЗ СЦЕНАРИЯ И ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ОБРЯДОВОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

«МАСЛЕНИЧНЫЕ ДЕНЬКИ» 
 
 
 
 
 

Руководитель:       Выполнила:

преподаватель Наумова Н.Г.    студентка 4 курса

                    заочной формы обучения

                    Миклеева Т.С. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

г. Йошкар-Ола

2009г.

 

      Библиографическое описание. 

    Автор - Т. Миклеева.

    Название - «Масленичные деньки» (театрализованное обрядовое представление).

    Время и место издания - март 2009 Колледж культуры и искусств им. И.С. Палантая г. Йошкар-Ола.

    Количество листов - 9. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Из истории праздника. 

   Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся с языческих времен, 7 дней звенит бубенцами, кричит гармошками, горит пестрыми красками нарядов. Народ провожает зиму, встречает долгожданную весну.

   Масленица для русских - все равно, что карнавал для итальянцев, тем более что и первоначальный смысл праздников один и тот же. В переводе с итальянского «карнавал» (carne - vale) означает «говядина, прощай!», а масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась «мясопустом», потому что в эту неделю запрещалось есть мясо.

   Торговые ряды в масленичном городке ломятся от всевозможных лакомств. Пузатые самовары с бархатным чаем, душистые связки баранок, лавки с орехами и медовыми пряниками. Соленья, рыба, икра- ешь до отвала!

   Но самое главное на празднике - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, с грибами, с севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус.

   Масленичная неделя предшествовала Великому Посту и была на Руси самой веселой и разгульной. Недаром же в народе нашем и по сей день сохраняются поговорки «не житье, а масленица», «не все коту масленица».

           А мы Масленицу встречали,

           Сыром гору набивали,

           Маслом гору поливали!

   Масленица празднуется 7 дней, и каждому из этих дней было дано название:

    - понедельник - встреча. На первый день масленицы русский народ справлял встречу русской масленицы- широкой боярыни. Родственники встречались за праздничным столом и договаривались о совместном проведении гуляний.

    - Вторник - заигрыш. Начинались безудержные веселые игры, катания, забавы. На Заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости- покататься на горах, поесть блинов.

    - Среда - лакомка. Тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных.

    - Четверг - разгул. Катание по улицам, кулачные бои. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать.

    - Пятница - тещины вечерки. Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж зятья приглашают их к себе в гости. И угощают их блинами да сладостями.

    - Суббота - золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда они созывали в гости своих незамужних подруг.

    - Воскресенье - прощеный день. В последний день Масленицы просили друг у друга прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.

   В воскресенье сжигали чучело Масленицы, как символ зимы, которая закончилась, а пепел развевали над полями - «на богатый урожай». В деревне жгли костры, но не обычные, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобится, чтобы освободиться от всего ненужного.

   В советское время этот праздник запрещалось проводить, так как это языческий праздник.

   Современный уклад жизни в городах привел к тому, что празднование Масленицы свелось к печению блинов и посещению родственников. О том, что этот праздник также является поминовением ушедших, почти забыто. И склад русского характера из в общем-то грустного действа сделал Масленицу разудалым и веселым праздником. 
 

    Краткое описание сценария. 

   Звучат позывные праздника и текст о Масленице. Выбегают скоморохи, танцуют, зазывают народ на праздник, убегают. Остается один скоморох - «Понедельник», который вместе с хозяйкой и красными девицами встречают Масленицу - чучело на санях. На сцене появляется добрый молодец - «Вторник». Проводит игру на знакомство и показывает в танце, как надо «ухаживать» за девушками-невестами.

   Затем выходит Среда-лакомка с блинами да оладьями. С девушками она поет песню о блинах, танцует с Блином Блиновичем и проводит эстафету «Кто быстрее замесит тесто». Победителям вручает блины.

   За Средой на сцену поднимается Четверг - цыган с табором, поют, гадают, и после удачного гадания на радостях цыгане танцуют и убегают, забыв мешок.

   На сцену выходит хозяйка, развязывает мешок, оттуда появляется Баба-Яга, называющая себя тещей. Вместе с хозяйкой проводит эстафеты и угощает участников блинами.

   Хозяйка надевает фартук с надписью «Суббота». После танца «Золовушки» Хозяйка с Бабой-Ягой ведут беседу о том, зачем праздник «Масленицы придумали». Появляется Зима, возникает конфликтная ситуация - зима не хочет уходить. Но после некоторых размышлений соглашается уступить место Весне. После концертной программы Воскресенье, Баба-Яга и Хозяйка вместе с народом прощаются с Масленицей, сжигают чучело Масленицы, просят друг у друга прощения и проходят через прощеные ворота.

 

     Идейно-тематические особенности

   1. Тема:

    Встреча Хозяйкой масленичных дней, каждого со своей традицией. 

   2. Идея:

   На примерах возрождения традиций русского праздника Масленицы воспитывать нравственность у общества и в частности у молодежи.  

   3. Цель:

   Развлекательно-познавательная - в игровой форме рассказать о масленичных днях недели и обрядах. 

   4. Форма:

   Театрализованное, народно- обрядовое представление. 

   4. Форма построения конфликта:

    Игровая, персонифицированная, через действия и состояния персонажей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выразительные средства 

      Слово ведущей - Хозяйки.

      Монолог: поэтический.

      Диалог: между персонажами,

                    между актерами и зрителями.

      Песня:

      - фоновая;

        - вставной номер.

      5. Частушки- авторские.

      6. Музыка:

      -создающая атмосферу и настроение;

      - продолжающая логику действия- для «Карусели»;

      - фоновая для игр и забав.

        7. Танец:

      -продолжающий логику действия:

      - хоровод;

      - вставной номер;

      - иллюстративное действие.

      8. Действие аудитории и отдельных ее участников:

      - викторина;

      - эстафеты;

      - конкурсы;

      - хоровод;

      - коллективное исполнение действий;

      - прощеные ворота.

      9. Ритуально-обрядовые действия:

      - сожжение чучела Масленицы;

      - прохождение через прощеные ворота. 

      10. Традиционные действия:

      - встреча Масленицы;

      - угощение блинами. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Художественно-образные основы сценария 

Типы действующих лиц в сценарии:

1. Ведущая - Хозяйка.

2. Игровые персонажи:

- скоморохи;

- добрые молодцы;

- Среда-Лакомка;

- Цыган;

- Баба-Яга;

- Зима;

- Блин Блинович.

3. Массовка- девицы-красавицы.

Метод сценарного оформления:

- театрализация;

- монтаж.

Сценарно-образный ход:

  - собственно- драматургический;

- персонификация (Масленица, Зима, Блин, Дни недели). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Композиция 

Экспозиция:

- Афиша;

- Реклама в газете, по радио;

- Гуляние с чучелом Масленицы по парку;

- Музыка. 

  Пролог - зазывальный текст на фоне песен о Масленице. 

  Завязка - встреча Масленицы. 

  Основное действие - празднование Масленицы.  

  Сквозное действие - знакомство с масленичными днями. 

  Контрдействие - борьба за первенство быть главным героем Масленичной недели. 

 Кульминация - прощание с Зимой, сожжение чучела Масленицы. 

  Финал - прохождение через прощеные ворота. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эпизоды в сценарии 

1. Скоморошина.      6. Тещины блины.

2. Встреча Масленицы.     7. Золовкины вопросы.

3. Заигрыш.      8. Зимние угрозы.

4. Среда-Лакомка.     9. Прощание с Масленицей.

Информация о работе Режиссерский анализ сценария и постановочный план представления "Масленичные деньки"