Романтизм в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:23, доклад

Описание работы

Германия — одна из первых стран, в изобразительном искусстве которой сложился романтизм. Борьба за духовное раскрепощение, за освобождение личности, раскрытие внутреннего мира и облика художника лежит в основе раннего немецкого романтизма, противопоставившего яркую эмоциональность и острый интерес к сугубо личному, индивидуальному отвлеченно-рационалистическим идеалам классицизма.

Работа содержит 1 файл

романтизм в германии.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Немецкое Искусство Первой Половины 19 Века. Историческая живопись.


 

Продолжение традиций «назарейцев» сохранялось в академической исторической живописи до конца первой половины века.
Альфред Ретель. Одаренным мастером исторического жанра был дюссельдорфский художник Альфред Ретель (1816—1859). Ему принадлежат картоны фресок из жизни Карла Великого в ратуше города Аахен (1847—1851). Четыре фрески из цикла были выполнены на стене самим Ретелем. В этих фресках проявились характернейшие черты направления, к которому он принадлежал. Исторические сцены трактованы в романтически приподнятом духе; в них создан собирательный образ средневековья; форма строится не столько живописными средствами, сколько с помощью линейного рисунка. Наиболее известны графические работы Ретеля, особенно гравированный цикл рисунков «Новая пляска смерти», являющийся памфлетом на революцию 1848 года. По своей форме цикл построен на следовании традициям немецкой гравюры 15—16 веков, отличается мастерским владением линейным рисунком, заостренной характеристикой сатирических образов. Общий результат, однако, получается несколько дидактическим и оставляет ощущение внутренней опустошенности. Наряду с реакционностью идей в нем чувствуется ретрос-пективность художественного решения, отсутствие ощущения современности.
Карл Лессинг. Новый шаг был сделан в исторической живописи в Дюссель» дорфе Карлом Лессингом (1808—1880). Лессинг первым в Германии выдвинул в решении исторической картины проблему психологического переживания («Королевская чета, оплакивающая смерть дочери», 1830, Эрмитаж), а затем поднял тему народного антифеодального и антиклерикального движения в картинах «Проповедь гуситов» (1836) и «Гус перед казнью» (1850; обе — Берлин, Национальная галерея). Постановка этих прогрессивных проблем является несомненной заслугой Лессинга, несмотря на традиционность его художественных приемов.

Немецкое Искусство Первой Половины 19 Века. «Бидермайер».


 

Существенные изменения происходят в немецком искусстве в 30—40-е годы 19 века. В этот период в истории немецкой культуры возникает течение, которое часто называется «бидермайер» («бравый Майер»). Это название правильно отмечает его основную характерную черту — выдвижение на первый план бюргерства, мещанских кругов как основного слоя, привлекающего внимание художников всех видов искусства, обращение к изображению бюргерского быта и традиционного городского уклада с его характерными национальными чертами.
Мориц Швинд. Характернейшим мастером этой ветви романтического искусства был Мориц Швинд (1804—1871). Основную часть его произведений составляют картины маслом и большие композиции, выполненные акварелью на темы немецких народных легенд и сказок. В картинах «Свадебная поездка рыцаря Курта» (1839, Карлсруэ), «Роза» (Берлин, Национальная галерея) в акварельной серии к «Сказке о семи воронах» (1857—1859, Веймар) Швинд развертывает перед зрителем светлый фантастический, сказочный мир. Живость повествования, разнообразие композиционного построения, изящество рисунка, пестрые локальные тона колорита являются отличительными чертами творчества Швинда.
Вместе с тем Швинд работал и над бытовыми темами в духе «бидермайера». Такие его сцены, как «Свадебное путешествие» (1862, Мюнхен, Галерея Шака), наполнены лирическим, чуть тронутым юмором настроением в изображении узеньких улиц, старинных домов, фонтанов и кованых вывесок маленького городка. Персонажи этих сцен несут в себе черты сентиментального благодушия, скромности и здоровья, связанные с идиллическим представлением о старом, консервативном бюргерском провинциальном укладе.
В этом же духе городской быт изображался многочисленными немецкими живописцами, начиная с 30-х годов 19 века, среди которых только мюнхенский художник Карл Шпицвег (1803—1885) выделялся значительными живописными качествами. Характерные для него сентиментально-повествовательные и юмористические мотивы составляют основу таких его картин, как «Бедный поэт» (1839, Берлин, Национальная галерея) или «Утренний кофе» (Франкфурт).

Немецкое Искусство Первой Половины 19 Века. Скульптура.


 

В первой половине 19 века в немецкой скульптуре безраздельно господствовал классицизм. Ведущее положение в этом виде искусства занимала берлинская школа во главе с Готфридом Шадовым (1764—1850). Крупнейшими его произведениями являются скульптура на Бранденбургских воротах (1789—1794) и статуи полководцев Цитена (1794) и Дессауэра (1800, обе — Берлин). Строгость и последовательность применения принципов классицистической школы в скульптуре Ша-дова вступают зачастую в непреодоленное противоречие с требованием изображения человека в современной одежде, как это чувствуется в его памятнике Блюхеру в Ростоке (1819). Реалистические элементы с особой силой сказываются в его портретных бюстах («Бюст ректора Мейеротто»).
Христиан Раух. Крупнейшим мастером, воспитанным в берлинской школе, был Христиан Раух (1777—1857). Присущее ему чувство монументальности, умение создать величественный и благородный образ сказываются более всего в «Надгробии королевы Луизы» (1815). Хорошее владение пластической формой, композиционное мастерство делают эту работу Рауха одним из лучших образцов немецкой скульптуры этого периода. В 30-е годы, при сохранении основных принципов классицизма, в немецкой скульптуре развиваются некоторые новые черты, свидетельствующие о стремлении к более живому и современному образу в пластике, — так, например, теперь большое значение придается точности изображения внешних признаков конкретно-исторической обстановки. Вместе с тем значительно усиливаются реалистические портретные черты создаваемых скульпторами образов.
Все это сказывается и в творчестве Рауха, в частности в его статуях прусских генералов войны 1813—1814 годов и в памятнике Фридриху II в Берлине (1839—1851). Основательно построена и разработана скульптором конная статуя прусского короля, весьма убедительно его портретное реалистическое изображение. В то же время постамент памятника чрезвычайно усложнен множеством фигур и перегружен деталями.

 

9

 



Информация о работе Романтизм в Германии