Румынские народные танцы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:39, доклад

Описание работы

Румыния впервые приняла участие в летних Олимпийских играх в Париже в 1900 году, на тех играх Румынию представлял всего один участник. Пропустив затем 4 летние Олимпиады, румынские спортсмены вернулись в олимпийскую семью только в 1924 году. С тех пор Румыния пропустила только две летние олимпиады: в 1932 году в Лос-Анджелесе и в 1948 году в Лондоне. На зимних Олимпийских играх румынские спортсмены дебютировали в 1928 году в Санкт-Морице и с тех пор не пропустили ни одной зимней Олимпиады, кроме Игр в Скво-Велли в 1960 году.

Работа содержит 1 файл

Румыния.docx

— 1.46 Мб (Скачать)

 

Румыния впервые приняла участие в летних Олимпийских играх в Париже в 1900 году, на тех играх Румынию представлял всего один участник. Пропустив затем 4 летние Олимпиады, румынские спортсмены вернулись в олимпийскую семью только в 1924 году. С тех пор Румыния пропустила только две летние олимпиады: в 1932 году в Лос-Анджелесе и в 1948 году в Лондоне. На зимних Олимпийских играх румынские спортсмены дебютировали в 1928 году в Санкт-Морице и с тех пор не пропустили ни одной зимней Олимпиады, кроме Игр в Скво-Велли в 1960 году.

За время выступления на Олимпийских  играх румынские спортсмены завоевали 293 олимпийские медали: 86 золотых, 89 серебряных и 118 бронзовых. Практически все медали, кроме бронзы в соревнованиях по бобслею на Олимпиаде в Гренобле, были завоёваны на летних Олимпийских играх. Больше всего медалей румыны завоевали в соревнованиях по гимнастике, академической гребле и лёгкой атлетике. Румыния, по количеству завоёванных олимпийских медалей среди стран никогда не принимавших у себя Олимпийские игры, находится на втором месте после Венгрии.

Национальный олимпийский комитет Румынии был образован в 1914 году и принят в МОК в том же году.

 

 

Румынские народные танцы

Консультанты: Георге Бачу, Владимир Беду, Штефан Георгиу, Опря Петреску, Мирча Мардарь

Народный танец и песня  издавна являются неотъемлемой частью всех румынских празднеств, как общественных, так и семейных. Танцуют на гуляньях, на свадьбах, в минуты отдыха и в  дни уборки урожая. Существуют также  танцы, связанные с обрядами и  временами года. Издавна на Новый  год в румынских деревнях происходят настоящие праздники народного  творчества.

Для того чтобы ощутить  прелесть народного музыкально-плясового  творчества, нужно побывать на румынской  свадьбе. Тут устраиваются различные  игры, водятся хороводы, исполняются  комические застольные песни, сопровождаемые танцами, и т. д. В свадебном церемониале, красочном, полном веселья, традиционные, ритуальные элементы смешаны с позднейшими  наслоениями, подчас и с современными песнями и танцами. Румынская  музыка отличается огневым темпераментом  и вместе с тем напевностью, мелодичностью. Румынские музыканты, народные оркестры всегда покоряли слушателей виртуозностью, задушевностью и темпераментом  исполнения. Именно музыка дает импульс  танцу, призывает к нему.

Румынские танцы подразделяются на женские массовые, мужские массовые и парно-массовые. Женские танцы достаточно техничны, хотя менее сложны, чем мужские. Прежде женских танцев было сравнительно немного. В настоящее время их значительно больше, они стали сложнее по движениям и разнообразнее по композиции.

Мужские танцы технически очень сложны. Это какой-то фейерверк  темперамента и движений ног. Композиционный рисунок мужских танцев не сложен, для них характерны ходы по кругу, по диагонали, линии, причем виртуозные движения ног обычно выполняются в линию. Существуют танцы, распространенные по всей Румынии, и областные. К повсеместно распространенным танцам относятся «сырба» и «хора» (хоровод).

«Сырба» очень популярный танец, исполняется любым количеством участников. Его танцуют женщины и мужчины, преимущественно двигаясь по кругу против хода часовой стрелки. Исполняется танец в одном темпе, довольно быстром. Музыкальный размер: 2/4. В движении все время чувствуется «трамплин». По ходу танца то и дело слышатся выкрики и восклицания.

«Хора» по характеру и  ритму значительно спокойнее  «сырбы», это, скорее, медленный танец с музыкальным размером 3/4, но встречаются «хоры» с размером 2/4 и 3/8. Танец исполняют женщины и мужчины разного возраста. Во время танца могут подключаться все новые и новые исполнители. Для композиционного рисунка «хоры» характерны круг или несколько кругов, ход цепочкой, линией и т. д. Очень распространен в Румынии танец «брыул». Исполняется он в основном мужчинами, которые во время танца держатся за пояса рядом стоящих исполнителей.

«Хору», «сырбу», «брыул» в каждой области исполняют по-своему, с различными характерными особенностями. В провинциях Олтения и Мунтения особенной популярностью пользуется танец «келуш», или «келушул». Зародившись в глубокой древности, он до сих пор сохранил свою первозданность. Танец этот, скорее, мужской, но иногда его исполняют мужчины и женщины вместе. «Келуш» быстрый и технически очень сложный танец.



 

Сказки

Румынские народные сказки внесли свой посильный вклад в  общую копилку сказок народов  мира. Для румынских сказок характерна установка на вымысел, необычайность  всего происходящего в них, наличие  волшебных предметов и животных, которые помогают или вредят главному герою.

Основной идеей румынских  сказок является идея непременного торжества  справедливости, победы добра над  злом. В сказках отражается вера в светлое будущее, стремление румынцев бороться, не сдаваться врагам и побеждать.

Язык румынских сказок невероятно насыщенный, красочный, образный, богато приправленный яркими сравнениями, поговорками, шутками и отрывками  стихов. Все это насыщает сказку, делает ее характер более живым. Румынским  сказкам свойственно увлекательное, динамичное и захватывающее развитие сюжетной линии.

Сказки Румынии, как и  все сказки в целом, делятся по своему жанру на волшебные, бытовые, новеллистические сказки, а также  сказки о растениях, животных, неживой  природе и различных волшебных  предметах.

Наибольшей любовью и  популярностью у румынского народа пользуются следующие сказки: «Богатырь», «Была у зверей грамота», «Иляна Косызяна», «Лекарь Тодераш», «Лиса и еж», «Октав Пакку-яшь», «Петру-пепел», «Рилэ-Йепурилэ и жучок с золотыми крылышками», «Сапожки борзой собаки».

Сказок о животных в  румынском фольклоре очень много. Звери в румынских народных сказках зачастую персонифицированы. Им присущи многие человеческие качества и черты характера: медведь - жадный, но глупый, лис - хитрый и подлый обманщик («Лиса и еж»), волк - злой и свирепый («Была у зверей грамота»), заяц – трусливый («Сапожки борзой собаки»), ежик – смекалистый, мудрый («Лиса и еж»). Животные уже не обожествляются как в прошлые века, но наделяются волшебными качествами. Они могут разговаривать, призваны помогать и служить главному герою, (например: три волшебных коня из сказки «Петру-пепел»). Животные из сказок носят одежду и обувь («Сапожки борзой собаки»), хотят жить по человеческим законам и правилам («Была у зверей грамота»). Их взаимоотношения не менее сложны, чем у людей, они также ищут справедливости и правды ("Сапожки борзой собаки"), пытаются установить иерархическую лестницу ("Была у зверей грамота"). Сказки о животных поучительны и познавательны, не зря ведь говорят: "Сказка - ложь, да в ней намек..."!

Бытовые сказки берут свое начало из городской, а чаще крестьянской жизни. Этот сказочный жанр весьма распространен.

Типичный герой румынских  сказок – идеализирован, в тоже время  вполне реален, близок к народу. Он добрый и честный, терпеливый и негордый, трудолюбивый и смекалистый, небогатый, порою даже нищий парень, который  впоследствии добивается счастья, всевозможных благ и богатств. Достигает он этого  всего посредством женитьбы на богатой  невесте или принцессе, после  невероятных приключений и пройденных испытаний. Награда находит своего героя. Ярчайший пример такого типажа – Петру-пепел из одноименной сказки. Сюжет данной сказки схож с сюжетами многих сказок разных народов: у отца несколько сыновей, младший оказывается самым непроким, часто нелюбимым в семье. Именно с ним происходят чудесные метаморфозы, впоследствии чего он благополучно женится и становится богатым. Основная идея таких сказок как "Петру-пепел" и "Иляна Косызяна" связана библейскими мотивами - каждому воздастся по заслугам, а смирение, всепрощение и труд будут вознаграждены.

Румынские сказки прочно занимают свою нишу в богатой коллекции  европейских сказок.

 

 

 

 

 

Национальные музыкальные инструменты

Этническими называют почти  все музыкальные инструменты  с "национальной" окраской. В том  числе, и мандолину (Румынский национальный музыкальный инструмент), которая  сама по себе весьма почтенный академический  инструмент. Мандолины существует всего  два вида - с корпусом пошире и поуже. Дека из массива ели, корпус выполненный из клена - плоский. Не менее интересный инструмент - Най, флейта пана. Най-древний музыкальный многотрубчатый инструмент, предназначенный для ансамблевого и сольного исполнения. Его ближайшие родственники обитают в странах Европы, Южной Америки, Азии, Океании – в общем, по всему миру. В России это кугиклы или цевница, в Англии - пенпайо, в Нидерландах и Франции до сих пор сохранилось название "флейта Пана". В Древней Греции многоствольная флейта называется сиринкс.

Появление подобных инструментов историки относят к эпохе неолита, то есть к периоду от пяти до двух тысяч лет до н.э. Именно в те далекие  времена человек, по мнению ученых, начал осмысливать звуковысотные соотношения, другими словами, стал осознавать, что чем длиннее трубка на инструменте, тем ниже звук, и наоборот, чем трубка на инструменте короче, тем звук выше. Так появилась идея сгруппировать несколько трубочек разной высоты, и появился один из древнейших музыкальных инструментов - флейта Пана.

О флейте Пана говорится  в притче Вергилия, жившего в первом веке до н.э. В притче рассказывается о существовании инструмента, составными которого являются семь разных тростниковых трубочек, наименование которого ассоциируется с мифическими персонажами - нимфой Сиринкс и укротителем природы Паном. Козлоногий и длиннобородый Пан принимал участие в ночном хороводе нимф, играя на свирели. Увидев прекрасную Сиринкс, Пан без памяти влюбился в неё, но нимфа испугалась его вида и убежала от него. Путь ей преградила река. "Что же делать?» - зарыдала юная красавица. И Бог реки услышал ее молитвы, спас ее, превратив в тростник. Безутешный Пан не смог забыть Сиринкс и, сидя на берегу, срезал несколько тростинок. Тростинки он скрепил воском, и получилась сладкозвучная флейта, получившая дошедшее до наших дней название флейта Пана.

Древний инструмент, который  до сих пор можно встретить  в Румынии - это окарина. Этот удивительный инструмент имеет закрытую, коническую форму с отверстием внутри, отверстие  может быть изготовлено из керамики или дерева. В настоящее время  модели бывают разных размеров. Окарина  чаще встречается у оркестров-профессионалов.

Бугай - древний инструмент, являющийся мемброфонным инструментом, издающий бычий рёв. Звуки этого инструмента можно встретить в зимние праздники и во время национальных колядок и маскарадов - "костюм бугая". Бугай является отражением культуры румынских предков. Бугай состоит из бочонка с открытым концом, а другой покрыт кожей. Ритмичное дыхание создает вибрацию, производя звук.

Чимпой (рум. cimpoi) — Румынский духовой язычковый народный музыкальный инструмент, разновидность волынки.

Чимпой состоит из меха и трёх деревянных трубочек — 1 трубочка для нагнетания воздуха и 2 трубочки игровых: мелодической (цельной, конической формы длиной около 18-20 см, с раструбом из бычьего рога и 7—8 игровыми отверстиями) и бурдонной (басовая, непрерывно звучащая, состоящая из 3 телескопических колен; настроена в кварту или в октаву по отношению к мелодической). В трубки вставляются одинарные трости.

Мех для чимпоя делают из овечьего или козьего бурдюка. Считается, что для лучшего звучания инструмента, мех надо делать из молочного козлёнка, с которого на живую снимали шкуру. Мех не редко покрывают вышитой тканью.

На чимпое играют мелодии, украшенные мелизмами, трелями, форшлагами. Инструмент издаёт очень сильные, резкие и однообразные по тембру звуки. Звукоряд диатонический. Чимпой применяется как сольный и ансамблевый инструмент.

Чимпой распространён по всей Румынии, кроме Трансильвании.

Румынский музыкальный фольклор

Румынская музыка рождалась на свет вместе с  самим румынским народом. Румыны берут своё начало от племени даков, которые в свою очередь явились одной из ветвей обширного рода фракийских племён. Племена эти (а было их больше сотни) ещё в античные времена занимали территории современной, Албании, Болгарии, Югославии, Румынии и западной Турции. "Если бы фракийцы объединились под единым началом, – писал Геродот, – этот народ был бы самым могущественным".

Фракийцы славились  своими, воинами, лошадями и... музыкантами. В своей бессмертной "Илиаде" Гомер не без уважения упоминает  и тех, и других (X, 434), и третьих (II, 595). Говорит сам за себя и тот  факт, что величайший музыкант древности  — Орфей был фракийцем.

Трудно сказать, какой именно была музыка в те патриархальные времена, ведь единственной формой её фиксации тогда служила человеческая память. Тем не менее, есть основания  думать, что многие культурные традиции древних племён в общих чертах сохранились до сих пор. Так, например, даки изображённые на знаменитой колонне Траяна в Риме носят практически ту же одежду, что и некоторые современные селяне. Вполне вероятно, что и песни нынешних румын сохранили нечто существенное от мелодий древности.

Сейчас в т.н. цивилизованных странах традиционный деревенский фольклор практически  исчез. Только в самых глухих краях  ещё можно встретить бабушек, помнящих, старые обычаи, старые песни, старые обряды. На смену сельской глуши, приходят дебри мегаполисов, в которых  рождаются принципиально новые  виды фольклора: "гаражный", "подвальный", уголовный и т.д.

В этом смысле Румыния, пожалуй, наименее цивилизованная страна в Европе. Приходится поражаться, насколько  живы ещё народные традиции в этом небольшом, провинциальном государстве. И это даёт повод ожидать от румынского искусства большого будущего — той свежей, здоровой крови, без  которой невозможен никакой культурный прогресс.

 Даки осаждают римскую крепость. 
Фрагмент барельефа 
с колонны Траяна в Риме.

 

 

Как и повсюду  на земле, в румынской музыке важную роль играют вокальные жанры. Большей  частью это одноголосные песни, порой  обогащённые подголосками, порой  сопровождаемые инструментальными  импровизациями. Кстати сказать, культура игры на музыкальных инструментах в  Румынии всегда была очень высока, хотя она и несколько моложе вокальной.

В процессе исторического становления  румынская музыка неизбежно взаимодействовала  с иными культурами. Причём не только соседними — мадьярской, славянской, греческой. Не прошло бесследно для  румын и долголетнее (не слишком, впрочем, дружеское) общение с культурами Азии. В частности, с турецкой традицией. Характерные "восточные" обороты  в румынской музыке придают ей особый шарм.

Кроме этого, существуют удивительные связи между музыкой  Румынии и Кавказа. Так, например, знаменитая тема "Жаворонок", своего рода "визитная карточка" народной румынской музыки существует также и у грузин.

Румынская народная культура имеет своё неповторимое лицо. И "лицо" это залито светлой, ослепительно солнечной и немного лукавой  улыбкой. Есть какое-то непостижимо  обаятельное разгильдяйство во всех этих, совершенно "отвязных" зажигательных танцах, сопровождаемых выкриками и высвистами. Здесь не встретишь ни скандинавской степенности, ни греческой меланхолии, ни испанского надрыва. Эта музыка детей природы: чистых, цельных, искрящихся юмором и неиссякающей любовью к жизни. Тоска и уныние — недолгие гости в душе румына. Нередко протяжная лирическая дойна сменяется шагом хоры, который всё больше ускоряется, перерастая наконец в такое бурное ликование, что просто горы ходуном ходят.

Румынский оптимизм имеет глубокие корни. По преданию древних  даков люди — существа божественной природы, сосланные на тёмную землю за некие неведомые пригрешения. Когда дак погибал в бою, он умирал смеясь, зная, что вина его искуплена и он, наконец, вернётся домой, в страну богов. Удивительно, но это языческое верование не так уж сильно расходится с христианскими идеями: изгнание из рая, земные страдания и возвращение домой, в небесный Свет. Таким образом, даже самое страшное, что есть на земле — смерть — становится чем-то если и не откровенно радостным, то во вском случае, волнующим, сулящим новые горизонты и перспективы.

Информация о работе Румынские народные танцы