Серебрянный век русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

С 90-х годов XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век».

За короткий отрезок времени — рубеж XIX—XX веков — в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей (выдающихся поэтов, художников, актеров, режиссеров, композиторов), а также появилось множество художественных объединений.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

1 Новая концепция искусства………………………………………....4

2 Художественные направления и представители течений………....7

3 Литература, музыка, театр, соединение видов искусства………..10

4. Архитектура и скульптура………………………………………...14

Заключение…………………………………………………………....17

Список использованных источников………………………………..18

Работа содержит 1 файл

Серебрянный век русской культуры.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………..3

1 Новая концепция  искусства………………………………………....4

2 Художественные  направления и представители  течений………....7

3 Литература, музыка, театр, соединение видов искусства………..10

4. Архитектура  и скульптура………………………………………...14

Заключение…………………………………………………………....17

Список использованных источников………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      С 90-х  годов XIX  века  русская культура  переживает  мощный  взлет.  Новая эпоха,  породившая  целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век».

      За  короткий отрезок времени — рубеж XIX—XX веков — в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей (выдающихся поэтов, художников, актеров, режиссеров, композиторов), а также появилось множество художественных объединений.

      Как и в пору «золотого», пушкинского, века, литература  этого периода  претендовала на роль духовного  и  нравственного  пастыря  русского  общества.  В  начале XX  века  выдающиеся произведения  создают  классики  русской  литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, A.M. Горький, М.М. Пришвин.

      На  небосклоне  русской  изящно  вспыхнули  десятки  звезд  первой  величины — от  К.Д. Бальмонта и А.А. Блока до Н. С. Гумилева и совсем молодых М.И. Цветаевой, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой.  Писатели  и поэты «Серебряного  века»,  в отличие от  своих предшественников, обратили  пристальное внимание  на  литературу  Запада.  Своим  ориентиром  они  избрали  новые литературные  направления —  эстетизм О. Уайльда,  пессимизм А. Шопенгауэра,  символизм Ш. Бодлера. Одновременно  деятели «серебряного  века»  по-новому  взглянули  и  на  художественное наследие русской культуры. Другое увлечение этого времени, отразившееся и в литературе, и в живописи, и в поэзии, — искренний и глубокий интерес к славянской мифологии, к русскому фольклору.

      На  взлет творческой активности Серебряного  века повлияло постоянно укрепляющееся  ощущение наиболее чуткими мыслителями и художниками нарастающего, глобального, никогда не случавшегося еще в истории человечества кризиса всего: культуры, искусства, религии, духовности, государственности, самого человека и человечества.

     1 Новая концепция  искусства 

     Новый стиль в русском искусстве  возник в 80-е гг. XIX в. под большим  влиянием французского импрессионизма. Его расцвет отмечен рубежом XIX и ХХ вв.

     В течение нескольких десятилетий  после своего заката (уже к концу 10-х гг. ХХ столетия стиль модерн в русском искусстве, с которым ассоциируется Серебряный век, уступает свою главенствующую роль новым направлениям) искусство Серебряного века воспринималось как декаданс и безвкусие.

     Но  ближе к концу второго тысячелетия  оценки стали меняться. Дело в том, что существует два типа расцвета духовной культуры. Для первого характерны мощные новации и великие достижения. Яркие примеры тому – греческая классика V–IV вв. до н.э. и особенно европейский Ренессанс.

     Еще в середине XIX в. представители романтизма мечтали о создании единого стиля, который мог бы окружить человека красотой и тем самым преобразовать жизнь. Средствами искусства преобразить мир – такую задачу ставили перед творцами прекрасного Рихард Вагнер и прерафаэлиты. А уже в конце XIX в. Оскар Уайльд утверждал, что «скорее жизнь подражает искусству, нежели искусство жизни». Происходила явная театрализация поведения и быта, игра стала определять не только характер художественной культуры, но и стиль жизни ее создателей.[1, с. 203]

     Серебряный  век в русской культуре – Это не только живопись и архитектура модерна, не только символистский театр, воплотивший идею синтеза искусств, когда над постановкой спектакля вместе с режиссерами и актерами работали художники и композиторы, это и литература символизма, и особенно поэзия, которая в историю мировой литературы вошла под названием «поэзия Серебряного века». Это стиль эпохи, образ жизни.

     Сделать из своей жизни поэму – сверхзадача, которую ставили перед собой  герои Серебряного века. Так, символисты, прежде всего, не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. Символизм не хотел быть только литературным течением, но  порывался стать жизненно творческим методом. Это был ряд попыток найти безукоризненно верный сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства.

     Были  в этом стремлении и теневые стороны. Излишне манерная речь и жестикуляция, шокирующий костюм, наркотики, спиритизм  – на грани веков все это  носило признаки избранности и порождало  своеобразный снобизм.

     Литературно-художественная богема, резко противопоставлявшая себя массе, искала новизны, необычности, остроты переживаний. Магия, спиритизм и теософия привлекали символистов-неоромантиков не только в качестве колоритного материала для художественных произведений, но и как реальные пути расширения собственных духовных горизонтов. [3, с. 41]

     В России появилась новая генерация  литературно-художественной интеллигенции; она заметно отличалась от поколения  «шестидесятников» не только творческими  интересами; разительны были и внешние различия.

     Итак, единый стиль, зародившийся в России и ставший синонимом понятия  Серебряный век, был действительно  универсальным, ибо – пусть на короткий срок – он охватил не только все сферы творчества, но и непосредственно  жизнь людей эпохи fin de siecle. Таким является всякий большой стиль.

      Эстетика Серебряного  века русской культуры в совокупности  своих самых разных, часто диаметрально  противоположных направлений, движений, ярких авторских находок подвела  итоги многим исканиям классической эстетической мысли, особенно в выявлении метафизической сущности эстетического и художественности искусства. Наряду с этим, многие мыслители, писатели, художники, теоретики искусства того времени в атмосфере хорошо ощущавшегося ими кризиса Культуры и искусства более или менее единодушно пришли к выводу о необходимости существенного расширения сферы эстетического опыта за рамки, ограничивавшие его в классической эстетике. Осознали, что искусство в его новоевропейском понимании автономного "изящного искусства" завершает свое бытие, и художник должен выйти за его пределы в реальную жизнь и там активно работать по эстетическим законам над ее преобразованием. Сегодня очевидно, что эстетика Серебряного века - это эстетика великих утопий, маньеристского эстетизма, смелых и радикальных экспериментов и серьезных открытий. Эстетический опыт и эстетические теории того времени стоят у истоков многих современных радикальных процессов в сфере художественной практики и знаменуют этап формирования неклассической и постнеклассической эстетик, которые активно выходят на эксплицитный уровень в начале нового тысячелетия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Художественные направления и представители течений 

      Утверждение на рубеже веков приоритета художественных форм, лишь косвенно отражающих реальность, выразилось в поляризации художественных сил в начале XX в.: К.Малевич (супрематизм), В.Кандинский (абстракционизм), русские импрессионисты (К. Коровин, И.Грабарь, В.Серов).  Появляется творческое объединение «Мир искусства» (его основатели А. Бенуа и С. Дягилев). Отказ от реализма и утилитаризма XIX в., провозглашение пути «чистого искусства», освобожденного от оков «общественного служения» накладывают отпечаток на живопись. Идеалы служения красоте и гармонии выражаются в творчестве членов объединения (К.Сомова, Б.Кустодиева, М.Добужинского, Л.Бакста, Н.Рериха, В.Серова, М.Нестерова, И. Левитана). Заслуги «Мира искусства» проявились также в  создании им высокохудожественной книжной графики, эстампа новой критики, широкая издательская и выставочная деятельность. [10, с. 162]

      В.Серов(1865–1911). Среди мирискусников Валентин Серов был ближе всех к реалистической традиции. Пожалуй, он был самым значительным из русских портретистов Серебряного века. Он создавал портреты-картины, где персонаж представлен в активном взаимодействии с жизненной средой. И он же основной создатель живописной  эстетики мирискусников.

      Этому принципу соответствует и одна из лучших его работ последнего периода – портрет княгини Ольги Константиновны Орловой. Здесь все построено на симметрии и контрастах, приведенных, правда, в определенную гармонию. Так, голова и корпус портретируемой переданы очень объемно, а ноги даны силуэтом, почти плоским. Треугольник, в который вписана фигура, опирается на острый угол; рамы картин агрессивно нацелены на голову модели. Однако спокойное, абсолютно уверенное выражение лица, обрамленного огромной шляпой, как бы останавливает резкие движения предметов богатого интерьера. Судя по всему, Серов довольно иронично относился к портретируемой.

      Врубель  (1856 –1910). «Шестикрылый серафим» – одна из последних работ Врубеля. Он писал ее в больнице, в тяжелом душевном состоянии. В своих последних живописных работах Врубель отходит от реализма в изображении фигур и пространства. Он вырабатывает совершенно особую, свойственную только ему мозаичность мазка, что усиливает декоративность пластического решения. Создается ощущение вибрации духовного света, пронизывающего всю картину.

      «Шестикрылый  серафим», по-видимому, навеян знаменитым стихотворением А.С.Пушкина «Пророк». Картина воспринимается в одном ряду с «Демоном» и выводит к более поздним – «Голова Пророка» и «Видение пророка Иезекииля».

        Рерих  (1874 –1947). Николай Рерих был не только художником, но и историком. Известен и его интерес к археологии. Это нашло отражение в его искусстве. Особенно интересовала художника славянская языческая древность и раннее христианство. Рериху близок духовный мир людей далекого прошлого,  и их способность словно растворяться в мире природы. Определяющую роль в изображении играют контурные линии и локальные цветовые пятна. [8, с. 223]

      Бакст (1866 – 1924). Лев Бакст больше, чем другие мирискусники, приблизился к европейскому варианту модерна. Гибкий контур, обобщенная трактовка формы, лаконичность цвета и плоскостность изображения свидетельствуют о влиянии на Бакста таких западных художников, как Эдвард Мунк, Андрес Цорн и другие.

      Моделью для изображенной Бакстом дамы послужила  супруга Александра Бенуа – Анна Карловна. «Стильная декадентка... черно-белая, как горностай, с таинственной улыбкой а-ля Джоконда», – писал о героине писатель и философ Василий Розанов.

      Сомов (1869 –1939). Константин Сомов – один из самых ярких художников петербургского объединения «Мир искусства». Он был мастером изысканного колорита и утонченной графики.

      Картина «Арлекин и дама» выполнена художником в нескольких вариантах. В работах 1910-х гг. Сомов нередко повторяет  одни и те же композиционные приемы и световые эффекты. Он увлечен искусством XVIII столетия – «галантного века». В его картинах часто фигурируют персонажи итальянской комедии масок. Вот и здесь: дерево-кулиса на переднем плане, рядом освещенные фейерверком фигуры главных героев, затем просвет в глубину, где суетятся маленькие силуэты ряженых кавалеров и дам. Изящный театр искусства для искусства. [11, с. 563]

      Борисов-Мусатов (1870 –1905). Во всех картинах Борисова-Мусатова находит выражение романтическая мечта о прекрасной гармонии, абсолютно чуждой современному ему миру. Он был истинным лириком, тонко чувствующим природу, ощущающим слиянность человека с природой.

      «Водоем», быть может, наиболее совершенное произведение художника. Все основные мотивы его  творчества присутствуют здесь: старинный  парк, «тургеневские девушки», общая  статичная композиция, спокойный  цвет, повышенная «гобеленная» декоративность... В образах героинь «Водоема» запечатлены сестра и жена художника.

      В своем шедевре Борисову-Мусатову удалось изобразить вневременное состояние. Обобщенно-нейтральное название «Водоем» вызывает образ всеобщего гармоничного природно-человеческого единства – неразделенности, а само изображение превращается в знак, требующий молчаливого созерцания. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Серебрянный век русской культуры