Шпаргалка по "Искусству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 25 вопросов по дисциплине "Искусство".

Работа содержит 1 файл

эк.иск-в.docx

— 90.49 Кб (Скачать)

Поэтому дошедшие до нас памятники - это храмы , дворцы и гробницы , т.е. монументальные сооружения, призванные олицетворять собой Вечность. Хотя стиль просуществовал на протяжении 4000 лет, традиции декорирования практически не изменялись.

Стены, пилоны, колонны как правило испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной "египетской" позе - голова и нижняя часть тела - в профиль, а туловище и руки - в фас.

В постройках встречается 3 типа колонн - лотосовидная (капитель (см. справочник) в виде цветка или бутона лотоса), папирусовидная (капитель в виде связки папируса) и гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор - женщины с головой собаки).

Исключение составляет Амарнский период - период правления Аменхотепа IV (1368-1351 гг. До н.э.). Запрет многочисленных старых культов и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств "в сторону человека".

Погребальные сцены сменили  изображения бассейнов с плавающими рыбками, порхающих бабочек, трогательно-чувственных  сцен из жизни.

Скульптура тоже приобрела новые  неканонические формы (вспомните бюст его жены Нефертити). Впоследствии на элементах стиля базируется весь Ампир и отчасти Ар-Деко.

  1. Основные черты архаики. Древнегреческие архитектурные ордера

АРХАИКА (7—6 вв. до н. э.)

Период архаики отмечен важнейшими сдвигами в истории и искусстве  Греции. В это время складывается рабовладельческое общество, формируются греческие города-государства. Развиваются научное мышление, поэзия, литература, зарождаются философия и театр, греческое искусство вступает на путь своего первого расцвета. 

 

Архитектура. Рост городов вызывает расширение строительства. В этот период происходит сложение системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. Еще в глубокой древности был создан тип здания - храм, посвященный богам или обожествленным героям, центр важнейших событий общественной жизни города. Храм возводился в центре городской площади или на акрополе, занимая господствующее место среди построек города; главным фасадом он был обращен на восток, к утреннему солнцу. Простейшим и древнейшим типом каменного (из известняка или мрамора) архаического храма был так называемый «храм в антах». На его фасаде между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны. Такой тип храма» был рассчитан на восприятие с одного фасада.

Более совершенным типом храма  был простиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.

Классическим типом греческого храма стал периптер (оперенный) — храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех сторон колоннадой. Он торжественно строг и прост.

Основные элементы храма просты и органично связаны с самой конструкцией здания. Они происходят от деревянных построек с глинобитными стенами. Отсюда идут: двускатная крыша, балочные перекрытия. Прообразом колонны были деревянные столбы.

В результате длительной эволюции сложилась  ясная и цельная архитектурная  система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй. В более узком смысле ордер — порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия), система, при которой различаются несущие и несомые части — колонны и антаблемент.

В эпоху архаики греческий ордер  сложился: в двух вариантах — дорическом и ионическом. Дорический ордер был связан с областями материковой Греции, ионический — с культурой островной и малоазийской Греции. Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический ордер был легок, строен и наряден. Не случайно впоследствии иногда в дорическом ордере колонны заменялись или дополнялись мужскими фигурами (атлантами), в ионическом ордере — женскими (кариатидами).

Дорический храм  имел массивное  каменное основание — стереобат, который обычно состоял из трех ступеней. Верхняя ступень и вся поверхность стереобата называется стилобатом и служит как бы постаментом для храма. В плане — это прямоугольник. На нем размещался собственно храм. Храм со всех сторон окружен колоннадой, которая поддерживала и торжественно несла на себе тяжесть перекрытия верхней части здания (опорные балки и карниз). Над перекрытием, поднималась кровля из черепицы или мраморных плиток.

Важнейшей частью Ордера была колонна  как основная несущая его часть. В дорическом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Ее пропорции обычно приземисты и мощны. Колонна состоит из сужающегося кверху ствола, прорезанного желобками (каннелюрами), и капители, завершающей ствол. Капитель составляют эхин — круглая каменная подушка и абака - невысокая плита, принимающая давление антаблемента.

Антаблемент складывается из архитрава (балки, которая лежит на колоннах и несет всю тяжесть перекрытия), фриза и карниза. Антаблемент завершается карнизом. Треугольники под двускатной крышей на переднем и заднем фасадах — фронтоны, а также метопы, коньки и углы крыш украшались скульптурами. 

 

Колонна ионического ордера выше и  тоньше по своим пропорциям, чем  дорическая колонна. Она имеет базу, а эхин ее капители образует два  изящных завитка — волюты. Архитрав разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется легче. Фриз сплошной лентой опоясывает весь антаблемент. Карниз богато декорирован.

Позднее, в эпоху классики, получил  развитие третий ордер — коринфский, близкий к ионическому и отличающийся от него еще большей стройностью, вытянутостью и легкостью колонн, увенчанных   пышной   корзинообразной   капителью из растительного орнамента — листьев аканфа. Система греческих ордеров и ее элементы нашли широкое применение в дальнейшем не только в архитектуре античного мира, но и в эпоху Возрождения, в сооружениях барокко и классицизма.

Ранние архаические храмы имели  грузные пропорции, иногда были слишком  вытянуты в длину. Со временем они  становятся более гармоничными, пропорциональными. (Дорический храм Аполлона в Коринфе, ионический храм Артемиды в Эфесе).

Как дорические, так и ионические храмы, строившиеся в период архаики  часто из известняка, раскрашивались, в основном красной и синей красками. Это придавало более праздничный вид храму, подчеркивая архитектонику его частей.  

 

Скульптура. Скульптура архаики развивалась  сложными путями. Вплоть до сер. 6 в. до н. э. создавались статуи богов, мало расчлененные, строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое (статуи «Артемида» с острова Делос и «Гера» с острова Самос).

Высшим достижением греческой  скульптуры - разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, а также воинов — куросов.

Образ куроса - сильного мужественного героя - был порожден в Греции развитием гражданского самосознания человека. Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека — атлета и воина - свидетельствовало о том, что скульптура приобретала общественно-воспитательное значение. Куросы исполнены энергии и жизнерадостности, обычно они изображены идущими или шагнувшими. И хотя так же, как в древневосточной скульптуре, шаги даны еще условно (обе ступни приставлены к земле), в статуях куросов ощутима скрытая действенная сила.

К сер. 6 в. до н. э. в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм, лицо оживляется улыбкой. Эта так называемая «архаическая улыбка» носит условный храктер. И все же она выражает состояние жизнерадостности и уверенности.

Одним из достижений архаического искусства  Афин были найденные на Акрополе статуи прекрасных девушек (кор) в нарядных одеждах. Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясными, чуть удивленными улыбками.  

 

Вазопись. Подлинные произведения древнегреческой живописи до наших дней почти не дошли. Судить о них помогают сохранившиеся в большом количестве расписные керамические вазы. Период архаики был временем расцвета художественных ремесел, особенно керамики. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам, предназначались для различных вещей.

В период архаики наибольшее распространение получила так называемая чернофигурная вазопись. Формы орнамента заливались черным лаком и хорошо выделялись на красноватом фоне обожженной глины.

  1. Искусство вазописи

Вазопись — декоративная роспись сосудов, выполняемая керамическим способом (то есть специальными красками с последующим обжигом). 
Художественная роспись сосудов является одним из видов декоративно-прикладного искусства.

Сосуды из обожжённой глины —  играли огромную роль в жизни древних  греков. Глиняные сосуды использовались и в качестве бытовой посуды, и  в различных ритуальных обрядах  и просто как украшение дома. 
Искусство вазописи греки позаимствовали у минойцев - аборигенов острова Крит, где собственно 2500 лет до н. э. и зародилось это искусство.

В античное время греки развили  искусство вазописи и довели его  до совершенства. Расписные древнегреческие  сосуды можно обнаружить во всём ареале расселения древних греков: западное побережье Малой Азии, острова  Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками  районы южной Италии.

Свой рассвет вазопись Древней  Греции пережила в V и IV вв. до нашей  эры. Начиная со второй половины III в. до н. э.  производство украшенной росписью керамики постепенно угасает, керамические сосуды уменьшаются в размерах, их роспись упрощается или выполняется с меньшей тщательностью. Вазопись на керамике сменяется рельефными украшениями. Наиболее значимыми центрами гончарного искусства — и соответственно вазописи — в Греции считаются Афины и Коринф в Аттике. Получили известность также вазы из Беотии и Лаконии. В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческая вазопись подразделяется на несколько периодов. Классификация соответствует исторической периодизации и различается по стилям. Стили и периоды не совпадают.

Периодизация начинается с крито-минойской вазописи. Вскоре после прихода в Грецию греков и завоевания ими Крита возникает микенский стиль керамики.( Ранние образцы отличаются тёмным тоном, преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.

В узком смысле слова древнегреческая  вазопись, появившаяся после падения  микенских империй и исчезновения их культуры, начинается приблизительно с 1050 г. до н. э. периодом геометрики. (керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами.). С началом архаического периода появилась чернофигурная вазопись (Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.) и последовавшая за ней ещё в архаическом периоде краснофигурная вазопись.( В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм.) Оба стиля главенствуют в вазописи классической Древней Греции в V и IV вв. до нашей эры.

Далее появляются стили, использующие дополнительные цвета, как, например, вазопись по белому фону, а начиная со второй четверти IV в. до н. э. появляются вазы-гнафии, в росписи которых доминирует белый цвет. (В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы.).Начиная со второй половины III в. до н. э. производство украшенной росписью керамики постепенно угасает, керамические сосуды уменьшаются в размерах, их роспись упрощается или выполняется с меньшей тщательностью. Вазопись на керамике сменяется рельефными украшениями.

  1. Скульптура Древнегреческой классики.(Мирон)

Утверждение достоинства и величия  человека-гражданина становится главной  задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты, которая, по выражению греческого писателя Лукиана, «состоит в том, чтобы воедино слились добродетель души с соразмерной красотой тела». В творческом воображении мастеров скульптуры этот идеал связан прежде всего с обликом юноши атлета.

Мирон большую часть своей жизни  работал в Афинах, расцвет его творчества падает на вторую четверть V века до н. э. Его творчество открывает эпоху расцвета классики .В основу исчисления положены модули. Мирона увлекала проблема правдивого и убедительного изображения движения

Среди его произведений наибольшей известностью пользовалась статуя «Дискобол», исполненная между 460 и 450 годами до н. э. Она прославляет победителя атлетических состязаний. Сжав диск в правой руке, обнаженный юноша наклонился вперед. Рука с диском отведена назад до предела. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит на далекое расстояние. Все тело юноши пронизано захватившим его движением.

Впились в землю пальцы правой ноги, которая служит опорой телу, резко  обозначились напряженные мускулы, и, словно тугой лук, согнуты руки. Новаторство Мирона заключалось  в том, что он одним из первых мастеров греческого искусства сумел передать в скульптуре ощущение движения. В  позе «Дискобола» как бы слиты  несколько последовательных движений: размах, мгновенная остановка перед  броском и намек на сам бросок. Эта поза не является точным повторением  какого-то одного момента в движении атлета. Правдивое впечатление движения в искусстве Мирона складывается благодаря единству простых и  легко воспринимаемых жестов, которые  передают различные моменты реально  движущейся фигуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"