Старая Уфа в живописи А.Э.Тюлькина

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:16, реферат

Описание работы

Данный проект можно использовать в качестве обучающего материала на уроках культуры Башкортостана, истории Башкортостана и классных часах.
В ходе изучения проблемы проведены следующие исследования:
изучена литература по творчеству художника, в особенности статьи А.Г. Янбухтиной;
изучены материалы краеведческого отдела в центре детского чтения им. Ахмет-Заки Валиди;

Содержание

I Введение стр.
II Старая Уфа в живописи А.Э. Тюлькина стр.
1. А. Э. Тюлькин – редкого дарования живописец и замечательный педагог. стр.
2. А. Э. Тюлькин – певец красоты башкирского края. стр.
III «Маленький кусочек мирового пространства,
принадлежащий мне» стр.
IV Заключение стр.
V Литература стр.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

  Доброта к людям, честность художника, интеллигентность души и поступков резко отличали его от окружающих коллег. Он не умел «пробивать» себе дорогу, не умел «пристраивать» свои работы по музеям страны. «Он был влюблен в искусство мира», писал московский художник Л. Богомолец, который был учеником Тюлькина в годы эвакуации. Долгие годы Александр Эрастович преподавал в Башкирском техникуме искусств, у него учились Б. Домашников, А. Лутфуллин, Р. Нурмухаметов, Г. Имашева, М. Арсланов и другие. Постоянно находясь в гуще событий, А. Тюлькин занимался и общественной деятельностью, он был одним из художников, которые стояли у истоков создания Союза художников, и возглавлял его в 1937- 1944 годах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

А. Э. Тюлькин – певец  красоты башкирского  края.

     В историю изобразительного искусства Башкортостана А. Тюлькин, безусловно, вошел как мастер пейзажного жанра и продолжатель традиций русского лирического пейзажа, характерного творчеству М. Нестерова, И. Левитана. Тюлькин певец красоты башкирского края. Он глубоко чувствовал природу, находя красоту и в обрывистых берегах реки Белой с расположившимися на ее уступах домишками, и в забельских далях с их своеобразным колоритом и богатством красок. Уральская природа стала основной темой его живописных работ: «Весной на Белой» (1917), «Теплый вечер», «Башкирская деревня» (обе 1919), «Тишина» (1930-е), «Овраги в Уфе» (1935), «Река Дема» (1951), «Лесная пристань» (1956), «Ледоход» (1962).

     Творчество  А. Э. Тюлькина стало заметным явлением в Уфе с первого его участия в выставке 1914г., с его вхождения в тогда же созданное Уфимское общество любителей живописи. В старой части Уфы, на живописной окраине, раскинувшейся по крутым берегам Белой, на маленькой улице Волновой он прожил большую часть своей жизни в небольшом деревянном доме, который одновременно, равно как и сад, и прилегающие прибрежные улицы, служил ему творческой мастерской. А тропинки, что сбегаются сюда со всего города, наверное, были когда-то протоптаны его учениками. Судьбе было угодно распорядиться так, что вся долгая жизнь художника (91 год!) прошла безвыездно в Уфе, исключая разве что годы учебы в Казани.

     В период советского искусства Александр Тюлькин вошел молодым. Ему было около тридцати лет, когда в 1918г., окончив Казанскую художественную школу, он вернулся в Уфу, уже во многом определившись в своих творческих исканиях. Он первым из художников влюблено, глубоко талантливо создал живописные образы Уфы — старинного города на Урале. В них проявилось собственное видение автора лучших традиций в русской пейзажной живописи.

     Важно, что сам художник родился и вырос в этих краях. Все здесь пережито и запало в душу с детства. Он никогда не уезжал отсюда. «Всю жизнь прожил в овраге...» Сама муза Тюлькина родилась в уфимских оврагах. Он был очарован и поглощен жизнью этой окраины полностью и настолько, что других мотивов и образов в его живописи мы не увидим вплоть до начала 30-х годов.

     Конечно, творческие интересы Александра Тюлькина в те далекие 20-е годы и последующие периоды не ограничивались размышлениями только о старой Уфе и тайнах ее «овражной жизни». Его деятельность была многогранной. Вместе с небольшой группой художников, объединившихся в Уфимское общество любителей живописи, а затем в Уфимское отделение Ассоциации художников революционной России, он много сил и времени отдает, прежде всего, организации художественной жизни в Уфе. Революция остро ставила вопрос о развитии нового профессионального искусства. Уфимские художники в те годы придавали большое значение педагогической работе. А. Тюлькин вместе Л. Лезенковым в начале 20-х годов горячо поддержали идею создания Уфимского отделения ВХУТЕМАСа и преподавали там, пока эти мастерские не закрылись. В те же годы Тюлькин обучал рисованию детей-сирот в школе первой ступени им. Ленина. Вел изостудию в Доме культуры железнодорожников, преподавал в чувашском педтехникуме, затем долгие годы — в Уфимском техникуме искусств, отдав педагогической работе в целом более 30 лет. А в 1921г. он участвовал в экспедиции в Среднюю Азию с целью приобретения там экспонатов для задуманного тогда в Уфе Музея народов Востока. Из этой поездки он привез ряд великолепных этюдов. В те же годы А. Тюлькин участвовал в конкурсе на лучшее оформление спектакля Э. Верхарна «Зори», оформлял журнал «Красный курсант». Одновременно принимал участие в художественных выставках не только в республике, но и за ее пределами, например, в выставке «Жизнь и быт народов СССР» (1926), в выставке «Художники окраины», организованной в 1929г. в США (Сан-Диего). И это — далеко не полный перечень работ, которыми отмечена биография А. Тюлькина в 20-е годы. Большую серию этюдов Тюлькин создал в 1932г. в результате поездки на место первых нефтепромыслов Башкирии — в Ишимбай. Тогда и началась работа над композицией «Первая ишимбайская вышка». Многовариантность ее решения, длительность поисков говорят о том, как трудно шел автор к пониманию вторжения нового в облик гармонично сложившегося пейзажа родного края. Он не мог принять новое в абсолютно чистом виде, зачеркнув прошлое, и испытывал потребность в сравнении, сопоставлении нового со старым, предлагая зрителю через свою живопись участвовать в размышлении на эту тему.

     Сравнивая работы Тюлькина 1940-х годов и последующих лет с ранними произведениями, интересно наблюдать, как с годами менялось ощущение пространства любимого образа автора — старой Уфы — и, соответственно, живописного пространства самого холста. Теперь его волнуют не только и не столько отдельные уголки, сколько сама старая Уфа в целом — как ни с чем несравнимый поэтический мир, увиденный в могучих эпических формах природы. На смену прежним композициям с высоко поднятым горизонтом — так, что небо живет где-то только с краешка холста — теперь приходит новое видение «окраины». Художник изучает ее с высоты уфимских шиханов. Композиция картин решается на крупных формах, линия горизонта опускается, неба и света становится больше. Живописное пространство пейзажного полотна выстраивается по законам картины, преодолевая некоторую этюдность, фрагментарность композиций ранних работ.

     Шли годы, менялись в отечественном искусстве партийные установки, утверждались то одни, то другие «каноны», а Тюлькин так и продолжал творить в уфимских оврагах живописные образы своей тихой окраины. Они пронизаны не только лирико-поэтическим, но и социально-философским содержанием, раскрывая картины жизни российской провинции середины XX века.

     Ныне, оглядывая весь путь, пройденный художником, отмечая его главные вехи, анализируя отдельные произведения (теперь уже несколько отстраненные от личного обаяния самого автора), убеждаешься, что живописные образы старой Уфы — провинциальной окраины России, уральского края, объединяясь в единую, большую тему Родины, составляют главную тему — основную линию творчества Александра Тюлькина.

     С особой силой эта тема прозвучала в его исполненных глубокой лирики произведениях, написанных в военные и первые послевоенные годы: «Голубец» (1942), «Тишина» (1946), «На родине Нестерова», «Праздник на окраине» (1948). В их внешнем сюжетном решении отсутствует тема войны, но силой живописно-пластических средств выражено ощущение тишины и печали с какой-то особой сосредоточенностью и энергией. Это не сиюминутное, изменчивое состояние природы, а ее изначальная данность, вечность, говорящая о силе и величии духа нашего народа. Работая над этими холстами в годы глубоких потрясений, автор размышлял о судьбе своей Родины, поэтически, философски постигая такое глубокое русское понятие, как ОТЕЧЕСТВО - священный образ, исторически сотворенный в нашем сознании из множества сложных, бесконечно дорогих, противоречивых размышлений и

чувств: и светлых, и радостных, и печальных. «На родине Нестерова», «Праздник на окраине» (оба полотна написаны на тщательном натурном материале) воспринимаются современным зрителем не просто как пейзажные полотна, а как произведения исторического пейзажа с пронзительной лирической интонацией. Это глубинная, тихая окраина страны, где никакие повороты истории не могут изменить замедленность ритмов ее жизни, которая по-прежнему повинуется каким-то своим, древним, внутренним законам.

     Образы  далекой окраинной жизни в живописи Александра Тюлькина, заметно не вобравшей в себя черты новых перемен, вовсе не говорят об отсутствии у автора чувства времени или о его равнодушии к событиям, происходящим в стране. Умение прислушаться к внутреннему голосу, к молчаливым словам своих соотечественников в годы безмерно тяжелых испытаний всегда было первейшим долгом поэтов и художников России. Вот почему, когда началась война, и дошли до нас первые вести о погибших, художник приступил к работе над картиной «Голубец». Крупно, энергично, на весь формат холста изобразил он простой деревянный крест у дороги, под крышицей которого, в глубине, в тени, чуть светится медный литой образок. А рядом — ломоть ржаного хлеба и жаркая гроздь рябины. Лирика Тюлькина родилась и развивалась в согласии со складом его души, характера, темперамента, в задумчивой тишине далекой окраинной жизни. В уединенности, в самой возможности всегда отдаваться переживаниям и размышлениям о родной земле, о своем крае, о своей судьбе он видел единственно возможное, необходимое для себя условие цельной, сосредоточенной работы. Следовательно, и условие, чтобы состояться как художник, как личность.

     А. Э. Тюлькин был человеком поразительной красоты: интеллигентный, благородный и в облике своем, и в мыслях, и в поступках. Весь в искусстве. Он всегда был погружен в свой мир. Он как магнит притягивал к себе людей творческих, ищущих, беспокойных. «Человек-собор, соборный человек» — так образно определил свойство его личности один из учеников, живописец М. А. Назаров, который с какой-то особой бережностью, благодарностью хранит память об учителе, может быть, даже несколько унаследовав его живописные уроки и талант рассказчика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Маленький  кусочек мирового пространства, принадлежащий  мне»

     Александр Эрастович Тюлькин – первый профессиональный художник Башкирии. Мастер темперной живописи, работавший преимущественно в жанре пейзажа и натюрморта, создавший произведения, которые вошли в собрания крупнейших музеев страны: Русского музея, Третьяковской галереи, Музея искусств народов Востока, А.Э.Тюлькин большую часть своей сознательной жизни прожил в Уфе, и многие произведения посвятил этому городу. Здесь собраны картины 1922 – 1980 гг. Вещи, мастерская, все, что связано с личной жизнью художника и его творчеством.

     Местом, соборным для уфимских художников, был дом-мастерская А. Тюлькина, притулившийся на тихой уютной улочке Волновой над рекой Белой, его сад, овраги — все окружающее пространство, многократно пережитое и обдуманное в сотнях холстов. Освященные личностью Мастера, они явились своеобразной школой, академией для многих уфимских художников. Их творческие биографии чаще всего начинаются отсюда. Хорошо знающая искусство Башкирии, творчество Тюлькина московский искусствовед Г. С. Кушнеровская пишет: «Это был поэт и мудрец, философ и сущее дитя всего, что касалось искусства. Общение с ним возвышало душу. Александр Эрастович ценил в учениках личность и воспитывал в них личность, окрыленную мыслью, целью и волей. Его собственный путь бескорыстного служения любимому делу и полной самоотдачи был опорой и примером».

     В этом доме из окна с крыльца видны живые мотивы, положенные в основу многих его полотен: сад, калитка, тропинки, а у самого горизонта — разливы реки Белой, забельские дали. Чистый мир поэзии, о котором он нередко говорил: «Маленький кусочек мирового пространства, принадлежащий мне». Здесь все наполнено высокой памятью о нем.

     Для жителей Башкортостана имя Тюлькина — в одном ряду с Аксаковым  и Нестеровым. Это — часть культуры старой Уфы, часть истории республики. Но все-таки именно в Уфе, в художественном музее имени М. В. Нестерова, сосредоточена большая часть работ А. Тюлькина. Он был мастером преимущественно пейзажной живописи и натюрморта. В его полотнах, изысканно тонких и сложных по цвету, фактуре, узнаются черты русской живописной культуры начала XX в. Особенно это относится к той части его творчества, где речь идет о сугубо колористических поисках — «живописная живопись», как говорил вслед за своим учителем Н. И. Фешиным сам Александр Эрастович.

     Философско-образный мир живописи Тюлькина тяготеет к тем духовным достижениям и ценностям, которые еще в прошлом веке обозначались именами наших выдающихся земляков: С. Т. Аксакова — в литературе, М. В. Нестерова — в живописи. Лучшие полотна А. Э. Тюлькина являются продолжением диалога с ними в культурных, творческих и, главное, нравственных исканиях в искусстве. Для уфимцев эти имена звучат в единой культурно-исторической связи искусства России и Башкортостана XIX-XX вв. Живописец, мастер преимущественно пейзажа и натюрморта – полотен, вобравших в себя образы старой Уфы, башкирского края, а также производственно-промышленную тематику.

     Уфимцы  бережно хранят память об этом удивительном художнике. В столице открыт Дом-музей  художника. Стараниями учеников Александра Эрастовича, его вдовы Антонины Николаевны дом, в котором он жил, избежал сноса, сохранилась замечательная коллекция натюрмортов, пейзажей, портретов.

     Дом-музей Александра Эрастовича Тюлькина заслуженного художника РСФСР является филиалом Башкирского Государственного музея имени Михаила Васильевича Нестерова. Дом - музей открыт 18 мая 1994 года, находится он на улице Волновая дом №21. Стараниями супруги в доме, где мастер провел свою жизнь, где складывался его творческий путь, здесь воссоздана и сохраняется обстановка, в которой жил и работал А.Э.Тюлькин. В доме - музее экспонируются живописные и графические работы самого художника, а также, мебель, посуда и другие вещи, которыми пользовался сам художник и его окружение.

Информация о работе Старая Уфа в живописи А.Э.Тюлькина