Стили в архитектуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 22:30, реферат

Описание работы

Романское искусство, стиль архитектуры и других отраслей искусства, возникший в Западной Европе в X веке. Термин «романский» (франц. Romanesque, исп. romanico, нем. Romanik от лат. romanum - римский), появился в начале XIX века, когда историки и художники-романтики, открыв для себя искусство раннего средневековья заметили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую. Главная особенность романской эпохи - открытость внешним влияниям.
В последовательности произведений же искусства готики, начиная со второй половины XII и кончая XIV столетием, мироощущение этой эпохи отражено во всей его целостности и поступательном движении с такой яркостью, зрелостью, силой и полнотой, которая была под стать только искусству, достигшему классической ступени развития. В готическом искусстве сходились все нити интеллектуальной и духовной жизни эпохи.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика периода
2. Романский стиль в искусстве Западной Европы
3. Готический стиль в западноевропейском искусстве
4. Единство и противоположность Романского и Готического стилей
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Романский и готический стили.rtf

— 280.37 Кб (Скачать)

     В романском искусстве из-за его неоднородности и отсутствия единого стиля всегда выделяли множество региональных художественных школ. В конце XIX столетия в понятие «романское искусство» включали также «ломбардское», «саксонское» и даже византийское искусство V-XII веков. Основанием для такого объединения, несмотря на явные различия художественных форм, была общность христианской идеологии, использование «романских» архитектурных элементов: куполов, полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных построек. Однако помимо дуализма Запада и Востока в романском искусстве были сильны различия Юга и Севера. На Севере, в Ирландии, выделялась «винчестерская школа» книжной миниатюры с характерными кельтскими орнаментами из растительных побегов, выполненными яркими красками. Там же достигло чрезвычайной высоты мастерство орнаментальной резьбы по камню и дереву характерного плетеного и «абстрактного звериного орнамента». Однако, при всем разнообразии и неоднородности романского искусства, его можно разделись на три различных периода.

     В конце X и начале XI вв. возникает строгий простой раннероманский стиль, отличительными чертами которого служат отсутствие украшений, плоские деревянные потолки и неорнаментированные капители колонн. Второй период обнимает собою 1100-1180 гг. и характеризуется заменой плоских потолков сводами, сначала коробовыми, потом крестово-коробовыми. В сооружениях этого среднероманского стиля появляются украшения: ложно аркадные фризы, так называемые трифории, орнаментированные порталы и такие же капители колонн. Третий период, продолжающийся до половины XIII века и называемый позднероманским или переходным, вырабатывает черты, впоследствии окончательно развивающиеся в готической архитектуре (стрельчатая арка). Романская церковь, подобно древнехристианским, образует три корабля: средний - высокий и два боковых, ширина и вышина которых вдвое меньше ширины в вышины среднего. С восточного конца кораблей примыкает к ним трансепт, сильно выступающий из общего корпуса и имеющий с восточной стороны три абсиды: две малые по бокам и большую посредине. Перед этой последней расположено пространство хора. Пол абсиды и хора, а иногда и всего трансепта, лежит выше, чем пол в остальном пространстве. Под этой возвышенной частью помещается обширная крипта, в которой устраиваются алтари, и где покоятся мощи святых или хоронятся знатные лица. Боковые корабли отделяются от среднего колоннами или пилястрами. В некоторых случаях над ними устраивались верхние галереи (эмпоры). Трансепт, в большинстве случаев. представляет собой три сложенные вместе квадрата; из них средний, как составляющий центральное место храма, носит название средокрестия (Vierung). Характерной чертою Романского стиля следует признать обильное применение сводов (коробовых. крестовых и купола). Колокольни первоначально играли роль дозорных башен и ставились отдельно от церкви. Далее появились две башни на краях фасада, пара башен над концами боковых кораблей, примыкающих к трансепту, башня над пересечением этого последнего со средним кораблем. Порталы (в больших храмах три) в западном фасаде отличались роскошной орнаментацией. Над входной дверью образовывалось полукруглое пространство, называющееся тимпаном; оно почти всегда было заполнено рельефом. Над порталом в позднюю пору романского стиля появилось украшение в виде большого, круглого фигурно разделанного окна - так называемой, розы. Памятники Романского зодчества: во Франции Notre-Dame du Port в Клермоне; в Англии - церкви в Винчестере, Питерборо и Нориче; в Германии - бамбергский, майнцский, шпейерский, вормсский соборы; в Италии - моденский собор, пизанский баптистерий, црк. Сан-Миниато во Флоренции. Палатинская капелла в Палермо и др. Скульптура в Pоманскую эпоху служила почти исключительно церковным целям. В храмах скульптурою украшались, главным образом, порталы, капители колонн, саркофаги, раки для мощей святых и т.п., и более мелкие поделки, каковы дарохранительницы, епископские посохи и проч. Первоначально произведения Романской пластики отличались неумелою, грубого работою, но затем, совершенствуясь, достигли своеобразной красоты (медн. двери Гильдесгеймского собора, главного портала церкви Св. Марка в Венеции и др. Стенная живопись была очень распространена в Романских церквях (фрески брауншвейг собора и др.); применялись для украшения мозаика и живопись на стекле.

     Начиная с X века растет число церквей в Германии, Италии, Испании и Франции, увеличиваются их размеры и высота. Церковь - это место, где христиане могут найти прибежище и вознести молитву Всевышнему. Многочисленные романские церкви строятся вдоль паломнических трасс. Например, церкви в Риме или в Сантьяго-де-Компостела (Испания), которые были выстроены по инициативе монахов аббатств Сито и Клюни. В романский период (с X по XII век), старые деревянные кровли заменялись каменными, более тяжелыми. В церковном строительстве широко стали применяться своды-полуарки, образующие опору для крыши и переносящие всю нагрузку на стены. Чтобы стены оставались устойчивыми под воздействием распора, понадобилось впритык строить второе, меньшее по размерам здание. С задней стороны собора Богоматери в Паре-ле-Моньяль хорошо виден ряд построек, жмущихся по периметру к основному зданию, чтоб его поддерживать. 

     3. Готический стиль в западноевропейском искусстве 

     На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль - готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.

     Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории художественной европейской культуры.

     Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал, прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации.

     Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным признаком готического стиля. Средневековые церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сторон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Хотя раннеготические церкви допускали широкое варьирование форм, при возведении серии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью использованы преимущества нового готического свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов. Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле, поэтому произошла настоящая революция.

     С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбалансированных пропорциях, Реймский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических соборов. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектора Реймского собора. Принципиально новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным.

     Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру преимущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с римских времен. Самые ранние из дошедших до нас - статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом до-готическом соборе и датируются примерно 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму колонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который тем не менее придает фигурам впечатляющий характер целеустремленной духовности.

     С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так называемый классический стиль достигает кульминации в первых десятилетиях XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора. Об эмоциональном и художественном значении такой архитектурной революции свидетельствует ее выразительность. А вот один из ее непосредственных результатов в точных цифровых данных: высота в 18-20 м была предельной для среднего нефа романского храма, в Парижском соборе, самом раннем в готической архитектуре, эта высота уже возросла до 32, затем в Реймском - до 38 и, наконец, в Амьенском - до 42 м. Так готическая вертикаль восторжествовала над романской горизонталью. Арка и свод. Эти архитектурные формы, так умело использованные римлянами и затем легшие в основу всего строительного искусства средневековой Европы, еще до Рима появились в Иране, который в свою очередь унаследовал их от древних культур Двуречья.

     Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор - это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены. Тогда собор был чем-то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент, и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить. Возле собора, как правило, располагались торговые ряды. Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор вот в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло и изменение архитектурного стиля. Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. Одни - представители массивности, другие - легкости. Но если взять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романских корней. Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и это ставило определенный предел по расширению главного нефа. Храм при такой системе перекрытий не мог быть достаточно просторным внутри - он оставался узким и темным. Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями - системой несущих арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие с гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Исходя из этого, стена в соборе ничего не несет, и, следовательно, ее незачем делать сплошной и глухой. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используются для установки статуй, а окна - для монументальной живописи из цветных стекол. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. Таким образом, устраняется резкая граница между клиром и посетителями. «Святилище» перестает быть чем-то недоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темной подземной крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл. Что же представляли собой средневековые города? Основная масса городского населения представляла собой самые мятежные, самые свободные слои общества. Ремесленники уже не были чьими-то слугами, они объединялись в самостоятельные союзы, цеха. Во многих городах возникли университеты. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Строились и достраивались они долго - десятилетиями, а то и веками. Все изобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний - конечно подчиненных богословию. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. К примеру, Парижский посвящался, богоматери и всему, что с ним связано; Амьенский - выражал идею мессианизма: на его фасаде фигуры пророков. Но замыслы этих изобразительных богословских энциклопедий, были, в общем, столь расплывчаты и аллегории настолько условны, что под их сенью находили себе место самые разнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и очень далекие от церковной концепции мироздания. Под руками средневековых камнетесов мертвый камень оживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в истории более органические формы синтеза искусства, возникающие на этой основе. В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи: это опять-таки определялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потому неподходящими для фресок.

     Появление натурализма. Начиная примерно с 1210 года на Коронационном портале собора Парижской богоматери и после 1225 года на западном портале Амьенского собора, производящие впечатление ряби, классические черты оформления поверхностей начинают уступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьере собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки, подчеркнуто миндалевидные глаза, расположенные пучками на маленьких головках локоны и манерные позы производят парадоксальное впечатление синтеза натуралистических форм, деликатной аффектации и тонкой одухотворенности.

     Одним из самых красивейших и величественнейших соборов времен Готики был признан Амьенский собор.

     Амьенский собор, один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции (длина 145 м).

     Главная его часть построена в 1218-1279 по проекту Робера де Люзарш и его преемников Тома и Рено де Кормон. Между 1373 и 1549 в стиле поздней готики были достроены башни западного фасада и некоторые другие части здания.

     Основные черты великих французских соборов эпохи высокой готики сложились в архитектуре соборов Шартра и Реймса.

     Собор Нотр-Дам в Амьене является одним из наиболее смелых, изящных и гармоничных архитектурных решений готической церкви. На западном фасаде здания находятся три скульптурных портала; центральный портал украшает знаменитая статуя благословляющего Христа. Главный неф (высота 42,5 м, ширина 14,3 м) представляет собой трехъярусную структуру: в среднем ярусе за аркадой трифория находится узкая галерея.

     Начиная с 1292 боковые нефы стали расширяться благодаря пристройке капелл (среди них капелла кардинала Делагранжа, один из ранних образцов архитектуры пламенеющей готики). Восточная часть короткого, но широкого трансепта и просторный хор освещаются через окна трифория. В обходную галерею хора открываются пять капелл. Огромные окна хора и главного нефа утратили средневековые витражи.

     Внутреннее пространство Амьенского собора, высокое и просторное, кажется одновременно изысканным и строгим, величественным и уютным.

     (В марте 1918 собор сильно пострадал от обстрела немецкой артиллерии, позже он был восстановлен, а во время Второй мировой войны, к счастью, потерпел лишь незначительный урон.) 

     4. Единство и противоположность Романского и Готического стилей 

Информация о работе Стили в архитектуре