Сущность и история становления стиля рококо

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является раскрытие особенностей искусства рококо как самостоятельного стилевого явления.
Задачи реферата:
- определить сущность стиля рококо;
- охарактеризовать историю становления стиля рококо;
- рассмотреть проявления стиля рококо в разных видах искусства.

Работа содержит 1 файл

искусство рококо.docx

— 74.51 Кб (Скачать)

Введение

Игнорирование стиля как художественного  явления среди многообразия художественных явлений, впечатляющих и ярких достижений искусства XVIII столетия особый интерес  вызывает стиль, известный в искусствознании  как рококо. До недавнего времени  из-за отсутствия цельной, широко объемлющей оценки, этот стиль и его значение в развитии искусства оставались почти полностью неизвестными. Во многом это было связано с относительной краткосрочностью его существования (в пределах двух средних четвертей XVIII в.) и последующим быстрым исчезновением. Столь долгое забвение этого архитектурно-художественного явления объяснялось также недостаточной изученностью памятников зодчества, произведений декоративно-прикладного и монументального искусства. Крайняя рассредоточенность и малочисленность произведений стиля рококо, недвижимые из которых дошли до нас в виде единичных, в основном культовых, значительно измененных сооружений, а движимые время разбросало по многочисленным европейским музеям, не позволяли исследователям сосредоточиться на изучении этого культурно-художественного феномена. Игнорирование стиля как художественного явления объяснялось и его негативной оценкой искусствоведами.

Историко-художественный анализ развития искусства этого периода позволяет  связать воедино неразрывную  цепь диалектически и объективно закономерной эволюции строительной и  художественной культуры XVIII в., четко  дифференцировать на последовательные этапы развития — барокко, рококо, классицизм. Изучение рококо, введение его в хронологический ряд  художественных стилей, позволяют более глубоко понять природу и общественные конкретно-исторические функции архитектуры и искусства того времени, приоткрывают еще одну страницу истории культуры феодального общества.

«Рокайльный» период развития искусства представляет интерес не только со стороны исключительно оригинальных приемов и привлекательных форм проявления стиля. Как отмечал Б. Р. Виппер1, «проблема стиля имеет очень большое значение не только для науки об искусстве, но и для жизни, для практики искусства, не только для осмысления его развития в прошлом, но и для понимания его роли в процессе развития современной мировой художественной культуры»2.

Раскрытие темы актуально и в  отношении решения принципиального  вопроса искусствознания: является ли рококо цельным и самостоятельным  историко-культурным феноменом или  же оно — ответвление и завершение мощного стиля барокко. Следует признать очевидную сложность проблемы, ее многоплановость, длительную дискуссионность. Необходимо выявить многочисленные связи эстетики и типологии стиля с политико-экономическим состоянием страны, культурой того времени.

Западноевропейское искусство  рококо достаточно основательно и всесторонне  исследовано зарубежными историками и искусствоведами. Однако в трудах исследователей, которые еще находились под сильным  влиянием  классического искусства античности и ренессанса, достижения рококо не получили должной оценки. Поэтому  во многих трудах отмечалась исключительно декоративная сторона явления, архитектура же относилась к сфере барокко.  Вплотную к пониманию стиля подошли немецкие ученые Я. Буркхардт, увидевший полное разложение новым искусством фундаментальных принципов формообразования, и несколько позднее  В. Любке3.

Немецкий профессор К. Вёрмав склонен обнаруживать самое тесное родство рококо как «дочери барокко». Его же земляк, искусствовед Г. Вёльфли, ошибочно относит к сфере классицизма рокайльную придворную обстановку и архитектуру королевских дворцов Европы первой половины XVIII -  XIX в. Однако, большинство искусствоведов рубежа XIX-XX вв., подобно Л. Шмарсову, признают самостоятельность и равнозначность стиля рококо, но напрочь отрицают его новое, революционное отношение к тектонике и стереометрии архитектуры, ее пластико-органическому фактору, признавая за ним лишь принцип живописности. И только в дальнейшем французский искусствовед Э. Баярд и П. Франкль проводят фундаментальный анализ основ стиля, рассматривая не только его живописность, по новые принципы динамичного формообразования пространства и массы. Выводы       Л. Шмарсова подкрепляет его последователь Л. Бринкман, четко выделивший рококо как самостоятельное стилевое явление в искусстве и архитектуре4.

Основное внимание в исследованиях  западноевропейских ученых уделяется  подробному описанию и стилевой характеристике наиболее значительных архитектурных  произведений и живописных полотен  без глубокого проникновения  в формальную сущность и художественно-эстетические ипостаси стиля. Анализируя конкретные архитектурные памятники, большинство  исследователей ограничиваются общими течениями философской мысли, не вскрывая социальных предпосылок и  корней художественного явления.

Таким образом, целью данной работы является раскрытие особенностей искусства  рококо как самостоятельного стилевого  явления.

Задачи реферата:

- определить сущность стиля  рококо;

- охарактеризовать историю становления  стиля рококо;

- рассмотреть проявления стиля  рококо в разных видах искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и история становления стиля рококо

Под понятием «рококо» мы подразумеваем  то антиклассическое направление в  архитектуре и искусстве, которое  отражало эстетические идеалы аристократии и церковной олигархии первой половины и середины XVIII в., характеризовалось  необычайной утонченностью и изысканностью средств художественной экспрессии, страстным стремлением к созданию впечатления легкости и привлекательности. Основой для этого явились абсолютно новые приемы, принципы и формы художественного творчества, но имеющие аналогий в истории культуры5.

Родина стиля рококо - Франция XVIII века. Здесь он достиг своего расцвета и последовательного развития, хотя и за ее пределами получил большое распространение, в первую очередь в искусстве Германии, Австрии и отчасти Италии, Англии.

Своим названием новый стиль  обязан французскому слову «рокайль», обозначающему стилизованное украшение  из раковины, которое стало излюбленным  мотивом многих художественных творений того времени.

Рокайль - форма сугубо новая, но имеющая аналогий и прототипов, наделенная активной орнаментальной экспрессией6. В основе живописного орнамента -изощренный рисунок в виде сплетающихся, растягивающихся кривых в форме букв S и С. Они дополняются стилизованными пенящимися, набегающими друг на друга волнами, хрящевинными сочленениями. Имеете с умноженными и сгруппированными мотивами раковины эти элементы модулировались в бесчисленных вариантах и неповторяющихся сочетаниях. Подобные декоративные формы, общепринятые во всем европейском искусстве рококо, являлись своеобразным международным художественным языком. Введение в художественный обиход рокайльного орнамента приписывается выходцу из Италии Ж. О. Месоньо. Вместе с ним новую орнаментику вводят в художественную практику французы Ж. М. Оппенор и Ж. Боффран. Множество проектов рокайльной орнаментики представил в образцовых сериях          Ф. К. Хаберман.

В культуре Франции это эпоха  особая и оценивается искусствоведами  в системе разнонаправленных  составляющих, порой весьма парадоксальных. Так, в одном столетии сосуществовали героический классицизм, бравурное барокко и появившийся в атмосфере легкомысленных праздников, маскарадов, фривольности королевского двора недолговечный стиль рококо.

Первое документальное упоминание термина «рококо» относится к 1735-1736 гг., когда появились первые труды  основоположников стиля французских  художников Ж. О. Месонье и Я. Мондоиа7. В 1750 г. в парижских салонах уже говорят (правда, еще в шутливом топе) о «манере рококо» («gonrl гососо»). Стендаль пользовался термином «рококо» в 1828 г.. Виктор Гюго в 183) г. По широко термин начинает употребляться лишь с середины XIX в., обозначая украшательские мотивы, наполняющие дворцовые салоны, костельные интерьеры, а также рафинированную элитарную культуру первой половины — середины XVIII в. в целом. Понятие «рококо» как искусствоведческая категория утвердилось у немецкого историка А. Шприпгера. Энциклопедический словарь 1899 г. вводит самостоятельный термин «рококо», определяющий архитектуру и художественный стиль первой половины - середины XVIII в.

Впоследствии ввиду научной  необоснованности он получил различную  смысловую трактовку и содержание. В частности, бытует адекватный рококо термин «зимнее барокко». Это связано  с графическим эффектом, производимым морозным узором на стекле, очень близким  к рокайльной орнаментике. И действительно, мороз и фантазия художника в этом искусство не уступают друг другу в рисунке и совершенстве техники. Термину «рококо» в искусствоведческом лексиконе сопутствуют синонимы «ультра барокко», «экстремальное барокко», «виленское барокко», «французское барокко», «помпадурский стиль» и даже вульгарно-социологические определения: «разнузданное барокко» и «бешеное рококо».

Период становления рококо дифференцируется исследователями на три стадии: 1700-1725 гг.- раннее рококо, или «стиль регентства»; 1726-1760 гг.- зрелое рококо, или стиль, Людовика XV (стиль Помпадур); 1761 — 1780 гг.- позднее рококо, или стиль  Людовика XVI. Затянувшаяся «агония» рококо еще была ощутима в самом конце XVIII в. Таким образом, в европейской  культуре стиль, сформировавшийся около 1725г., доминировал вплоть до 80-х годов  столетия.

Немецкие искусствоведы, оценивая эпоху как время румян, белил  и пудреных париков, соответственно нарекли этот период в развитии искусства. Французы называли рококо и его стадии развития именами соответствующих  правителей -Людовиков XV и XVI.

Становление стиля связано  непосредственно не только с художественной практикой, но и со всей совокупностью  общественно-политических, социально-экономических  и культурных условий данной эпохи. Невозможно понять архитектуру и  искусство дворцов и храмов лишь с позиций чисто утилитарных. Необходимо попытаться найти общее  между явлениями искусства и  социально-политической жизни, религиозными движениями, философией и господствующим мировоззрением8.

Смерть в 1715 г. «короля-солнца», последнее десятилетие лишь формально  сохранявшего могущество, была просто завершающим событием в том длинном  ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и  новых веяний в искусстве.

Начало регентства герцога  Орлеанского, дяди будущего короля Людовика XV, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши  не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору, и жизненного распорядка не столь торжественного. Но в этом бурном веселье, торопливом желании успеть насладиться была и доля бравады, тревоги, предчувствие краткости мгновения, неизбежности расплаты за бездумье, надвигающихся грозных бедствий.

Многое меняется и в  искусстве. Король перестает быть единственным заказчиком произведений искусства, а двор - единственным коллекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы. Стиль рококо служил обществу, отгороженному от политических коллизий эпохи, чуждому шумной «суете» социальной жизни. Его высшим стремлением стал рафинированный эстетизм, доступный немногим.

Многие исследователи  и по сей день отказывают рококо в самостоятельности как стилю, считая его лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля9. Тем не менее, очевидно, что рококо во Франции в первой половине «галантного века» складывается в определенную стилевую систему, отчасти продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более их видоизменяющую. Рококо - порождение исключительно светской культуры, сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на его дальнейшее развитие.

Велеречивое и патетическое искусство  Лебрена10, ораторское искусство, требующее «подмостков и котурнов», сменило искусство более камерное, интимное, более тесно связанное с бытом, более искреннее. Для него характерен уход от реальной жизни в мир фантазий, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций.

Мир миниатюрных форм не случайно свое главное выражение  нашел в прикладном искусстве  - в мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно в интерьере (за исключением разве Германии и Австрии. Примером может служить дворец Сан-Суси в Потсдаме, архитектор Г. В. Кнобельсдорф, 1745-1747), где важным теперь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Городские дворцы знати, богатой буржуазии,-«отели», сооружаемые в этот период, как правило, строго классицистичны по экстерьеру. Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами, часто установленными друг против друга, чтобы в них множилось, дробилось, делалось фантастичным отражение («Век зеркал и мемуаров», по меткому определению одного исследователя,- за постоянный взгляд на себя со стороны). Входят в моду стилизация под Восток: Китай («шинуазери»), Японию («жапонез»), Турцию («туркери»). Светлые по колориту панно, лепной орнамент, шелк обоев, золото украшений, хрустальные люстры, изящная, удобная, хотя и вычурная мебель с инкрустацией - все вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые (серо-голубоватые, сиреневые, розовые, зеленоватые). Все искусство рококо построено на асимметрии, обостряющей ощущение изменчивости, мимолетности -игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Не случайно термин «рококо» возводят к слову «раковина», «рокайль». Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Новые веяния проникли в Академию аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые - все это темы любви. В Священном Писании избираются преимущественно те эпизоды, где можно повествовать о любви: Сусанна и старцы, Сарра, приводящая к Аврааму Агарь, и т. д. Но за всем театрально-праздничным, легкомысленно-бездумным в искусстве этого направления таилось немало сложностей. В нем впервые проявился стойкий интерес к изображению тонких интимных переживаний, это был шаг к сентиментализму с его вниманием к «извивам» человеческой души. Портрет и пейзаж - не случайно очень важные в эту эпоху жанры11. За легкомыслием, остроумием и насмешливой иронией рококо были и раздумья о судьбе человека, о смысле существования.

Информация о работе Сущность и история становления стиля рококо