Театр-студии Москвы и Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:20, реферат

Описание работы

Театр-студия — это независимый, некоммерческий и, как правило, любительский театральный коллектив. Такие театры чаще всего появляются там, где отсутствует профессиональный театр. Театры-студии возникли в 19 в. в Европе как реакция на академические претензии коммерческого театра. Возможно, самым ярким достижением театра-студии стал его вклад в работу экспериментального театра. Призванная утверждать новые формы актерской игры, режиссуры и драматургии, экспериментальная студия зачастую предлагает зрителям такую духовную пищу, которую не решится готовить коммерческий театр

Содержание

Введение............................................................................................................ 2
Глава 1................................................................................................................ 3
Глава 2................................................................................................................ 8
Заключение........................................................................................................ 10
Список литературы........................................................................................... 11

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение............................................................................................................ 2

Глава 1................................................................................................................ 3

Глава 2................................................................................................................ 8

Заключение........................................................................................................ 10

Список литературы........................................................................................... 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Театр-студия —  это независимый, некоммерческий и, как правило, любительский театральный  коллектив. Такие театры чаще всего  появляются там, где отсутствует профессиональный театр. Театры-студии возникли в 19 в. в Европе как реакция на академические претензии коммерческого театра. Возможно, самым ярким достижением театра-студии стал его вклад в работу экспериментального театра. Призванная утверждать новые формы актерской игры, режиссуры и драматургии, экспериментальная студия зачастую предлагает зрителям такую духовную пищу, которую не решится готовить коммерческий театр.[1]

Россию так  же не обошло возникновение театр-студий. Основная масса которых, несомненно, была организованна в столицах: Москве и Петербурге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Впервые итальянское  слово studio применительно к русскому театру было произнесено в начале XX столетия. Им воспользовался В.Э.Мейерхольд, создав под покровительством К.С.Станиславского Театр-студию на Поварской в 1905году — первую опытную лабораторию сценического искусства.

Театральная студия  изначально была рождена потребностью режиссуры в эксперименте, лабораторном опыте, в поисках и проверке новых  форм, способов, приемов постановки и актерской игры, в совершенствовании сценического мастерства. Еще одной немаловажной особенностью студии была в том, что она возникала на основе общности интересов, душевной спайки и гражданского единомыслия.

 В 1908 г.  Мейерхольд писал о студиях: «Свежие соки на свежевспаханной земле. Свои творческие ростки новые люди начнут лелеять не при «больших театрах». В ячейках («студиях») зародятся новые идеи. Отсюда выйдут новые люди. Опыт показал, что «большой театр» не может стать театром исканий, и попытки поместить под одной крышей завершенный театр для публики и театр-студию должны потерпеть фиаско. Уже настало время: студии заживут своей жизнью самостоятельно, независимо, они начнут свою работу не при театрах, а явят собой новые школы, из которых вырастут новые театры».[2]

Мейерхольд  был прав. Некоторые театральные  студии внесли большой вклад в  историю театра,  в развитие сценических  традиций, в формирование стиля и  новых художественных средств. В  первую очередь это относится  к студиям Московского Художественного театра в Москве. Сначала работа здесь имела опытно-лабораторный характер, потом некоторые из них стали самостоятельными театральными коллективами.

Так, в 1913 г. была создана  под  руководством К.С. Станиславского и Л.А. Сулержицкого 1-я студия МХТ. Ее участники на практике проверяли основы системы Станиславского, изучали законы актерского поведения на сцене. В 1924 г. эта студия была реорганизованна в самостоятельный театр — МХАТ 2й.

2-я студия создана в  1916году режиссером В.Л. Мчеделовым. Ее главная задача — совершенствование актерского мастерства. В 1924 году она соединилась с МХАТом, на основе которого возникла. А её студийцы впоследствии стали ведущими актерами театра. На основе же 3й студии Художественного театра, организованной в 1921 году Е.Б. Вахтанговым, в 1926 году был создан театр имени Евгения Вахтангова. Здесь вырабатывались принципы, сочетающие на сцене театральность и правду, что открывало для искусства театра новые перспективы. 4-я студия, организованная в 1921 году, была преобразована в 1927 году в Реалистический театр. Ее создатели искали иные, чем на основной сцене, принципы воплощения в театральном искусстве правды жизни.[3]

Студийное движение не исчерпывалось  мхатовскими студиями и студиями, так или иначе связанными с ним.

 В 1920-е гг. работала  студия Малого театра под руководством  режиссера Ф.Н. Каверина.  Она  родилась из первого послереволюционного  выпуска школы Малого театра (1922). Но, в отличие от  других студийных  коллективов, которые сплачивались с самого начала вокруг режиссера, студия Малого театра в период учебы не имела такого вождя-режиссера: у нее были актеры-педагоги Н.А. Смирнова и В.Н. Пашенная. Позже она выдвинула режиссера из своей среды — Ф.Н. Каверина, который с 1926 года стал художественным руководителем студии.[5]

Руководитель очень много  значил для театр-студий. Ведь они  организовывались в основном коллективом  единомышленников, связанных определённым мировоззрением и общими эстетическими  задачами, которые имели свое собственное  представление о театре, актерском мастерстве и искусстве вообще.

Так, например, 28 ноября 1918 г. Ф.Ф. Комиссаржевским при поддержке  В.М. Бебутова была создана Театр-студия Художественно-просветительного союза  рабочих организаций (Театр-студия ХПСРО). Основатели театра стремились к созданию синтетических спектаклей. Они считали, что главное место в спектакле должно принадлежать актёру, умеющему владеть всеми художественными средствами. Драматические произведения рассматривались зачастую как "предлог" для создания театрального представления и иногда перерабатывались режиссёром.[6]

В 1931-1936 гг. работала студия Дикого, организованная режиссером А.Д.Диким  при участии М.Ф.Андреевой и  А.Н.Тихонова (Сереброва). Вначале назывался  театрально-литературной мастерской, в 1935 был переименован в Театр-студию под руководством Алексея Дикого. Спектакли студии были отмечены самобытной индивидуальностью Дикого, утверждавшего на сцене искусство яркой красочной театральности, опиравшейся на раскрытие человеческой психологии. Дикий учил находить для каждого автора, каждой пьесы единственную, неповторимую, предельно убедительную сценическую форму. [7]

Так, в первые годы после  Октябрьской революции в столице  возникло множество студий, что объясняется  пробуждением творческих сил народа.

Студийность — одна из наиболее характерных черт театра двадцатого столетия. Правда, изначально студия была синонимом сборища заговорщиков-формалистов. Единственный новый театральный  почин предвоенных лет — молодой  студийный театр, организованный в  феврале 1941 года группой энтузиастов под руководством режиссера В.Плучека и драматурга А. Арбузова, - был обречен на смерть еще до рождения. Это была благородная, смелая, но в атмосфере догматизма и произвола безнадежная попытка искусственно воскресить трамовскую комсомольскую романтику.[4] Конечно, студии, выросшие на основе творческих принципов Станиславского, отпочковавшиеся   от МХАТа и организованные заслуженными деятелями культуры, имели больше возможностей и могли претендовать на некоторую независимость. Хотя, коммунистическая власть контролировала и их.

Война всё перевернула: распались, закрылись, исчезли с театральной  карты Москвы маленькие, любимые  публикой театры. А после войны  они уже не возникали. Эксперименты первых послевоенных лет, например, студия кинорежиссера К.Воинова и студия «Романтики» С. Туманова, тоже не увенчались успехом. К концу сороковых — началу пятидесятых годов даже сам термин «студия» употребляли в отрицательном смысле.

Официально, с 1945-го и вплоть до 1986-го, в столице открылось всего две театральные студии: в 1956 году  выношенный и выстраданный его создателями «Современник» и в 1976 году Новый драматический театр в Бабушкинском районе. Но слово «студия» вскоре исчезло из их названий.

С годами потребность в  действительно новых, неординарных, ярких, своеобразных театрах, в молодых актерских силах становилась все ощутимее и острее.[8] И вот в такой разреженной, незаполненной театрально-культурной среде в начале 80-х годов масса студий, которые растут как грибы.

Спрос на студийные театры всё возрастал, все интенсивнее становилась творческая жизнь маленьких театров. Они уже давно и далеко ушли от самодеятельности, работали как самые настоящие профессионалы. В 1986 году театры-студии (некоторые из них маялись по обшарпанным подвалам годами) получают хорошие помещения и равные права с большими театрами. Расцвет студийного движения определяется количеством новых названий, а их число переваливает за сотню уже в этом году.

Как правило, при создании театров-студий вокруг режиссера—профессионала объединяется коллектив единомышленников.  Среди них — Театр-студия  под руководством  О.П. Табакова, театр-студия «У Никтитских ворот» под руководством М Розовского, Московский молодежный театр-студия на Красной Пресне, Экспериментальный театр-студия под руководством В.А. Спесивцева, театры-студии «На Спартаковской площади», «Сфера», «Человек» и др.[9]

Если можно чем-то обозначить тогдашнее студийное движение в  Москве — то это отчетливое желание  руководителей студий сформулировать своё кредо, свою идею, свою эстетическую платформу в словах.

Распад СССР и смена экономической формации привело российские театры к прогнозируемому результату: исчезновение контроля обусловило и резкое сокращение (а то — и исчезновение) финансирования. Вожделенная идеологическая и эстетическая свобода театральных коллективов оказалась в принципе недостижимой: организация постановочного процесса и проката спектаклей — дело чрезвычайно затратное, требующее больших финансовых вложений даже в тех случаях, когда спектакль в итоге окупается. Если добавить к этому расходы на содержание театрального здания, необходимую периодическую модернизацию оборудования, организацию гастролей, рекламу, да и просто заработную плату многочисленных сотрудников театра, то сумма получается весьма существенная. Театральные коллективы самых разных типов, и в их числе и театр-студии, вынуждены искать способы финансирования своей работы, что, собственно, неизбежно означает ту или иную степень нового контроля — уже со стороны спонсора.[10]

И всё же, многие театры-студии того времени существую  и по сей день.

В настоящее  время, пожалуй сложно найти людей, которые бы не знали знаменитую московскую "Табакерку". Да, речь идет конечно о московском театре-студии под руководством Олега Табакова. А в далеком 1978 году, когда Олег Табаков и Давид Боровский, художник-сценограф, нашли это подвальное помещение на улице Чаплыгина мог ли кто подумать, что получится из этого казалось бы нереального проекта, названного Студией молодых актеров.

На сегодняшний  день Театр-студия п/р Олега Табакова успешно гастролируемый театр, пожалуй, гастролей у него больше, чем у  других. Им рукоплещут зрители Канады, Чехии, Израиля, Японии, Франции и других стран мира.

Это, пожалуй, один и самых ярких примеров того, как  из любительской группы, театра-студии, организованной отнюдь не профессионалами, может вырасти достойный, во всех отношениях, профессиональный театр.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 

В Петербурге студийное  движение развивалось по-своему: оно  не было так основательно, как в  Москве, прикреплено к определенному  театру или определенной режиссерской школе. Исходным, отправным пунктом  для студийных коллективов здесь  служили мастерские В.Н. Соловьева, С.Э. Радлова и Л.С. Вивьена в Техникуме сценических искусств.[11]

Скромным отзвуком студийного традиционализма на заре Октября мелькнул Театр экспериментальных  постановок. Его создал летом 1918 г. в  Петрограде С.Э.Радлов. Просуществовал этот студийный театр всего год. Затем, Радлов перенес опыты в другой молодой театр, который так и назвал себя: «Студия». Его создали в начале 1919 года режиссер К.К. Тверской, художник Ю.М. Бонди и другие мейерхольдовцы. В следующем же сезоне студию преобразовали в Малый драматический театр. Еще одной студийной пробой Радлова стал театр «Народная комедия». Он существовал в 1920-1922 гг.  Организованный им Молодой театр (1929–1935), названный потом театром-студией под руководством Радлова (1935–1939), с  1939 стал Ленинградским театром им. Ленсовета. [12]

О театр-студиях  Ленинграда военного и послевоенного  периода известно немного. Развитие их было не таким масштабным, нежели в Москве.

Но в 80-е годы и здесь наблюдается их массовое появление.

Так, например, театральная студия «Домашний театр» зародилась первоначально в рамках Ленинградского театра-клуба "Суббота" (Театр "Суббота"). Самодеятельный коллектив размещался тогда в ЛДХС (Ленинградском доме художественной самодеятельности).  Технические "работники" "Субботы" тоже хотели играть, и хотя разделение на "технических" и "творческих" было более чем условным, в структуре "Субботы" существовало подразделение под названием "Домашний театр" — для показа внутри "Субботы". Оно появлялось, исчезало, вновь появлялось. Кончилось это тем, что несколько его участников решили создать собственный коллектив.

С февраля по май 1980 г. шли репетиции пьесы, написанной по мотивам Джерома К. Джерома "Трое в лодке, не считая собаки". Спектакль  был показан в пятиугольной комнате подросткового клуба в марте 1980 года. Дата первого спектакля — 15 марта, стала считаться днем рождения коллектива. Однако незаметно подбирались новые времена. У большинства из тех взрослых, кто создавал коллектив появились семьи и дети. Это уже усложняло работу. А потом развернулась перестройка, и "Домашний театр" лишился своего помещения. Еще проводились репетиции в домашних условиях, но перспективы не было видно, и работа прекратилась.[13]

В этот период в 1987 году Сергей Маховиков организовал  первую в Петербурге  театр-студию при оборонном предприятии «Кировский завод» и ЦК ВЛКСМ – «Двенадцать». Потом работал режиссером студии. Выпустил свой первый самостоятельный афишный спектакль «Крестины».[14]

Далее, в период перестройки и после нее, театры-студии Петербурга переживали те же неприятности, что и московские. Но, несмотря ни на что, эту форму организации творческого коллектива ожидал успех.

Театр-студия «Небольшой Драматический Театр» — (профессиональный государственный с 2009 года) был создан на базе выпускного актерско-режиссерского курса Царскосельского филиала СПб Государственной Академии Театрального Искусства «Интерстудио» под руководством Льва Борисовича Эренбурга. Официально театр зарегистрирован 1 сентября 1999 года. [15]

Информация о работе Театр-студии Москвы и Петербурга