Традиционный костюм периода античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - ознакомить с традиционным костюмом периода Античности (середина II тыс. до н. э. – III в. н. э.) Исходя из цели, ставятся следующие задачи:

Определить, что включает в себя понятие «костюм».
Выявить идеалы красоты Античного периода.
Пронаблюдать, как политические и экономические изменения в жизни общества влияют на изменение костюма.
Пронаблюдать, как изменения в костюме коснулись разные социальные слои общества.

Содержание

Введение стр. 2

Глава 1. Греческий костюм стр. 3

Глава 2. Римский костюм стр. 9

Заключение стр. 14

Список используемой литературы стр. 15

Работа содержит 1 файл

костюм античности (2).doc

— 92.00 Кб (Скачать)
ign="justify">     Обувь гречанок — сандалии различных форм, нарядные, из кожи ярких расцветок, украшенные золотом и серебром. 

     Одежда  ремесленников и рабов обычно состояла из грубого шерстяного хитона или набедренной повязки.

     Костюм  женщин бедных слоев общества по силуэту  и формам повторял костюм женщин знати, имел традиционные драпировки, но был  меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих декоративных украшений. Рабыни носили костюм своей родины. 

Глава 2.   РИМСКИЙ   КОСТЮМ

Как и  все римское искусство, римский  костюм находился под влиянием греческих  традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом  решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании  аналогичных по волокнистому составу  и цвету тканей.

Однако  римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи.

     Система одежды в Древнем Риме была разработана  очень подробно и детально. Официальную  одежду составляли тога, туника – у мужчин, стола; палла и инстита – у женщин. Все это представляло собой облачения из цельных кусков ткани, без швов, драпирующиеся. Именно такая особенность римлянами декларировалась как признак среднеземноморской культуры, городской цивилизации 

     Ткани, как и в Греции, изготовлялись  вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота.

     Цветовая гамма в римском костюме - яркая, красочная, основные цвета - пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

     Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию— круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.   

     Одежда  римлян разделялась на два разряда: верхняя и нижняя. Главной верхней  одеждой была тога. Тога – это  не только официальное, торжественное  облачение, обязательное для ношения  в определенных ситуациях. Тога –  это знак принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства, так как во времена Империи изгнанникам запрещали надевать ее; точно так же иностранец не имел права одеваться в тогу. С другой стороны, подвергался порицанию и гражданин, который вздумал бы нарядиться в иностранное платье.

       Впоследствии тогу продолжали  носить лишь высшие классы. Тога  была  обязательным костюмом в  театре, на общественных играх,  в суде, во время официальных  церемоний и при дворе.

     Растянутая  на плоскости тога имела вид ромба  с закругленными краями: таким  образом, она представляла собой овальный кусок материи. В длину она была по крайней мере в три раза больше человеческого роста, не считая головы; в ширину — на одну треть меньше. Первоначально тога довольно плотно облегала тело; позднее ее стали носить гораздо свободнее.

     Классическим, аристократически строгим было ношение  тоги без туники – чтобы правое плечо, правая сторона груди оказывались  открытыми.

     Тога, которую носили дети, была окаймлена  пурпурной полосой, отсюда название тога прэтекста. Тога мужчины, которую надевал юноша, достигнув совершеннолетия, была совсем белой и без каймы.

     Прэтекста была также отличительной одеждой  некоторых магистратов и жрецов.

     Пенула  представляла собой плащ без рукавов, который покрывал тело до колен; у  шеи в нем было сделано круглое отверстие, через которое и надевалась пенула. Она была открыта с обоих боков; но зашита спереди. Это была и мужская, и женская одежда, которую надевали иногда даже поверх тоги; ее делали, как правило, из шерстяной материи.

     Лацерна была немного похожа на греческую хламиду: это было продолговатое и открытое спереди одеяние, которое придерживалось застежкой на плече, а может быть, и на груди. Она была в большой моде во времена Империи. Лацерна часто бывала роскошно отделана. Иногда к ней, как и к пенуле, приделывался капюшон на случай ветра и дождя.

     Плащ  воина, называвшийся сначала трабея, а потом палудаментум и сагум, представлял собой точную копию  греческой хламиды. Во времена Республики палудаментум - всегда красного цвета - одевался только главнокомандующим во время войны; при въезде в Рим он снимал его. В эпоху Империи такой плащ стал отличительным знаком императорского достоинства.

     Главным нижним одеянием была туника. Она была легкой и удобной, и ее носили под  тогой в те времена, когда тога одевалась лишь при выходе из дома. Туника была похожа на греческий хитон и доходила до икр; но она стягивалась поясом в талии. Сначала она была без рукавов или с короткими рукавами; к концу второго века нашей эры стали носить туники с длинными рукавами. Иногда одевали две, три и даже четыре туники одна на другую.

       Туника у сенаторов –латиклавия - имела спереди и сзади широкую вертикальную пурпурную (или алую) полосу (от ворота до подола). Две узкие полоски, расположенные так же, украшали туники  принадлежавших  к высшим сословиям всадников – августиклавии. Тога, которую надевали на тунику, обычно делалась из тонкой и прозрачной материи, так что сквозь нее просвечивали пурпурные полосы туники, это были «стеклянные тоги», как их называли в шутку. Латиклавия меньше стягивалась поясом, чем обыкновенная туника; поэтому она более плавно ниспадала вдоль тела и пурпурная полоса шла непрерывной линией от плеча до самого низа.  

     Женщины также носили тунику: это была плотно облегавшая тело и доходившая до колен  рубашка без рукавов и без пояса. На уровне груди помещалась полоса тонкой и мягкой кожи, которая, как наш корсет, поддерживала грудь. На тунику набрасывалась стола – длинная, широкая туника, дважды перехваченная поясом – под грудью и ниже талии. Столу носили вместе с паллой. Палла – большой кусок ткани, окутывавший фигуру женщины почти полностью. Из-под паллы видна была лишь инстита – «оборка». Эту «оборку» составлял еще один кусок ткани, который был закреплен на теле нижним поясом столы. Взорам окружающих, таким образом, были открыты лишь лицо, кисти рук и пальцы ног женщины. Очертания фигуры скрадывались обилием глубоких и частых складок.

Лацерна, сагум являлись в той или иной мере накидками, просто плащами. Они  представляли собой куски ткани, чаще всего – окрашенные, их носили поверх тоги или туники. В эти куски ткани либо закутывались, либо закрепляли на плече аграфом. Различались они длиной, тканью (сагум, например, по форме был ближе к квадрату, ткань его была толстой и грубой – в отличие от лацерны).

      От  галлов и других северных народов римляне переняли обычай украшать свою одежду мехами. 

     Выходили  римляне обычно с непокрытой головой  или же довольствовались тем, что  приподымали тогу на голову. Тем  не менее у них существовали шапки (пилос и петас), которые использовались не только простонародьем, проводившим большую часть времени на работе под открытым небом, но и людьми из высшего общества. Вместо пилоса носили также капюшон, который прикреплялся к пенуле или же прямо набрасывался на плечи.

     Женщины не носили шляп; чтобы прикрыть голову, они подымали свою паллу, как это делали мужчины с тогой.

     Самым лучшим прикрытием им служило покрывало, укрепленное на голове и ниспадавшее  складками на затылок и спину. Митра представляла собой кусок  материи, покрывавшей голову в виде чепчика; она обычно доходила лишь до половины черепа и оставляла спереди открытыми грациозно уложенные волосы. Наконец, римлянки использовали также и головные сетки. 

     Римские мужчины придавали своей внешности  столь же большое значение, как  и женщины. Они обычно носили короткие волосы, начесанные на лоб или завитые. Они преимущественно брили лицо, однако во времена правления императора Адриана (117 – 138 гг н. э.)  в моду вошли бороды.

     И мужчины, и женщины носили украшения, особенно кольца. Богатые люди носили кольца из золота или серебра. Изумруды, жемчуг и янтарь так же использовались в кольцах. Менее богатые носили кольца из бронзы. Большинству богатых женщин хотелось выглядеть бледными – ведь загорелой кожа была лишь у женщин, которым приходилось работать под открытым небом. Потому в кожу лица втирали мел – или даже ядовитый порошок, изготавливающийся из белого свинца. Губная помада и румяна делались из красной охры или осадка красного вина. Тени для глаз изготавливались из золы и шафрана. Женщины завивали волосы, заплетали их в косы или закалывали в пучок по последней моде. Накладные волосы и парики были всегда популярны у богатых римлянок: невеста надевала на свою свадьбу по меньшей мере шесть накладок из искусственных волос. Локоны из черных волос импортировали из Азии, тогда как светлые или рыжие волосы привозились из Северной Европы. 

     Кальцеем  называлась обувь довольно высокая  и закрытая, вроде наших башмаков или ботинок. Вместе с тогой она  составляла национальный костюм гражданина, который он надевал, отправляясь в город. Показаться в обществе обутым иначе считалось таким же неприличием, как, например, у нас выйти на улицу в домашних туфлях. Кальцей надевали также и женщины, выходя из дому, так как эта обувь была общей для обоих полов.

     Дух иерархического подчинения, которым было пронизано римское общество, отражался также и на обуви: форма, высота и цвет кальцея изменялись сообразно общественному положению человека. Так, кальцей сенаторов представлял собой очень высокую обувь, доходившую до середины ноги. Она была сделана из черной мягкой кожи, которую римляне называли алута, так как ее приготовляли при помощи квасцов. Сенаторский башмак имел четыре ремешка.

     Люди, принадлежавшие к старинной знати, прикрепляли к башмаку на самом  подъеме полумесяц из слоновой кости, который служил для завязывания.  Их кальцея была красного цвета.

     Статуи  очень часто изображают римскую  даму в закрытой обуви — это  так называемый женский полуботинок, род башмака из тонкой кожи самых  разнообразных цветов: эти башмаки  были красные, светло-желтые, чаще же всего белые.

     Солея и крепида представляют собой  сандалии, т. е. подошвы из толстой  кожи, иногда с небольшим возвышением  сзади для защиты пятки; они различались  между собой, по-видимому, тем, что  ремни солеи покрывали лишь ступню, а ремни крепиды поднимались выше лодыжки.

     Перон — грубая кожаная обувь, употреблявшаяся  главным образом крестьянами.

     Наконец, калига представляла собой обувь  воина. Она состояла из толстой подошвы, густо утыканной острыми гвоздями; к подошве пришивался кусок кожи, вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки вокруг пятки и ступни: пальцы оставались открытыми. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Таким образом, костюм -это не просто совокупность элементов одежды, но законченный образ человека, его силуэт, прическа, макияж, украшения, головной убор, обувь, дополнительные элементы (сумочка, зонт). В любом костюме всегда зашифрован интересный рассказ, полный особенностей идеалов данного времени.

     Идеал человеческого тела Античного периода  совпадает с идеалами современности  – сейчас тоже в моде быть стройным, подтянутым, спортивным; может только акцент сдвинулся на женскую половину, в отличие от античной мужской.

     По  изменениям в костюме можно наблюдать, какие политические и экономические процессы происходи в данной эпохе. С развитием экономики, при расширении территории государства внешний вид подданных становился «богаче», изысканней, костюм усложнялся. Завоеванные народы привносили свой колорит в одежду римлян и греков.

     Но, с другой стороны, такие заключения можно сделать только по одежде состоятельной части общества, люди бедных сословий, тем более рабы, не могли позволить себе следить за модой, обходились тем, что есть, поэтому их одежда практически не менялась со временем.

       Историки и антропологи среди всяких областей быта тех или иных народов не случайно изучают одежду. Как очевидно, одежда античных времен - не менее ценный источник сведений о народе, чем, скажем, его письменность или архитектура. 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Вейс Герман. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Классическая древность (до IV в.) Т.1 – М.: Издательство Эксмо – Пресс, 2000 г.

2. Кнаббе  Г.С. Древний Рим – история  и повседневность. М., 1986 г.

Информация о работе Традиционный костюм периода античности